Строительство на вечной мерзлоте в канаде

Мы единственная страна, живущая в таком холоде! Сравниваю с другими северными странами.

Очень часто в интернете вижу информацию мол территория у нас большая, а народу мало. Многие не воспринимают тот факт, что 4/5 этой территории мало пригодны для жизни в принципе. Вечная мерзлота, горы, болота и прочая непригодная для жизни территория. Но в отличи от многих стран мы на таких землях активно живем

и даже строим достаточно большие города.

Откройте карту и посмотрите, какие еще есть северные холодные страны?

Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, США (Аляска), Канада ну и Дания со своей Гренландией.

Все эти страны имеют территории, на которых расположена та самая вечная мерзлота, некоторые жители этих государств не по наслышке знают, что такое холод, но много ли таких жителей. Разберем каждую страну в отдельности.

Финляндия
Население страны около 5.5 млн. человек. Из которых более миллиона проживает в крупных «южных» городах. Столица Хельсинки с 600 тысяч жителей по климату примерно как наш Питер. Да и все население Финляндии сконцентрировано в южной половине страны.

Зона вечной мерзлоты имеет небольшие островки на севере страны, но крупных городов или хотя бы поселений там нет

Швеция
Эта страна имеет больше 10 млн населения. Большая часть которых также расположена на юге страны.

В том же Стокгольме проживает почти миллион человек, город конечно северный, но для жителей например Норильска он покажется летним курортом. Большая часть жителей Швеции проживает в климате схожем с нашей Ленинградской областью (в плане температур).

Норвегия.
Население Норвегии более 5 млн человек. Догадайтесь где оно расположено? Правильно на юге страны. Как видим население всех Скандинавских стран сконцентрировано на юге

Да, по меркам остальной Европы эти страны северные. Но для нас, Россиян это обычный климат, может чуть прохладней нашей центральной полосы.

Дания (Гренландия)
Дания имеет в своем составе остров, на котором действительно холодно, даже по меркам России, но там живет 76 000 человек. На весь этот огромный остров.

Исландия.
Тут все не так однозначно. Да там холодно, страна расположена в северных широтах. Столица страны Рейкьявик находится на той же широте, что и наш Архангельск. Но в отличии от Архангельска про Исландию не забыло теплое течение Гольфстрим, а также множество геотермальных источников и вулканов делают свое дело. Страна безусловно северная, но там далеко не так холодно как на нашем севере и вечной мерзлоты там толком нет. Ну и население всей страны всего 357 тысяч человек.

Как видим Европейские холодные страны не такие уж и холодные и народу там живет не так много. Может в Америке по другому?

Аляска (США)
На Аляске живет 738 000 человек, в сравнимых по территории соседних Камчатском крае, Магаданской области и Чукотке проживает не на много меньше.

Канада.
Вторая по величине страна в мире, расположена в схожих с Россией широтах. Имеет огромную территорию с вечной мерзлотой. Но живут ли там Канадцы? Всего в Канаде проживает почти 38 млн человек. Но как видим из карты

все население на юге, в зоне вечной мерзлоты нет ни одного населенного пункта с численностью более 50 000 человек. Большая часть населения прижата к границе с США.

Получается США единственная страна кроме России имеющая хотя бы один крупный город в зоне вечной мерзлоты.

Рассказал о других странах, ну а теперь с гордостью о нашей!

Якутск(318 тыс. чел)
Мурманск (292 тыс. чел)
Нижневартовск (276 тыс. чел)
Норильск (179 тыс. чел)
Новый Уренгой (119 тыс. чел)
Ноябрьск (106 тыс. чел)
Ханты-Мансийск(99 тыс. чел)
Магадан (91 тыс. чел)
Воркута(56 тыс. чел)
Мирный(35 тыс. чел)

я перечислил крупные города расположенные непосредственно в зоне вечной мерзлоты. А ведь у нас есть просто крупные города на севере, в которых куда холоднее столиц северных скандинавских стран. Например тот же Архангельск или Петрозаводск.

В общем наши сограждане живут там, где жители большинства стран жить не хочет. Чудовищные климатические условия, где казалось выжить сложно, а мы там города строим.

Источник

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО СЕВЕРНОГО КЛИМАТА

АННОТАЦИЯ

Автором рассмотрены факторы, препятствующие активному освоению территории распространения многолетнемерзлых грунтов. Представлена информация об основных принципах и методах проектирования и строительства на вечномерзлых грунтах, а также о мероприятиях для обеспечения высокой несущей способности оснований и фундаментов зданий и сооружений. Описаны часто применяемые типы фундаментов и материалов для утепления ограждающих конструкций в условиях северных широт. Приведены модульные здания из блоков-контейнеров, как отдельный вид строительных объектов для Крайнего Севера.

