Штаб строительства космодрома восточный

Космодром «Восточный» глазами его строителя

Основными проблемами при постройке объекта стали постоянная доработка документации и срыв утвержденных сроков ее выдачи, сообщают СМИ.

Новости о хищениях на строительстве космодрома «Восточный» несколько лет не сходят со страниц СМИ — возбуждаются новые дела, выносятся громкие приговоры, высшее руководство страны произносит обличительные речи. Срыв сроков стройки века стал причиной расформирования «Спецстроя России» — огромной организации при Минобороны. Между тем, у непосредственного участника создания нового космодрома — несколько иная точка зрения на события. Он уверен, что главной причиной проблем на «Восточном» стало не тотальное воровство, а ошибки правительства при планировании строительства и в его ходе. В каких условиях строили космодром, с какими сложностями приходилось сталкиваться подрядчикам и как показал себя в этой ситуации глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин — в интервью бывшего сотрудника «Спецстроя».

Космический масштаб

«На „Спецстрой России“ была возложена большая задача — быть единственным исполнителем по строительству объектов космодрома „Восточный“. Естественно, все стояло на жестком контроле. Были четкие указания президента: в декабре 2015 года с нового космодрома должен был состояться первый пуск ракеты-носителя „Союз-2.1“.

Фактическое начало реализации проекта — это 2011 год, когда между „Роскосмосом“ как заказчиком и подведомственными предприятиями „Спецстроя России“ были заключены госконтракты. „Спецстрой“ тогда возглавлял Григорий Михайлович Нагинский, в июле 2013 года его сменил Александр Иванович Волосов.

Я пришел в „Спецстрой России“ в октябре 2013 года. Стройка космодрома уже велась силами двух подведомственных предприятий — это ФГУПы „Дальспецстрой“ и „Спецстройтехнологии“. Люди были на разрыв — нужно было всему миру показать, что Россия может строить не только военные объекты, но еще и гражданские, космические.

На реализации у „Спецстроя“ в то время находилось около тысячи объектов, но при этом из 45 тысяч человек, которыми располагало предприятие, около 7 тысяч было постоянно задействовано на строительстве космодрома „Восточный“. Только вдумайтесь в эту цифру!

Нетвердые цены

Крупная стройка не бывает без крупных проблем. Ошибки и недочеты допускались с самого начала строительства — на стадии разработки проектной, рабочей и сметной документации.

Единственным исполнителем по проектированию космодрома „Восточный“ был определен проектный институт ОАО „Ипромашпром“. Однако, графики разработки и выдачи документации регулярно срывались. Это докладывалось на каждом совещании, проводимом правительством, „Роскосмосом“ и т. д.

Все госконтракты были заключены в период с 2011 по 2012 год, при этом проектно-сметной документации на выполнение строительно-монтажных работ, прошедшей государственную экспертизу, еще не было. В результате контракты заключались на основе приблизительных расчетов, а потом приходилось заключать дополнительные соглашения, в которых определялась твердая цена.

В 2013 году из 19 контрактов твердая цена была лишь в трех или пяти, и то не по основным комплексам, а по инфраструктурным объектам, таким как автомобильные, железные дороги и станции. В среднем, отставание от графиков выдачи рабочей и сметной документации документации по объектам космодрома составило более 776 дней.

Девять тысяч недочетов

Впрочем, и когда документация уже была готова, мы столкнулись с огромным количеством недочетов и необходимостью вносить изменения. К декабрю 2016 года в рабочую документацию было внесено 5 тыс. 902 изменения, плюс в сметную документацию 3 тыс. 359 изменений, то есть всего — 9 тыс. 261. По подсчетам моих коллег, которые продолжили работать на космодроме после расформирования „Спецстроя“, на конец 2019 года было зафиксировано 9 тыс. 732 изменения. То есть основное количество правок пришлось именно на период до 2016 года.

Я считаю, что именно постоянная доработка проектной, рабочей и сметной документации и срыв утвержденных сроков ее выдачи в работу предприятиям „Спецстроя“ стали основными проблемами при строительстве космодрома. Девять тысяч — это огромное количество изменений! Все они влияли на порядок и сроки расчетов с субподрядными организациями.

Дело в том, что сметные нормативы не отражали реальную стоимость работ. Подрядчики несли сверхнормативные затраты, а заказчик не мог принять выполненные работы, поскольку они не соответствовали рабочей и сметной документации. И до тех пор, пока в нее не вносились изменения, все взаиморасчеты буксовали.

