Списки награжденных за строительство бама

Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали»

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — это железнодорожная магистраль, одна из крупнейших в мире. Она проходит по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Ее строительство стало одним из самых масштабных проектов Советского Союза, для поощрения людей, участвовавших в таком грандиозном мероприятии, Президиум ВС учредил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Соответствующий Указ был подписан 08.10.1976 г.

Правила награждения

Медали «За строительство БАМа» удостаивались люди, активно принимавшие участие в возведении этой дороги. Помимо того, ее получали лица, строившие ж/д линию БАМ — Тында — Беркакит, а также 2-го пути ж/д линии от Тайшета до Лены. Вручалась награда и строителям производственных, жилых зданий и сооружений за отличные показатели в работе, людям, качественно осуществившим проектно-изыскательские работы, некоторым другим лицам.

Кандидаты на награждение: рабочие, ИТР, служащие, должны были соответствовать условию — отработать на строительстве самое меньшее 3 года. Вручение осуществлялось от имени Президиума ВС Советского Союза.

О награждении имели право ходатайствовать администрация предприятия, его партийные, профсоюзные, комсомольские организации. Составленное представление отправлялось в министерство транспортного строительства Советского Союза. Документ рассматривался, после чего представление на награждение отправлялось в Президиум ВС.

Прикалывать данную медаль предписывалось слева. Старшей наградой считалась медаль «За освоение целинных земель».

Дизайн медали

Эскиз медали был разработан художницей Л.Н. Пешковой. Этот знак отличия — латунный круг традиционного поперечного сечения 3,2 см. На лицевой части награды — профили двух строителей. Это женщина и мужчина. У женщины развеваются волосы, на голове мужчины каска. За ними видны сопки. Перед ними — мост через реку, по которому движется ж/д состав. В левой нижней части аверса в 5 рядов слова: «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

На другой стороне видны железнодорожные пути, уходящие за горизонт. Вдали — восходящее солнце, испускающее лучи. Выше — серп и молот. На фоне дороги ленточка, на которой написано: «БАМ». Все это по периметру окружено ветвями лавра. По периметру обеих сторон предусмотрен буртик.

У медали есть колодка в форме пятиугольника. Она обтянута желтой лентой, по обоим краям которой проходят темно-зеленые 6–миллиметровые полосы. В центральной части ленты две узкие серые полоски. По краям ленточки — узенький светло-зеленый кант.

Как все начиналось

Идея строительства железнодорожной магистрали, которая связывала бы побережье Тихого Океана и остальную страну через Байкал, была высказана еще в 1888 году. Однако, после обследования был сделан вывод, что строительство железной дороги в тех местах невозможно, прежде всего, из-за огромных технических трудностей.

Работы начались уже при Советской власти. В 1926 г. была сделана топографическая разведка. Однако, решение о строительстве магистрали было принято только через 6 лет, весной 1932 г. Уже скоро стало понятно, что катастрофически не хватает рабочих рук. По плану на строительстве должны были работать 25 тыс. человек, но количество рабочих, которых удалось привлечь, было в 10 раз меньше.

Из-за этого в середине осени объект поступил в ведение особого управления ОГПУ. Строительство продолжили заключенные, в нем участвовали обитатели БАМлага. На протяжении нескольких лет производились проектные и подготовительные работы. Активно использовалась авиация, делавшая аэрофотоснимки. В 1937 г. было утверждено общее направление БАМа.

Как велось строительство

Весной 1938 г. БАМлаг подвергся расформированию. На его основе были созданы 6 железнодорожных ИТЛ. Тогда же стартовало строительство западного участка магистрали Тайшет — Братск. Спустя год началась подготовка к строительству восточного участка. Он должен был пролегать от Комсомольска до Советской Гавани.

Из-за начавшейся ВОВ работы были приостановлены. Все силы нужны были для победы над врагом. В начале 1942 г. с некоторых участков БАМа фермы мостов, другие детали снимались и перевозились на запад, в район Волги, где прокладывались новые пути.

Возобновление строительства произошло в 1947 г. Главным образом, работали заключенные Амурлага. Работы шли довольно медленно. Между Комсомольском и Совгаванью поезда начали курсировать еще в 1945 г. На участке от Тайшета до Усть-Кута это произошло летом 1951 г. В постоянную же эксплуатацию он был сдан лишь спустя 7 лет.