Россия – северная страна, почти 2/3 которой находится в области вечной мерзлоты. Грунты и горные породы здесь находятся в постоянно мерзлом состоянии, оттаивая лишь на небольшую глубину летом (примерно на 1-3м) [1]. Исключительностью Российского Севера являются суровые климатические условия, которые становятся существенными преградами для строительства. Строительная инфраструктура здесь активно развивается с 30-х гг. XX в., со времени начала добычи полезных ископаемых в этом регионе. В сооружениях, возводимых на вечномерзлых грунтах без принятия особых, отличных от обычных условий, мер и методов, возникают совершенно недопустимые деформации, затрудняющие эксплуатацию сооружений и приводящие к их полному разрушению. Известны случаи обрушения неправильно построенных домов в Чите, а в Канаде, например, жителям пришлось покинуть целых два небольших города, построенных в годы войны: их дома вечная мерзлота буквально вывернула из земли [2].

Инженерная геокриология, как отрасль геокриологии, занимается особенностями проектирования и строительства различных инженерных сооружений в зоне распространения вечномерзлых грунтов. Развитие ее началось в 20-х годах XX века благодаря стараниям таких ученых, как М.И. Сумгин, В.А. Обручев и В.И. Вернадский. Большой вклад внес Николай Александрович Цытович, который является основоположником инженерного мерзлотоведения, сформулировавший основные принципы механики мерзлых грунтов.

Рис. 1 Цытович Николай Александрович

Разработки, выполненные им в начале 30-х годов и позднее, привели к созданию нового научно обоснованного метода строительства с сохранением мерзлого состояния грунтов, усовершенствованный в дальнейшем учеными мерзлотоведами и конструкторами строителями. На основе этого метода в военное время, а особенно в послевоенные годы были возведены многие многоэтажные здания, промышленные предприятия в Якутске и в других местах. Так, благодаря Н.А. Цытовичу и другим ученым-мерзлотоведам были построены один из самых северных городов планеты Норильск и крупнейший в мире Норильский горно-металлургический комбинат. Под руководством этого выдающегося ученого кафедра механики грунтов, оснований и фундаментов МИСИ достигла больших успехов, и благодаря его работам и трудам других сотрудников она продолжает стремительно расти. [3]

При проектировании и строительстве зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах, выделяют 2 основных принципа использования этих грунтов в качестве оснований:

Как показывает практика, здания и сооружения в условиях Крайнего Севера строятся в основном по первому принципу, так как в мерзлом состоянии грунт имеет высокую несущую способность. В настоящее время при проектировании и расчете оснований и фундаментов зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах применяют несколько методов [4]:

В качестве варианта, предлагается использование грунтов оснований в вечномерзлом состоянии, как способ обеспечения их эксплуатационной пригодности и долговечности [5]. Технология метода заключается в организации мероприятий по уменьшению температуры грунтового основания до расчетных значений:

Основным типом фундаментов для вечномерзлых грунтов являются свайные фундаменты. Возможно использование свай следующих типов:

Но и они подвергаются разрушению под действием многих конструктивных и природных факторов: 1) неправильная планировка подполий и окружающей территории, не обеспечивающая отвода поверхностных, надмерзлотных и аварийных вод от фундаментов; 2) напорное давление надмерзлотных вод при промерзании грунта в начале зимнего периода; 3) образование трещин в сваях под действием температурных деформаций ростверков; 4) превышение расчетных напряжений в бетоне, значительно снижающее его морозостойкость.

Это привело к исследованию альтернативного типа фундаментов поверхностных вентилируемых пространственных фундаментов- оболочек. Они обладают рядом преимуществ, среди которых: совместимость функции несущей и охлаждающей грунт конструкции, что осуществляется посредством отсыпаемого на мерзлом основании промежуточного слоя; выполняемый из непучинистого материала промежуточный слой под пространственным фундаментом, значительно снижающий интенсивность криогенных процессов при тепловом и механическом взаимодействии зданий с мерзлым основанием; возведение фундаментов без нарушения мерзлотно-грунтовых условий на строительных площадках, что позволяет ликвидировать временной технологический разрыв, который необходим при устройстве свайных фундаментов.

Так, опыт эксплуатации четырехэтажного здания каркасно-панельного административно-бытового комбината (АБК), возведенного на фундаменте-оболочке монолитной конструкции на сильнольдистых высоко-температурных грунтах показал, что произошло не только промерзание промежуточного слоя, но и понижение температуры грунтов ниже его подошвы.

