Охарактеризуйте железнодорожное строительство в россии его особое значение для развития нашей страны

Охарактеризуйте железнодорожное строительство в россии его особое значение для развития нашей страны

Транспорт всегда имел огромное значение в экономическом развитии в любую эпоху в любой стране. Развитая на должном уровне транспортная инфраструктура могла стать катализатором развития всех сфер жизни государства. Это становилось возможным благодаря тому, что с помощью транспортной системы соединяются воедино все части производственной структуры мест, что с, одной стороны, повышает производительность, так как увеличивает доступ к факторам производства (сырье, трудовые ресурсы, комплектующие, энергия и т.д.), а, с другой стороны, увеличивается возможность расширения рынков. Ярким подтверждением этого становятся исторические факты: так, достоверно известно, что первые города и ранние транспортные системы (например, «Шелковый путь») формировались вблизи естественных бухт и портов, а также озер и рек, иными словами географические характеристики местности определяли их месторасположение. Позже промышленная революция стала причиной увеличения потребности в транспортных мощностях, так как необходимо было в больших объемах перевозить уголь, железную руду и другое сырье, что привело к созданию первых железных дорог.

С тех пор железнодорожный транспорт стал важной составляющей развития страны, чему способствовал ряд преимуществ. Железнодорожный транспорт может перемещать большой объем грузов и множество пассажиров, что делает его эксплуатацию крайне эффективной. Также после водного транспорта железнодорожный транспорт является наиболее энергетически эффективным средством перевозки больших объемов грузов и пассажиров. В среднем, внутренний водный транспорт (баржи и буксиры), потребляет примерно на 35 % меньше топлива, чем железнодорожный, но по сравнению с водным транспортом, железнодорожные пути имеют меньшую протяженность между пунктами отправления и назначения и, таким образом, зачастую имеют аналогичную энергоэффективность [12]. Более того, железнодорожные перевозки являются относительно дешевыми. Железнодорожные транспортные расходы для насыпных материалов, как правило, довольно низки: обычно меньше 0,03 доллара на тонно-километр; пассажирские перевозки также недороги: как правило, менее 0,10 долларов на пассажиро-километр. На относительно плотно загруженных, ориентированных на грузоперевозки железных дорогах, средняя стоимость перевозки может составлять менее 0,02 доллара за тонно-километр; перевозка пассажиров может стоить менее 0,10 доллара за пассажиро-километр, в зависимости от субсидирования транспорта и плотности загрузки [12].

Преимущества эффективного и хорошо управляемого железнодорожного транспорта могут повысить конкурентоспособность производителей и грузоотправителей на внутреннем, а также мировом рынках. Благодаря достаточно развитому железнодорожному транспорту можно увеличить мобильность рабочей силы, что позволит улучшить экономическое состояние отдельных отдаленных от городских центров регионов, что особенно актуально для России.

В России железная дорога уже однажды показала свою эффективность. Так, в 1867 году строительство железных дорог после привлечения частного капитала на основе концессий значительно ускорилось, что коренным образом изменило экономическое развитие страны. В частности, железные дороги имели большое значение для возникновения таких отраслей, как каменноугольная и металлургическая промышленность (Екатерининская, Ивангород-Домбровская и Екатеринбург-Тюменская дороги), нефтяная (Баку – Тифлис – Поти), хлопководство (Закаспийская железная дорога, впоследствии превратившаяся в целую сеть дорог Средней Азии и Закавказья) и добыча соли (Баскунчакская и Екатерининская магистрали) [1]. Также железнодорожный транспорт оказал ощутимое влияние и на сельское хозяйство, так как был удешевлен товарообмен, расширены зоны распространения товаров. Так, стоимость перевозки пшеницы из Уральска в Самару (260 км) гужевым транспортом ранее составляла 17–23 руб., после появления железных дорог примерно в такую же сумму – 19,5 руб. – обходилась уже доставка пшеницы из Уральска в Гамбург (более 3 тыс. км) [1]. Одновременно происходило удешевление транспортных услуг, а, следовательно, и рост объема перевозок. Появление железнодорожного транспорта позволило предприятиям не накапливать большие запасы сырья, топлива и готовых товаров, так как теперь производства были расположены рядом с железной дорогой, что позволяло быстро переправлять необходимые ресурсы. Строительство сети железнодорожных путей способствовало включению провинций в единое экономическое пространство и развитию торговли между регионами. Благодаря железным дорогам активно шло заселение некогда пустынных местностей, так Транссиб способствовал переселению крестьян во время земельной реформы Столыпина. В 90-е годы XIX века в России происходит небывалый промышленный объем. Так, в это время быстрое развитие железнодорожной отрасли дало импульс для роста не только тяжелой промышленности, но и для увеличения производства продуктов потребления.

