Можно ли читать намаз в бане

Места совершения намаза и их ритуальная чистота

Главное в данном вопросе – чистота места совершения молитвы: в нем не должно присутствовать то, что является канонически нечистым, скверным (наджаса)[1].

Последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вся земля – это мечеть[2] [то есть место, где можно молиться]. Исключением являются могилы и бани»[3]. Что касается могил, то богословы считают, что здесь подразумеваются не только могилы, но и свободные места между ними. В то же время не существует разницы между местами захоронения мусульман и прочих людей. Если говорить о банях и ванных комнатах, то большая часть богословов отмечает, что хадис повествует не о запретности совершения молитв, а о нежелательности этого[4].

Касательно данной темы можно привести еще один хадис: «Посланник Господа запрещал совершать молитву в семи местах:

– местах скопления мусора,

– местах убоя скота,

– посреди дороги [где проходит много людей],

– в стойлах, с постоянно пребывающими в них верблюдами [или другими животными, кроме овец],

Достоверности этого хадиса нет достаточных подтверждений. Ат-Тирмизи, аль-Бухари и многие другие мухаддисы говорили о его недостоверности[6].

Отметим, что в богословских трудах указываются причины приведенных запретов: загрязненность места молитвы (свалки, бани, скотобойни, места содержания и постоянного нахождения скота), пренебрежение правами других и создание препятствий передвижению людей (посреди дороги), нарушение ориентации – киблы (крыша Каабы).

К сказанному можно добавить еще один, но уже достоверный хадис: «Не совершайте намаз в направлении могил и не садитесь на них!»[7]. Ученые заявили, что «данный хадис явно указывает на запретность совершения молитв-намазов как в направлении могил, так и на территории кладбищ»[8]. В то же время в комментарии к этому хадису оговаривается: «Запрещено молиться [совершать намаз(!), а не читать Коран или ду‘а] в направлении могил тогда, когда человек делает это преднамеренно. Если же это происходит вынужденно, а к тому же если [перед молящимся] есть какая-либо преграда, то запретность и нежелательность теряют силу»[9].

Стоит отметить, что на полноценность молитвы не влияет совершение ее в помещении, где имеются на видных местах фото людей, иконы, включенный телевизор и иные изображения, так как из хадиса[10] явно следует, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не нарушал молитву, прерываясь на каком-то из движений и выходя из состояния молитвы, а также не перечитывал молитвы-намазы, совершенные в направлении изображений, отвлекавших его[11].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробнее о том, что относится к наджаса, см. в специальном материале с одноименным названием.

[2] Арабское слово «мечеть» (масджид) происходит от глагола «саджада» – «совершать земной поклон», «падать ниц». То есть дословно мечеть – это «место, где совершаются земные поклоны».

[3] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 183, хадис № 3048. Аль-Хаким, аз-Захаби и другие считали, что этот хадис «сахих».

[4] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 203; он же. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 312.

[5] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи.

[6] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 312, 313.

[7] Хадис от Абу Марсада; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 595, хадис № 1755; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 411, хадис № 1759.

[8] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 314.

[9] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 411.

[10] «У ‘Аиши (супруги Пророка) было платье с изображениями на нем, в направлении которого Пророк иногда молился». См., например: Аль-кутуб ас-ситта. [(Объединенные) шесть сводов хадисов]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 5. С. 1668, глава № 37, раздел № 26, хадис № 93.

[11] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 1. С. 578, пояснения к хадису № 374.

Источник

Семь мест, где Пророк ﷺ запретил совершать намаз

В отличие от предыдущих общин, для уммы Пророка Мухаммада ﷺ вся Земля была сделана местом, где можно совершать намаз. Однако, как и во всех правилах, здесь есть исключения. Имеются места и помещения, где Пророк ﷺ запретил совершать намаз.

Об этих местах сказано в хадисе, переданном от ʻАбдуллаха ибн ʻУмара (да будет доволен ими обоими Аллах). Ибн ʻУмар сказал:

«Посланник Аллаха ﷺ запретил совершать намаз в семи местах: на мусорной куче, на скотобойне, на кладбище, посреди дороги, в бане, у водопоя верблюдов и на крыше Каабы». (Ибн Маджа, 746)

Некоторые учёные придерживаются мнения, что этот запрет установлен шариатом без объяснения причин. Однако другие сказали, что мудрость запрета на совершение намаза в этих местах заключается в том, что эти места чаще всего бывают нечистыми (наджас), кроме крыши Каабы.

