Саун это в истории казахстана

Термины по теме история Казахстана

Австралопитеки — ископаемые высшие человекообразные обезьяны, передвигавшиеся на двух ногах

Адат —свод норм обычного права казахов (неписанные законы)

Айтыс —песня-импровизация в форме состязание двух акынов

Аксакал —старейшина, почтенный человек

Аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения, жили на северо-западе Казахстана

Аменгерство —положение, по которому вдова обязана вступить в брак вторично за брата мужа

Амулет —предмет, который способен, по суеверным представлениям, оберегать владельца от бедствий

Аорсы — одно из сарматских племен

Ареал —область распространения определенных видов животных, растений

Археология —наука, изучающая прошлое человечества по вещественным историческим источникам

Аул —селение, в прошлом кочевое, ныне оседлое

Байгуши —нищенствующая часть казахского общества

Бактриан —двугорбый верблюд

Барымта —насильственный угон скота

Батыр —богатырь, почетное звание, дававшееся за воинские заслуги

Бий —судья, родоначальник

Билетный сбор — изымался с казахов за работу и проживание в прилинейных русских селениях

Волость — административно-территориальная единица

Гемма —овальная, с плоской стороной, поделка из камня

Гривна —шейное украшение в виде обруча

Гривна —денежная и весовая единица в Древней Руси

Гунны —древнетюркские племена, положили начало Великому переселению народов

Гуньмо —верховный правитель усуней

Десятина —десятая часть урожая

Динар —старинная золотая монета стран Востока

Дирхем —старинная арабская серебряная монета

Дромадер —нар, одногорбый верблюд

Дромос — коридорообразный вход

Жайляу —летние пастбища, стоянки кочевников

Жайык (Яик) — река Урал

Жатак (и) —формирующийся сельский пролетариат

Жырау —поэты-сказители, представители устной поэзии

Зернь —напаивание золотых шариков на основу

Зякет —налог со скотоводов

Издольщина — плата за аренду земли частью урожая

Икта —право сбора налогов с земельного надела, пожалованного феодалам

Иктадар —владелец икты

Инкрустация —вставки из цветных камней на ювелирных изделиях

Ислам —одна из мировых религий, возник в 7 в., основатель — пророк Мухаммед, единый бог — Аллах.

История — наука, изучающая прошлое человечества

Ичиги —высокие сапоги из мягкой кожи

Казачество —военное сословие в России 18-20 вв.

Казы —колбаса из реберного мяса с подпозвоночным жиром

Камзол— женская верхняя одежда

кангюй— древнее государство Сырдарьинского оазиса

Карабудун— свободные простолюдины в тюркских каганатах

карта —блюдо из прямой кишки конины

Керамика —гончарное искусство; изделия, полученные спеканием глины

Кереге —остов юрты, деревянная решетка

Кидани —каракитаи, основали государство в Семиречье в 12 в.

Кизяк —топливо из высушенного помета животных

Колонизация — захват, заселение, хозяйственное освоение других территорий, насильственное подчинение местного населения

Конфедерация —союз, объединение

Кочевничества —образ жизни скотоводов, основанный на миграции населения по мере смены пастбищ

Кочевое скотоводство — круглогодичное содержание скота на подножном корму

Крепость — укрепленный пункт, подготовленный к круговой обороне

Кроманьонец —человек современного физического типа, «человек разумный»

Кузеу —осенние стоянки кочевников

Кумыс —кымыз, напиток из кобыльего молока

Кун —откуп за причиненный ущерб

Курган —земляная или каменная насыпь над древней могилой

Кыстау —зимние стоянки кочевников

Кюй —казахская национальная инструментальная пьеса

Левират —см. Аменгерство

Манап —родовая знать киргизов

Матриархат —форма общественного устройства с доминирующим положением женщины

Меандры —орнамент в виде ломаной линии с завитками

Медресе — средние и высшие учебные заведения мусульман

Мезолит —средний каменный век

Мектебы —начальные школы

Миграция —перемещение, переселение

Монументальный —производящий впечатление величиной, мощностью

Мулла —священнослужитель ислама

Мустье —средний палеолит

Неандертальцы —ископаемые древние люди, потомки питекантропов, предки кроманьонцев

Неолит —новокаменный век

Неолитическая революция — переход от труда присваивающего к производящему

Нуклеус —каменное ядро, от которого откалывали пластины для изготовления орудий

Оседлое скотоводство — форма хозяйства, при котором часть населения отгоняет скот на летние и зимние пастбища, часть населения занимается земледелием

Откочевка —форма протеста кочевников, уход с данной местности

Палеозоология —наука, изучающая вымерших животных по их ископаемым остаткам

Палеолит —древний каменный век

Парадарайа —сакские племена

Патриархат —форма общественного устройства с доминирующим положением мужчины Первородный — возникший прежде других

Перегородчатая эмаль — заливка отдельных гнезд специальным составом (техника изготовления ювелирных изделий)

Петроглиф — наскальный рисунок

Пикет —сторожевая застава

Письменные источники — древние письменные лики документы, летописи

Питекантроп —древнейший ископаемый человек, предшественник неандерталъца

Повод —внешний толчок к разворачиванию событий

Полихромный стиль — применение разнообразных технических приемов украшения предметов

Полукочевое скотоводство — тип хозяйства, предусматривающий наличие постоянных зимних и летних стоянок

Приплод —потомство у животных

Причина — основание, явление, вызывающее возникновение другого явления

Рабат —пригород, заселенный ремесленниками

Революция — качественное изменение в развитии природы, общества, познания

Регалии —знаки отличия

Регион —обширный район, охватывающий несколько стран, объединенных экономико-географическими особенностями

Редут —полевое фортификационное сооружение в виде прямоугольника, подготовленное к круговой обороне

Реконструкция — воссоздание первоначального облика по имеющимся остаткам и описаниям

Религия —мировоззрение, соответствующее поведение, специфические действия (культ), основанные на вере в существование богов

Реформа —изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социалъной структуры

Роксоланы —одно из сарматских племен

Саки — племена, населявшие наш край в VIII-III вв. до н.э.

казахстан ханство история

Сако-скифский звериный стиль искусства — условное название стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела, композиции из нескольких животных

Сардар (бек) — главнокомандующий

Сарматы —племена, обитавшие на западе края в III в. до н.э. — IV в.