Если бы темпы развития остались неизменными, то, как отметил Пол Грегори, американский исследователь: «очень трудно вообразить ситуацию, когда территория бывшей Российской империи не была бы сегодня мировой экономической державой, обеспечивающей своим гражданам жизненные стандарты, близкие к европейским» [1]. Однако дальнейшему росту препятствовали: Первая мировая война, революции, Гражданская война и последовавшая за ними разруха. После кризиса национальный доход России сократился на 62 %, личное потребление – на 56 %. Железнодорожная отрасль также была разорена, из строя было выведено порядка 80 % путей. Грузооборот уменьшился в четыре раза.

В послевоенное время одним из основных направлений политики СССР стало восстановление железнодорожной отрасли. Она достигла достаточно весомого развития: большая часть путей были электрифицированы к концу 80-х годов, что позволило увеличить объемы перевозимых грузов, а также увеличить скорость передвижения поездов. Также были реализованы такие амбициозные проекты, как БАМ, «Малый БАМ» и Турксиб, которые помогли в освоении Дальнего Востока и Севера России, создали прочные связи со странами Востока (Япония, Китай, Корея) и развили экономику периферий. Более того, были проложены железнодорожные пути к таким гигантам советской индустрии как «Урал-маш», «Запорожсталь», «Ростсельмаш», Харьковский тракторный завод (ХТЗ), Сталинградский тракторный завод, Нижегородский автомобильный завод (будущий ГАЗ), Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), Магнитогорский металлургический завод, Новокузнецкий металлургический комбинат [7].

Стоит отметить, что грузооборот в конце 80-х годов увеличился в 6,5 раз, было отправлено почти в 5 раз грузов больше, пассажирооборот также увеличился примерно в 5 раз, по сравнению с показателями послевоенного периода (1950-е гг.).

Динамика основных показателей железнодорожного транспорта 1945-1991 гг. [8]

Источник

Развитие железнодорожного транспорта в России: история, состояние на данный момент, развитие и перспективы

Транспортная инфраструктура играет одну из первостепенных ролей в укреплении и поддержании государственной экономики. Благодаря развитию железнодорожного транспорта в России, осуществляющего перевозки крупногабаритных и многотонных грузов, обеспечивается полноценная работа всех отраслей народного хозяйства, снабжение регионов, промышленных предприятий. Железнодорожный транспорт имеет огромное значение для обеспечения экономической безопасности и целостности страны.

Российские железные дороги

На сегодняшний день РЖД – это всеохватывающая транспортная система с многотысячным пассажиропотоком и грузооборотом. Фактические показатели технического оснащения свидетельствуют о реальных перспективах развития железнодорожного транспорта в России. Кратко описать его можно с помощью следующих данных:

  • эксплуатационная длина – более 90 тыс. км;
  • общая протяженность двухпутных линий – более 40 тыс. км;
  • электрофицированных линий – порядка 40 тыс. км;
  • длина главных путей – 126,3 тыс. км.

Подвижной состав и отечественное железнодорожное хозяйство позволяют осуществлять грузовые перевозки на поездах весом 10-12 тыс. тонн.

Железнодорожная транспортная сеть занимает лидирующее место среди всех видов транспорта. Несмотря на то что за последние десятилетия интенсивно развивалось автобусное и авиасообщение, РЖД остается главным инструментом обеспечения массового перемещения грузов и пассажиров как внутри страны, так и за ее пределы.

