Строительство кабельных судов проекта 15310

Корабли на «Заливе» про которые все забыли

В конце прошлой недели по всем СМИ прошла новость о том, что судостроительный завод «Залив» планирует построить два вертолетоносца . Причем заложить корабли планируется уже в ближайшие недели. Однако пока сухой док завода занят двумя кабелеукладчиками проекта 15310 «Свияга» (изначально «Волга») и «Вятка», которые ВМФ РФ должен был получить в 2018 и 2019 годах соответственно.

Отдельные источники на предприятии отмечали, что оба недостроенных корпуса кабелеукладчиков в ближайшее время должны спустить на воду. Для чего на судах завершили необходимые окрасочные работы (можно оценить на фото скриншота).

А вот так суда выглядели в 2018 году. Различий не так много.

Начинался проект в 2012-2013 годах, когда по концептуальному проекту Крыловского государственного научного центра северодвинское КБ «Хотча Морское проектирование» разработало техпроект инновационного кабелеукладчика проекта 15310. Работы проводились в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники 2009 – 2016 годы».

Основное назначение судов ледокольного типа проекта 15310 заниматься прокладкой и ремонтом волоконно-оптических кабельных линий связи, в том числе, в условиях крайнего Севера. Укладывать кабель судно может как носом, так и кормой. Для хранения кабеля на судне предусмотрены два основных кабельных тенкса и два резервных. максимальная масса загружаемого кабеля достигает 5500 тонн. Характеристики корабля проекта 15310: Водоизмещение – около 8000 тонн, длина – 140 м, ширина – 19 м, осадка – 4 м, автономность – 2 мес.

Оба корабля «Свияга» (изначально «Волга») и «Вятка» заложили на Зеленодольском заводе им. Горького 6 января 2015 года. Но большую часть работ выполняли корабелы «Залива».

Закладку судов освещали с большим размахом, при этом неоднократно заявлялось о том, что это первые подобные корабли в истории отечественного судостроения.

Вместе с уникальными качествами судна упоминали и о том, что часть поставок оборудования здесь российского производства (правда, комплектующие и механизмы производства «разного»). В том числе интегрированная система управления, разработки компании «Кронштадт Технологии», которая объединяет всю судовую автоматику судна, включая специализированные механизмы по укладке кабеля.

Гребные электродвигатели по 4500 кВт каждый, два генератора СГДМ по 4450 кВт и систему возбуждения БСВ-РЭМ294 для этих кораблей изготовляла компания «РУСЭЛПРОМ».

Подруливающие устройства и винто-рулевые колонки поставляет «Центр пропульсивных систем» из Северодвинска.

На борту судна богатый набор грузоподъемного оборудования, выдвижных устройств, в верхней части надстройки есть площадка приёма для вертолетов типа Ка – 27.

Загвоздка случилась в том, что все специализированное кабельное оборудование, в том числе и автоматика, которая должна объединиться в интегрированную систему управления, иностранного производства. Российских аналогов нет. И в условиях санкций поставить его даже через третьи страны также нет возможности.

По первым сдвигам сроков суда должны были войти в состав ВМФ в 2021 и 2022 годах соответственно, но не так давно флот подтвердил, что в эти даты уложиться невозможно.

«Пока не будет ясности с поставками специального оборудования говорить о сроках сдачи кораблей не представляется возможным», говорят в ВМФ. Теперь главное, чтобы благая задумка «об аналогах, которым нет в мире» не превратилась в памятник этим задумкам.

Источник

Строительство кабельных судов проекта 15310

КАБЕЛЬНЫЕ СУДА ТИПА «ВОЛГА» ПРОЕКТА 15310
CABLE TYPE SHIPS «VOLGA» PROJECT 15310

18.04.2016
ГРУППА «КРОНШТАДТ»: ГОТОВ ПРОЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УНИКАЛЬНЫМ КАБЕЛЬНЫМ СУДНОМ ОКЕАНСКОГО КЛАССА