Саукеле —головной убор невесты

Саун —отдача скота на выпас бедным сородичам, отработочная рента

Синантроп —ископаемый человек, найденный в Китае

Сираки —одно из сарматских племен

Скань — напаивание винтовой проволоки на основу изделия

Согым —налог со скотоводов

Султан —титул светского правителя, представителей «белой кости»

Старший султан — чин, введенный русской администрацией в 1822-1824 гг.

Старшина —управитель рода

Стоянка —остатки неукрепленного поселения каменного века

Сыбага —налог со скотоводов

Тебеневка —добыча скотом корма из-под снега

Тенгрианство — вера в бога Тенгри у тюркских племен

Тиграхауда —сакские племена

Толенгиты —тюленгуты, отдельное сословие слуг ханов, султанов

Травостой —травяной покров лугов, степей

Уезд —административно-территориальная единица

Узбек-казахи — подданные Жанибека и Керея

Уникальный —единственный в своем роде

Усуни —племена, жившие в Семиречье, ныне в составе Старшего жуза

Ушур —налог с земледельцев

Уык —купольные опоры юрты

Фельс —мелкая монета

Фестон —лепное украшение в виде зубчатого узора

Форпост —передовой пост, передовая позиция

Хаомаварга —сакские племена

Харадж —налог с земледельцев

Хадж (кажы) —почетный титул мусульманина, совершившего паломничество в Мекку и Медину

Хунтайджи —верховный правитель жунгар

Цитадель —укрепленная центральная часть города, приспособленная к самостоятельной обороне

Чапан (шапан) —мужская и женская верхняя одежда

Чужык (шужык) —колбаса из конины

Шаманизм —религия, основанная на вере в сверхъестественное общение служителя культа шамана с духами для лечения больных (у казахов шаман — баксы)

Шанырак — круговое купола юрт

Шаньюй —верховный правитель хуннов

Шаруа —рядовой скотовод

Шахристан — основное ядро города, включающее цитадель, населенное знатью и обнесенное стеной

Шыгын (чегын) — поборы

Энеолит —меднокаменный век

Юрта —сборно-разборное переносное жилище кочевников из войлока и дерева

Яик (Жайык) —река Урал

Ярмарка —периодически организуемый в установленном месте торг, рынок товаров

Источник

История казахов, придуманная не казахами

Хочу составить небольшой экскурс в историю казахов. Чтобы все интересующиеся нашей историей не путались. Пост составлен полностью на мнениях читателей Дзен, которые постоянно комментируют мои посты.

История казахов начинается с 19 века. До этого времени о них ничего не было известно. Просто кто-то жил на территории современного Казахстана. А кто это был никто не знает.

В 19 веке на территории Казахстана появились киргиз-кайсаки. Они произошли от киргизов. Так как надо было делить киргизов, то тех киргизов, которые проживали в современном Киргизстане назвали дикокаменными киргизами, а тех кто жил в степях назвали киргиз-кайсаками.

Откуда появились эти киргизы также никто не знает.

Потом в 1917 году произошла революция. Большевики уничтожили казаков, происхождение и идентичность которых (то ли они народ, то ли сословие) никто также не знал. И просто так отдали имя казак киргиз-кайсакам. Также они отдали бывшим киргиз-кайсакам земли казачества в Западном и Северном Казахстане.

Потом началась Великая Отечественная война и казахов на фронт не взяли. Они спокойно жили в тылу и жировали пока русские братья в одиночку (русские на фронт никого не брали кроме своих) воевали с фашистами. На фронт брали только немного украинцев и по одному-двум представителям других народов других народов СССР. Ну чтобы они смотрели и фигели как русские великолепно воюют против немцев.

Ну мы казахи также фигели и смотрели. Ели бешбармак, пили чай и иногда пили водку.

Потом после войны казахов вообще стали кормить до отвалу. Мы прямо жировали. В это время русские строили заводы и фабрики для нас казахов, шахты копали и целину распахивали.

Казахов держали только для животноводства. Нас казахов даже в вузы не пускали. Зачем? Пусть скот пасут.

А мы неблагодарные казахи взяли и устроили пакость. Создали антисоветские организации, которые начали вести подрывную деятельность против СССР. В 1986 году казахи выступили в открытую против СССР и до 1991 года вели вооруженную борьбу против советского строя. Именно мы казахи развалили СССР. И в насмешку над этой страной мы последним вышли из СССР в декабре 1991 года. Когда его уже не было. Ну типа вот вам — мы казахи разрушили страну, мы ее и последними покидаем.

После 1991 года казахи сразу взяли антироссийский курс. При этом мы же хитрые. Мы остались в СНГ и еще вошли в ОДКБ и ШОС. Чтобы больше вредить России.

Пользуясь тем, что мы в составе российского блока мы начали издеваться над русским населением и выгнали половину русских из Казахстана. А сейчас прямо зверски измываемся над оставшимся русским населением Казахстана.

Вот такая история! Придумал ее не я! Но она в головах практически всех моих комментаторов. Написал ее для того, чтобы они не парились выдумывая против меня контраргументы. Не кашляйте!

Единственное хочу добавить, что я горжусь за наш казахский народ. Это какие же мы крутые, что большевики нам земли казаков просто так отдали. И не только земли. Нам отдали имя другого народы. Вообще крутяк. Потом Сталин, которого все боялись взял и не стал призывать казахов на фронт. А затем мы казахи смогли разрушить такую огромную страну как СССР.

Мы и сейчас крутые. Ведь мы постоянно издеваемся над русским населением Казахстана. И никто из русских патриотов даже не осмелится приехать в Казахстан, чтобы наказать нас за это.

