Балласт в строительстве это

ГОСТ 7394-85 Балласт гравийный и гравийно-песчаный для железнодорожного пути. Технические условия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БАЛЛАСТ ГРАВИЙНЫЙ
И ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНЫЙ
ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

Министерством путей сообщения

Министерством промышленности строительных материалов СССР

А. П. Леманский, канд. техн. наук (руководитель темы); Н. Д. Лизунова; Ю. В. Лукьянов; М. Л. Нисневич, д-р техн. наук; Н. С. Левкова, канд. техн. наук; Б. А. Евдокимов, канд. техн. наук; Л. А. Андреева; В. И. Новаторов; В. А. Богословский

ВНЕСЕН Министерством путей сообщения

Зам. министра Б. А. Морозов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 8 апреля 1985 г. № 46

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Балласт гравийный и гравийно-песчаный
для железнодорожного пути

Gravel and sandy-gravel ballast for railway track.

Взамен
ГОСТ 7394-77

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 8 апреля 1985 г. № 46 срок введения установлен

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на гравийный и гравийно-песчаный балласт, который является природной песчано-гравийной смесью, образовавшейся в результате естественного разрушения горных пород, и используемый в качестве балластного слоя железнодорожного пути общего пользования, а также дорог предприятий и организаций.

Гравийный балласт должен применяться на приемо-отправочных и других станционных путях, а также в качестве подушки под щебеночный и асбестовый балласты; гравийно-песчаный — на малодеятельных станционных, подъездных и соединительных путях и в качестве подушки под все виды балластов.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Гравийный и гравийно-песчаный балласт должен выпускаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. В зависимости от зернового состава природной песчано-гравийной смеси балласт подразделяется на следующие виды:

1.3. Гравийный и гравийно-песчаный балласт должен характеризоваться следующими показателями:

содержанием кварцевых зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород;

содержанием зерен слабых пород;

содержанием пылевидных и глинистых частиц.

1.4. Зерновой состав гравийного и гравийно-песчаного балласта должен соответствовать требованиям, указанным в табл. 1.

Размер отверстий сит, мм

Полные остатки на ситах, % по массе, в балласте

Проход через сито 0,16 мм, %:

в том числе пылевидных и глинистых частиц

1.5. Содержание кварцевых зерен и зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород в песчаной части балласта (фракции размером менее 5 мм) должно составлять не менее 50 % массы зерен размером от 0,16 до 5 мм.

1.6. Содержание зерен слабых горных пород в гравийной части балласта не должно превышать 10 % массы зерен размером более 5 мм. К зернам слабых горных пород относят зерна с пределом прочности при сжатии в насыщенном водой состоянии менее 20 МПа (200 кгс/см 2 ).

1.7. Гравий и гравийно-песчаную смесь в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф применяют:

в пределах территорий населенных пунктов и зон перспективной застройки при Аэфф свыше 370 Бк/кг до 740 Бк/кг;

вне населенных пунктов при Аэфф свыше 740 Бк/кг до 1500 Бк/кг.

При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государства, величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов может быть изменена в пределах норм, указанных выше.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

2.1. Поставку и приемку балласта производят партиями. Партией считают количество балласта, одновременно отгружаемого одному потребителю в одном железнодорожном составе.

При транспортировании балласта автомобильным транспортом партией считают количество балласта, отгружаемого одному потребителю в течение суток.

2.2. Количество поставляемого балласта определяют по объему посредством обмера его в вагонах, автомобилях и других транспортных средствах на месте погрузки. При контрольных замерах балласта на месте выгрузки его объем пересчитывают с учетом коэффициента уплотнения при транспортировании, устанавливаемого, по согласованию изготовителя с потребителем, в зависимости от дальности перевозки. Коэффициент уплотнения принимают не более 1,20 для гравийного и 1,15 для песчаного балласта.