Как итог — проблемы с выплатами зарплат рабочим и забастовки. Люди уезжали с вахты и назад уже не возвращались. Найти замену было сложно, и субподрядчики срывали сроки выполнения работ.

Проблемы были и с закупкой оборудования, поскольку в сметах не был предусмотрен двукратный скачок доллара, а импортное оборудование имело длительный срок изготовления и находилось в серьезной зависимости от курсов валют. А после крымских событий в условиях санкций вызывало серьезные затруднения согласование замены оборудования на аналоги российского производства.

Суровая стройка

Нужно еще сказать, что зона, в которой строился космодром, а это Амурская область, создавала дополнительные сложности. Люди жили в общежитиях и вахтовых городках, состоящих из вагончиков и модульных зданий. В таких условиях строителей можно приравнивать к героям. В октябре там уже заморозки, в ноябре земля промерзает и раньше мая не отходит. Июнь — еще не лето, а июль — уже не лето.

Особенности климатического района строительства учитывались при разработке проекта, но реальность вносила свои корректировки. Так, производство земляных работ предусматривалось на весенне-летний период, а разрешительная документация выдавалась только осенью. Естественно, сроки никто не двигал. Это требовало существенных дополнительных затрат на прогрев грунта и выполнение других мероприятий, а также на дополнительную оплату труда рабочих.

Таким образом, реальные затраты порой в два-три раза превышали сумму контракта, а добиться компенсаций было крайне сложно. Очень много предприятий, которые зашли на стройку, обанкротились. Среди них даже такие гиганты как „Тихоокеанская мостостроительная компания“.

При таких обстоятельствах на космодром были готовы приглашать всех желающих. Для соблюдения графиков выполнения работ предпринимались беспрецедентные меры. Подрядчиков не выбирали, а уговаривали. На стройку даже привлекались студенческие отряды — на Восточном работало от 500 до 1000 студентов. Также для привлечения рабочей силы проводились организованные Минтруда Амурской области ярмарки вакансий.

Не надо забывать, что в период создания космодрома велась параллельная глобальнейшая стройка на олимпийских объектах, подготовка к Универсиаде в Казани, разворачивались работы на стадионах к кубку Конфедераций-2017 и Чемпионату мира в России-2018. Однако, компании, которые, к примеру, освобождались при подготовке к Олимпийским играм в Сочи, на Дальний Восток затащить было тяжело. Привлекать приходилось даже подрядчиков из стран СНГ.

При всех усилиях в установленные сроки мы не укладывались. Работы по возведению стартового комплекса начались в июле 2012 года. К сентябрю 2013-го отставание от графика строительства отдельных объектов было небольшим — около двух месяцев. Потом, с учетом существенных убытков предприятий, а также сложностей при закупке материалов, оборудования и проблем с финансированием отставание достигло до 18 месяцев.

Восточная вертикаль

Надо напомнить, что за время строительства космодрома несколько сменилось руководство „Роскосмоса“. До апреля 2011 года директором был Анатолий Перминов. Сменил его Владимир Поповкин. В октября 2013 года главой стал Олег Остапенко, в марте 2014-го поставили Игоря Комарова, а в мае 2018 года руководить госкорпорацией начал нынешний директор — Дмитрий Рогозин.

Впрочем, Рогозин еще будучи заместителем председателя правительства России очень плотно контролировал создание космодрома. Он возглавлял так называемую „Комиссию по вопросам строительства“, которая была создана указом президента в сентябре 2014 года с учетом многочисленных проблем на стройке. В состав комиссии вошли практически все министерства и ведомства Российской Федерации. Комиссия проводила совещания ежеквартально, а ближе к пуску — практически ежемесячно, с выездом на космодром.

Я могу сказать, что благодаря работе этой комиссии, многие вопросы, действительно, начали решаться быстрее. Рогозин задачи ставил жестко, а всю информацию получал от первоисточников — он плотно общался с руководителем „Спецстроя“ Александром Волосовым и ответственным представителем „Спецстроя“ на космодроме Александром Мордовцом.

Чуть позже — в феврале 2015 года — свой координационный орган появился и в нашем „Спецстрое“. Это был оперативный штаб, в состав которого вошли представители подведомственных предприятий „Спецстроя“ и „Роскосмоса“. Председателем был назначен Мордовец. Такая организация работы позволила наладить взаимодействие всех участников строительства.

