Социально культурное строительство это

Особенности государственного управления социально-культурной сферой в Российской Федерации

Введение

Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции.

1.Особенности государственного управления социально-культурной сферой в Российской Федерации. 4

2. Основы организации государственного управления в сфере экономики. 7

3.Общая характеристика организации управления административно-политической сферой. 9

Список литературы.. 14

Особенности государственного управления социально-культурной сферой в Российской Федерации

Под социально-культурной сферой понимается система разносторонних отношений между людьми, принимающими участие в социально-духовной жизни, широкий круг общественных (национальных, межнациональных, религиозных, творческих и т.д.) отношений, при которых удовлетворяются интересы людей и решаются их проблемы в области образования, науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной защищенности, проведения досуга, творческой деятельности и др

Характерные особенности организации управления СКС:

— направленность управления на реализацию конституционных прав граждан;

— демократизация управления через вовлечение в него всех субъектов социально-культурных отношении.

Таким образом, управление в социально-культурной сфере основано на конституционном принципе приоритета прав и законных интересов человека.

Государственное управление в этой сфере общественной жизнедеятельности направлено на утверждение такого образа жизни граждан, который способствует полноценному развитию личности, на поддержание на должном уровне общественно-полезной активности и мотивации населения, на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей разных групп населения и конкретно каждого человека, на формирование морально и психологически устойчивой, социально дееспособной и ответственной личности как основы здорового и благополучного общества.

К основным функциям государственного управления социально-культурной сферой относятся:

— создание благоприятных условий для воспроизводства населения страны, сохранения здоровья и работоспособности населения;

— организация профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства;

— укрепление семьи и забота о подрастающем поколении;

— сохранение и приумножение культурного достояния;

— организация отдыха и досуга населения;

— создание благоприятных условий для занятий наукой, туризмом, спортом и т.д.

Значительное место в управлении социальной сферой принадлежит Правительству РФ, которое согласно ст. 16-17 ФКЗ «О Правительстве РФ», в сфере науки, культуры, образования:

— обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

— принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

— обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

— содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства;

— принимает меры по реализации молодежной политики;

— разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;

— обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере образования и науки, определяет основные направления развития общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования, разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

— обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия.

Каждое направление в социально-культурной сфере подведомственно конкретным государственным структурам и министерствам, которые в свою очередь организовывают и контролируют работу в своей сфере. В настоящее время государственное управление в социально-культурной сфере осуществляют министерства:

— министерство здравоохранения РФ;

— министерство труда и социальной защиты РФ;

Источник

Объекты социальной сферы: перечень, классификация, характеристика, назначение

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Реалии

По сферам жизнедеятельности людей можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это производственная инфраструктура, обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу жилищно-коммунального хозяйства, объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы. Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. Научно-техническая революция потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Источник

Социально-культурное строительство

Законодательное управление сферами образования, культуры, науки в условиях рыночных отношений в России. Конституционнные права граждан на образование, труд и здравоохранение. Социальная политика государства. Координирование развития физкультуры и туризма.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.10.2008
Размер файла 32,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Управление образованием 2

2. Управление в области науки 9

З. Управление в области культуры 14

4. Управление в области труда и социального развития 19

5. Управление здравоохранением, физкультурой и туризмом 22

Отметим также, что в связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время имеет пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.

Статья 43 Конституции говорит:

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Основным общим образованием на данный момент считается образование девять классов, которое считается обязательным для всех, но, к сожалению, в России на данный момент наблюдается рост количества преступлений, совершенных малолетними, исходя из чего можно сказать, что даже это образование получают не все.

За последние восемь лет в связи с развитием рыночных отношений стали появляться частные учебные образования начального, среднего и даже высшего уровня. Но самыми престижными все же считаются государственные ВУЗы с уже сложившейся системой преподавания и преподавательским составом. Но рост спроса на такие специальности как юриспруденция, экономика и некоторые другие вынуждает ВУЗы создавать соответствующие факультеты и готовить таких специалистов.

13 января 1996 г. принята новая редакция Федерального закона “Об образовании”. В соответствии с законом общество, государство, власти всех видов, форм, уровней должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, по той причине, что уровень образования населения напрямую связан с благополучием страны и ее дальнейшим развитием.

Законом гарантированы общедоступность и бесплатность общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В общеобразовательные учреждения и учреждения начального профессионального образования принимаются без конкурса все желающие и обучаются бесплатно. Но существуют и учреждения частного типа, в которых обучение производится за установленную плату, также существуют школы с лицейскими классами, готовящими к поступлению на определенную специальность. Получение образования в таких учреждениях может проводиться не только на платной, но и на конкурсной основе.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием.

Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может быть получено: в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт. Однако существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. Учитывается возможность получения студентами в процессе обучения сведений, содержащих военную и государственную тайну, а также прохождения практики на режимных предприятиях. Кроме того, имеется в виду и невозможность получения профессиональных знаний, умений и навыков без непосредственных (аудиторных) занятий с преподавателем.

28 марта 1998 г. принят Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”, в соответствии с которым в России вводится обязательная подготовка к военной службе. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам поенной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

В целях создания необходимых условий для получения общего образования лицами, осужденными к наказанию в виде лишения свободы приказом Министра образования РФ от 9 февраля l999г. утверждено Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях я тюрьмах.

В XX веке Россия стала одной из самых образованных стран, что подтверждали многочисленные научные открытия и исследования, о высоком уровне образованности говорит и такой малоприятный фактор, как “утечка мозгов” за границу. Ни для кого ни секрет, что наши ученые пользуются спросом за рубежом, и стараются сделать карьеру именно в развитых странах. Причиной этому является, естественно, финансовая политика нашего государства в отношении науки. Поэтому Правительство ставит своей целью вывести Россию из кризиса в сфере образования, для чего необходимо обеспечить:

реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;

сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;

стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенный льгот для юридических и физических лил/участвующих в развитии образовательных учреждений;

предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; доступность учебной и научной литературы для студентов сред- него и высшего профессионального образования;.

законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь, в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот для работников образования и обучающихся;

активный выход на рынок образовательных услуг, расширение участия в образовательных программах международных организаций и сообществ, а также решение других задач по вопросам образования, которые относятся к сфере ответственности и интересов всего государства.

Четкое понимание построения системы образования и актуальных проблем ее информационного отображения определяет цели, принципы и направления модернизации образования.

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:

1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют под ведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);

3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации,

Местные, (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;

государственная аккредитация образовательных учреждений, со- действие их общественной аккредитации;

установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;

формирование структуры системы образования; разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

прямое финансирование деятельности учрежденных ими образова- тельных учреждении;

разработка государственных нормативов финансирования образо-вательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и про-фессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.

Гохберг Л. М., Ковалева Н. В., Соколова А. В. Российская статистика образования: актуальные проблемы и направления модернизации. // Вопросы статистики. # 2. 2002. С. 46. Сз РФ. 1999. # 51. Ст. 6348.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г., являются:

* осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

* разработка и реализация системы управления сферой научной дея-тельности, координация научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;

* реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;

* совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России: разрабатывает и реализует концепцию развития образования; координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования; разрабатывает целевые, федеральные, межгосударственные и меж- ведомственные программы и проекты в сфере образования; организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений; формирует программы научно-исследовательских рабств этой области и обеспечивает их реализацию.

Министерство обеспечивает контроль за реализацией, законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; вырабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры под- готовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.

После того как Указом Президента от 15 октября 1999 г. Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных органов исполнительной власти, ее задачи возложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно- педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного, потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.

2. Управление в области науки

История цивилизации свидетельствует о глобальном влиянии науки на все стороны жизни общества и каждого человека.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. “О науке и государственно-научной политике” регулирует отношения между субъектами научной и(или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и(или) научно-технической продукции (работ, услуг).

Субъектами научной и научно-технической деятельности являются: научный работник, специалист по научной организации и работник сферы научного обслуживания как индивидуальные субъекты, научные организации как коллективные субъекты научной и научно-технической деятельности.

Специалистом научной организации (научно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и(или) научно-технического результата или его реализации,

Работник сферы научного обслуживания обеспечивает создание необходимых условий для научной и(или) научно-технической деятельности в научной организации.

Законом определены права научного работника как центральной фигуры в данной области. В частности, он имеет право на признание его автором научных, и(иди) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и(или-) научно-технических результатов, автором которых он является; осуществление предпринимательской, деятельности в области науки и техники; доступ к

Все очевиднее становится, что без науки Россию не поднять. Но сама российская наука сегодня переживает глубочайший кризис, вызванный прежде всего затяжным экономическим кризисом. Пути выхода из этой ситуаций начинаются с улучшения организации деятельности органов государственной власти с учетом нынешних реалий, пересмотра структуры научных организаций и внедрения достижений науки для подъема экономики.

Организация государственного управления наукой и технической политикой связана с ее делением на фундаментальную, прикладную (отраслевую) и вузовскую в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.

Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование и оборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости, а тем более быстрых прибылей.

Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.