Первые железнодорожные колеи

История развития железнодорожного транспорта в России берет свое начало середине XVI в. Первые аналоги современных рельсовых путей возникали на территории каменных и песчаных карьеров, на рудниковых раскопках и угольных шахтах. Тогда дорога представляла собой протяжные лежни, изготовленные из деревянных брусьев. По подобным путям лошади могли перевозить более тяжелые грузы, чем по обычным проселочным дорогам. Брусья быстро изнашивались, из-за чего повозки часто сходили с пути. Для того чтобы деревянные лежни служили дольше, их начали укреплять железом, а в XVIII столетии – чугунными листами. Предотвратить схождение повозок с путей помогали закраины на лежнях.

Так, в Петрозаводске в 1778 году была построена рельсовая дорога из чугуна, длина которой составляла 160 м. В тот период колеи строили намного уже современных (не более 80 см), а сам рельс был угловым.

Для периода развития железнодорожного транспорта в России в первой половине 19 века характерен более интенсивный темп. Спустя 30 лет после строительства первой 160-метровой чугунной колеи появилась двухкилометровая конно-чугунная дорога. Существенный скачок в истории развития железнодорожного транспорта в России произошел в период со второй половины XIX по начало XX века.

Так, в 1913 году километраж протяженности сети железных рельсовых дорог в нынешних границах страны достигал почти 72 тыс. км. При этом размещались пути хаотично и неравномерно. Преимущественная часть дорог находилась в европейской части России. Локомотивный парк состоял из паровозов малой мощности (500-600 л. с.), а грузовые вагоны двухосного типа имели среднюю грузоподъемность в 15 т.

Стратегии развития российских ЖД

В 2008 году Правительством была утверждена концепция по усовершенствованию железнодорожной инфраструктуры вплоть до 2030 года. Стратегия развития железнодорожного транспорта в России содержит описание комплекса запланированных мероприятий по созданию и усовершенствованию рельсовых дорог, улучшению действующих и принятию новых требований для подвижного состава.

Данная программа разделена на два этапа. Первый был осуществлен в период с 2008 по 2015 года, второй запущен с 2016 года. Развитие железнодорожного транспорта в России основано на принципах увеличения ресурсно-сырьевого потенциала отрасли и внедрения инновационных современных технологий. Актуальная на сегодняшний день Стратегия подразумевает возведение более чем 20 тыс. км дорог до 2030 года.

На сегодняшний день уже завершено строительство железных дорог сообщениями:

  • Полуночное — Обская — Салехард (протяженность около 850 км);
  • Прохоровка — Журавка — Батайск (общая длина путей составляет порядка 750 км);
  • Кызыл — Курагино (460 км);
  • Томмот — Якутск, включая участок на левобережье Лены (550 км).

Если запланированные мероприятия по строительству и введению в эксплуатацию рельсовых дорог будут реализованы, общая протяженность путей к окончанию срока возрастет на 20-25 %. В документе, определяющем роль перспектив развития железнодорожного транспорта в России, акцентируется внимание на важности данной системы пассажирского и грузового сообщения для решения задач по укреплению экономического суверенитета, общегосударственной безопасности и повышению уровня обороноспособности. Кроме того, вышеуказанная Стратегия подразумевает снижение совокупных издержек в транспортном сегменте народного хозяйства. Интересной деталью в данном контексте является то, что подобного рода план, который реализуется параллельно с Транспортной стратегией РФ, составлен утвержден исключительно для развития железнодорожного транспорта в России.

Реальное положение дел в железнодорожной инфраструктуре

В течение последних лет на российских железных дорогах заметен спад производства и снижение показателей производительности труда. Используемый подвижной состав не только препятствует увеличению грузооборота, но и способствует повышению численности аварийных ситуаций на колеях. Безотлагательная реконструкция и капитальный ремонт требуется для значительного количества вокзалов и железнодорожных станций.

Сегодня на железных дорогах нашей страны эксплуатируются поезда, вагоны, локомотивы и спецтехника, произведенные в СССР, Германии и Чехословакии. Вопрос выпуска новой техники находится под контролем коммерческих холдинговых компаний «Трансмашхолдинг», «Синара», «ИСТ» и государственного предприятия «Уралвагонзавод». За последние десять лет подвижной состав на самых востребованных маршрутах «Москва — Санкт-Петербург» и «Санкт-Петербург – Хельсинки» пополнился скоростными поездами немецкой компании Siemens и французского производителя Alstom.