Казахстан — это крутейшая страна. С крутейшей историей. И это каждый раз подтверждают все мои комментаторы, которые винят казахов во всех бедах России

Источник

История Казахстана — статья для Википедии

То, что мы видим в разных энциклопедиях по истории Казахстана часто спорно, сложно к чтению, засорено научными терминами, трудно к пониманию, бывает специально искажено советской интерпретацией. Нет короткого, доступного и доходчивого изложения, хотя бы для той же Википедии.
И решил я скомпоновать популярную, краткую, но правдивую Историю, которая будет опираться только на факты из достойных русскоязычных источников. А против фактов, как говорят, не попрешь! Пока этот очерк — болванка, которую буду постоянно поправлять, дополнять и уточнять, хотя никогда не хватает времени. Итак,

В северном степном поясе Центральной Азии исторически сложилась одна из ранних форм мировой цивилизации — скотоводческое кочевое хозяйство. Значительным достижением эпохи неолита в центральноазиатском регионе явилась выездка верхового коня. Здесь же произошло приручение верблюда, дикой овчарки и горного барана, необходимые факторы для кочевого скотоводства — считает русский историк Рерих в своей «Истории Средней Азии» [1]. Бронзовая эпоха представлена памятниками андроновской культуры (глиняная посуда с геометрическим орнаментом, бронзовые ножи и наконечники для стрел и т.д.), которые датируются XII — XVIII вв. до н.э. и найдены в степях Южного Урала и Южной Сибири [2].
Кочевые племена, заселявшие огромную степную територию от монгольских гор до Днепра и Дуная, греки называли скифами, персы — саками. Письменные свидетельства о племенах, населявших нынешнюю территорию Казахстана, появились в сер. 1-го тыс. до н.э. Геродот в своей «Истории «[3] описывает саков ( VII — III вв. до н.э.) и упоминает об их соседстве с Ахеменидским Ираном, а также об их борьбе с персидскими завоевателями, царями Киром, Дарием I и армией Александра Македонского. Царица южных саков — массагетов, кочевавших в Приаралье, Томирис казнила самого Кира в 530 г. до н.э. Дарию в 519 г. до н.э. также не удалось победить конные отряды воинственных саков. Александр Великий, прозванный в Азии Искандером Двурогим (из-за формы шлема), остановил своё победное продвижение на восток на реке Яксарт (Сыр-Дарья) в 327 году до н.э., основал там очередное поселение Александрия Эсхата (Дальняя), позже Ходжент (советский Ленинабад), и, не рискнув идти в бескрайнюю Степь, повернул на юг, в Индию. Знаменитыми памятниками сакской культуры стали могильник Бесшатыр (Пять шатров) в долине реки Или и курган Иссык под Алма-Атой, в котором были обнаружены останки знатного сака в кольчуге из золотых пластин (V — VI вв. до н.э.), названного исследователями «Золотым человеком». Сакское искусство характеризовалось сако-скифским «звериным стилем», что, вероятно, и отражало господствующий тип хозяйства — кочевое и полукочевое скотоводство, в тени которого развивалось земледелие (в долинах рек Сыр-Дарьи, Чу и Таласа). В захоронениях Пазырыкского кургана ( III — V вв. до н.э.) на Южном Алтае обнаружены фрагменты войлочного и ворсового ковра по орнаментальному убранству и технике исполнения в точности близких казахским народным изделиям — каз. туктi кiлем — «ворсистый ковер» и каз. сырмак — «стеганая кошма с узорчатой аппликацией в виде кривых рогов зверей» [4].
Во II — III вв. монгольские и прототюркские племена на степных просторах к югу от Алтая образовали народ хунну, который в 375 году двинулся на запад в Европу, ознаменовав начало Великого переселения народов. На Урале и Поволжье к нему присоединились угорские племена. Гунны сильно потеснили Римскую империю, а их вождь Атилла (400 — 453 гг.) вошел в историю, как великий завоеватель [5]. Венгры (по латински хунгары), чей язык резко отличается от европейских и имеет много тюркских слов, считают себя потомками гуннов.

В середине 1-го тысячелетия на просторах от монгольских гор до Каспийского моря начинается сложение древнетюркского союза кочевых племен и появление государственности. Первый Тюркский каганат (551—630 гг.) стал важным этапом в истории Степи. Начали развиваться ремесла, торговля, тогда же окреп Великий Шелковый Путь из Китая в арабские земли и далее в Европу. Вдоль течения рек Чу, Талас, Сыр-Дарья и у побережья Аральского моря возникали города Чирик-Рабат, Отрар, Сыгнак, Испиджаб, Тараз и Баласагун, которые являлись важными населенными пунктами на торговом Шелковом Пути, соединявшего восток и запад. В VI веке эти земли получили название Туркестан (с тюркского «Страна тюрков»). В VII веке Каганат распался на Восточный (Второй) и Западный каганаты. Восточный занимал земли на Алтае и Байкале, а Западный — степи от Ертыса до Итиля (от Иртыша до Волги). Позже из Западного каганата выделились Хазарский каганат (650—969) в северном Прикаспии (династия Ашинов) и Тюргешский каганат — на Тянь-Шане, который с приходом арабов уступил место Карлукскому ханству [6].
В VII—VIII вв. китайская империя династии Тан стала претендовать на часть Туркестана, но сюда же устремились взоры Арабского халифата. Интересы двух великих воинственных империй схлестнулись на землях нынешнего Казахстана в битве на реке Талас (751 г.). Одержав важнейшую победу при помощи карлуков, арабы принесли в Степь исламскую религию, а у китайцев позаимствовали бумагу, что привело к широкому распространению арабской письменности. Следует отметить, однако, что в Степи исламская вера носила и до сих пор носит отнюдь не фанатичный, а скорее «подражательный» характер и является у казахов самой слабой среди мусульманских народов. Зато тюрки потеряли своё древнетюркское руническое письмо [7], перейдя на арабскую вязь, и свою древнюю веру — тэнгрианство [8].
Но и халифат не удержал Степь в своих руках. Примерно в IX—X веке на современной территории Казахстана возникают два новых тюркских государства: на юге и востоке — Караханидское, а на западе — Огузское. Караханидское государство пришло на смену Карлукскому каганату в Туркестане, Мавераннахре (междуречье Окса и Яксарта или Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи), Семиречье и восточном Туркестане и продержалась до 1210 года до разгрома его шахом Хорезма Ала-ад-Дином Мухаммедом. Позже карлукское наречие (чагатайский язык в монгольские времена) стало основой узбекского (Мавераннахр) и уйгурского (Восточный Туркестан) языков.
Огузы занимали земли на Сыр-Дарье и западе нынешнего Казахстана, воевали с Хазарским каганатом на Итиле (Волга), причем часто в союзе с Киевской Русью, и Волжской Булгарией (потомками которой стали современные татары, башкиры, чуваши). Но в середине 11 века в Степи поднялось новое могучее племя кипчаков (по латински куманов), которое вытеснило огузов. Большая часть огузов ушла на южные берега Каспия и, смешавшись с местными народами, стала прародителями современных туркмен, далее в Закавказье — азербайджанцев, а их сильнейший род — сельджуки, продвинулся в Малую Азию и стал основой турецкой нации. Другая часть огузов отошла на запад до Дуная и была известна под именем печенегов, молдавские гагаузы считаются их потомками. Кипчаки шли за ними по пятам и вскоре огромная равнинная территория от Иртыша до Дуная получила название Дешт-и-Кипчак, Кипчакская степь. На Руси они были известны, как половцы, а Дешт-и-Кипчак западнее Волги, как Половецкое Поле. Полтора века длились сложные отношения Руси и Половецкого поля. Русские князья то воевали с половцами (Владимир Мономах и др.), то были союзниками (Битва на реке Калке), а то и роднились с ними (Юрий Долгорукий и др.) [9]. Один из походов русского князя Игоря в Половецкую степь описан в «Слове о полку Игореве» (1185 год). После разгрома татаро-монголами основная часть половцев (западных кипчаков) ушла в Крым и стала родоначальниками крымских татар. Таким образом тюркские языки получили широкое распространение на центральных просторах Евразии от Китая до Дуная.

