Санитарно эпидемиологический надзор при строительстве

Санитарно эпидемиологический надзор при строительстве

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 февраля 2007 г. N 0100/1541-07-32 «О работе органов Роспотребнадзора в связи с принятием Федерального Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Пункт 2 статьи 44 Закона дополнен абзацем следующего содержания:

«Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора должностными лицами органов строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации».

При этом в случае выявления негативного влияния строящегося объекта на условия проживания населения, состояние окружающей человека среды, водоснабжение, канализацию, очистку территории следует принимать меры направленные на их устранение в соответствии с действующим законодательском.

На основании пункта 3 статьи 12 Закона предоставление земельных участков для строительства объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Для целей отвода земельных участков под объекты различного функционального назначения рассмотрению подлежат материалы по оценке факторов среды обитания: инсоляции и освещенности, физическим факторам (шум, вибрация, электромагнитные излучения), загрязненности атмосферного воздуха, почвы, радиологические исследования, необходимые для оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в районе их размещения с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения в установленном порядке.

В связи с новой редакцией Кодекса и Закона, функции по экспертизе проектов строительства объектов (проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий) осуществляются органом исполнительной власти уполномоченным на проведение государственной экспертизы.

Однако, санитарно-эпидемиологической (гигиенической) экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологических заключений подлежит проектная документация, не подпадающая под действие статьи 49 Кодекса, в том числе проекты перепланировки квартир и помещений общественного и производственного назначения, проекты переоборудования (замены оборудования), изменения технологических процессов, проекты инженерных схем территорий и зданий, проекты санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны источников водоснабжения, ПДВ, ПДС. и др.

На основании положений Кодекса и Закона в новой редакции, органы Роспотребнадзора не осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами строительства подпадающими под действие статьи 49 Кодекса. Заключение о соответствии законченного строительством таких объектов санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам не выдается, участие в государственной приемке не принимается.

После ввода в действие объекта санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с требованиями Закона и Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Статьей 12 Закона установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Кодексом предусмотрена следующая процедура подготовки, утверждения и согласования схем территориального планирования.

На основании положений пункта 10 статьи 11, пункта 8 статьи 15, пункта 8 статьи 20 Кодекса, органы государственной власти Российской Федерации вправе представлять предложения в схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципального района, которые подлежат опубликованию в порядке официального опубликования нормативных правовых актов и иных официальных документов и размещаются на официальных сайтах в сети «Интернет».

Таким образом, согласно указанным положениям Кодекса, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы вправе в пределах своей компетенции рассматривать проекты схем территориального планирования и представлять, в порядке установленном статьей 11 Кодекса, предложения по их изменению.

Статьей 27 Кодекса предусмотрен механизм совместной подготовки проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 804 утверждено «Положение о совместной подготовке проектов документов территориального планирования, а также о составе, порядке создания и деятельности комиссии по совместной подготовке проектов документов территориального планирования».

Положение определяет порядок совместной подготовки проектов документов территориального планирования, предусмотренных статьей 9 Кодекса, в целях обеспечения устойчивого развития территорий путем комплексного решения вопросов градостроительства.

Согласно пункту 2 положения подготовка проектов документов может осуществляться совместно.

Орган, получивший предложение о совместной подготовке проектов документов, в течение 30 дней с даты его поступления должен сообщить о своем согласии на совместную подготовку проектов документов или об отказе от нее (с обоснованием).

Отказ от совместной подготовки проектов документов или непоступление ответа в установленный срок не препятствует повторному обращению органа, инициирующего совместную подготовку проектов документов.

Аналогичными правами Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы наделены при рассмотрении проекта генерального плана поселения, генерального плана городского округа (статьи 24, 25 Кодекса).

При рассмотрении схем территориального планирования и проектов генеральных планов следует учитывать, что указанные документы должны разрабатываться с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования соответствующих санитарным правилам (статья 12 Закона). Таким образом, в соответствии со статьей 51 Закона надзор за соответствием нормативов санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам относится к полномочиям Федеральной службы.

Руководитель Г.Г. Онищенко

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 февраля 2007 г. N 0100/1541-07-32 «О работе органов Роспотребнадзора в связи с принятием Федерального Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Источник

Санитарно эпидемиологический надзор при строительстве

В соответствии Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были внесены изменения, определяющие, что экспертиза проектов строительства и надзор за строительством не входят в полномочия Роспотребнадзора. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза безопасности строительных и отделочных материалов, производимых или ввозимых на территорию страны, на соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов проводилась на территории Российской Федерации до 01.07.2010 года.

С 2010 года полимерные, синтетические и иные материалы, предназначенные для применения в строительстве включены в Перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе». Это означает, что такие строительные материалы контролируются Роспотребнадзором только при обороте на рынке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, в который не вошли указанные строительные материалы.

Таким образом, обращаемые на рынке строительные материалы в настоящее время подлежат только декларированию соответствия и/или добровольной сертификации.