Количество поставляемого балласта может быть определено в весовых единицах путем пересчета объема материала по его насыпной плотности. Насыпную плотность балласта определяют по ГОСТ 8269.0-97 или по ГОСТ 8735-88.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2.3. Приемочный контроль качества балласта на предприятии (карьере) — изготовителе проводят в его лаборатории в сроки, указанные в табл. 2.

Срок проведения испытания

Минимальная масса пробы балласта для проведения одного испытания, кг

Определение зернового состава и содержания частиц размером менее 0,16 мм

Определение содержания пылевидных и глинистых частиц отмучиванием

Один раз в квартал и в каждом случае изменения геологических условий забоя

Определение содержания зерен слабых пород в гравийной части балласта

Один раз в год и в каждом случае изменения геологических условий забоя

Определение содержания кварцевых зерен и зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород в песчаной части балласта

При геологоразведочных работах

Определение суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов

Один раз в год и в каждом случае изменения геологических условий

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2.4. Для приемочного контроля качества балласта в карьере отбирают точечные пробы из борозды, проведенной в стенке забоя вертикально от бровки забоя до его основания. Сечение борозды — 10 ´ 20 или 15 ´ 20 см в зависимости от крупности материала. В борозде отбирается 5 точечных проб равномерно по высоте забоя от бровки до его подошвы. Отобранные из борозды точечные пробы объединяют в среднюю пробу и хорошо перемешивают. Средняя проба должна быть не менее чем в четыре раза превышать массу, указанную в табл. 2.

При определении качества балласта, добытого и уложенного способом гидромеханизации, карту намыва разделяют в плане на однородные по крупности и по условиям намыва зоны объемом не более 500 м 3 каждая. От каждой зоны отбирают не менее пяти точечных проб из разных мест. Масса точечной пробы должна быть не менее 50 кг.

Качество балласта оценивают для каждой зоны отдельно по результатам испытания отобранной от нее средней пробы.

Среднюю пробу балласта перед отправкой в лабораторию сокращают до массы, примерно в 2 раза превышающей указанную в табл. 2. Сокращение средней пробы производят методом квартования по ГОСТ 8735-88.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2.5. Потребитель проводит контрольную проверку соответствия отгружаемого балласта требованиям настоящего стандарта, соблюдая при этом приведенный ниже порядок:

для испытаний балласта проводят отбор точечных проб, из которых путем объединения получают контрольную пробу;

при контрольной проверке качества балласта, поставляемого железнодорожным транспортом, точечные пробы отбирают при размере партии до трех вагонов из каждого вагона, при большем размере партии — из любых трех вагонов. Каждую точечную пробу отбирают из пяти разных мест вагона (в четырех углах и в центре);

при контрольной проверке качества балласта, поставляемого автомобильным транспортом, от каждой партии объемом не более 350 м 3 отбирают точечные пробы не менее чем из пяти автомобилей. Каждую точечную пробу отбирают в центре кузова автомобиля.

Масса контрольной пробы, отбираемой для проверки партии, должна быть не менее чем в 5 раз превышать суммарную массу проб для испытаний, указанных в табл. 2.

Сокращение проб до размера, требуемого для испытаний, производят методом квартования или с помощью желобчатого делителя по методике, приведенной в ГОСТ 8269.0-97.

В качестве результата принимают среднее арифметическое значение параллельных испытаний, предусмотренных для соответствующего метода. Зерновой состав оценивают по средним значениям результатов трех параллельных испытаний.

При неудовлетворительных результатах испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторное испытание. Результат повторного испытания является окончательным.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Испытания балласта для определения зернового состава и содержания в нем частиц размером менее 0,16 мм, содержания зерен слабых пород, пылевидных и глинистых частиц проводят по ГОСТ 8269.0-97.

Пробы при определении зернового состава балласта просеивают на ситах с отверстиями размером 0,16; 0,63; 5,0; 25,0; 60,0 мм, содержание зерен размерами более 100 мм определяют с помощью кольца-калибратора диаметром 100 мм.