Рис.3. Часть строящегося здания АБК на поверхностном фундаменте- оболочке в г. Норильск

Верхняя граница вечной мерзлоты установилась на глубине 1,8 м. Средняя осадка фундамента-оболочки составила 2,1 см, что является хорошим результатом. А значит и поверхностные фундаменты являются прекрасным решением для суровых условий наших северных регионов. [9]

Возведение фундамента – не единственная проблема, с которой сталкиваются инженеры при строительстве зданий в условиях Крайнего Севера. Аномально низкая температура, сильные ветры и суровые метели – еще одна особенность северного климата. Для обеспечения максимального комфорта кварталы городов в таком случае строят замкнутым контуром, с минимальным числом площадей и узкими разрывами между домами, что позволяет значительно снижать скорость ветра.

При строительстве на вечномерзлых грунтах основным типом возводимого здания является здание каркасного типа. Высокая скорость монтажа – вот главное его достоинство. В связи с этим, элементы каркаса выполняют из сборного железобетона и металла, причем металлические конструкции более эффективны и обладают рядом преимуществ перед железобетонными. Так, это отсутствие мокрых процессов, которое дает возможность вести строительство при низких температурах без устройства тепляков, также меньшая нагрузка на фундамент, так как при равных эксплуатационных условиях здание из стального каркаса будет легче железобетонного. Элементы здания из металлического каркаса можно демонтировать, усиливать несущие конструкции полосами стали, в случае необходимости, производить модернизацию здания под новые требования производства, а повторное использование металла после демонтажа позволяет использовать его гораздо экологичнее и эффективней. [10]

Что касается ограждающие конструкции и теплоизоляции стен, то выполняют их из облегченных, утепленных панелей. Наилучшим решением во многих случаях является сэндвич- панель, которая имеет трёхслойную структуру, состоящую из двух листов жёсткого материала (металл, ПВХ, ДВП, магнезитовая плита) и слоя утеплителя между ними. Принцип сэндвич-технологии был описан ещё в 1950-х годах, однако активное применение сэндвич-панелей в строительстве в России началось лет через 30. Появление в России изделий, в которых в качестве утеплителя используется плита из каменной ваты, позволило эффективно решить проблему сохранения тепла. Производство в России панелей по западным технологиям с принятыми за рубежом классами точности (и соответствующих нормативам для нашего климата) сделало этот материал оптимальным выбором для строительства в районах с суровым климатом. В настоящее время индустриальными методами возводится подавляющая часть городов и посёлков Сибири и Дальнего Востока. [11] Важным элементом является теплоизоляция не только фундаментов, стен и кровли, но и светопрозрачных конструкций, и конструкции оконных блоков с заполнением инертными газами находят сегодня широкое применение в практике строительства на российском Севере. В частности, специальная программа по внедрению энергосберегающих окон действует в Красноярске. [11]

Рис.4. Крепление сэндвич панелей

Они очень популярны в условиях Крайнего Севера в силу своих многочисленных достоинств, а именно:

Рис. 5 Модульное здание г. Чита

Сегодня в условиях крайнего севера действует несколько десятков различных полярных станций, все они построены из модульных быстровозводимых зданий на свайном типе фундамента. Самым знаменитыми объектами являются станция «Арктический трилистник» на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа и военная база «Северный клевер», размещенная на о. Котельный архипелага Новосибирские острова.

Основываясь на приведенных выше сведениях, можно сделать вывод, что динамика строительства городов на Крайнем Севере будет расти, что подразумевает дальнейшее изучение данных территорий и подталкивает к проектированию и созданию новых типов фундаментов, более технологичных и менее энерго- и материалоёмких. Как вариант, поверхностных фундаментов, совмещенных с несущими и ограждающими модульными конструкциями, в силу компактности и большой жесткости последних.

Источник

Канада и Россия: сквозь зеркало Арктики

Александр Попов

Аннотация

Проблемы, с которыми сталкивается Канада в области экологии, похожи на российские. В статье рассматривается опыт изменений в системе управления природными рисками в Канаде как за XX в., так и в последние годы. Приводятся данные наиболее крупных стихийных бедствий, происшедших в Канаде: наводнений, начиная с конца XIX в., горных обвалов и др. Кроме того, рассматриваются способы извещения населения о наводнениях и методы предупреждения лавиноопасности. Проблемы экологии нефтедобычи, отступления вечной мерзлоты стоят сегодня и перед нашей страной.