Комсомольская стройка

После этого примерно на 20 лет работы приостановились. Весной 1967 г. было принято решение опять начать проектно-изыскательские работы. Через 7 лет строительство продолжилось, руководство страны выделило для этого деньги. Весной 1974 г. БАМ был назван всесоюзной комсомольской стройкой. В этот район стало стекаться множество молодых людей из всех регионов Советского Союза. Появился штаба строительства магистрали, его возглавил Д. Филиппов, секретарь ЦК ВЛКСМ.

В 1977 г. стала работать дорога БАМ — Тында. Спустя 2 года поезда пошли до Беркакита. Строительство основной части магистрали продолжалось свыше 12 лет, до октября 1984 г. Через 5 лет произошла сдача в эксплуатацию участка дороги длиной в 3 тыс. километров. 01.10.1984 г. на станции Куанда в торжественной обстановке состоялась укладка «золотого» звена. Встретились бригады, строившие два участка магистрали.

Северо-Муйский тоннель, имеющий самую большую протяженность в нашей стране (его длина более 15 км), начал строиться весной 1977 г. Окончательно он был пробит лишь к весне 2001 г. Постоянно эксплуатироваться он начал в конце 2003 г.

Магистраль была признана самым дорогим проектом в истории Советского Союза. На него было израсходовано в 4 раза больше средств, чем первоначально планировалось. Всесоюзная комсомольская стройка длилась около 20 лет. Героически трудились множество энтузиастов, многие из которых получили за свою работу медаль «За строительство БАМа».

БАМ сегодня

Пиковый объем грузоперевозок на магистрали был в 1990 г. Спустя 7 лет грузопоток уменьшился почти в два раза, в сутки по дороге проходило только несколько железнодорожных составов. После этого этот показатель опять стал расти. В 2009 г. на ветке Тайшет — Тында — Комсомольск грузопоток был приблизительно 12 миллионов тонн в год. Но даже при этом магистраль по-прежнему является нерентабельной.

По состоянию на 2009 г. по всей магистрали каждый год перевозится примерно 12 миллионов пассажиров. Это немногим больше 1 % от всех пассажирских перевозок по железной дороге во всей стране.

До 1997 г. существовало самостоятельное управление данной магистралью. Позже оно было упразднено. Вся дорога была разделена между 2-мя железнодорожными магистралями. Первая — Восточно-Сибирская, вторая — Дальневосточная. Рубеж между ними проходит по станции Хани.

Строительство продолжается. 1985 — год начала возведения Амуро-Якутской магистрали в северном направлении. Оно еще ведется. В 2004 г. поезда стали ходить по участку дороги Алдан — Томмот. Строятся и другие ветки.

Что планируется далее

Во времена Советского Союза планировалось построить железнодорожный путь, который соединит БАМ с Чукоткой. Предполагалось, что под Беринговым проливом будет возведен тоннель. В результате появилась бы возможность объединить сель железных дорог Советского Союза с ж/д магистралями Аляски.

В начале 2006 г. был разработан план возведения новой магистрали. Она должна соединить БАМ с Транссибом. Ее протяженность должна составить около 350 км. С ее помощью можно будет осуществлять перевозку урана с полиметалла с местных месторождений. Будут строиться ветки к залежам других полезных ископаемых.

В 2009 г. стали реконструировать часть дороги от Комсомольска до Совгавани. Будет построен еще один тоннель. Это поможет увеличить скорость движения составов. В результате пропускная способность дороги будет повышена.

В дальнейшем планируется еще более увеличить пропускную способность дороги. Предполагается далее все грузовые перевозки перевести с Транссиба на БАМ. По Транссибу в будущем будут производиться лишь пассажирские и контейнерные перевозки. Если грузоперевозки по магистрали значительно вырастут, понадобится строительства вторых путей.

Источник

За проявленный трудовой героизм на БАМе в 1974 – 1990 годах орденом Ленина награждены 50 человек

Группа строителей БАМа, удостоенных звания Героя Социалистического Труда. ДКЖ «Октябрь», г. Тында. 27.10.1984 (после торжественной церемонии награждения)

Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» награждены 88610 человек.

В период сооружения Байкало-Амурской магистрали в 1974‑1990 годах за проявленный трудовой героизм, профессиональное мастерство, изобретательность и смекалку десятки тысяч строителей, проектировщиков и эксплуатационников, представителей всех сфер обслуживания стройки отмечены орденами и медалями СССР и РСФСР различного достоинства.