Дела под гребенку

Когда в ноябре 2015 года президенту доложили, что пуска ракеты в декабре не будет, были названы именно те проблемные вопросы, которые я вам сейчас озвучил — изменения проекта, санкционные мероприятия, погодные условия и другое. Было принято правильное решение. Президент поручил — выверить четкие даты, исключить штурмовщину, привлечь нужных специалистов, средства, ужесточить контроль и не позднее апреля 2016 года осуществить пуск.

Но при этом глава государства еще поручил разобраться и наказать виновных в срыве программы по космодрому. Из СМИ всем известно, что многие руководители „Спецстроя“ были уличены в хищениях. Но я считаю, что многие просто попали, что называется, „под общую гребенку“.

Была поставлена задача — оперативно обеспечить необходимое количество людей на объекте. Процентов пятьдесят заказов размещались срочно под единственного поставщика, со ссылкой „в целях обороны“. Положение о закупках позволяло так поступать. Но даже проведение процедур под единственного поставщика занимало до двух месяцев, а упущенные сроки строительства требовали незамедлительного выполнения работ. Так что на самом деле многие организации приступали к выполнению строительно-монтажных работ до заключения договора подряда на свои собственные средства.

Авансы зачастую приходилось платить на свой страх и риск, чтобы стройка не прекращалась. А к чему это приводило? Выиграла, к примеру, организация, зашла на объект, получила аванс, отработала год, выполнила 50% и обанкротилась. При этом на ней остался висеть неотработанный аванс, и контракты большие, — на сотни миллионов рублей. А следователи потом заявляют — авансирование было превышением полномочий и человек шел под статью. Большая часть руководителей предприятий и главков „Спецстроя“ сейчас — фигуранты уголовных дел. Все они — военные строители, офицеры с опытом работы, который позволил подготовить инфраструктуру космодрома и обеспечить пуск ракеты.

Системный подход

Я уверен, что проблемы, возникшие при строительстве космодрома „Восточный“ носят системный характер и касаются всех строек Минобороны. Надо больше внимания уделять правильному оформлению техзадания, проектированию, а главное — изменить законодательство, исходя из реалий по созданию спецобъектов.

Проблемы с проектно-сметной документацией привели к срыву сроков строительства и удорожанию стоимости объекта. Вследствие этого в ноябре 2016 года было принято решение об упразднении „Спецстроя России“. „Спецстрой“ был расформирован как федеральный орган исполнительной власти, но не как вся структура. Он влился в ряды Минобороны — все 45 тысяч сотрудников в 18 главках от Калининграда до Камчатки. Соответственно, все наши контракты тоже были переданы в ведение Минобороны.

Решение принято, и обсуждать его я не собираюсь. Но меня до сих пор мучает вопрос, почему при тотальном контроле, координации хода строительства на высшем уровне и регулярных проверках предприятий „Спецстроя“, которые проводили Счетная палата, прокуратура и Росфинмониторинг, в итоге нас вдруг решили упразднить. Ведь в ходе проверок мы отвечали на все вопросы и каких-то глобальных замечаний не было.

Буквально накануне расформирования нас проверяло Контрольное управление аппарата президента — всю производственную и финансово-экономическую деятельность за последние пять лет, с 2011 по 2016 годы. Мы сформировали ответы на все вопросы Контрольного управления. К тому же „Спецстрой России“ собрал полный пакет документов, который трактовал, какие изменения необходимо внести на законодательном уровне, чтобы обеспечить особый порядок при строительстве спецобъектов, базовых военных городков, наземного базирования и т. п.

Сейчас в ведомстве Сергея Шойгу создают публично-правовую компанию военно-строительного комплекса на основе наших предприятий. На пост ее главы прочат замминистра Тимура Иванова. Однако, те системные пробелы в законодательстве, которые касаются строительства спецобъектов и были выявлены на примере космодрома „Восточный“, до сих пор не устранены».

Источник

Штаб строительства космодрома восточный

Хронология строительства второй очереди космодрома Восточный — стартового комплекса для ракет-носителей семейства «Ангара». Строительные работы на Восточном должны завершиться в 2022 году. С начала 2023-го здесь начнутся сначала автономные, затем комплексные испытания оборудования с тем, чтобы к ноябрю-декабрю всё было готово к первому пуску ракеты.