Компания «Кронштадт Технологии» (входит в состав Группы «Кронштадт») полностью разработала проектную документацию на интегрированную систему управления для кабелеукладчиков проекта 15310, строящихся на Зеленодольском судостроительном заводе в интересах ВМФ РФ.
Закладка первых двух корпусов проекта 15310 состоялась в январе 2015 года на Зеленодольском судостроительном заводе. Кабелеукладчики океанского класса «Волга» и «Вятка», строящиеся по проекту компании «Хотча Морское Проектирование», стали первыми подобными судами в истории отечественного судостроения и предназначены для прокладки, подъема, ремонта волоконно-оптических кабельных линий связи, в том числе, в условиях крайнего Севера.
Интегрированная система управления для кабелеукладчиков, разработанная компанией «Кронштадт Технологии» и являющаяся «ноу-хау» предприятия, объединит всю судовую автоматику кабельного судна, включая специализированные механизмы по укладке кабеля. Данная система обеспечивает навигационную безопасность судна, эффективность и точность выполнения необходимых тактических расчетов и организации связи как внутрикорабельной, так и с другими военно-морскими объектами флота.
Руководитель военно-технического направления Группы «Кронштадт» Илья Бриллиантов отметил: «Сложно переоценить важность этих судов, ранее не строившихся на советских или российских верфях, а закупаемых за рубежом. Уникальные отечественные кабелеукладчики позволят создавать и обновлять структуру связи на территории всей страны, включая самые дальние ее рубежи. Мы гордимся многолетним сотрудничеством с Зеленодольским судостроительным заводом и целой плеядой успешно реализованных проектов и приложим все усилия, чтобы качество и функциональность интегрированной мостиковой системы судов проекта 15310 соответствовали самым строгим требованиям завода и заказчика – ВМФ РФ».
После согласования судостроительным заводом рабочей документации начнется комплектация компонентов системы и их отправка на верфь. Далее судостроители и специалисты компании «Кронштадт Технологии» приступят к монтажу, отладке и пусконаладочным работам. Сдача судов запланирована на 2018 и 2019 год соответственно.
Группа «Кронштадт»

05.07.2017

Строительство двух уникальных судов-кабелеукладчиков проекта 15310 продолжится в Крыму, пишут «Известия».
В январе 2015 года корабли «Волга» и «Вятка» были заложены на «Зеленодольском заводе имени А.М.Горького» (Республика Татарстан). Но, как рассказали «Известиям» в военном ведомстве, в конце прошлого года они были переведены в Керчь на завод «Залив», где и будут достроены. «Волга» и «Вятка» способны с особой точностью укладывать кабель на глубину в десятки метров, а если надо, то поднимать и ремонтировать уже проложенные линии. При этом им не помешают шторм, сильный ветер, льды, дождь и снег. По словам экспертов, суда проекта 15310 необходимы российскому ВМФ для создания инфраструктуры в Арктике, отмечает газета.
Как рассказали «Известиям» в военном ведомстве, в настоящее время оба судна-кабелеукладчика находятся в сухом доке на заводе «Залив» (с 2014 года принадлежит Зеленодольскому судостроительному заводу). По предварительным планам, сдача «Волги» намечена на следующий год. «Вятка» же должна пополнить Военно-морской флот не ранее 2019 года.
«Учитывая размер и водоизмещение этих кораблей, было принято решение строить их на предприятии, имеющем непосредственный выход к морю, – рассказал «Известиям» директор по гособоронзаказу и военно-техническому сотрудничеству «Зеленодольского завода имени А.М. Горького» Сергей Руденко. – По Волге они бы, просто, не прошли».
Как пишут «Известия», при длине около 135 м, водоизмещение судна проекта 15310 составляет более 10 тыс. т. Новейшие кабелеукладчики – это суда ледокольного типа. Они относятся к пятому ледовому классу, то есть могут самостоятельно ходить в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 м в зимне-весеннюю навигацию и до одного метра в летне-осеннюю. Бортовое оборудование «Волги» и «Вятки» позволяет в течении 50 суток с точностью до нескольких сантиметров укладывать оптоволоконные кабели, а также другое подводное оборудование.

10.02.2018

АО «Центр судоремонта «Звёздочка» /входит в АО «Объединённая судостроительная корпорация»/ завершил изготовление первого комплекта подруливающих устройств для судов-кабелеукладчиков, строящихся Зеленодольским заводом им. Горького. Готовые изделия отгружены заказчику.
Два подруливающих устройства мощностью 2 МВт и диаметром винта 2,5 метра предназначены для строящихся судов-кабелеукладчиков проекта 15310. В рамках контракта ЦС «Звёздочка» уже поставил судостроителям элементы системы управления пропульсивного комплекса и фундаментов.
Следующим этапом поставок станут винто-рулевые колонки мощностью 4,5 МВт, которые сейчас изготавливаются производством пропульсивных систем Центра судоремонта «Звёздочка».
Центр судоремонта «Звёздочка»