· Орденом Октябрьской Революции награждены Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства и Нижнеангарский трест транспортного строительства.

· Орденом Трудового Красного Знамени награждены: трест по механизации земляных работ «Запбамстроймеханизация»; мостостроительный трест № 10; Управление строительства «Бамстройпуть»; Воронежский мостовой завод треста «Мостостройиндустрия».

· Орденом «Знак Почета» награждены СМП‑573 треста «Тындатранстрой» и Дальневосточный государственный проектно-изыскательский институт «Дальгипротранс».

Звания Героя Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды «Серп и молот» и ордена Ленина удостоены 34 человека.

Герои Социалистического Труда, удостоенные этого звания за строительство БАМа в 1974‑1990 г.

АКСЁНОВ Вячеслав Иванович – ​монтажник СМП‑608 треста «Нижнеангарсктрансстрой»;

БАСИН Ефим Владимирович – ​начальник ППСО «Бамтрансстрой», заместитель министра транспортного строительства;

БЕЛОПОЛ Василий Серафимович – ​управляющий трестом «Бамстроймеханизация»;

БЕЛОУСОВ Сергей Георгиевич – ​бригадир монтажников МО‑74 треста «Мостострой‑10»;

БЕССОЛОВ Владимир Аслан-Бекович – ​начальник УС «Бамтоннельстрой»;

БОНДАРЬ Александр Васильевич – ​бригадир монтеров пути СМП‑581 треста «Нижнеангарсктрансстрой»;

БОЧАРОВ Юрий Юрьевич – ​бригадир комплексной бригады СМП‑697 УС «Бамстройпуть»;

БУДНЫЙ Владимир Маркиянович – ​водитель автомобиля МК‑116 треста «Бамстроймеханизация»;

ВАРШАВСКИЙ Иван Николаевич – ​бригадир монтеров пути СМП‑596 УС «Бамстройпуть»;

ГОРИНЧОЙ Дмитрий Иванович – ​машинист экскаватора МК‑83 треста «Запбамстроймеханизация»;

ГУСЕВ Анатолий Дмитриевич – ​бригадир комплексной бригады УС «Главмосстрой» в г. Тында;

ЕРЁМЕНКО Николай Андреевич – ​проходчик ТО‑12 УС «Бамтоннельстрой»;

ИВОЙЛОВ Виталий Владимирович – ​монтажник МО‑45 треста «Мостострой‑9»;

КАЗАКОВ Леонид Давыдович – ​бригадир монтажников водопропускных труб СМП‑266 треста «Ленабамстрой»;

КОГАТЬКО Григорий Иосифович – ​командир бригады, полковник;

КОНОВАЛ Владимир Иванович – ​бригадир плотников ССМП «Укрстрой»;

КУЛИКОВА Нелли Викторовна – ​бригадир штукатуров СМП‑573 треста «Тындатрансстрой»;

КУПРИЯНОВ Владимир Васильевич – ​командир батальона, подполковник;

КУРГАНСКИЙ Валентин Антонович – ​машинист бульдозера МК –94 треста «Бамстроймеханизация»;

МАКАРЦЕВ Михаил Константинович – ​начальник Главного управления железнодорожных войск, генерал-лейтенант;

МАШУРОВ Анатолий Петрович – ​начальник СМП‑571 треста «Ленабамстрой»;

МОХОРТОВ Константин Владимирович – ​начальник Главбамстроя, заместитель министра транспортного строительства;

МЯЧИН Николай Федорович – ​монтажник МО‑45 треста «Мостострой‑9»;

НОВИК Владимир Григорьевич – ​бригадир комплексной бригады СМП‑576 управления строительства «Бамстройпуть»;

ОГОРОДНИЧУК Ярослав Дмитриевич – ​бригадир монтёров пути СМП‑582 треста «Нижнеангарсктрансстрой»;

ОТВИНОВСКИЙ Станислав Антонович – ​бригадир комплексной бригады МК‑147 треста «Бамстроймеханизация»;

ПАЛЬЧУК Степан Николаевич – ​командир батальона, подполковник;

ПАНЧУКОВ Иван Алексеевич – ​первый секретарь Усть-Кутского ГК КПСС;

ПОЛЯНСКАЯ Полина Алексеевна – ​штукатур СМП‑699 треста «Центробамстрой»;

СТЕПАНИЩЕВ Владимир Павлович – ​бригадир комплексной бригады СМП‑696 УС «Бамстройпуть»;

ТОЛСТОУХОВ Валентин Романович – ​бригадир проходчиков ТО‑12 управления строительства «Бамтоннельстрой»;

ХРОМОВ Владимир Григорьевич – ​машинист буровой установки МО‑54 треста «Мостострой‑10»;

ШАНЦЕВ Александр Александрович – ​заместитель командира батальона, майор;

ШАПАРЕНКО Григорий Минович – ​старший производитель работ СМП‑577 УС «Бамстройпуть».