Аль-Маъварди сказал: «Запрет на совершение намаза в этих местах является установлением шариата, без объяснения причин (таʻаббуд), согласно сильному мнению (сахих) в мазхабе, и с этим мнением согласились большинство учёных (джумхур)». («Аль-Инсаф»)

Как сказано выше, некоторые учёные объяснили причины запрета на совершение намаза в этих семи местах. Здесь мы приведём некоторые из них:

1. скотобойня;

Аль-Мубаракфури в своём комментарии (шархе) к сборнику хадисов «Сунан Ат-Тирмизи» пишет об этом следующее: «Скотобойня – это место, где забивают верблюдов, крупнорогатый скот и овец. На этом месте запрещено совершать намаз по причине присутствия таких нечистот, как кровь и помёт».

2. посреди дороги;

Аль-Мубаракфури также пишет об этом: «Здесь имеется в виду сама дорога. Совершать намаз на ней нежелательно из-за того, что человек, совершающий намаз посреди дороги, будет отвлекаться на прохожих, а сам человек, совершающий намаз посреди дороги, будет мешать прохожим».

3. на крыше Каабы;

Аль-Мубаракфури об этом сказал: «Если перед человеком, совершающим намаз на крыше Каабы, не будет установлен сутрат[1], его намаз не считается действительным, ибо в таком случае он будет молиться на Каабе, а не в сторону Каабы».

4. кладбище;

Ибн Кудама в своей книге «Аль-Мугни» пишет об этом следующее: «Когда кладбища раскапывают, на поверхность извлекается земля, смешанная с гноем, кровью и останками погребённых на этом кладбище людей». Если же достоверно известно, что кладбище не раскапывали, то нет запрета на совершение намаза в нём.

5. водопой верблюдов;

Об этом также пишет Ибн Кудама: «Сидящий верблюд подобен стене, и, возможно, кто-то укрывался за ним и мочился в этом месте».

6. мусорная куча (свалка);

Причиной запрета на намаз здесь также является предположение о присутствии наджасы. В книге «Бадаиʻ ас-санаиʻ» об этом пишется следующее: «Причиной же запрета совершения намаза на мусорной свалке и бойне является то, что в обоих этих местах часто бывают нечистоты (наджаса)».

7. баня.

Причиной запрета на совершение намаза в бане является то, что баня есть место сборища шайтанов. Имам Ан-Навави в своей книге «Маджмуʻ, Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишет следующее: «Более аргументированным является мнение, что причина запрета в том, что это место является сборищем шайтанов. Поэтому нежелательно (караха танзих) совершать там намаз, но этот намаз будет действительным».

Этот запрет не всегда подразумевает, что совершать намаз в этих местах харам. В некоторых местах (крыша Каабы, дорога, баня) это лишь нежелательно (караха).

Что касается тех мест, где велик риск присутствия наджасы (бойня, мусорная свалка, водопой верблюдов, кладбище) – если есть уверенность, что в том месте, где человек делает намаз, нет наджасы, то нет и запрета.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Нурмухаммад Изудинов

[1] Сутрат – это ограничение места, где совершается намаз. То есть человеку, желающему совершить намаз, рекомендуется встать за стену, столб или выставить перед собой трость или что-нибудь подобное ей высотой более тридцати пяти сантиметров, и расстояние между его ногами и сутратом не должно превышать полутора метров. Если такой вещи в наличии нет, следует расстелить коврик или провести горизонтальную или вертикальную линию на земле на расстоянии не более полутора метров от себя, как было сказано выше. Если человек соблюдает все условия сутрата, то есть вышеупомянутый порядок при его установлении и расстояние, то ему желательно остановить того, кто проходит перед ним, так как тому запрещается проходить между ним и его сутратом, если даже этот сутрат исчез после того, как он приступил к намазу. Но следует знать, что если молящийся встанет у прохода, то ему нельзя удерживать проходящих перед ним людей, и им тоже не запрещается проходить перед ним.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Можно ли читать молитвы в бане
  • Можно ли чизкейк печь без водяной бани
  • Можно ли четырехмесячному ребенку в баню
  • Можно ли через месяц после уколов диспорта париться в бане
  • Можно ли через месяц после родов ходить в баню