Стартовый комплекс для подготовки и пуску ракеты-носителя «Ангара-А5» на Восточном создается на основе уже отработанных и проверенных технических схемных решений аналогичного комплекса космодрома Плесецк, но с учётом новых современных технологий и комплектующих.

Сегодня, 20 октября 2020 года, специалистами Космического центра «Восточный» (филиал Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») были выгружены и приняты на хранение тяжеловесные комплектующие пускового стола для космического ракетного комплекса «Ангара». Лонжероны пришли из Северодвинска железной дорогой на специальном транспортере, вес одной такой детали — 88 тонн.

До начала монтажа составные части пускового стола будут находиться на специализированных площадках для хранения технологического оборудования. На сегодняшний день все составные части пускового стола отправлены с завода-изготовителя АО «Промтехнологии», их прибытие ожидают на космодроме Восточный до конца октября 2020 года.

Ранее, в августе этого года, самые крупногабаритные составные части пускового стола пришли из Северодвинска Северным морским путём в порт Советской гавани, а оттуда в начале сентября прибыли на причал Амурского газоперерабатывающего завода на реке Зея. Операции по выгрузке и транспортировке технологического оборудования от временного причала до космодрома Восточный проходили поэтапно и заняли пять суток. Вакуумную установку диаметром более 9 метров и крупногабаритные части пускового стола максимально безопасно перевезли на 7 автопоездах.

Вчера, 16 октября 2020 года, специалисты Космического центра «Восточный» (филиал Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») и подрядной организации с опережением графика завершили монтаж технологического оборудования на стартовом комплексе для ракет-носителей «Ангара».

Крупногабаритные емкости для хранения нафтила весом 24 тонны и объёмом 180 кубических метров транспортированы и смонтированы на специально выделенной площадке стартового комплекса. Наземно-технологическое оборудование для строительства стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара» поступает в филиал ЦЭНКИ — Космический центр «Восточный» с сентября 2018 года.

Для его хранения силами филиала подготовлены специальные места хранения на территории Промышленной строительно-эксплуатационной базы площадью более 70 000 м², а также на самом стартовом комплексе.

В четверг, 15 октября 2020 года, на стартовом комплексе для ракет-носителей «Ангара» космодрома Восточный начался монтаж технологического оборудования. Силами Космического центра «Восточный» (филиал Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») крупногабаритные емкости для хранения нафтила транспортированы с площадки хранения Промышленной строительно-эксплуатационной базы на строительную площадку, где специалисты подрядной организации приступили к их монтажу. Резервуары входят в состав системы заправки нафтилом.

Это не первый монтаж технологического оборудования на стартовом комплексе космического ракетного комплекса «Ангара». 25 декабря 2019 года специалисты ЦЭНКИ и подрядных организаций досрочно завершили монтаж крупногабаритных емкостей для хранения кислорода и азота. За десять дней в сложнейших погодных условиях на строительную площадку было транспортировано и установлено 9 уникальных емкостей объемом 250 м3, весом 92 т каждая и длиной 36 метров.

Наземно-технологическое оборудование для строительства стартового комплекса «Ангара» поступает в филиал ЦЭНКИ — Космический центр «Восточный» с сентября 2018 года. Уже сейчас на Восточном находятся составные части 18 систем.

Для хранения наземно-технологического оборудования силами филиала ЦЭНКИ были подготовлены 5 мест хранения на территории Промышленной строительно-эксплуатационной базы площадью более 70 000 м²: это и открытые площадки для хранения крупногабаритного груза, и склады с соблюдением необходимого температурно-влажностного режима. На самом стартовом комплексе для выгрузки и хранения оборудования также подготовлена специальная площадка.

На космодроме Восточный приступили к монтажу системы производства и хранения сжатых газов для приема ракеты-носителя семейства «Ангара». В настоящий момент выполняется монтаж металлоконструкций и установка баллонов высокого давления. Массивные баллоны массой более 4 тонн и длиной свыше 6 метров предназначены для приема, хранения и выдачи воздуха, азота и гелия.

К данному моменту на космодроме проведены монтаж и установка 14 таких баллонов. Технология детально отработана и в планах — установка до 7-8 баллонов в день. Всего специалистам на космодром предстоит поставить 172 таких баллона. Технологическое оборудование будет монтироваться на стартовом комплексе в стартовом и централизованном сооружениях, а также на техническом комплексе в Энергоблоке.