Важно сосредоточить внимание на реальном секторе экономики и научно-технических разработках для него. В Указе Президента от 22 июля 1998 г. подчеркнуто, что при осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий приоритетными являются направления, обеспечивающие: сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов деятельности в этой сфере; государственное регулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. При этом главной целью, как сказано в постановлении Правительства от 2 сентября 1999 г., является закрепление за Российской Федерацией исключительных прав на результаты научной деятельности, которые были получены за счет средств государственного бюджета.

Министерство науки и технологий Российской Федерации (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Оно имеет подведомственные государственные унитарные предприятия, научные учреждения и иные организации.

Миннауки России осуществляет свою работу во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционными организациями, общественными объединениями, образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 30 декабря 1998 г., являются:

* формирование и обеспечение реализации государственной научно- технической политики;

* определение приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня, имеющих гражданское значение, разработка и осуществление мер по применению этих критических технологий;

* обеспечение решения важнейших межотраслевых научно-технических проблем;

* разработка и осуществление мер по сохранению и развитию научно- технического потенциала России, его рациональному размещению на территории страны, адаптации научно-технической сферы к условиям рыночной экономики;

* формирование механизмов государственной поддержки научно- технической и инновационной деятельности, рынка наукоемкой про- дукции и услуг, объектов промышленной собственности, содействие привлечению частных инвестиций для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок, развитию конкуренции и инновационного предпринимательства в научно-технической сфере;

* ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

* организация работы по формированию и использованию государ-ственных и иных ресурсов научно-технической информации;

* содействие развитию научно-технического сотрудничества с зару-бежными странами и осуществление во взаимодействии с Министерством иностранных дел регулирования этого сотрудничества;

* разработка и осуществление мер по социальной защите научных работников, специалистов научных организаций и работников сферы научного обслуживания.

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников. и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и(или) научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российской академии наук, органов исполнительной власти, вузов.

Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента или Правительства. В академии входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций определяются уставами академий наук.

Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства РФ и своего устава. РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников..

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований.

З. Управление в области культуры

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. “основах законодательства Российской Федерации о культуре”. Это:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на “свободную профессию”; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Важное значение для управления в области культуры имеют Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральные законы от 1 декабря 1995 г. “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации”, от 22 августа 1996 г. “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации”, от 15 апреля 1998 г. “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и Ведомости РФ. 1992. # 46. Ст. 2615; C3 РФ. 1999. # 26. Ст. 3172. » Ведомости РФ. 1992. # 7. Ст. 300. ‘ C3 РФ. 1995. # 49. Ст. 4698. «C3 РФ. 1996. # 35. Ст. 4136. находящихся на территории Российской Федерации”, постановление Правительства от 25 марта 1999 г. “О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации” ‘ и другие нормативные правовые акты.

Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти.

Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Компетенцию на определенных участках культурного строительства реализуют такие федеральные органы исполнительной власти, как: Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций, Государственный комитет по кинематографии, Федеральная архивная служба. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субь- ектах Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. “О мерах по оздоровлению государственных финансов”’

в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов культуры федерального подчинения.

Объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т. д.

СЗ РФ. 1999. # 13. Ст. 1615.

Правительства от 6 июня 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.

Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например, Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника “Московский Кремль”) определяется, как правило, Правительством РФ. Основными задачами Министерства являются: а осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;

— содействие развитию национальных культур народов России; определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

— разработка и реализация в соответствии с международными обяза- тельствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;

— осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей;

— управление деятельностью подведомственных организаций.

Ряд важных задач выполняет Министерство в связи с принятием 15 апреля 1998 г. Федерального закона “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации”. Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых условий для реального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба, причинённого культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения, ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам России иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки; и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 r. который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998 г. «, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного, фонда Российской Федерации.

В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.

4. Управление в области труда и социального развития

Современная парадигма социальной политики предполагает, что государство должно выполнять “функцию оценивающего и преобразующего фактора и гаранта, целью которого является обеспечение для каждого члена общества достойного человека существования, уменьшение различий в уровне благосостояния, ликвидация отношений зависимости и установление соответствующего контроля”. Основными направлениями социальной политики являются регулирование доходов, занятости, создание эффективной системы социальной защиты

Согласно ст. 7 Конституции в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Для реализации этих конституционных положений в стране создана система управления с учетом установленного законом деления трудоспособных граждан на занятых и не занятых трудом (безработных) а также граждан, не способных к труду или оказавшихся в трудной жизненной ситуации и потому нуждающихся в социальном обслуживании со стороны общества и государства.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав россиян на труд и социальную защиту от безработицы, предусмотрены Федеральным законом “О занятости населения в Российской Федерации”. Закон устанавливает, какие граждане считаются занятыми, а какие безработными, права граждан в области занятости, определяет регулирование и организацию занятости, социальные гарантии и компенсации безработным, а также полномочия органов государственной власти в области содействия занятости населения.