Основным игроком, от которого зависят перспективы развития железнодорожного транспорта в России, является ОАО «РЖД». Компании этого крупнейшего в стране холдинга владеют собственной железнодорожной инфраструктурой, парком вагонов и подвижных составов.

Грузоперевозки на РЖД

В России осуществляется несколько видов грузового сообщения на рельсовых путях:

  • местное – в пределах одного маршрута;
  • прямое – в границах одного или нескольких железнодорожных узлов по единому проездному документу;
  • прямое смешанное – подразумевается комбинированная перевозка несколькими видами транспорта (помимо железнодорожного, может использоваться водный, автомобильный, воздушный, водно-автомобильный и др.);
  • прямое международное – производится при перевозке груза на участках дорог двух или нескольких государств по единому документу.

Особенности развития железнодорожного транспорта в России, занимающегося перевозкой грузов, заключаются в различиях по скорости доставки. Так, основная часть грузовых поездов занимается перевозкой товаров, для которых не требуется обеспечение специфических условий транспортировки. Грузовые отсеки в пассажирских составах (багажные отделения) предназначены для перевозки почты, корреспонденции, личных вещей пассажиров. Для доставки скоропортящегося груза используют скоростные подвижные составы. Максимально допустимая скорость, с который могут двигаться поезда – 160 км/ч.

Особенности наземных рельсовых дорог в столице

Развитию железнодорожного транспорта в Москве могут позавидовать другие регионы. Несмотря на востребованность постоянно модернизирующихся линий метрополитена, в столице планируется построить и реконструировать порядка 80 километров рельсовых путей в течение ближайших 2-3 лет. К 2019 году, по информации представителя московского градостроительного комплекса, в черте города появятся сразу пять новых станций.

Несмотря на то что еще буквально несколько лет назад внутригородское и междугороднее сообщение электричек в Москве считалось устаревшим и малоэффективным, сегодня эксперты утверждают: наземные железные дороги способны обеспечить такую же провозную способность, тот же по частоте движения, объемам перевозок и комфортабельности пассажиропоток, что имеется у метрополитена. Кроме того, власти столицы уверены, что строительство железных дорог является менее затратной отраслью, чем возведение метро.

Протяженность московской структуры РЖД составляет более 13 тысяч километров железнодорожных путей, притом что этот вид транспорта обслуживает порядка 30 миллионов пассажиров, а это является приблизительно пятой частью населения России. Еще одна особенность развития ж/д транспорта в Москве – это выход инфраструктуры далеко за границы агломерации и охват порядка десяти субъектов Центрального федерального округа. Все дело в том, что железная дорога столицы изначально предназначалась как межсубъектная инфраструктура, позволяющая решать межрегиональные и межгородские проблемы транспортного сообщения. Принципиальные изменения произошли с момента запуска МЦК.

Кольцевая железнодорожная артерия Москвы

Центральная пригородная пассажирская компания, которая осуществляла запуск МЦК, объясняла успешность проекта появлением фактической возможности передвижения в любом направлении железнодорожного сообщения с пересадкой. Данная система пригородных электричек создавалась с целью интеграции радиальных станций. Теперь москвичи и гости столицы не испытывают проблем с поездками за пределы МКАД. Так, например, никакого труда не составит, чтобы добраться с Казанского направления до Северянина, пересев на МЦК по Фрезеру или в сторону Ярославского шоссе.

С момента открытия Московского центрального кольца менее чем за год по нему проехали почти 100 миллионов пассажиров. Несмотря на возросшую популярность электричек, пока они используются как альтернативный и дополнительный вид железнодорожного транспорта в России. Этапы развития МЦК реализуются по пути усиления интеграции метрополитена с наземной железнодорожной сетью.

Главные проблемы ЖД в нашей стране

Наряду с укреплением промышленного экономического сектора, происходит этап формирования и развития железнодорожного транспорта в России. Проблемы данной сферы обретают значимость на фоне мировых тенденций в технологической и технической модернизации, внедрении инновационных разработок железнодорожного транспорта.