Первые партии баллонов направлены на дооснащение систем технического комплекса, которые впоследствии обеспечат проверки ракеты-носителя «Ангара-А5» при сборке и испытаниях. Однако основной объем будет задействован на стартовом комплексе для обеспечения работ по подготовке и пуску ракеты космического назначения.

В соответствии с графиком, утвержденным Госкорпорацией «Роскосмос», поставка будет завершена в феврале 2021 года, и уже в сентябре 2021 года специалисты Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») с привлечением необходимой кооперации планируют приступить к испытаниям этого оборудования.

Напомним, что массивные баллоны высокого давления начали прибывать на космодром Восточный с 6 июля 2020 года. Их размещение определено на специально подготовленной площадке для хранения технологического оборудования на стартовом комплексе «Ангара».

Пусковой стол и вакуумная установка для стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара» доставлены на космодром Восточный. Составные части пускового стола выгрузили на площадке для хранения технологического оборудования, где они будут находиться до начала монтажа. Вакуумная установка транспортирована на склад-блоков технического комплекса, где и будет установлена для дальнейшей работы.

Ранее, 3 сентября 2020 года, баржа с технологическим оборудованием прибыла на причал Амурского газоперерабатывающего завода. Операции по выгрузке и транспортировке технологического оборудования от временного причала до космодрома Восточный проходили поэтапно и заняли пять суток. Вакуумную установку диаметром более 9 метров и крупногабаритные части пускового стола максимально безопасно перевезли на 7 автопоездах. Tpaнcпopтиpoвкa проходила преимущественно в ночное время, чтобы не мешать автомобильному движению. Все 60 километров до космодрома Восточный колонна двигалась в сопровождении и под охраной.

Пусковой стол и вакуумная установка под ракету-носитель семейства «Ангара» отправились на космодром Восточный на судне «Баренц» из Северодвинска 17 июля 2020 года. Крупногабаритное оборудование массой более 2000 тонн доставили на космодром Северным морским путем впервые.

Крупногабаритные конструкции пускового стола под тяжелую ракету-носитель «Ангара-А5» доставлены Северным морским путем из Северодвинска в дальневосточный порт Советская гавань и уже перегружены на баржу класса R3-RSN для дальнейшего следования по рекам Амур и Зея на космодром Восточный.

Все операции по перегрузке прошли успешно и в соответствии с графиком заняли два дня. Теперь пусковой стол продолжит свой путь на Восточный, куда прибудет с опережением графика уже конце августа.

Напомним, что пусковой стол под ракеты-носитель семейства «Ангара» на судне «Баренц» отправился на космодром Восточный 17 июля 2020 года. Крупногабаритное оборудование массой более 2 000 тонн впервые было отправлено на космодром Северным морским путем.

В Космическом центре «Восточный» (филиал Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») приступили к обслуживанию технологического оборудования из состава стартового комплекса «Ангара». К настоящему времени проведены работы по обслуживанию насосов системы заправки нафтилом, идут работы по зарядке аккумуляторов системы газового и водопенного пожаротушения.

Техническое обслуживание проводят специалисты Космического центра «Восточный» с участием представителей заводов изготовителей согласно эксплуатационной документации. До начала монтажа техническое обслуживание технологического оборудования будет проходить согласно специально разработанному графику.

Наземно-технологическое оборудование для строительства стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара» поступает в филиал ЦЭНКИ на космодроме Восточный с сентября 2018 года. Ежедневно прибывает и выгружается от 2-х до 15-ти единиц техники. Для хранения наземно-технологического оборудования силами филиала были подготовлены открытые площадки для крупногабаритного груза и склады с соблюдением необходимого температурно-влажностного режима.

Кроме этого, специальный склад создан и на строительной площадке стартового комплекса «Ангара». На сегодняшний день на космодром поставлено 18 систем технологического оборудования — это порядка двухсот мест для Технического комплекса и двух тысяч для Стартового комплекса, частично поставлены ещё 11 систем, работы по поставке продолжаются.

Сегодня, 17 июля 2020 года, судно «Баренц» с пусковым столом под ракету-носитель «Ангара» отправилось из Северодвинска на космодром Восточный. Крупногабаритное оборудование массой более 2 000 тонн в течение нескольких дней проходило многоэтапную погрузку. В настоящий момент судно выходит из акватории судоремонтного завода «Звездочка» и пойдет Северным морским путем.

