Безрельсовый транспорт в строительстве

Безрельсовый транспорт в строительстве

Горизонтальный транспорт на строительстве разделяется на внешний, доставляющий грузы строительного назначения с мест отправления, находящихся вне строительной площадки, и внутри построечный, предназначенный для транспортных операций в пределах строительной площадки (доставки и перемещения строительных материалов, элементов конструкций и оборудования с карьеров, производственных предприятий и складов строительства).

Трудоемкость и стоимость транспортирования строительных грузов весьма значительны. В гидротехническом строительстве на транспортных операциях занято до 20% рабочих от общего» их количества на основных работах.

Особенностями внутрилостроечного транспорта в гидротехническом строительстве являются:
а) большой объем перемещений грунта, заполнителей и бетонной смеси;
б) разноообразие видов транспорта на протяжении строительства;
в) относительно короткие расстояния перевозок и высокая грузонапряженность.
Внутрипостроечный транспорт характеризуется, как правило, малыми перегонами — от нескольких метров до нескольких километров (обычно не более 4—5 км). В то же время грузонапряженность транспорта в большинстве случаев очень высока и достигает максимальных значений.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

На строительстве приходится не только сочетать различные виды транспорта между собой, но и согласовывать его с производительностью и мощностью обслуживаемого парка строительных машин. Поэтому внутрипостроечный транспорт на земляных, бетонных и других строительных работах представляет собой одно из важных звеньев производственного процесса и должен быть строго подчинен режиму и ритму работы ведущих строительных машин.

Количество транспортных средств определяется исходя из среднего суточного грузооборота с поправкой на неравномервость, которая обычно учитывается коэффициентом неравномерности в пределах 1,15—1,5.

Внутрипостроечный горизонтальный транспорт разделяется на:
1) рельсовый—железные дороги нормальной (широкой) колеи (1524 мм) или узкой (750, иногда 1000 и 600 мм);
2) безрельсовый — автомобили бортовые и самосвалы, автотягачи с прищепами, специальные автомобили (цементовозы, цистерны, лесовозы и пр.), гусеничные и колесные (на пневмо-шинах) тракторы с прицепами;
3) специальный — канатные дороги (подвесные и рельсовые), ленточные конвейеры, гидротранспорт, пневмотранспорт и др.;
4) водный.

Наибольшее распространение в гидротехническом строительстве имеет безрельсовый транспорт — автомобильный и тракторный. Основными качествами автомобиля являются высокая скорость и маневренность, малый радиус поворота и способность преодолевать сравнительно крутые подъемы при значительной грузоподъемности. Автомобили являются наиболее гибким видом транспорта, выработка которого на 100 тыс. руб. строительно-монтажных работ достигает на строительстве ряда гидроэлектростанций 40 тыс. т, а стоимость выполненных работ составляет 10—15% общей стоимости строительства.

Гусеничные тракторы являются наиболее надежным видом транспорта в тяжелых дорожных условиях; они обладают значительным тяговым усилием на крюке и высокой проходимостью благодаря хорошему сцеплению ходовой части (гусениц) с грунтом и малому удельному давлению на грунт. Однако гусеничные тракторы имеют малую скорость (обычно до 12 км/ч) и поэтому применяются для перевозок на короткие расстояния, когда тихоходность мало сказывается на производительности и стоимости работ.

Недостатком автотракторного транспорта является его высокая первоначальная стоимость, а также более высокая стоимость обслуживания и ремонта по сравнению с другими видами транспорта. Кроме того, автотранспорт требует наличия хороших дорог.

Перспективными являются мощные тракторы-тягачи на пневмоколесах с бескамерными баллонами низкого давления, с двигателями мощностью до 1100 кет (1500 л. с.) и более. Они широко распространены в зарубежной практике, применяютя (как тягачи автопоезда, заменяющего примерно 60 грузовых автомашин, и обладают высокой проходимостью.

Железнодорожный транспорт в современном строительстве применяется главным образом для связи строительных площадок с общей сетью железных дорог, доставки к крупным объектам строительства больших количеств нерудных материалов и транспортирования больших масс грунта. Железнодорожный транспорт наиболее производителен, дешев, надежен и не зависит от метеорологических условий. Однако применение железнодорожного транспорта ограничивается минимальной дальностью перевозок — порядка 4—5 км. При меньшем расстоянии железнодорожные перевозки становятся дороже автомобильных.

Однако значение рельсового транспорта в современном строительстве в значительной мере уже утрачено, и в дальнейшем его роль будет еще более ограничиваться за счет вытеснения более прогрессивным безрельсовым транспортом.