На данный момент необходимо стремиться к сокращению отрыва между качеством российских железных дорог, подвижных составов и инфраструктуры зарубежных конкурентов. Чтобы наверстать упущенное, в первую очередь нужно последовательно решить основные отраслевые задачи и устранить ряд вопросов, препятствующих целевому развитию железнодорожного транспорта в России.

Исходить необходимо из того, что главная цель функционирования ЖД системы – это быстрая, удобная, недорогая (то есть экономически выгодная) и безопасная перевозка пассажиров и доставка грузов не только внутри страны, но и за ее пределами. Главными проблемами российских железных дорог как цельной инфраструктуры являются два негативных предопределяющих фактора:

  • отсутствие экономического прогресса и эффективности оказания транспортных услуг, включая дефицит скорости передвижения, низкий уровень комфорта при неоправданно высокой стоимости пассажирских перевозок;
  • низкая степень технической надежности и безопасности эксплуатации составов, рельсовых путей.

В первую группу входят коллизии технологического и управленческого сектора, сводящие на нет целесообразность работы железнодорожной инфраструктуры и тормозящие рост ее финансовой эффективности. Ко второй категории относятся сложности технического производства, оснащения и эксплуатации: проблемы безопасности эксплуатации оборудования, технических средств, отсутствия полноценно функционирующей модели охраны труда сотрудников отрасли, неблагоприятного экологического воздействия на прилегающие территории. Данные проблемы будут только усугубляться по мере развития железнодорожного транспорта в России.

Кратко о способах решения проблем

Чтобы устранить описанные несовершенства отечественной железнодорожной инфраструктуры, потребуется принятие комплекса мер по ее эффективной модернизации, гарантирующей целостность и укрепление экономического пространства РФ, но при этом не ущемляющей конституционные права граждан на свободу передвижения. Действующая Стратегия подразумевает поэтапное решение проблем ЖД транспорта путем создания в России условий для достижения основополагающих геополитических и геоэкономических целей государства. Не менее важна перезагрузка и обновление существующего инфраструктурного базиса, фундаментально значимого для социально-экономического роста в стране. Для развития отрасли железнодорожного транспорта также необходимо:

  • обеспечить транспортную доступность для пунктов ресурсного обеспечения и производственного прогресса;
  • выделить дополнительные рабочие места, предоставить работникам железнодорожного транспорта социальные гарантии, включая право на ежегодный отдых, право на лечение, получение образования;
  • привести в соответствие с требованиями населения и международными стандартами уровень качества и безопасности пассажирских перевозок;
  • обеспечить максимальную провозную способность и резервы для создания оптимального числа предложений при колебаниях конъюнктуры рынка;
  • продолжить интеграцию в международную железнодорожную систему;
  • поддерживать на высоком уровне навыки действия в чрезвычайных ситуациях, соответствующих требованиям обороноспособности и безопасности;
  • стремиться к повышению инвестиционной привлекательности железнодорожной инфраструктуры;
  • сохранять социальную стабильность в сфере и обеспечивать достойное качество жизни работников, соблюдать приоритетность молодежной политики и поддержки ветеранов отрасли;
  • внедрять высокие стандарты производительности труда при устойчивом обеспечении перевозочного процесса квалифицированными специалистами.

Стоит ли развивать ЖД-транспорт?

В век всепоглощающих интеграционных процессов железнодорожная инфраструктура приобрела статус механизма, своеобразного рычага разделения труда. Кроме того, железнодорожную сферу можно рассматривать в качестве стратегического объекта воздействия процессов глобализации в мире. Российские железные дороги – это еще и наукоемкая теоретическая область экономики. Чтобы удерживать достигнутые позиции и продолжать совершенствовать инфраструктуру, важно создать все условия для проведения новейших научно-технических разработок в стране.

Железные пути в России ежегодно увеличиваются на несколько тысяч километров. Сфера ЖД транспорта – это неотъемлемый сегмент современной экономики развитых государств.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Оффшорные компании в строительстве
  • Оформление чертежей в строительстве ескд
  • Оформление частного дома в собственность без разрешения на строительство
  • Оформление фундамента как незавершенное строительство
  • Оформление участка под строительство частного дома