В 1219 году началось монгольское вторжение в Степь и далее в Мавераннахр. Монголы огнем прошлись по Сыр-Дарье, сожгли города Отрар, Сыгнак, Ашнас и др. Кочевые племена Казахстана поначалу оказывали монгольским войскам сопротивление, но после поражения присоединились к ним. Местная кипчакская знать поступила на службу к монголам, а рядовые кочевники составили значительную часть монгольской армии, двинувшейся во главе с Бату (Батыем) в 1237 г. на покорение Восточной Европы. Из-за них и появилось смешанное название — татаро-монголы [10].
Тюркская Степь вошла в состав трех монгольских улусов, которые взглавили сыновья Чингизхана: большая (степная) часть, весь восточный Дешт-и-Кипчак от Балхаша до Нижнего Поволжья, вошла в состав Улуса старшего сына Джучи, Туркестан, Семиречье, Мавераннахр и Восточный Туркестан — в Улус второго сына Чагатая, северо-восточная часть Семиречья, Тарбагатай, районы верхнего Иртыша и Западная Монголия — в Улус третьего сына Угэдея [11]. Чингизиды стремились превратить свои улусы в независимые владения. После смерти Чингисхана, последовавшей в 1227 году, эта тенденция стала нарастать, и империя распалась на несколько независимых государств. Преемником Джучи, умершего в том же, 1227 году, стал его сын Бату.
Батый основал в низовьях Волги новое монгольское государство Золотая Орда. В него вошли территории Улуса Джучи — Восточный Дешт-и Кыпчак, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также вновь завоеванные земли на западе. Столицей стал город Сарай-Бату (вблизи нынешней Астрахани). Золотая Орда была многоэтническим государством. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития и обладавших своеобразной культурой и обычаями. Основную массу ордынцев составляли тюркские племена, главным образом, кыпчаки, а также канглы, найманы и многие другие. Рубрук их всех чохом называл татарами [12]. Интересно, что многие обычаи ордынцев, описанные Рубруком, до сих пор бытуют у современных казахов. Монголы и в Орде составляли меньшинство. В конце XIII в. и в XIV в. монголы фактически тюркизовались, особенно после разгрома Золотой Орды Тимуром в 1391 году.
Монгольские завоевания сопровождались массовым истреблением людей. Были разрушены города и селения, дворцы и мечети, заброшены обработанные поля и ирригационные системы. Тысячи мастеров-ремесленников были угнаны в рабство. Был прерван завершающий этап формирования кыпчакской народности. Господство монгольских завоевателей надолго задержало экономический и культурный прогресс народов покоренных ими стран. Тяжелейший урон был нанесен земледельческой и городской культуре.
Но были и положительные факторы. Монголы, благодаря своей идее централизованной власти объединили прежде слабоорганизованные вольные степные племена. Нормы кочевой жизни стал регулировать «Ясы» Чингиз-хана — свод обычного права, приспособленного к новым условиям. Впоследствии нормы «Ясы» были в определенной степени использованы при создании казахского кодекса законов «Жеты Жаргы» (Семь уложений). Многие формы государственности были также использованы впоследствии в ханствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху. Монгольское завоевание оказало сильное влияние на этнические процессы на территории Казахстана. Три казахских жуза стали фактически преемниками трёх улусов чингизидов. Верхушка чингизидов растворились в тюркской массе, но их потомки назывались торе или «белой костью». Самым известным чингизидом был казахский ученый, просветитель и путешественник Чокан Валиханов (1835—1865).

После разгрома Золотой Орды в 1391 году Тимуром она окончательно распалась на свои два крыла — западную Ак-Орду (между Волгой и Доном) и восточную (Синюю) Кок-Орду. Кок-Орда в свою очередь распалась на Ногайскую Орду (1440 — на землях современного западного Казахстана) и недолговечное Узбекское ханство на Сыр-Дарье (1428 — по имени последнего золотоордынского хана Узбека, который окончательно ввёл ислам в Золотой Орде).
В 1460 году, недовольные жесткой политикой хана Узбекского улуса Абу-л-хайра султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с Сыр-Дарьи на восток в Семиречье, к правителю Могулистана Есен-буге, где образовали Казахское ханство (1465). Народ, ушедший с ними, стал называть себя — казахи. После смерти Абул-Хайра, казахи вернулись на Сыр-Дарью и разогнали его потомков, к власти пришёл сначала Бурундук (1480-1511), сын хана Керея, а потом Касым (1511-1521), сын хана Жанибека.
Внук Абу-л-хайра Мухаммед Шейбани c оставшимися ему верными племенами в 1499 году ушёл в поход на юг, в Мавераннахр и завоевал раздробленное после смерти Тимура государство Тимуридов. Он перенес столицу своего государства из Сыгнака в Бухару, где в 1500 основал новое государство — Бухарское ханство. Кочевые дешт-кипчакские племена, ушедшие с шейбанидами, смешались с местным оседлым населением — ираноязычными сартами, древними тюрками — карлуками и, как победители, принесли новому народу своё название — узбеки.
Казахскому хану Касыму (1445-1521) удалось обьединить под своим началом остальные степные племена Восточного Дешт-и-Кипчака и в борьбе с шейбанидами Мавераннахра на юге и Ногайской Ордой на западе расширить границы своего государства от Иртыша до Жаика. Он даже захватил Сарайчик — столицу Ногайской Орды. Дело укрепления Казахского ханства продолжил его сын хан Хакназар (правил 1538—1580), который покорил Могулистан в Семиречье и отбил у Ногайской Орды степи Сары Арки. Перед угрозой участившихся набегов ойратов из монгольских степей, наиболее усилил верховную власть хан Тауке (правил 1680—1718). Именно при нём наиболее консолидировалось кочевое государство со ставкой в городе Туркестан, при нём в Казахском ханстве был принят свод законов «Жеты Жаргы», который создали известные казахские бии Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз).
Однако в 1718 году Казахское ханство распалось под ударами джунгар. Но продолжало сохраняться унаследованное от монголов территориальное разделение казахов на три жуза: Старший жуз (южный), Средний жуз (северо-восточный) и Младший жуз (западный).