Канатный транспорт (подвесные канатные дороги) применяется «а расстояниях от нескольких сот метров до нескольких километров преимущественно для доставки заполнителей с карьеров на строительную площадку или со складов на бетонные заводы. Большегрузные канатные дорога могут успешно применяться и для доставки армоконструкций, лесных и других материалов, готовых сборных железобетонных элементов весом до 10 т и для отсыпки каменных банкетов земляных плотин.

Ленточные конвейеры как внутрипостроечный транспорт в гидротехническом строительстве применяют главным образом для транспортирования грунта, заполнителей бетона и бетонной смеси, а также на отвальных местах работ в комплексе с мощными погрузочными экскаваторами. Длина конвейерных агрегатов может достигать нескольких десятков километров.

Пневматический транспорт широко применяют для транспортирования порошкообразных материалов и особенно цемента.

Гидравлический транспорт как самостоятельный вид внутри-построечного транспорта применяется очень редко. Обычно гидротранспортирование совмещается с добычей нерудных материалов, намывом земляных плотин, подводной разработкой котлованов и т. п.

Выбор транспорта производится в соответствии с объемом строительных работ, дальностью перемещения грузов, плановыми сроками перевозок и местными условиями (рельефам местности, состоянием дорог и т. д.). Для выбора наиболее экономичного вида транспорта необходимо подсчитать стоимость перевозок по нескольким вариантам и сопоставить полученные данные. Расходы, связанные с использованием транспорта, состоят из единовременных затрат, эксплуатационных расходов и затрат на погрузочно-разгрузочные работы, учитываемых отдельно.

К единовременным затратам относится стоимость транспортных средств, расходы по устройству дорог и погрузочно-разгрузочных сооружений (эстакад, платформ, складских площадок, гаражей и т. п.); к эксплуатационным — расходы на содержание и ремонт дорог и транспортных сооружений, стоимость энергии, топлива, воды, смазочных и обтирочных материалов, перевозочных средств; заработная плата обслуживающего персонала и т. д.

Эксплуатационные затраты начисляются по сметам, составляемым на определенный период эксплуатации данного вида транспорта.

Источник

Транспорт в строительстве, его особенности. Строительные грузы, их транспортабельность. Виды и классификация транспорта в строительстве

Под транспортом в строительстве понимают перемещение строительных грузов от места их изготовления или добычи до строительной площадки и далее к месту укладки или установки.

Особенностями транспорта в строительстве являются необходимость перемещения значительного количества грузов в сравнительно короткие сроки и на дальние расстояния. Поэтому от правильной организации работы транспорта в строительстве могут в значительной степени зависеть технико-экономические показатели последнего.

К строительным грузам относятся: навалочные (грунты, щебень, гравий, песок и др.); порошкообразные (цемент, известь, гипс и др.); мелкоштучные (кирпич, рулонные материалы и др.); вязкопластичные (растворные и бетонные смеси и др.); жидкообразные; длинномерные и др.

Непременным условием эффективности перевозки грузов является обеспечение их первоначального качества. Поэтому, при выборе транспортных средств и маршрутов перевозок должна учитываться степень транспортабельности данного груза. Транспортабельностью называют способность груза в процессе перевозки сохранять свое первоначальное качество. Так, например, бетонные и растворные смеси при перевозке подвержены расслаиванию, потере пластичности, выплескиванию, а в зимних условиях замораживанию. Поэтому, для их перевозки необходимо использовать специализированный технологический транспорт, например, автобетоносмесители, бетоновозы, растворовозы и др. При этом пребывание транспортных средств в пути должно быть ограничено по времени, исключающим схватывание смесей.

Рис. 2.1 Автобетоновоз

По своему назначению транспорт подразделяют на внешний и внутрипостроечный. К первому относятся перевозки строительных грузов, поступающих на строительную площадку извне, по путям общего пользования, ко второму — перемещения грузов внутри строительной площадки.

Для строительства используются различные виды транспорта: рельсовый (железнодорожный), безрельсовый (автомобильный, тракторный), водный, воздушный, специальный (трубопроводный, канатные подвесные дороги, конвейерный). Водный транспорт наиболее дешевый, однако по условиям размещения строительной площадки не всегда может быть применим.

Железнодорожный транспорт широкой колеи, автомобильный и водный чаще всего используются как внешние виды транспорта для перевозки грузов на значительные расстояния. Автомобильный транспорт получил наибольшее распространение в строительстве, так как обладает рядом достоинств, например, высокой мобильностью и маневренностью, сравнительной простотой управления и др. Воздушный транспорт (вертолеты, самолеты) используются сравнительно редко из-за дороговизны.

Железнодорожный транспорт узкой колеи, автомобильный и тракторный, а также специальные используются как внутрипостроечный транспорт. Трубопроводный транспорт часто используется для перемещения растворных и бетонных смесей с помощью бетононасосов, растворонасосов и пневмонагнетателей.