18.05.2018

На производственных площадках РУСЭЛПРОМ изготовлены и ожидают отгрузки два гребных электродвигателя (ГЭД) по 4500 кВт, два генератора СГДМ по 4450 кВт и система возбуждения БСВ-РЭМ294 для второго кабельного судна «Вятка» проекта 15310. Все оборудование в скором времени будет поставлено заказчику для закладки. Ранее концерн произвел и поставил аналогичное оборудование для первого судна того же проекта – «Волга». Строительство кабелеукладчиков ведется в Керчи Зеленодольским заводом им. Горького.
Суда проекта 15310 – «Волга» и «Вятка» – это кабелеукладчики океанского класса. Они предназначены для прокладки, подъема и ремонта подводных волоконно-оптических кабельных линий связи, в том числе, для условий крайнего севера. Ранее подобные суда в России не строились, а закупались за границей. Разработка и изготовление судов, которые выдержат суровые арктические условия обеспечит стабильную коммуникацию и электрификацию отдаленных и труднодоступных участков суши.
Серия из двух кабельных судов проекта 15310 строится по заказу министерства обороны Российской Федерации. Приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации судам присвоены наименования «Волга» и «Вятка». Оба судна были заложены 6 января 2015 года, сдача первого запланирована на 2018 год, а второго – на 2019-й.
Русэлпром

Как сообщают, 18 августа 2020 года на ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи в Крыму без огласки состоялся спуск на воду (вывод из сухого строительного дока) строящегося для ВМФ России кабельного судна «Вятка» проекта 15310 (шифр «Кабель») с заводским номером 302.
Можно предположить, что в ближайшие дни из сухого дока завода будет выведено и второе (фактически головное) кабельное судно «Волга» (по некоторым источникам, было переменовано во «Свияга») проекта 15310 с заводским номером 301.
Видимо, оба судна выводятся из сухого строительного дока завода «Залив» с целью освобождения дока для строительства двух универсальных десантных кораблей «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» проекта 23900 (заводские номера 01901 и 01902), официально заложенных на предприятии 20 июля 2020 года. Дальнейшая судьба обеих кабельных судов проекта 15310, фактически приостановленных строительством около 2018 года ввиду непоставки части оборудования, попавшего под западные санкции, неясна. По некоторым сведениям, корпуса обеих судов будут отбуксированы из Керчи вокруг Европы на один из российских судостроительных заводов на Балтике для достройки по другому назначению – по одним сообщениям, в качестве госпитальных судов, а по другим – в качестве судов обеспечения подводных работ для Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России.
Напомним, что кабельные суда «Волга» и «Вятка» проекта 15310 (разработчиком проекта являлось ООО «ХС «Морское проектирование» из Северодвинска) были официально заложены 6 января 2015 года на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске. Фактическое строительство обеих судов велось в Керчи на ООО «Судостроительный завод «Залив», которое, как и АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», контролируется АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» (СКАБ). Изначально контрактными сроками сдачи судов были 2018 и 2019 года соответственно.
Кабельные суда проекта 15310 являются весьма крупными единицами полным водоизмещением более 10 тысяч тонн и имеют длину около 140 м; ширину около 19 м; осадку около 4 м; автономность – около 50 суток.
https://bmpd.livejournal.com

КАБЕЛЬНЫЕ СУДА ТИПА «ВОЛГА» ПРОЕКТА 15310

Кабельные суда проекта 15310 предназначены для прокладки, подъема и ремонта подводных волоконно-оптических кабельных линий связи.
06 января 2015 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО „Холдинговая компания „Ак Барс“) состоялась торжественная церемония закладки корпусов двух кабельных судов проекта 15310, спроектированных ООО «ХС Морское проектирование“ (г. Северодвинск).
Суда проекта 15310 – «Волга» и «Вятка» – это кабелеукладчики океанского класса. Они предназначены для прокладки, подъема и ремонта подводных волоконно-оптических кабельных линий связи, в том числе, для условий крайнего севера. Ранее подобные суда в России не строились, а закупались за границей. Разработка и изготовление судов, которые выдержат суровые арктические условия обеспечит стабильную коммуникацию и электрификацию отдаленных и труднодоступных участков суши.
Серия из двух кабельных судов проекта 15310 строится по заказу министерства обороны Российской Федерации. Приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации судам присвоены наименования «Волга» и «Вятка». Оба судна были заложены 6 января 2015 года, сдача первого запланирована на 2018 год, а второго – на 2019-й.
Суда оснащены комплектом кабелеукладочного оборудования, обеспечивающего автоматизированную укладку кабеля с кормовой части судна и ремонт кабеля с носа. Также предусмотрен комплект оборудования, обеспечивающего и задействованного в процессе проведения кабелеукладочных работ в ледовых условиях. Для хранения укладываемого кабеля предусмотрены два основных кабельных тенкса и два резервных, общая масса загружаемого кабеля достигает порядка 5500 тонн.
Разработанная интегрированная система объединит всю судовую автоматику, включая специализированные механизмы по укладке кабеля. Она обеспечит также навигационную безопасность судна. Особенности разработанного кабельного судна отличают его от типичных кабельных судов, в частности предлагаемых зарубежными компаниями, и придают ему статус «не имеющего аналогов в своем классе».