Источник

1976 год Медаль За Строительство БАМа

В 1974 году началось интенсивное строительство Байкало– Амурской железнодорожной магистрали.
Начало строительства этой дороги относится ещё к 1937 году. Строительство дороги прервала война
1941 года. Когда решался вопрос обороны Москвы и Сталинграда, то стройка дороги тоже пришла
на помощь всей стране. Демонтировались рельсы на уже построенных участках и они отправлялись
для изготовления заграждений от танков на подступах к Москве и Сталинграду. В начале 1946 года
были продолжены работы на участках Тайшет-Братск и Братск – Усть-Кут, а к 1951 году дорога
вышла к станции Лена. В 1974 году было принято решение строить дальше, от Усть-Кут
до Комсомольска
на Амуре. И очень быстро это строительство превратилось во всесоюзную ударную комсомольскую
стройку. 1 октября 1984 года было уложено последний «золотой» участок.

За 10 лет на трассе Байкало-Амурской магистрали было насыпано земляное полотно 570 миллионов
кубометров грунта, построено около 4200 сооружений, в том числе 2237 мостов. На трассе

9 туннелей протяженностью 30 км.Было проложено более 5 тысяч км. главных и станционных путей,
сооружено более 4 тысяч км. автодорог, десятки станций. Значение этой трассы было и остается очень большим.

Но еще задолго до окончания строительства,
8 октября 1976 года указом Президиума Верховного Совета СССР
была учреждена медаль
«За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Медалью, как правило, награждались рабочие, инженерно-технические работники и
служащие, проработавшие на строительстве и по его обслуживанию не менее трех лет.

Награждение медалью “За строительство Байкало-Амурской магистрали»
производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР
Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Ходатайства о награждении медалью «За строительство Байкало- Амурской магистрали» вносилось
администрацией, партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями предприятий, учреждений,
организаций и направлялись:

— на работников предприятий и организаций транспортного строительства и шефских строительных
отрядов – в министерство транспортного строительства СССР;

— на работников предприятий, учреждений, организаций республиканского и местного подчинения
— соответственно в исполнительный комитет Амурского, Иркутского, Читинского областного, Хабаровского
краевого Совета народных депутатов, Президиум Верховного Совета Бурятской, Якутской АССР,
которые после рассмотрения поступивших ходатайств входят с представлением о награждении медалью
в Президиум Верховного Совета СССР.

Ко дню пуска по БАМу первых поездов, медалью было награждено около 10 тысяч человек.

До 1 января 1995 года медалью
« За строительство Байкало-Амурской магистрали »
было награждено приблизительно 170.030 человек.

Первые награждения медалью « За строительство Байкало-Амурской Магистрали »
состоялись в октябре 1977 года. В числе первых награжденных этой медалью
наряду с группой рабочих и служащих Министерства транспортного строительства
СССР были и военнослужащие Советской Армии, принимавшие участие в строительстве
магистрали.

Среди награжденных были офицеры Богданов Л.М., Бибин Л.А., Белов А.А., Григорьев В.П.,
Дробот В.В., прапорщики Абалаков В.Н., Беловол Т.М., Высоцкий Н.В., Горелько Ю.А., сержанты
Андреев А.И., Берчук В.М., Королев В.В., рядовые Азарычев А.Н., Гигаури С.А., Зверев И. и др.

Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» изготавливалась
из латуни и имеет форму круга диаметром 32 мм.

Медаль « За строительство Байкало-Амурской магистрали » носится
на левой стороне груди и располагается после медали
« За освоение целинных земель »

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Списки на строительство многодетным семьям
  • Списки многодетных семей на получение сертификата на строительство
  • Списки льготников на получение бесплатного земельного уч под строительство
  • Списки литературы по строительству
  • Списаны строительные материалы на строительство здания проводка