Канаду часто сравнивают с Россией. Сходное географическое положение, большие территории, северный климат… О различиях, которых тоже немало, стараются не вспоминать. А они важны: разница в количестве населения, в заселенности северных территорий, в развитии промышленности… Насколько опыт Канады может быть востребован в России и наоборот?

Хоть похоже на Россию…

Канада издавна привлекала русских исследователей и мыслителей. Сведения о событиях на североамериканском континенте публиковал еще журнал М. В. Ломоносова, а знаменитый российский историк Н. М. Карамзин и вовсе представил Канаду как некий образец для России. В 1803 г. в журнале «Вестник Европы» он напечатал две небольшие зарисовки: «Письмо одного англичанина из Квебека» и «Письмо одного молодого француза из Монреаля». Канада подавалась в них весьма в положительном ключе: «Жилища наши не вмещают хлеба, а скотине нет уже места на лугах», «Дороги от селений к селениям очень хороши»…

Главная причина канадского процветания определялась очень просто: «кроткое правление и всеобщее увольнение от податей». Впрочем, здесь скорее выдается желаемое в России за действительное в Канаде. Более объективно к оценке страны на другой стороне глобуса подошли во второй половине XIX в. Канаду с Россией сравнивали очень многие, а декабрист и известный публицист Дмитрий Завалишин в 1882 г. опубликовал статью «Сибирь и Канада», в которой проводил множество параллелей между двумя территориями. Но в то же время Завалишин указывал и на ряд принципи-альных различий: Канада развивалась за счет добровольных переселенцев, Сибирь же стала местом ссылки, и даже целые свободные селения приписывались к заводам. В Сибири добывали меха, а в Канаде также развивали лесопромышленность и рыболовство.

И в итоге Завалишин делал общий вывод не в пользу Сибири: здесь не было такого крупного города, как Монреаль, а также ни километра (на то время) железных дорог. Завалишин считал, что «дурное правление» сдерживает развитие очень перспективной территории. Соглашаясь со знаменитым декабристом, проведем еще ряд сравнений между двумя странами.

Канада — вторая страна в мире по величине территории (после России) и также разделена на две части: южную, более заселенную и экономически развитую, и северную — с небольшим количеством населения и слабой экономикой. Россия является самой холодной страной мира. В Финляндии, например, среднегодовая температура, благодаря Гольфстиму, +1,5 ºС, в Исландии — +0,9 ºС, а в России — –5,5 ºС. В Канаде немногим теплее: –5,1 ºС.

Но в Канаде самый северный крупный город Эдмонтон, центр провинции Альберта, расположен на широте Орла и Самары. Южная оконечность легендарной канадской провинции Юкон, знакомой нам по книгам Джека Лондона о золотой лихорадке, находится на широте Петербурга. В Канаде, как и в России, велика роль сырьевой экономики. Однако при населении 31 млн человек Канада производит 1,9 % мирового ВВП (Россия — 2,6 %), входит в семерку ведущих экономически развитых государств.

Но тем не менее климат диктует свои условия, и в этом секторе у наших стран гораздо более общих черт, чем в экономике.

Вода, вода, кругом вода…

Весьма схож и в России и в Канаде стихийные бедствия. Главной проблемой Страны кленового листа являются наводнения. Причины их возникновения вполне предсказуемы и традиционны: таяние снегов, паводок, штормовые ливни и пр.

За последние 100 лет в Канаде зафиксировано около 250 крупных наводнений. Страховые компании не страхуют от наводнения частные дома — пострадавшим выделяются государственные субсидии.

Первое описанное канадское наводнение произошло в 1826 г. А наводнение 1894 г. в провинции Британская Колумбия сегодня считается эталоном, по которому оценивают силу современных бедствий.

В последующие годы канадским правительством был предпринят ряд защитных мер — строительство дамб вокруг городов, отводных каналов и т. д., но в итоге все это было с легкостью преодолено водой в 1948 г. — 2 тыс. жителей потеряли дома, а 16 тыс. были временно эвакуированы. Интересно то, что оба крупнейших наводнения были вызваны целым рядом взаимосвязанных причин: холодная зима с обилием снега, большое количество снега в горах, резкое потепление весной, сильные дожди и океанские приливы. Но если раньше, как мы видим, для нового совпадения всех этих факторов потребовалось больше пятидесяти лет, то в наше время в связи с изменениями в климате подобное случается гораздо чаще.

Сильнейшее наводнение 1987 г. в Монреале было вызвано июльскими дождями. Всего за 2,5 часа выпало более 100 мм осадков. Ливневая канализация города была рассчитана максимум на 36 мм в час. Кстати, июньское наводнение этого года в Сочи также было вызвано выпадением 100 мм осадков, но еще в более короткий период — всего за час. 350 тыс. зданий в Монреале и окрестностях оказались без электричества, был снесен ряд скоростных дорог. Это наводнение заставило городские власти создать общее координационное бюро по чрезвычайным ситуациям.

