Начало строительства храма христа спасителя дата

Храм Христа Спасителя: история главной святыни страны

Строительство Храма Христа Спасителя было задумано как дань памяти великой победы над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

Еще продолжалась военная кампания против захватчиков, а император Александр I уже огласил манифест, в котором выразил намерение о сооружении храма в честь подвига народа России и в благодарность к «Промыслу Божию». Случилось это событие 25 декабря 1812 года.

Сама идея строительства принадлежала М.А. Кикину, генералу армии. Через адмирала А.С. Шишкова ее передали царю.

Местом постройки избрали Воробьевы Горы в Москве. Архитектором проекта был назначен Александр Витберг.

Храм Христа Спасителя должен был стать грандиозным и величественным сооружением в монументальном стиле ампир. Планировка здания делилась на три составляющие, которые символизировали единение Воплощения, Преображения и Воскресения.

В подземной части предполагалось разместить храм Рождества Христова. Зал должен был быть выполнен в форме параллелепипеда и предназначался для проведения панихид. Здесь же должны были провести захоронения останков павших в этой войне.

Надземная часть отводилась храму во имя Преображения Господня. Строение имело бы форму креста и олицетворяло бы соединение света и тьмы, добродетели и зла в жизни человека, в его душе.

И, наконец, верхний храм возводился во имя Воскресения Господня.

Воробьевы горы должны были стать естественным постаментом этого величественного сооружения. Покатые спуски к Москве-реке и набережную должны были обложить камнем.

Проект одобрили и в 1817 году провели торжественную закладку будущего Храма Христа Спасителя.

Однако, в скором времени работы пришлось приостановить. Близкое расположение грунтовых вод в месте застройки стало причиной проседания грунта под строящимся сооружением.

Кроме этого, Александр Витберг оказался плохим организатором: строительство храма сильно затянулось, процветало казнокрадство. Специальная комиссия из Петербурга обвинила во всех грехах архитектора.

Дальше был суд, конфискация имущества и ссылка Витберга в Вятку.

После прихода на российский престол царя Николая I, проект сооружения Храма на Воробьевых горах признали неудачным и работы полностью прекратили в 1826 году.

Возведение храма Христа Спасителя на нынешнем месте

Прошло долгих шесть лет после прекращения строительства храма на Воробьевых Горах, прежде чем Николай I своим указом утвердил новый проект, представленный архитектором К.А. Тоном . Случилось это лишь 10 апреля 1832 года.

Самодержец лично выбрал место под новое строительство.

Стоявшие здесь церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь (с послушниками и скарбом переведенный в Сокольники) были разрушены.

Торжественная закладка под возведение Храма Христа Спасителя на новом месте прошла 10 сентября 1839 года. Впереди были долгие 44 года строительства…

Краткая хронология возведения храма:

  • 1841 – стены и поверхность цоколя выровнены;
  • 1846 – закончены работы по сведению главного купола;
  • 1849 – закончена внешняя облицовка стен и начаты работы по покрытию крыш и глав металлом;
  • 1860 – сняты наружные леса;
  • 1862 – установка на крыше бронзовой балюстрады;
  • 1881 – окончание работ по обустройству набережной.

Для стен храма, а также для многочисленных барельефов использовали плотный известняк, который добывали под Коломной. Для облицовки применяли темно-зеленый лабрадорит, мрамор различных оттенков и розовый кварцит. Роспись внутренних помещений и отделка продолжались более 20 лет.

Для оформления культового сооружения привлекли лучших скульпторов, художников и архитекторов: Сурикова, Верещагина, Крамского, Неффа, Маркова, Кошелева, Рамазанова и многих других.

26 мая 1883 года провели освещение Храма Христа Спасителя. Интересно, что воздвигали его на новом месте при трех царях: сначала был Николай I, затем властвовал Александр II, принимал работу уже Александр III.

Сооружение получилось грандиозным и величественным. Внутренние помещения могли вместить одновременно более 10 тысяч человек.

Храм простоял всего 48 недолгих лет .

В декабре месяце 1931 года его сносят для освобождения площадки под строительство на этом месте Дворца Советов.

Планы Советского правительства не осуществились, а уже построенный фундамент решили переоборудовать под плавательный бассейн.

В 1990 году Православная церковь обращается с просьбой к властям о восстановлении Храма.

Началом возрождения можно считать подписанный Б.Н. Ельциным указ о возрождении Москвы, где на первом месте упоминался Храм Христа Спасителя.

В 1995 году строители приступили к работам и уже в 2000, с 6 на 7 января, здесь прошла Божественная Литургия по случаю празднования Рождества Христова. В восстановительных работах принимали участие скульпторы Зураб Церетели, Михаил Дронов и многие другие.

Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Источник

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Источник

Храм Христа Спасителя. Москва

Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви.

Храм Христа Спасителя в Москве был построен в память о победе в войне 1812 года.

Заложен храм в 1839 году по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось 44 года. Храм был освящен в 1883 году. В 1931 году в период борьбы с церковью и религией, храм был взорван советской властью. На его месте планировалось построить Дворец Советов, однако война прервала строительство, а вырытый котлован был использован как открытый бассейн «Москва».