В 17 веке началась ожесточенная война между двумя последними великими кочевыми государствами — Казахским и Джунгарским. В 1635 году на Джунгарской равнине между хребтами Тянь-Шаня и Алтая образовалось новое монгольское государство Джунгария [12]. Подталкиваемое с востока китайской империей Цин, оно начало походы в казахскую Степь. Вторжения джунгар имели целью захват территорий и, прежде всего, пастбищ, так как кочевое скотоводство было основной материальной базой Джунгарии. Накопление многочисленных стад требовало расширения кормовой базы. Остро ощущался недостаток хороших пастбищ на дальних кочевьях. Кроме того, захватчиков весьма привлекал ясак (налог на покоренных). Джунгары (самоназвание ойраты, по-казахски калмаки) вторгались в 1635, 1643 (хун-тайджи Батур захватил Семиречье), 1652 (погиб хан Жангир), 1681—1684 (хун-тайджи Галдан Бошохту и его преемник Цеван Рабтан сожгли Сайрам), 1687 (осада Туркестана) , 1711—1712 , 1714—1717 годах. Но самым опустошительным было вторжение 1723—1727 гг, запечатлённые в народной памяти казахов, как «актабан шубырынды»- «годы великого бедствия», когда значительная часть казахского народа, раздробленного на множество враждовавших между собой владений, была вырезана джунгарами, захвачены города Туркестан и Ташкент, массы обездоленных людей, спасаясь от захватчиков, бежали в Самарканд и Бухару. Казахские обьединенные ополчения тоже одерживали ряд побед над джунгарами: в 1643 году в Орбулакской битве (хан Жангир), в 1712 году (Богенбай батыр), также под руководством Абулхаир-хана на реке Буланты (1727) и в Анракайской битве (1729). Но постоянной армии не было и каждый жуз собирал войско к определенному походу, взаимодействие между отрядами было слабое, чем и пользовались джунгары, ведомые одним своим ханом — хун-тайджи. Кроме того, джунгары превосходили в огнестрельном оружии. Казахские войны не уступали ойратам в выносливости и выучке, но, как докладывал императрице Анне Иоанновне начальник оренбургской экспедиции И. Кириллов: «Ежели бы обе казахские орды (Средний и Младший жузы) согласились, а у них один хан с войной войдет, а другой оставляет, и так свое владение у калмык теряют».

Казахам пришлось просить Россию о помощи. В тяжелом 1717 году хан Тауке впервые обратился к Петру I с просьбой принять казахов в российское подданство, но без выплаты ясака, без исполнения повинностей и при сохранении власти хана. Сейчас бы это назвали широкая автономия. Петр I сразу же оценил значение Казахского ханства во внешней политике России: «Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть». Россия тогда стремительно продвигалась на восток, к Тихому океану. Ещё в конце 16 века отрядам казаков атамана Ермака, уничтожившим Сибирское ханство чингизида Кучума, по указу царя Ивана Грозного был пожалован особый статус — Царская Служилая Рать. И с этого времени оно встало на верную и неусыпную службу своему государству. В 1715—1720 годы, несмотря на противодействие джунгар, началось строительство сибирскими казаками Иртышской укреплённой линии, заложены крепости Омская (1716), Семипалатинская (1718), Усть-Каменогорская (1720) вверх по Иртышу. Россия сама утверждалась на Алтае.

Помощь казахам от Петра так и не пришла, России были выгодны казахско-джунгарские войны. Сибирский губернатор князь Матвей Гагарин, с которым велись непосредственные переговоры, учел, что это грозило большими осложнениями во взаимоотношениях России с Джунгарией и нарушило бы хозяйственные планы освоения богатых золотом и серебром мест по Иртышу. А потому без царского указа «калмыцкого владельца воевать не велел» и вскоре был повешен за казнокрадство (1721). Когда хан западного Младшего Жуза Абулхаир в 1730 году снова запросил защиты уже у императрицы Анны Иоанновны, Россия, имевшая свои далеко идущие планы, теперь сразу согласилась (миссия Тевкелева, 1731). Абулхаир тоже преследовал свои цели. Обиженный на другие жузы из-за неизбрания его всеказахским ханом после успешной Анракайской битвы, он повел свою политику, выпрашивая у России в обмен на подданство передачи ханства по наследству своим детям. Тогда же Средний жуз хана Абулмамбета и его двоюродного брата султана Аблая, лавируя между двумя мощными империями (пресловутая политика «между львом и драконом»), принял двойное подданство, и Китая и России (1740). Старший жуз тогда вообще больше находился под влиянием теснившего его с юга Кокандского ханства.

В 1741 при очередном вторжении джунгар (в плен попал Аблай) Сенат Российской империи теперь принимает резкие меры (миссия Карла Миллера, 1742). Встретив в лице России сильного противника, джунгары умеряют свой пыл. А в 1745 году умирает их последний «ястреб», хунтайджи Галдан Цэрен, начинается разброд. Справедливости ради следует отметить, что Джунгария вела также войны с наступавшей с востока и юга Цинской империей. Неудивительно, что иногда джунгары и казахи заключали мир перед лицом общей угрозы. Казахские отряды воевали на стороне нойона Амурсаны против китайско-маньчжурских войск в период с 1755 по 1758 год в боях на Или, Тарбагатае и Хоргосе. Как пишут исследователи, вернувшие к этому времени Семиречье казахские правители оценили складывающуюся ситуацию и пришли к выводу, что: «Джунгарское ханство не было для казахов прежней угрозой, и, помогая со своим войском джунгарскому хану Амурсане, хан Аблай пытался помочь ему сохранить единое государство». Он рассуждал: «Лучше иметь на своих границах потерявшую былую мощь Джунгарию, чем Цинскую империю». Более того, Амурсану, с которым Аблай близко сошелся будучи в плену, именовали «другом» Аблая. И тот бывало скрывался у казахов, спасаясь от внутренних врагов и китайцев. Но в 1756 году при императоре Айсиньгиоро Хунли Циньско-маньчжурская армия окончательно громит Джунгарское ханство. Большая часть джунгар погибает на поле брани и от болезней, остатки живых бегут на Волгу в Калмыцкое ханство. Китайский историк Вэй Юань писал: «В Джунгарии насчитывалось несколько сот тысяч семей, четыре десятых умерли тогда от оспы, две десятых бежали в Казахстан и в Россию, три десятых было уничтожено великой армией».