В постановлении Правительства от 22 июня 1999 г. перед федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации поставлена задача ежегодно разрабатывать и реализовывать отраслевые и территориальные программы развития общественных работ, предусматривая меры их финансового обеспечения прежде всего за счет средств соответствующих бюджетов

Важное значение имеет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, который определяет правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Появился и ряд других нормативных актов, потребность в которых стала особо заметной в ходе проводимых экономических реформ.

Понятие потребительской корзины необходимо для того, чтобы правильно, насколько это возможно, определить прожиточный минимум. А исходя из этой величины уже должны определяться минимальный размер оплаты труда и пенсии по старости, детские пособия, стипендии и другие социальные выплаты и льготы. Продуктовый набор разработан Институтом питания Российской академии медицинских наук с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, а при установлении набора непродовольственных товаров учитывался сложившийся уровень обеспеченности малоимущих семей, которых, к сожалению, сегодня немало.

24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон “О прожиточном минимуме”, а 17 июля 1999 г. Федеральный закон “О государственной социальной помощи”.

Следовательно, создана реальная правовая база, которая, позволяет решать ряд важных вопросов в сфере труда и социального развития, создает возможность проследить и учесть в дальнейшем изменения, происходящие в потреблении населения, а также реальные экономические возможности государства по обеспечению социальных гарантий.

Значительная роль в решении задач в области труда и социального Развития принадлежит Правительству. Оно принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; принимает меры по реализации молодежной политики; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики. Одной из важнейших задач Правительства является регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы и принятие мер для повышения уровня жизни слабозащищенных слоев населения, в особенности граждан, живущих за чертой бедности.

5. Управление здравоохранением, физкультурой и туризмом

В соответствии с Конституцией Российской Федераций (ст. 7, 39, 41) государство охраняет труд и здоровье людей обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемио-логическому благополучию.

Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере. Динамично и поступательно может развиваться только такое государство, которое проявляет должную заботу о подрастающем поколении и пожилых людях, обеспечивает гуманное отношение к инвалидам, охраняет здоровье всех своих граждан и создает необходимые условия для их, достойной жизни.

Охрана здоровья людей (в широком, общесоциальном смысле) представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно- гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. При этом государство гарантирует охрану здоровья каждого гражданина в соответствии с внутренним законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Детальное распределение компетенции по этим вопросам между Российской федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.

Физическая культура как часть рассматриваемой отрасли управления представляет собой систему государственных и общественных форм деятельности, направленной на организацию процессов физического воспитания населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и куль туры граждан российской Федерации. Эта система включает: физическое воспитание в образовательных и дошкольных учреждениях, внешкольных и внеучебных физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях; физическую культуру в учреждениях организациях, на предприятиях и их объединениях, по месту жительства граждан и местах массового отдыха; физкультурно-оздоровительную работу в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах; физическую подготовку военнослужащих и личного состава правоохранительных органов; физическую культуру и спорт инвалидов.

а) спорт высших достижений, обеспечивающий раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий;

б) профессиональный спорт как коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно- зрелищных мероприятий.

Общие вопросы физической культуры и спорта относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Так, компетенция Российской Федерации в данной области включает:

* формирование и осуществление федеральной и внешней политики; разработку и реализацию соответствующих федеральных программ;

* формирование Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации;

* установление федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта, требований к спортивным сооружениям, нормативов физической подготовленности различных групп населения;

* прямое финансирование научных исследований в этой области, спортивных сооружений и государственных физкультурно-спортивных организаций федерального значения, подготовки и выступления сборных команд под Государственным флагом Российской Федерации в официальных международных спортивных соревнованиях;

* контроль за исполнением федерального законодательства в области физической, культуры и спорта и др.

Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, гг. Москва и Санкт-Петербург самостоятельно и в полном объеме осуществляют развитие физической культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации. Органы местного самоуправления осуществляют развитие физической культуры и спорта в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации”.

Правовое регулирование в отрасли физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством государственные органы управления здравоохранением, предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения в пределах своей компетенции обязаны: использовать физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществлять врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; создавать центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры; оснащать их специальной аппаратурой и медицинским оборудованием и т. д.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Социальная программа строительства жилья на селе
  • Социальная помощь многодетным на строительство
  • Социальная ипотека на строительство частного дома
  • Социальная значимость строительства объекта
  • Социальная выплата на строительство дома молодой семье