Рис. 2.2 Автобетононасос

Помимо специализированных видов транспорта (с использованием одного вида транспорта) в строительстве широко применяются смешанные виды транспорта: автомобильно-железнодорожный, железнодорожно-водный и др.

Рельсовый транспорт.

Железнодорожный транспорт может быть широкой и узкой колеи, Первый используется как внешний вид транспорта, второй — как внутрипостроечный.

Рельсовые дороги разделяются на дороги широкой колеи (расстояние между внутренними гранями головок рельсов — 1524 мм) и узкой колеи (750 мм). При большой интенсивности движения устраивают двухпутные дороги, при малой — однопутные. По сроку службы железнодорожные пути бывают постоянные и временные. Последние рассчитываются обычно на период строительства.

Железные дороги состоят из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение включает земляное полотно в насыпи или выемке, верхнее — балластный слой, шпалы и рельсы (с креплениями).

Средствами тяги в железнодорожном транспорте являются электровозы, тепловозы и мотовозы.

В качестве прицепных средств используют крытые вагоны, открытые полувагоны и платформы а также вагоны специального назначения. Крытые вагоны предназначены для перевозки извести, теплоизоляционных материалов, изделий и полуфабрикатов, требующих закрытого хранения. Крытые вагоны бывают двух- и четырехосные грузоподъемностью до 60 т. Полувагоны могут иметь различные конструкции: гондола (саморазгружающийся полувагон с открывающимися на дне поворотными люками, позволяющими высыпать груз на обе стороны пути), хоппер (саморазгружающийся полувагон для сыпучих грузов с открытым сверху кузовом в виде бункера с наклонными торцевыми стенками; разгружается через люки, расположенные в днище кузова), думпкар (полувагон с автоматически опрокидывающимся набок кузовом). Грузоподъемность полувагонов до 100 т. Предназначаются для перевозки навалочных и длинномерных грузов. Платформы используются для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих материалов, допускающих, как и полувагоны, открытое хранение. Их грузоподъемность — до 120 т. Трейлеры — многоосные платформы повышенной грузоподъемности. Специальные вагоны используются для перевозки цемента, битума, гидроизоляционных эмульсий и других материалов.

а)

б)

в)

г)

д)

Рис 2.3 Типы вагонов а) вагон-хопёр для перевозки сыпучих материалов; б) крытый вагон для перевозки холоднокатаной стали в рулонных; в) четырёхосный полувагон; г) четырёхосная платформа для перевозки крупногабаритных контейнеров; д) думкар

Прицепными средствами железных дорог узкой колеи являются платформы, полувагоны и крытые вагоны грузоподъемностью до 25 т, а также вагонетки с опрокидывающимися кузовами грузоподъемностью до 8 т.

Безрельсовый транспорт

Автомобильный транспорт является наиболее распространенным, благодаря своим достоинствам (см. выше).

Автомобильные дороги, как и рельсовые, имеют нижнее и верхнее строение. Нижнее строение имеет те же части, что и рельсовые дороги. Верхнее строение состоит из дренирующих подстилающих слоев и дорожных покрытий разного типа (бетон, асфальт, каменная мостовая и др.). Автомобильные дороги бывают постоянные и временные. Временные дороги обычно имеют покрытия из гравия. Щебня или шлака с обработкой или без обработки вяжущим. Целесообразно, особенно при больших грузопотоках, их устраивать их сборных железобетонных плит, которые по окончании строительства могут быть использованы на другом объекте.

В качестве автомобильного транспорта используют одиночные автомобили и автопоезда. К одиночным автомобилям относятся: бортовые грузовые, автосамосвалы и специальные автомобили. Бортовые грузовые автомобили предназначены для перевозки штучных материалов, материалов в упаковке, а также полуфабрикатов, строительных изделий и т.п. Их грузоподъемность — до 30 т, мощность двигателей — до 300 кВт.

Автосамосвалы выпускаются с металлическими кузовами грузоподъемностью до 75 т при мощности двигателей до 700 кВт. Они используются для перевозки навалочных грузов, бетонных и растворных смесей и особенно широко для транспортирования грунта.

Рис. 2.4 Автосамосвал

Специальные автомобили применяют для перевозки сыпучих материалов, требующих закрытого хранения, битумов и жидкостей. Они бывают чаще всего типа цистерн.

Рис 2.5 Автоцементовоз

Автопоезда могут быть двух типов: автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и одного или нескольких не отцепных (в процессе работы) прицепов; автопоезд, состоящий из седельного автомобиля-тягача и нескольких полуприцепов. В последнем случае автомобиль оборудован седельно-поворотным устройством, на которое опирается полуприцеп. При этом, вес груза распределяется на оси автомобиля и полуприцепа. Важным преимуществом таких автопоездов является их компактность и маневренность.