Сложившаяся ситуация не позволяет выявить строительные материалы, не соответствующие требованиям санитарного законодательства на стадии производства или ввоза на территорию страны, а также безопасность внутренне среды помещений после использования строительных материалов.

В результате, имеют место случаи использования при строительстве жилых и общественных зданий строительных материалов, которые являются источниками выделения вредных химических веществ, что выявляется в ходе плановых и внеплановых проверок введенных в эксплуатацию объектов.

Это особенно актуально, когда использование некачественных строительных материалов, или же нецелевое применение строительных материалов выявляются в индивидуальном жилищном строительстве, зачастую выведенном из-под проектного и строительного надзора.

Градостроительным кодексом Российской Федерации определено отсутствие необходимости согласования проектов строительства для жилых домов с заданными параметрами, высотой не более 3-х этажей, что выводит самый бурно развивающийся и наиболее востребованный в регионах сектор жилищного строительства Российской Федерации из законодательного поля регулирования в части обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности проживающего в указанных строениях населения.

В целях повышения ответственности отечественных изготовителей строительных материалов и подрядных организаций за соблюдение технологий производства и осуществление строительных работ, а также в целях обеспечения соответствия строительных материалов и объектов капитального строительства установленным нормам, национальным стандартам, нормативным документам санитарного законодательства, Роспотребнадзор выступает с инициативой по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части распространения процедуры государственной регистрации на строительные материалы, в том числе полимерные и полимерсодержащие, являющиеся основными источниками загрязняющих веществ, поступающих в воздух помещений и повышающих риск неблагоприятно воздействия на здоровье населения.

Кроме того, Роспотребнадзор считает целесообразным определить дополнительные требования к содержанию проектной документации для объектов капитального строительства, предусматривающие при проектировании зданий, строений, сооружений расчет выделения в воздух внутренней среды помещений всех химических веществ, с учетом совместного использования всех проектируемых строительных материалов, а также сформировать как дополнительное условие выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию наличие результатов лабораторно-инструментальных исследований содержания химических веществ в воздухе помещений и оценки радиологических показателей, подтверждающих их соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

В этой связи, Роспотребнадзор обращает внимание населения на целесообразность организации проведения контроля качества среды обитания, в том числе во вновь возведенных и реконструированных объектах капитального строительства, что позволит оценить как качественные характеристики примененных строительных и отделочных материалов, так и безопасность пребывания в помещениях построенного объекта для здоровья.

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2020

Источник

САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Санитарный надзор в процессе строительства проводят планово. План составляют на основании титульных списков объектов и сооружений, которые строят на территории обслуживания, а также перечня объектов, вводимых в эксплуатацию. Информацию получают по запросу из отдела капитального строительства исполнительных комитетов местных советов или из управления (отдела) архитектуры, а также из управления земельных ресурсов.

Объекты гражданского назначения в период строительства обследует врач-гигиенист в присутствии руководителя строительства или прораба. Желательно, чтобы при обследовании объекта участвовал представитель технического надзора заказчика и проектной организации, которая осуществляет авторский надзор за строительством. При каждом посещении выделяют и обследуют участки и решают актуальные, с гигиенической точки зрения, и специфические для данного этапа строительства вопросы. На стадии подготовительного периода и инженерной подготовки расчищают территорию, сносят старые ненужные строения, организуют временное отведение стоков поверхностных вод, планируют и выравнивают строительные площадки, санируют почву. Поэтому при первом посещении врач-гигиенист должен проверить размер и конфигурацию участка, визуально оценить ее санитарное состояние (полнота расчистки, состояние почвы), а также разметку земельного участка, его зонирование, разрывы между зданиями и строениями. Особого внимания заслуживает оформление строительной площадки. Выявляют количество и тип временных сооружений, размещаемых на территории строительства, оценивают организацию удаления отходов. Также обращают внимание на подъездные пути, пути движения строительного транспорта, месторасположение подъемного крана, ограждение площадки. Проверяют соответствие проекту выполненных работ по снижению уровня грунтовых вод, дренированию почвы эффективность работы дренажной системы.

На стадии «нулевого цикла» обращают внимание на состояние грунта, наличие источников его загрязнения (остатки захоронений, выгребные ямы, свалки, скотомогильники), дают рекомендации по проведению оздоровительных мероприятий, оценивают возможное влияние строительства на санитарные условия жизни населения, проживающего вблизи строительной площадки. По данным актов на скрытые работы, а также актов относительно оборудования бетонных или железобетонных фундаментов, врач-гигиенист должен убедиться, что гидроизоляционные работы выполнены в соответствии с проектом.

На дальнейших этапах особенно ответственным является контроль за строительством подвального и первого этажей. Важно также проверить соответствие планировки и устройства предусмотренных проектом помещений, а также наличие и соответствие проекту гидроизоляции стен и перекрытий.