К 850-летию Москвы в 1997 году храм был восстановлен и сегодня является главным кафедральным собором РПЦ.

Так получилось, что мы не раз проходили и проезжали рядом с храмом Христа Спасителя. Здание величественное, монументальное, очень красиво смотрится на своем месте. Этот храм виден из разных мест Москвы и мы, естественно, не смогли пройти мимо. Как-то в одно ненастное утро мы зашли в этот собор и пробыли там достаточно много времени. Храм удивительный по своей красоте и истории. Пока он напоминает больше музей по своей энергетике, но пройдет время и он будет такой же намоленный, как и его предшественник или другие старые церкви.

Это самый большой собор Русской Православной Церкви. Снаружи он кажется огромным. Гид, проводившая экскурсию для какой-то группы сказала, что храм может вместить до 10 тысяч прихожан. Не знаю, внутри он кажется не таким уж и большим в сравнении с огромными католическими соборами Европы.

В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого более 85 метров. Общая высота храма — 103 метра.

Храм Христа Спасителя — один из главных храмов России с непростой трагической историей.

В декабре 1812 от генерала Петра Кикина, сподвижника Александра I, поступила предложение о строительстве храма в честь победы в Отечественной войне. Александр I считал, что храм должен быть величественным и иметь грандиозную духовную идею.

По этому случаю был проведен открытый международный конкурс с участием 38 архитекторов, среди которых были такие известные зодчие, как Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Василий Стасов и другие.

Проектов было несколько и все интересные. Только один архитектор Воронихин представил не менее семи проектов храма, но ни один из них не был принят.

В первом конкурсе победил проект 28-летнего художника и масона Карла Витберга. Ради утверждения его проекта Витберг даже перешёл в православие. В его проекте храм был высотой 240 метров и втрое больше современного. Он включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн, выполненных из трофейных пушек, а также памятники правителям и видным полководцам. А местоположением для храма были выбраны Воробьёвы горы, которые император Александр I часто называл «короной Москвы». Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьёвский дворец.

Храм во имя Христа Спасителя по проекту Витберга должен был выражать связь человека с Богом.

12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, на Воробьёвых горах состоялась закладка первого храма в присутствии Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны, великого князя Николая Павловича, прусского принца Вильгельма и архиепископа Августина.

Возведение собора приостановилось по восшествии на престол Николая I в 1825 году. Согласно официальной версии, это было связано с ненадёжностью почвы на Воробьёвых горах. Но на самом деле все было совсем иначе, а Витберга и руководителей стройки обвинили в растратах и отдали под суд. Хотя среди историков существует мнение, что Витберг был виновен не в растратах, а в неосмотрительности и доверчивости.

Больше конкурсов на проект нового храма не проводилось. В 1831 году Николай I назначил архитектором Константина Тона, который работал в близком императору русско-византийском стиле.

План нового храма был одобрен и утверждён 10 апреля 1832 года. Император лично выбрал место для храма на Волхонке, которая в то время носила название Чертолье. Находившиеся там постройки были скуплены и снесены, в том числе и Алексеевский женский монастырь — памятник XVII века, впоследствии переведённый в Красное Село.

В народе сохранилось предание, что игуменья, недовольная сносом исторических построек и переносом Алексеевской обители, прокляла строителей и предрекла: «Сему месту быть пусту»

Летом 1837 года началась укладка и укрепление фундамента будущего храма на выбранном месте.

10 сентября 1839 года в присутствии императора Николая I и великих князей Александра Николаевича и Михаила Павловича состоялась церемония торжественной закладки, которую возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов)

В 1880 году сооружению было присвоено официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор.

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение собора, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым)

Фасады храма были оформлены мраморными горельефами работы скульпторов Иванова, Логиновского и Рамазанова, входные двери собора выполнили из бронзы, интерьер собора украшали росписи и каменная отделка (лабрадор, порфир, мрамор). Над украшением храма работали известные русские художники: В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской и другие виднейшие представители академической школы живописи.

Храм играл заметную роль в общественно-религиозной, а также культурной жизни первопрестольной столицы империи. 20 августа 1882 года, в соборе была впервые исполнена под дирижированием Ипполита Альтани Увертюра 1812 года Петра Чайковского, написанная композитором в честь победы в войне с Наполеоном. В церкви действовал хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Регентами церковного хора были композиторы Александр Архангельский и Павел Чесноков. Коллектив исполнял произведения церковного композитора Александра Кастальского, здесь также звучали голоса Фёдора Шаляпина и Константина Розова.

Храм продолжал действовать после революции 1917 года. С января 1918 года большевики прекратили финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма было организовано Братство храма Христа Спасителя. За короткое время на средства частных жертвователей было проведено временное электрическое освещение, организованы церковный хор, читальня, отремонтирована ризница.

Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет.

Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов. 13 июля 1931 года прошло заседание ЦИК СССР под председательством Михаила Калинина. На заседании постановили возвести Дворец на территории храма Христа Спасителя: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) от 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы. Спустя 11 дней была принята резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК.