В зависимости от характера обслуживания различают автотранспорт общетранспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда 1 типа) и специализированный (для основных категорий строительных грузов — растворовозы, бетоновозы, автобетоносмесители, цементовозы и др.).

В особую группу специализированного транспорта можно выделить автотранспортные средства для перевозки крупногабаритных железобетонных конструкций. Для этого используют полуприцепы-платформы для перевозки в проектном положении стеновых и других панелей; полуприцепы-фермовозы, полуприцепы-сантехкабиновозы.

Принципы организации работы автомобильного транспорта. Схемы автотранспортных перевозок. Организация работы автотранспорта должна обеспечивать его наиболее экономичное использование. Экономичность работы транспорта зависит от величины грузопотока, характера груза, расстояний перевозок, качества дорог и ряда других технических и организационных факторов.

При выборе вида транспорта основным экономическим показателем является себестоимость перевозки 1 т груза:

(16)

где Сэс = себестоимость эксплуатации транспортных сооружений (временных постоянных дорог) за расчетный период, отнесенная к среднегодовому грузопотоку; Спр себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, отнесенная к одной тонне груза; Сэт себестоимость эксплуатации транспортных средств, отнесенная к сменному грузопотоку.

Система централизованных перевозок — такая организация работы автотранспорта, при которой последний сосредоточен в крупных специализированных автотранспортных хозяйствах и перевозка массовых грузов (кирпича, цемента, леса и т.п.) ведется по заявкам грузоотправителей с обеспечением экспедиционных работ автотранспортными организациями. При этом расчеты за услуги также производятся в централизованном порядке. Главным преимуществом этой системы является более рациональное использование автотранспорта за счет сокращения холостых пробегов и снижения простоев на погрузочно-разгрузочных операциях.

В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок: маятниковую и челночную. При маятниковой схеме применяются одиночные автомобили и автопоезда 1 типа (с не отцепными звеньями). При этом тягачи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств. Эта схема эффективна при наличии приобъектных складов или при массовом строительстве сооружений, состоящих из одинаковых конструктивных элементов.

Рис. 2.7 Графики движения транспортных машин

а – по маятниковой схеме; б – по челночной схеме; 1 – тягача; 2-4 полуприцепов

При челночной схеме один седельный тягач работает последовательно с двумя или более полуприцепами. Наибольшее распространение получила схема работы седельного тягача с тремя полуприцепами, из которых один находится под погрузкой (например, на заводе железобетонных изделий), другой — под разгрузкой на строительной площадке, а третий — в пути с тягачом.

Основные показатели работы автотранспорта. Выбор автотранспортных средств. Определение производительности автотранспорта. Основными показателями работы автотранспорта являются:

1) себестоимость перевозки 1 т груза (16);

2) коэффициент использования по грузоподъемности:

, (18)

где Рф -масса перевезенного груза,т; q- грузоподъемность транспортной единицы, т; п — число рейсов;

3) интенсивность перевозок грузов характеризуется понятиями: грузооборот и грузопоток. Грузооборот -общая интенсивность перевозки грузов (т) со склада на объект или с объекта на объект за определенный промежуток времени. Грузопоток — интенсивность перевозки грузов (т) по определенному участку пути в единицу времени;

4) сменная производительность автотранспортной единицы (одиночного автомобиля или автопоезда):

(19)

где -фактическое количество часов работы транспортной единицы (без учета времени, затрачиваемого на выезд и возвращения в гараж); -время транспортного цикла, ч; q — грузоподъемность транспортной единицы, т; коэффициент использования транспортной единицы по грузоподъемности.

Время транспортного цикла при маятниковой схеме, т:

, (20)

где — время разгрузки транспортной единицы, ч; — время погрузки транспортной единицы, ч; — время маневрирования транспортной единицы при установке под погрузку и разгрузку, ч; l — расстояние перевозок, км; -средняя скорость движения автотранспортной единицы, км /ч.

Челночная схема (17) более эффективна, так как позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, при этом простои тягача под погрузкой и разгрузкой исключаются, а имеют место лишь незначительные потери времени (5-7 мин), связанные с прицепкой и отцепкой полуприцепов.

Водный транспорт — наиболее экономичный вид транспорта, однако не всегда применим по условиям расположения строительной площадки.

Воздушный транспорт — наиболее дорогой вид транспорта, применяется редко.

Специальные виды транспорта. Контейнеризация строительных грузов. Механизация погрузочно-разгрузочных работ. Схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Техника безопасности при перевозках.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Безотходные технологии в строительстве
  • Безотказность в строительстве это
  • Безопасные расстояния при строительстве бани
  • Безопасные методы работы в строительстве
  • Безопасность экологии в строительстве