Обычай закладывать памятный знак в основание сооружаемого корабля уходит корнями в далекое прошлое. Это один из первых, незыблемых морских ритуалов и праздничное событие для всего коллектива завода-строителя. В торжественной церемонии приняли участие заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов; Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков; Глава Зеленодольского муниципального района Александр Тыгин; заместитель министра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев; начальник управления Департамента МО РФ по обеспечению гособоронзаказа Павел Печковский; начальник службы военно-морской подготовки экипажей вспомогательного флота, капитан 1 ранга Анзор Дандамаев; и.о. генерального директора ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“ Ринат Бикмуллин; генеральный директор ОАО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ Ренат Мистахов; главный конструктор проекта 15310 ООО „ХС Морское проектирование“ Сергей Воронин и другие.
Кабельные суда проекта 15310 предназначены для прокладки, подъема и ремонта подводных волоконно-оптических кабельных линий связи. Закладываемым судам приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации присвоены наименования «Волга» и „Вятка“.

Открывая торжественный митинг, Ренат Мистахов выразил благодарность руководству Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Татарстан и Военно-морского флота РФ за оказываемое заводу высокое доверие, благодаря которому у заводчан есть возможность начать наступивший год с трудовых побед. Напомнив народную мудрость о том, как новый год начинается, так он и пройдет, генеральный директор отметил благоприятную символичность проводимого мероприятия в первые дни 2015 года.
Юрий Борисов, поздравляя заводчан с началом строительства новой серии судов, назвал их пионерами этого направления, а само строительство – новой ступенью в развитии предприятия. Заместитель министра обороны РФ выразил уверенность в качественном и своевременном выполнении заказа, отметив, что Министерство обороны РФ планирует и в дальнейшем обеспечивать полную загрузку зеленодольского завода, размещая заказы на строительство судов новых типов и проектов.
Ильдар Халиков начал свое выступление с поздравления заводчан с успешным завершением 2014 года, назвав его годом надежности и уверенности для зеленодольских судостроителей. За прошедший год завод начал строительство 4 кораблей и успешно сдал заказчику 3 военных заказа, что, по словам Премьер-министра РТ, стало результатом доблестного труда и высокого профессионализма заводчан. И.Ш. Халиков назвал проводимую церемонию закладки и начало строительства судов нового класса историческим событием для завода. Он поблагодарил Министерство обороны РФ за оказываемое республиканскому заводу доверие и выразил уверенность в том, что оно будет оправдано. Кроме того, Ильдар Халиков пожелал заводчанам и в дальнейшем проведения подобных мероприятий, на которых все участники в полной мере могут ощутить «четкое биение пульса жизни завода».
Выразив благодарность руководству Министерства обороны РФ от имени всех зеленодольцев, Александр Тыгин поздравил всех присутствующих с рождением новых кораблей и пожелал успешной судьбы всем судам, сходящим с заводских стапелей.

Семь футов под килем пожелал заводчанам и новым судам Сергей Воронин.
Высоким гостям торжественного мероприятия было предоставлено почетное право установить памятные закладные доски кабельных судов проекта 15310.
«В России подобные суда будут строиться впервые по инициативе Минобороны РФ. От имени заказчика в церемонии закладки будет участвовать замминистра обороны России Юрий Борисов», – сказала Макарова. Суда спроектированы компанией «Морское проектирование» (Северодвинск).
В рамках церемонии состоялось награждение работников завода, внесших значительный вклад в строительство и сдачу кораблей для Российского Флота, ведомственными наградами Министерства обороны РФ и благодарственными письмами Кабинета Министров РТ.