Определение количества пылевидных и глинистых частиц в балласте производят методом отмучивания.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.2. Содержание кварцевых зерен и зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород определяют по ГОСТ 8735-88.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.3. Суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов определяют гамма-спектрометрическим методом по ГОСТ 30108-94. При этом в гравийно-песчаном балласте испытания проводят отдельно для гравийной и песчаной составляющих. За результат принимают средневзвешенное значение Аэфф, определяемое по формуле:

, (1)

где и — значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов соответственно в гравийной и песчаной составляющих балласта, Бк/кг;

а 1 , а2 — содержание в смеси гравия и песка соответственной, % по массе.

(Введен дополнительно. Изм. № 1).

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Каждая партия отгружаемого балласта должна сопровождаться документом о качестве, в котором указывают:

номер и дату выдачи паспорта;

наименование карьера-поставщика и его адрес;

наименование получателя и его адрес;

номера вагонов, накладных и количество отгружаемого балласта;

вид балласта (гравийный или гравийно-песчаный);

содержание зерен слабых пород;

содержание кварцевых зерен и зерен прочных изверженных и метаморфических пород;

содержание пылевидных и глинистых частиц;

номер настоящего стандарта;

суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.2. Балласт транспортируют в открытых железнодорожных вагонах, а также в автомобилях в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами перевозки грузов соответствующим видом транспорта.

При перевозке железнодорожным транспортом должно быть обеспечено выполнение Технических условий погрузки и крепления грузов, утвержденных Министерством путей сообщения.

4.3. При перевозке должны соблюдаться меры, обеспечивающие предохранение балласта от загрязнения.

4.4. Гравийный и гравийно-песчаный балласт транспортируют и хранят в условиях, предохраняющих их от загрязнения.

Источник

Балласт в строительстве это

Балласт заполняет пространство между нижней постелью шпал или других рельсовых опор и основной площадкой земляного полотна, а также за торцами шпал, в шпальных ящиках. На железных дорогах общего пользования с грунтовым земляным полотном (более 99% протяжения пути) верхнее строение пути с балластным слоем является единственной конструкцией, применяемой как по техническим, так и экономическим показателям. Балласт — один из важнейших элементов верхнего строения железнодорожного пути. Он обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость пути под воздействием поездных нагрузок и изменяющихся температур. От конструкции и качества балластного слоя зависят общее состояние железнодорожного пути, уровень допускаемых скоростей движения поездов, сроки службы всех элементов верхнего строения пути (рельсов, скреплений, шпал), затраты на текущее содержание пути и вся система его ремонтов.

Требования

Балластный слой должен:

  • воспринимать давление от шпал (брусьев на стрелочных переводах) и распределять его практически равномерно на возможно большую площадь земляного полотна
  • обеспечивать стабильное проектное положение рельсошпальной решетки в процессе эксплуатации
  • обеспечивать возможность выправки пути в профиле и плане за счет балластного слоя (подбивкой, рихтовкой) для компенсации неизбежных остаточных деформаций
  • быстро отводить воду из балластной призмы и с основной площадки земляного полотна, препятствовать переувлажнению и пересыханию верхнего слоя грунта земляного полотна, потере им несущей способности (весной) и пучению (зимой)
  • участвовать в формировании оптимальной упругости подрельсного основания, особенно при железобетонных шпалах
  • иметь низкую электропроводность, обеспечивающую нормальную работу рельсовых цепей автоблокировки вне зависимости от погодных условий

Балластные материалы

К балластным материалам предъявляются различные, порой противоречивые требования:

  • быть твердым и прочным (износостойкость) и одновременно упругим (амортизационная способность)
  • быть достаточно крупным (стабильность положения рельсошпальной решетки) и одновременно мелким (ровная опорная поверхность под шпалами)
  • иметь зерна формы, близкой к кубической (улучшается износостойкость зерен и распределяющая способность призмы, но одновременно снижается ее общая несущая способность: призма «расползается» под нагрузкой)
  • содержать зерна вытянутой формы (лещадные или игловатые), прошивающие и расклинивающие балластный слой (повышается устойчивость призмы), но одновременно имеющие повышенную ломкость под нагрузкой (растут осадки)