Работы по разборке храма проводились спешно, а останки просто взорвали. 5 декабря 1931 года произвели два взрыва, после первого храм не был разрушен до конца. По воспоминаниям очевидцев, от прогремевших взрывов содрогнулись близстоящие здания, а взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких кварталов. На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло почти полтора года. В конце 1930-х годов снятая с храма облицовка была использована для отделки здания Совета труда и обороны и станций метрополитена.

Рытьё котлована будущего дворца началось в 1935 году, а к 1939-му был завершён фундамент высотной части здания. На бетонное кольцо уложили 280 стальных плит, служивших основанием для стальных башмаков, на которые должны были опираться колонны каркаса. Строительство Дворца Советов заморозили с началом Великой Отечественной войны. Часть металлических конструкций Дворца пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы. Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание было полностью разобрано. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году. А в 1960 году на месте фундамента был закончен открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994-го.

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя.

В сентябре 1989 года инициативная группа переформировалась в православную общину и организовала «народный референдум» за возрождение храма, который поддержали тысячи советских граждан. Первый Фонд восстановления храма Христа Спасителя был создан национально-патриотическими силами уже в 1989 году. Однако собранные средства к 1992-му почти полностью обесценились из-за инфляции.

5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки установили гранитный закладной камень, в 1992-м был основан Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя.

31 мая 1994 года Московской патриархией и мэрией города было принято постановление о начале строительных работ по восстановлению храма. Совет по воссозданию религиозного сооружения возглавили патриарх Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков.

К работе над проектом были привлечены реставраторы, однако окончательный вариант внешнего декора храма принадлежит Зурабу Церетели, выполнившему бронзовые медальоны для кокошников.

Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви

Верхний храм — храм Христа Спасителя. Имеет три престола: главный освящён во имя Рождества Христова и два боковых на хорах в честь Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года;

Нижний храм — Преображенская церковь, воздвигнутая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный в честь Преображения Господня и два малых придела в честь Алексия, человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Была освящена 6 (19) августа 1996 года.

Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Под храмом расположена двухуровневая подземная парковка на 305 мест с автомойкой.

Новый собор возведён в традициях обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Нижний коридор служит памятником военных действий. Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении. Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году в формате «название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя». Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма, где помещены манифест об изгнании Наполеона из России 25 декабря 1812 года и два благодарственных манифеста: к Русскому народу и к Русскому дворянству. Кроме того, напротив горнего места — манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве. По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, которые заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе. Над каждой доской о сражениях находятся величания святым, память которых празднуется в этот день.

Сперва были созданы орнаменты, которые образуют более половины художественного убранства храма. Для их выполнения художники использовали более 50 кг сусального золота. Большая часть художественного убранства храма представлена на пространствах галерей. Композиции «Крещение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим», выполненные мастером Василием Нестеренко, расположены на северной и западной сторонах соответственно. Росписи в приделе святого Николая выполнены художественными группами под руководством профессора Сергея Репина, а в приделе святого Александра Невского — Александра Быстрова.

Над восстановлением икон главного иконостаса работали мастера Межобластного научно-реставрационного художественного управления и объединения «Арт-Храм». Скульптурное и живописное оформление храма выполнили в короткие сроки и приняли комиссией в декабре 1999 года. Свод главного купола традиционно имеет определяющее значение в оформлении храмовых интерьеров. Подкупольное пространство представлено композицией «Отечество», на которой изображён Господь Саваоф с младенцем Иисусом Святым Духом в виде голубя. В росписи пояса изображены Спаситель и Богоматерь. Фигуры святителей были выполнены группой художников под руководством Зураба Церетели.

Живописный ряд на пилонах храма изображает истории из земной жизни Спасителя. Композиции «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» были воссозданы группами под руководством художника Виктора Бакшаева, картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» выполнены бригадой художника Алексея Артемьева. Композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» выполнены также Василием Нестеренко, который участвовал и в восстановлении фресок под сводами. Картины юго-западных пилонов «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Евангелист Марк» выполнены художниками Сергеем Присекиным, Сергеем Оссовским, Михаилом Полетаевым, Александром Сытовым. Отдельные бригады мастеров работали над воссозданием композиций в нишах пилонов, а также центральных арок.

Искусствовед Ирина Языкова, сравнивая изначальный храм и восставленный, констатировала, что изначальная идея восстановить храм во всём его прежнем величии не была достигунта: «Бетонный храм уже не такой, как каменный, его объём и силуэт воспринимаются иначе. Изменившаяся городская среда тоже способствует этому. Да и красота внешнего облика прежнего храма была в белокаменных барельефах, выполненных лучшими скульпторами XIX века. Белые объёмные композиции значительно облегчали тяжеловесность храма. В современном варианте их заменили бронзовые рельефы, выполненные гораздо быстрее, требующие меньшей трудоёмкости и придающие фасадам иной характер. Гораздо большей исторической достоверности удалось достичь во внутреннем убранстве».

В 2000 году в храме Христа Спасителя была канонизирована царская семья.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Начало строительства храма софии киевской дата
  • Начало строительства храма соломона
  • Начало строительства храма святой софии в новгороде
  • Начало строительства храма василия блаженного
  • Начало строительства флота при петре 1