В своей книге российский исследователь А. Чернышев называет причины такой жестокости: «Цины учинили жестокую расправу над ойратами не потому, что они считали их варварами. Нет, ведь не вырезали же они сибо, солонов, дауров и другие племена, а также многочисленные, но разрозненные племена халхаских монголов. Маньчжуры уничтожили именно ойратов, поскольку боялись, что, не сделав того, они сохранят в их лице потенциального соперника, уже имевшего опыт создания суверенного государства и поддерживавшего длительные связи с Россией. Поэтому маньчжуры предпочли уничтожить почти всех ойратов, а их земли оставить под контролем своих войск».

Так Джунгарское ханство исчезло с лица земли, а на её землях Цинская империя создаёт в 1761 году свою провинцию Синьцзян (Новые земли). Но дальше её интересы сталкиваются с интересами Российской империи, спешно претендовавшей на Туркестан, чтобы опередить Британскую империю, уже захватившую Индию (1757), и военная активность в этом районе затихает. Начиналась Большая игра, но казахские степи уже остались в зоне российского влияния.
В этот период в казахском Семиречье сложилась парадоксальная ситуация четверовластия. На данную территорию помимо местных жителей казахов претендовали: Кокандское ханство (аргумент — реальное обладание местностью), Китай (аргументация — исторические права с 1756—1758 годов, как победителей и правопреемников Джунгарии), Россия (аргументация — присяга на русское подданство различных владетелей Большой орды, начиная от султана Тугума в 1793 году и заканчивая сыном Аблайхана султаном Сюка Аблайхан улы в 1819 году). Последнее и предопределило ситуацию, в которой вопрос об установлении западного участка русско-китайской границы перешёл в практическую плоскость.

Начало договорному определению этой границы было положено в ноябре 1860 года подписанием Пекинского дополнительного договора и связанного с ним Чугучакского протокола 1864 года, закрепивших фактическое положение, которое сложилось в результате присоединения к России Казахстана и ряда районов Киргизии.

Казахстан в составе Российской империи

Присоединение Казахстана было лишь частью многовековой территориально-политической экспансии России на сопредельные территории [13]. Северное побережье Каспийского моря и правый берег реки Урал (ранее Яик, от казахского Жаик) русские, в основном беглые крестьяне, именовавшие себя казаками (вольными людьми), стали заселять ещё с 16 века, основав стихийное Яицкое казачество с центром в основанном ими Яицком городке (1613). Однако, казачество всё же попало под власть Московского царства. В 1775 году после разгрома пугачевского восстания, где казаки приняли активное участие, они были переименованы императрицей Екатериной II в Уральское казачье войско и город Уральск, даже реку переименовали в Урал. Далее по Яику были основаны Гурьев (1640), Орск (1735) и Оренбург (1743), который тогда же по указу императрицы Елизаветы Петровны стал центром учреждённого Оренбургского казачьего войска. Указом царя Александра I в 1808 году Сибирское казачество получило статус Сибирского казачьего войска с центром в Омске. В 1867 г. из отрядов сибирских казаков, продвинувшихся далеко на юг в Семиречье, по указу императора Александра II было сформировано Семиреченское казачье войско с центром в городе Верном (1855). Казаки стали важнейшим инструментом России в присоединении восточных пространств, в том числе и территорий нынешнего Казахстана. Казаки и шедшие за ними переселенцы из России с оружием в руках захватывали лучшие земли, луга и пастбища, вытесняя коренное население, которое они называли киргиз-кайсаками, в степи и неудобья.

Естественно, русская экспансия в Степи встречала отчаянное сопротивление со стороны местного населения. Карательные войска, которые усмиряли бунт Емельяна Пугачева, разгромили и повстанческое движение казахской бедноты под руководством Сырыма Датова (1783—1797). В 1836 — 38 годах было подавлено восстание, которым руководили Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. Российская империя ликвидировала ханскую власть, бунт последнего казахского хана Кенесары был беспощадно подавлен в 1846 году. Казалинское восстание под руководством Жанкожи Нурмухамедова разгромлено в 1857 году. Расправа царских войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году глубоко возмутила Чокана Валиханова — после нескольких горячих споров с полковником Черняевым, не видя иного выхода, он выходит в отставку и возвращается в Семиречье [14]. После взятия русской армией Чимкента (1866) в борьбе с Кокандским ханством вся современная территория Казахстана оказалась под властью России.

Царская власть повсюду назначила своих наместников — губернаторов и начала усиленно осваивать новые территории. Цитата из циркуляра туркестанского генерал-губернатора Самсонова от 31 октября 1911 года, посланного всем военным губернаторам областей: «Местное население интересует нас в качестве материала для выполнения в будущем работ русских крестьян, поэтому необходимо впитать им в кровь почитание всех русских, если кто-либо не пожелает подчиниться — лишенный земли, — умрет с голоду или же Россия распрощается с ними». Это и есть кредо колониализма. В 1906—1912 гг. в результате столыпинской аграрной реформы в Казахстан из центральных районов России было перевезено до 500 000 крестьянских хозяйств, которым выделили более 17 млн десятин уже освоенных лучших земель, а казахские племена были вытеснены на отведенные им русским правительством степные территории. В 1907 г. был принят «Закон о выборах в Государственную Думу», лишивший избирательных прав коренные народы Сибири, Средней Азии и Казахстана. Царской власти в русской Думе не нужны были «инородцы»! Такие люди не могли призываться в армию, но, когда началась Первая мировая война, вышел указ царя Николая Второго от 25 июня 1916 года о так называемой «реквизиции инородцев» на тыловые работы фронтов первой мировой войны, что привело к восстанию среднеазиатских народов, в Казахстане — под руководством Амангельды Иманова. Тогда, спасаясь от принудительных работ и репрессий, часть казахских родов откочевала в Китай.