Дедвейт, т около 8000
Длина, м около 140
Ширина, м около 19
Осадка, м около 4
Автономность, сут. около 50

РАЗРАБОТАН КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МНОГОЦЕЛЕВОГО КАБЕЛЬНОГО СУДНА

Специалистами 5 отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в рамках ФЦП «РГМТ 2009-2016» разработан концептуальный проект многоцелевого кабельного судна с современной интегрированной системой управления для обеспечения проведения подводных работ по укладке кабельных линий связи и проведению подводных работ в море.
Основной задачей, выполненной Крыловским ГНЦ, являлась разработка документации концептуального проекта кабельного судна, анализ существующего национального и зарубежного научно-технического и технологического задела по техническим решениям, комплектации оборудования кабельных судов и сопутствующих систем в части опыта проектирования, строительства и эксплуатации кабельных судов.
В ходе работ выполнена разработка конструкторской документации концептуального проекта кабельного судна. Уточнен облик кабельных судов для окраинных морей России и Арктики. Обоснованы основные проектные решения. Подготовлен перечень комплектующего оборудования. Проведены расчеты нагрузки масс, остойчивости и непотопляемости, ходкости, расхода топлива на основных режимах работы кабельного судна.
Подготовлены предложения для включения в технико-экономическое обоснование создания отечественного кабельного судна и предложения в принципиальную технологию постройки. Подготовлено техническое задание на разработку технического проекта кабельного судна. Выявлены методические решения и современные тенденции, применяемые при проектировании кабельных судов и оборудования для них и исследование мирового технического уровня для предлагаемых технических решений.
Выпущен комплект чертежей:
• Теоретический чертеж;
• Общее расположение кабельного судна;
• Эскиз мидель шпангоута;
В ходе разработки концептуального проекта были определены основные характеристики большого кабельного судна. Длина судна составляет 133,5 м; ширина – 21 м, осадка – 6 м, водоизмещение – 10274 т.
Класс судна – морское, неограниченного района плавания, ледовая категория – Arc 5; обеспечена двух отсечная непотопляемость; класс автоматизации соответствует классу 2; система динамического позиционирования соответствует классу 2.
В ходе разработки концептуального проекта кабельного судна был сформирован его облик. Судно ледокольного типа, имеет развитую надстройку, в которой расположены ангары для работы с кабелем, технические и жилые помещения. В верхней части надстройки располагается основная ходовая рубка и площадка приёма для вертолетов типа Ка – 27. В кормовой части надстройки расположен дублирующий ходовой мостик с постами управления кабелеукладочным оборудованием.
Судно оснащено комплектом кабелеукладочного оборудования обеспечивающего автоматизированную укладку кабеля с кормовой части судна и ремонт кабеля с носа. Также предусмотрен комплект оборудования обеспечивающего и задействованного в процессе проведения кабелеукладочных работ в ледовых условиях. Для хранения укладываемого кабеля предусмотрены два основных кабельных тенкса и два резервных, общая масса загружаемого кабеля достигает порядка 5500 тонн.
Основной характерной особенностью кабельного тенкса, является его водонепроницаемость. Необходимость создания водонепроницаемого хранилища обусловлено проведением проверочных работ кабеля путем заполнения тенкса водой.
Разработанное кабельное судно в отличие от зарубежных аналогов отличается способностью проведения работ в ледовой обстановке, прибрежной зоне Арктического шельфа России, а также Дальнего Востока. Кабельное судно обеспечивает не только возможность проведения работ в ледовой обстановке, но и при необходимости скрытую постановку специального оборудования.

Наличие развитого технологического оборудования и достаточно большого количества помещений для командного и обслуживающего персонала, при необходимости, позволяет использовать данное судно как научно-исследовательское, в ряде вариантов как водолазное и при необходимости штабное судно при соответствующем дополнительном оснащении.
Особенности разработанного кабельного судна отличают его от типичных кабельных судов, в частности предлагаемых зарубежными компаниями и придают ему статут «Не имеющего аналогов в своем классе».
Работа выполнена в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники 2009 – 2016 годы» на основании договора №167-52/12 от 30 июля 2012 года, заключенного между ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и ОАО «НИИ «Атолл».

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство кабельных сооружений связи справочник м 1990
  • Строительство кабельных переходов через водные преграды
  • Строительство кабельных линий связи снип
  • Строительство кабельных линий связи организации
  • Строительство кабельной эстакады видео