Гигантский пусковой стол последует через Северный Ледовитый океан, Берингов пролив, Баренцево и Охотское моря и в течение месяца войдет в порт «Советская гавань». Там многотонную конструкцию перегрузят на баржу и по рекам Амур и Зея доставят на Восточный. Планируется, что стартовый комплекс доберется до космодрома в сентябре 2020 года.

Сегодня, 15 июля 2020 года, генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Андрей Охлопков с рабочим визитом посетил «Промышленные технологии» в г. Северодвинске Архангельской области. Он осмотрел производственные цеха и испытательные стенды предприятия, где был изготовлен и испытан пусковой стол космического ракетного комплекса «Ангара».

В рамках встречи генеральный директор компании «Промышленные технологии» Леонид Лозенко доложил о подготовке оборудования пускового стола к отгрузке. Он также рассказал о ходе изготовления ферм обслуживания и удержания кабель-заправочной башни (КЗБ), изготовления транспортно-установочного агрегата и строительства его испытательной площадки — эта партия оборудования отправится на космодром Восточный в 2021 году. В ходе осмотра генеральному директору ЦЭНКИ также продемонстрировали сведение, разведение и стыковку ферм удержания КЗБ для обеспечения стабильности ракеты-носителя при ветровых нагрузках.

Позже совместная делегация ЦЭНКИ и компании «Промышленные технологии» посетила объекты ЦС «Звёздочка». Именно отсюда на судне «Баренц» на космодром Восточный отправятся крупногабаритные части пускового стола для ракет-носителей семейства «Ангара». Накануне в порту «Чайка» на судно погрузили первую часть оборудования, а сегодня в порту ЦС «Звездочка» началась погрузка корпуса вакуумной установки массой более 150 тонн. Отправка судна запланирована на 17 июля 2020 года.

Тем временем на космодром Восточный уже прибыли первые малогабаритные (до 50 тонн) части пускового стола. Их транспортировка осуществлялась железной дорогой. Всего для перевозки некрупного оборудования на Восточный будет задействовано порядка 40 железнодорожных платформ. Три из них уже находятся на космодроме, остальные будут отправлены в период с 20 июля по 30 августа этого года. Все этапы по поставке составных частей пускового стола космического ракетного комплекса «Ангара» на космодром Восточный осуществляются в соответствии с графиком, утвержденным Госкорпорацией «Роскосмос».

Сегодня, 10 июля 2020 года, на космодром Восточный из Северодвинска прибыли первые железнодорожные платформы с составными частями пускового стола космического ракетного комплекса «Ангара». Специалисты Космического центра «Восточный» (филиал Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») выгрузили секции на площадке для хранения технологического оборудования на промышленной строительно-эксплуатационной базе космодрома. Вес каждой секции стартового стола составляет более 50 тонн. Изготовление секций, по заказу ЦЭНКИ, осуществило АО «Промышленные технологии» (г. Северодвинск, Архангельская область).

Всего для перевозки некрупных частей пускового стола на Восточный будет задействовано порядка 40 железнодорожных платформ. Три из них уже находятся на космодроме, остальные будут отправлены на космодром в период с 20 июля по 30 августа 2020 года. Уже 11 июля в Северодвинске начнётся погрузка крупногабаритных составных частей пускового стола космического ракетного комплекса «Ангара» на судно «Баренц». Суммарно их вес составит около 400 тонн. На 15-16 июля намечена погрузка корпуса вакуумной установки массой около 300 тонн. Отправка судна запланирована на 17 июля из порта ЦС «Звездочка».

Крупногабаритные конструкции будут доставлены на космодром по Северному морскому пути. Стартовав в Северодвинске, гигантский пусковой стол проследует на судне через Северный Ледовитый океан, Берингов пролив, Баренцево и Охотское моря и 15-20 августа 2020 года войдет в порт «Советская гавань». Там многотонную конструкцию перегрузят на баржу и по рекам Амур и Зея доставят на Восточный. Планируется, что стартовый комплекс доберется до космодрома в середине сентября этого года.

Все этапы по поставке составных частей пускового стола для космического ракетного комплекса «Ангара» на космодром Восточный осуществляются в соответствии с графиком, утвержденным Госкорпорацией «Роскосмос».

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Штаб строительства блочно модульный
  • Штаб по строительству керченского моста
  • Штаб квартира спортмастер строительство
  • Штаб квартира на мосфильмовской ход строительства
  • Шпур в строительстве это