В связи с широким применением в современном строительстве синтетических материалов и конструкций из них (особенно при отделке помещений) наибольшее значение имеет контроль за соответствием этих материалов действующим нормативам, а также срокам их использования.

На стадии окончания строительства проверяют и оценивают объекты в целом, дают гигиеническую оценку всех видов работ, в том числе по благоустройству территории, ее озеленению. Проверяют, есть ли отмостка вокруг здания и пр.

Обращают внимание на соблюдение последовательности выполнения строительных работ, так как игнорирование некоторых чисто технологических требований может привести к серьезным санитарно-гигиеническим нарушениям. Например, если начать основное строительство до окончания подготовительных работ (дренаж, подведение коммуникаций к зданию) или возвести стены до установления перекрытия над этажом, или начать отделочные работы до оборудования кровли над отдельными помещениями, то в помещении может быть слишком сыро, а подвал может подтапливаться и др.

На всех этапах контроля особое внимание обращают на выполнение скрытых работ, так как во время приемки объекта в эксплуатацию нет возможности полностью обнаружить недостатки и отклонения от гигиенических требований и проекта. Скрытые работы контролируют по актам, которые хранят на объекте и представляют по первому же требованию СЭС. Дополнительным материалом для этого могут служить записи в рабочем журнале строительства, журна- ле авторского и технологического контроля заказчика. Для проверки качества скрытых работ можно требовать, чтобы вскрыли отдельное оборудование (например, перекрытие пола, вентиляционных каналов и др.).

Проверке подлежит значительный перечень скрытых работ, от качества выполнения которых в дальнейшем будут зависеть условия внутренней среды помещения: выполнение гидроизоляции фундамента, стен (особенно из больших панелей), перекрытий и перегородок (в санитарных узлах и других помещениях с влажным режимом), кровли (бесчердачные перекрытия и др.).

После каждого санитарного обследования объекта в процессе строительства или реконструкции составляют детальный акт, который в обязательном порядке подписывают представители строительной организации. В акте дают санитарно-гигиеническую характеристику и оценку комплекса работ контролированного этапа строительства. Кроме того, в акте должны быть перечислены все выявленные дефекты, отклонения от нормы и изменения, указано санитарное значение каждого из них. Акт заканчивают рекомендациями мероприятий по предупреждению возможного неблагоприятного последствия нарушений, указывают фамилии должностных лиц, ответственных за выполнение предписаний, изложенных в актах.

Материалы актов передают строительной и проектной организациям, а также заказчику. Один экземпляр каждого акта хранится в СЭС. В СЭС на каждый строящийся, восстанавливаемый или реконструируемый объект заполняют «Карту предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора объекта строительства (реконструкции объекта)» (форма 305/У). Особое внимание обращают на заполнение всех строчек в паспортной части формы. В эту карту заносят данные и даты обследования, а также присоединяют акты обследований, переписки, данные лабораторных исследований и др. Карту ведут вплоть до введения объекта в эксплуатацию.

Если в процессе строительства, реконструкции или капитального ремонта выявлены значительные отклонения от гигиенических, санитарно-противоэпидемических норм, а также использование нестандартных строительных материалов и конструкций, низкое качество выполнения работ, пренебрежение мероприятиями по охране окружающей среды и т. п., составляют протокол о санитарном нарушении по установленной форме, указав, по чьей вине допущены нарушения.

Если выявленные нарушения санитарных норм и правил не устраняются, санитарно-эпидемиологическая служба может вынести постановление о приостановлении строительства. Предупредительный санитарный надзор предусматривает: контроль за проектированием жилых и общественных зданий на стадии типовых и индивидуальных проектов; участие в выборе земельного участка под строительство и выдача соответствующих заключений; контроль на стадии разработки проектов, привязки жилых и общественных зданий к выбранному участку, независимо от формы собственности; контроль за ходом строительства и реконструкции, за выполнением проектных решений, санитарных норм и правил; участие в работе комиссии по приемке в эксплуатацию жилых и общественных зданий; санитарную экспертизу новых строительных материалов и конструкций.

Текущий санитарный надзор проводят согласно плану или по жалобам населения. Объект обычно обследует комплексно группа врачей-гигиенистов с привлечением инженеров. Кроме визуальных методов, ознакомления с документацией, проводят инструментальные измерения, отбирают пробы для лабораторных исследований, используют различные расчеты. По результатам обследования составляют акт (форма 315/У), копию которого хранят в СЭС.

Во время проведения текущего санитарного надзора можно использовать метод опроса населения, проживающего на обследуемом объекте, а также физиологические, санитарно-статистические и эпидемиологические методы исследований. На основании комплексной оценки данных делают заключение о санитарном состоянии объекта и обосновывают конкретные оздоровительные мероприятия.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Санитарно экологическое обследование объектов строительства
  • Санитарно технические работы в строительстве
  • Санитарно технические нормы строительства
  • Санитарно защитные зоны объектов капитального строительства
  • Санитарно защитная зона скотомогильника строительство