К балластным материалам относятся:

  • щебень, получаемый при дроблении горных пород
  • отходы асбестового производства, представляющие собой мелкие фракции раздробленных пород с небольшим содержанием свободных волокон несортового хризотил-асбеста
  • галечно-гравийно-песчаная смесь, образующаяся в результате естественного разрушения горных пород
  • крупно- или среднезернистый песок

На щебеночный и асбестовый балласт укладываются главные пути, стрелочные горловины и отдельные стрелочные переводы, приёмо-отправочные пути, по которым предусмотрен безостановочный пропуск поездов, пути на горбах горок и горочные стрелочные переводы, а также некоторые деповские пути. Щебёночный балласт при эксплуатации засоряется и требует периодической очистки. Асбестовый балласт хорошо стабилизируется при движении поездов, сохраняя форму балластной призмы. При смачивании дождём на поверхности этого балласта образуется корочка, препятствующая проникновению засорителей и способствующая стеканию воды. Поэтому такой балласт находит всё более широкое применение, прежде всего на сильно засоряемых участках. Гравийный и песчано-гравийный балласт используется на малодеятельных участках (грузонапряжённость до 25 млн. тонно-километров в год). В качестве балласта иногда применяют различные местные материалы, например ракушечник или металлургический шлак (главным образом на подъездных путях заводов).

Механизация работ

При проведении путевых работ по строительству, ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути применяются следующие путевые машины:

  • Щебнеочистительная машина — для очистки балласта
  • Электробалластёр — для дозирования балласта
  • Тракторный дозировщик — для дозирования балласта, планировки балластной призмы, а также для вырезки балластного слоя
  • Шпалоподбивочная машина — для подачи балласта под шпалы и его уплотнения
  • Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина и Выправочно-подбивочно-отделочная машина — для уплотнения (подбивки) балласта
  • Балластоуплотнительная машина — для уплотнения балласта
  • Балластораспределительная машина — перераспределяет балласт, засыпает пустоты, образующиеся при перемещении балласта, а также удаляет лишний балласт с рельсо-шпальной решётки

Литература

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М .: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 34. — ISBN 5-85270-115-7
  • Железнодорожный путь / Т. Г. Яковлева, Н. И. Карпущенко, С. И. Клинов, Н. Н. Путря, М. П. Смирнов; Под ред. Т. Г. Яковлевой. —М.: Транспорт. 1999. 405 с. — ISBN 5-277-02079-9.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Балласт (путевое хозяйство)» в других словарях:

Балласт — У этого термина существуют и другие значения см. Балласт (электротехника). Балласт в технике, механике, снаряжении это дополнительный постоянно закреплённый или временно погруженный (принятый) груз с целью добиться результатов по… … Википедия

Асбестовый балласт — балласт для верхней части строения железнодорожного пути (балластной призмы). Содержание 1 Общая характеристика 2 Применение 3 … Википедия

Гравийный балласт — и Песчано гравийный балласт балласт для верхней части строения пути (балластной призмы). Содержание 1 Классификация 2 Применение … Википедия

Щебёночный балласт — Щебеночный балласт балласт для верхней части строения пути (балластной призмы). Содержание … Википедия

Бесстыковой путь — (или Бархатный) условное наименование железнодорожного пути, расстояние между рельсовыми стыками которого знач … Википедия

Балластная призма — элемент верхнего строения пути из балласта, укладываемого на земляное полотно для стабилизации рельсо шпальной решётки при воздействии динамических нагрузок от подвижного состава. Устройство Балластные призмы Конструкция балластной призмы может… … Википедия

Земляное полотно — ж.д. комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно… … Википедия

Рельсовые скрепления — ‎ Пан … Википедия

Пандрол — 350 … Википедия

Пандрол-350 — Пандрол 350 … Википедия

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Балкон на 1 этаже методика строительства
  • Балкон в коттеджах фото строительства
  • Балки для строительства дома
  • Балки для каркасного строительства
  • Балка над воротами при строительстве гаража