После отречения царя Николая II и создания Временного правительства политическая жизнь оживилась и на окраинах бывшей империи. Прокадетски настроенные лидеры казахской интеллигенции проводят в июне 1917 года в Оренбурге Первый всекиргизский съезд. Главные вопросы его повестки были о том, что в России должна быть создана демократическая федеративная парламентская республика, киргизские области должны получить в ней автономию и должен быть решен наболевший земельный вопрос. Были избраны депутаты на Всероссийское Учредительное собрание от казахских областей, в том числе от Семипалатинской области известный русский ученый-этнограф Григорий Николаевич Потанин — в молодости друг Чокана Валиханова, а также депутаты на сьезд мусульман России «Шураи Ислам», в том числе Алькей Сатпаев, старший брат Каныша Сатпаева — позже первого президента Академии наук Казахской ССР. Первый всекиргизский съезд, по существу, конституировался в политическую партию «Алаш». Фактически руководителями партии «Алаш» стали Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсынов. Абсолютное большинство членов партии не восприняли социалистическую программу большевистского толка и объединились под лозунгом: «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!»
В декабре 1917 года в Оренбурге собрался II общекиргизский сьезд. Среди его организаторов были видные деятели казахской интеллигенции: бывший депутат I российской Госдумы Алихан Букейханов(1870-1937), редактор газеты «Казах» Ахмет Байтурсынов(1873-1937), поэт и писатель Мыржакып Дулатов(1985-1935). Среди участников были поэт и писатель Магжан Жумабаев(1893-1938) и премьер только что провозглашенной в Коканде Туркестанской автономии (Туркестон Мухтарияти, также Кокандская автономия) Мустафа Шокай(1891-1941), заменивший на сьезде другого её лидера, бывшего депутата Госдумы II созыва Мухамеджана Тынышпаева(1979-1938). Съезд обьявил автономию казак — киргизских областей под названием «Алаш», причем в составе будущей Российской федерации, и создал Народный совет (правительство) «Алаш-Орда», из 25 членов которого 10 мест было предоставлено русским и другим нациям [16]. Но «Алаш-Орда» поддержала меньшевиков, а в годы гражданской войны пыталась сотрудничать с Временным Сибирским правительством, которое её, правда, отвергло. Поэтому в начале 1920 года была упразднена большевиками, пришедшими к власти, а её лидеры позднее расстреляны. Туркестанская автономия, куда входили земли Сыр-Дарьи и Семиречья, населенные казахами, также не принявшая Советскую власть, была разогнана ещё раньше.
Однако уже в августе 1920 года по ленинскому декрету из степных областей, населенных казахами (их по-прежнему именовали киргизами-кайсаками), Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, а также Букеевской и частей Оренбургской губерний, была образована Киргизская АССР в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. «Алаш-Орда», собственно, добивалась именно этого. В 1925 году, после национально-территориального размежевания в Средней Азии, Киргизская АССР переименована в Казакскую АССР, столица перенесена с Урала на Сыр-Дарью в Ак-Мечеть, названную Кзыл-Орда, в её состав вошли ещё Сырдарьинская и Джетысуйская области бывшей Туркестанской АССР с казахским населением и Каракалпакская АО (позднее включена в Узбекскую ССР с преобразованием в Каракалпакскую АССР). Тогда же Оренбургская область была передана в непосредственное подчинение РСФСР. В 1929 году столица перенесена ещё восточнее в Алма-Ату. В 1936 году Казакская АССР преобразована в Казахскую ССР. В 1956 г. в ходе хрущевского бума с освоением целинных земель ещё часть территорий были переданы РСФСР (присоединены к современным Омской области и Алтайскому краю) и Узбекской ССР (Голодная степь — современные Навоийская и Джизакская области) [17].
Период становления административно-плановой государственной системы в республике был наиболее болезненен: во-первых, в рамках форсированной коллективизации, предполагавшей осёдлость сельского населения, было нарушено кочевое и полукочевое скотоводство — традиционная хозяйственная национальная отрасль; во-вторых, существенный урон был нанесён национальной культуре и интеллигенции (из-за того, что прекратилось обучение казахскому языку на арабском шрифте, на котором была издана вся казахская литература), в частности, путём замены арабского алфавита сначала на латинский (латинизация,1929), а затем на кириллицу (кириллизация,1940). Это отлучило коренных казахов от письменности, на которой создавались традиционные образцы литературы, как казахской ( (Кунанбаев Абай, Дулатов Миржакип, Жумабаев Магжан, Ауэзов Мухтар и др.), так и общетюркской (Аль-Фараби, Ахмед Яссави, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари и др.)
Казахи теряли не только свои земли и самобытную культуру. Само существование казахского народа было поставлено под вопрос. В начале 30-х годов в результате бездарной сталинской сельскохозяйственной политики, проводимой в Казахстане его ставленником Филиппом Голощекиным (первый секретарь Казкрайкома ВКП(б) 1925-33), от голода погибло более миллиона представителей коренной нации, сотни тысяч бежали в Китай. Там в 1954 году даже была образована Или-Казахская автономная область (ИКАО) с центром в Кульдже. Казахский голодомор (ашаршылык) документально описан в книге В.Ф.Михайлова «Хроника великого Частично эта катастрофа признаётся и советскими источниками. По официальным данным согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года казахов насчитывалось 3,968 млн. человек, а согласно переписи 1939 года — уже всего 3,1 млн. человек. В конце 30-х в Казахстан были переселены неугодные метрополии группы населения: поляки из Западной Украины и Белоруссии (1936), корейцы из Приморья и Сахалина (1937), в годы войны депортированы немцы Поволжья (1941), греки из Краснодарского края (1941), кабардинцы и балкарцы (1943), чеченцы и ингуши (1944) с Северного Кавказа, крымские татары из Крыма (1944), не говоря уже о массовом строительстве лагерей для заключенных в Казахстане. «Архипелаг ГУЛАГ» был заметно представлен в казахских степях. Эпопея освоения целинных земель в 50-тых годах привела к переселению в Казахстан ещё миллиона новых жителей из России. В результате оказалось, что казахов в Казахской ССР осталось всего 30 % по переписи населения 1959 года и она стала единственной в СССР, где коренного населения было меньше приезжих.
Одновременно началась мощная индустриализация республики, которая позволила Казахстану превратиться в солидный промышленный регион, органично включённый в общесоюзный комплекс, хотя приоритетно советской властью развивался горнодобывающий сектор и республика стала сырьевым придатком Центра.
В годы фашистской агрессии в Казахстан было эвакуировано свыше 400 заводов и фабрик из центра России, на основе которых разрослась местная промышленность. Были построены новые города и сёла, дороги и мосты. Но также был создан Семипалатинский ядерный полигон, на котором в 1949 году была испытана первая советская атомная бомба РДС-1, а затем и первая термоядерная РДС-6 с (1953). Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных под землей и в воздухе только за период 1949-63 годы на Семипалатинском полигоне, в 2 500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Региону был нанесён ужасающий экологический урон.
Был построен космодром Байконур, с которого запускали в основном военные баллистические ракеты и сотни военных спутников серии «Космос». На территории Казахстана было размещено много военных баз и испытательных полигонов (Сары-Шаган, Терра-3, Эмба-5 и др.), стратегических аэродромов и ракетных шахт.
Из-за непродуманной политики Центра по развитию хлопковой монокультуры в Южном Казахстане и Узбекистане фактически за одно поколение было уничтожено Аральское море потому, что на орошение полей ради выполнения грандиозных планов по хлопку бесконтрольно забирали почти всю воду из Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи.
Посредством русского языка казахское население получило доступ почти ко всей культуре русского народа, а в пределах советской идеологии и к мировой культуре. Но это омрачалось потерей собственной идентификации. Последовательная политика русификации привела к тому, что многие советские казахи уже не знали родного языка. В миллионной Алма-Ате была всего одна казахская школа № 12, а в 16-миллионной Казахской ССР всего один вуз с преподаванием на казахском языке — ЖенПИ, готовивший учительниц начальных классов для сельских школ. Несомненно, это способствовало возникновению недовольства и брожения в среде этнических казахов.
Передовая интеллигенция пыталась с этим бороться, но только за одно стихотворение «Позабытый мной с детства язык», опубликованное в 1986 году в местном прогрессивном журнале «Простор», его автор Бахыт Канапьянов]] подвергся гонениям со стороны ЦК КПСС и лично члена Политбюро Егора Лигачёва.

В декабре 1986 года в Алма-Ате произошли антиправительственные волнения, поводом к которым послужило назначение генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым на пост первого секретаря ЦК компартии Казахстана Геннадия Колбина, русского по национальности, первого секретаря Ульяновского обкома партии. Этим назначением была нарушена многолетняя негласная традиция назначения глав республик СССР из местных кадров титульной нации. Волнения были подавлены, отдельные их участники понесли уголовное наказание. Считается, что эти события стали первым звеном в цепи последовавших затем национальных бунтов в Грузии (1989), Латвии и Литве (1991) и т.д., что в итоге стало одним из факторов развала Советского Союза.

16 декабря 1991 года Казахстан после распада СССР (Беловежское соглашение, 8 декабря 1991) последним среди всех советских республик провозгласил свою независимость. Первыми его признали единственное до этого тюркское государство Турция, США и соседний Китай.

Новейшая история [18]

Казахстан имеет сравнительно большую территорию (2 724 900 кв. км. — 9 место в мире) и сравнительно малое население (15,0 миллионов человек, 1999 — 61 место в мире). И в то же время обладает заметными запасами природных ресурсов: нефтью, природным газом, различным минеральным сырьём. Зажатая между крупнейшими державами — Россией, Китаем, а также с юга Индией и арабским миром, молодая страна вынуждена вести грамотную внешнюю политику.
Сразу после обретения независимости Казахстан подписал с 11 бывшими республиками СССР Декларацию о целях и принципах СНГ ( Алма-Ата, 21 декабря 1991 года), а затем с пятью — Договор о коллективной безопасности (ДКБ) (Ташкент, 15 мая 1992 года).
В то время, как страны третьего мира рвутся к ядерному оружию, первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев без колебаний отказался от атомных боеголовок, унаследованных от советской армии ( Лиссабонский протокол 1992 года ). Это решение приветствовали США, Европа и ООН. Печально знаменитый Семипалатинский полигон был закрыт ещё раньше (1991) в результате народного антиядерного движения «Невада-Семипалатинск», ведомого известным писателем и поэтом Олжасом Сулейменовым. Отказ от ядерного оружия обеспечил стране гораздо более эффективную безопасность и принес возможность привлечь массовые инвестиции в экономику страны.
26 апреля 1994 года в Алматы президентом Назарбаевым и Председателем Цзян Цземинем было подписано историческое Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе. Впервые в истории обеих стран был проведен процесс делимитации и демаркации государственной границы, устроивший обе стороны. До этого миллиардный Китай имел территориальные претензии ко всем своим соседям — СССР, Японии, Вьетнаму и Индии, что часто приводило к пограничным конфликтам и даже локальным войнам.
Казахстан стал инициатором по урегулированию границ между Китаем и сопредельными странами СНГ. 26 апреля 1996 года на встрече глав пяти государств — Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в Шанхае было подписано историческое Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе государственных границ. После ряда встреч «пятерки» Соглашение переросло в ШОС — Шанхайская организация сотрудничества.
5 июля 1998 года в Астане, с этой даты новой столице страны, президентом Назарбаевым и первым президентом России Борисом Ельциным был подписан Договор о Вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. Такого у России нет даже с Белоруссией.
10 октября 2000 года в Астане, новой столице страны, главами 5 государств ( Россия, Белорусия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
Казахстан также стал инициатором (Алматы, 2002) регулярных саммитов СВДМА — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, участниками которых стало уже 17 азиатских стран, включая Индию и Пакистан, Израиль и Палестину.
С 1992 года Казахстан является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и недавно добился права в 2010 году председательствовать в этой влиятельной международной организации.
Многовекторная внешняя политика страны продолжена и в экономической сфере, так например, вместе с нефтепроводом КТК (Каспийский Трубопроводный Консорциум) на запад через Россию, был построен нефтепровод ККТ (Казахстанско-Китайский Трубопровод) Кумколь — Алашанькоу на восток. Казахстан участвует и в южном нефтепроводе БТД (Баку — Тбилиси — Джейхан) в Турцию, поддерживаемого Соединенными Штатами Америки.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Саун студия сфинкс официальный сайт
  • Саун парк эдем чайковский
  • Саун клуб сауна павлодар
  • Саун клуб павлодар фото
  • Саун клуб павлодар телефон