В 1997 г. в Манитобе произошло так называемое «наводнение века», во время которого было эвакуировано 22 тыс. человек. Вода в Ред-ривер поднялась на 17 м. Однако наводнение 1979 г., значительно уступающее «наводнению века», заставило эвакуировать 40 тыс. человек. В разнице этих цифр наглядно видна работа, проводимая правительством Канады по предотвращению последствий наводнений.

Природа словно отвечает на усилия властей Канады, стараясь доказать свою силу. Если за период до 1990 г. только три наводнения принесли ущерб свыше 500 млн долларов, то за последние годы их было уже девять.

В 2009 г. бедствие повторилось, и в некоторых местах ширина реки Ред-Ривер достигала 16 км. Значительная часть главного шоссе, соединяющего Виннипег и США, была затоплена.

Вокруг Виннипега после наводнения 1950 г., принесшего значительные убытки городскому хозяйству, был построен 47-километровый канал, ширина которого практически равна ширине Ред-Ривер. За период с 1968 по 1999 г. канал спасал город 20 раз. Однако в связи с усилением ударов стихии в 2005 г. был начат проект по расширению и углублению канала, стоимостью более 600 млн долларов.

В 2011 г. в Квебеке произошло сильнейшее за 150 лет наводнение. В результате пострадало около 3 тыс. домов, были разрушены дороги провинциального и общеканадского значения.

Сильнейшим за последние 100 лет стало наводнение 2013 г. в Калгари. Нефтяная столица страны полностью оказалась под водой. Были подтоплены тысячи зданий, включая знаменитую ледовую арену, вмещающую 19 тыс. зрителей, где вода поднялась до 10-го ряда. Был эвакуирован зоопарк, а животных временно перевели в камеры для подсудимых городского суда. В 25 городских районах было объявлено чрезвычайное положение, эвакуировано свыше 75 тыс. человек. Кстати, только 1500 из них обратились в специальные пункты — все остальные разместились у друзей, родственников, а значительное количество — просто у незнакомых людей, предоставивших свое жильё для эвакуированных. Работа с населением — один из важнейших пунктов по преодолению последствий природных катастроф в Канаде.

Это наводнение стало самым дорогостоящим по сумме ущерба и самым разрушительным стихийным бедствием в истории Канады. Общая сумма ущерба превысила 1,7 млрд долларов.

Жителей извещали о текущих событиях всеми возможными способами, в том числе через интернет-сервис коротких сообщений Twitter. Различные службы публиковали сообщения под одним хэштегом.

Особое внимание правительство Канады уделяет доступности дорог во время наводнений. Разветвленная дорожная сеть строится с таким расчетом, чтобы в случае стихийного бедствия и перекрытия части трасс всё равно можно было достигнуть любой местности. Дороги в Канаде оснащены световыми табло, которые в случае стихийных бедствий указывают на закрытые участки трасс и сообщают маршрут, по которому можно добраться до необходимой вам точки.

В прошлом году начат национальный проект замены традиционных асфальтовых покрытий пористым кирпичом и гравием, которые позволяют воде беспрепятственно уходить с улиц.

В 2014 г. университет Ватерлоо в Онтарио и страховая компания Intact Financial начали совместную программу, состоящую из 20 различных проектов, уменьшающих последствия наводнений. Помимо всего прочего, в городах будут строиться искусственные биотрясины, представляющие собой временные накопительные емкости для излишков воды. Также будет произведено восстановление городских заболоченных мест.

Вулканы и землетрясения

Самый известный вулкан Канады — Бейкер, хоть он и находится в США, недалеко от канадской границы. Но если для США место расположения вулкана — это окраина, то в Канаде вулкан виден практически из любой точки Ванкувера. И не только.

Бейкер входит в цепь вулканов Каскадных гор, являющихся частью Тихоокеанского Огненного Пояса. Сегодня в этом поясе от Северной Калифорнии до Британской Колумбии существует около 15 вулканов, несущих опасность извержения.Тем не менее самый активный из них просыпался около тысячи лет назад, а о времени последнего извержения большинства доподлинно не известно.

Постоянная активность Бейкера наблюдается с 1495 г. С этого времени произошло 50 крупных и 20 катастрофических извержений. В частности, известны извержения 1843, 1854, 1858 и 1870 гг. Однако ни одно из них не стало причиной серьезных убытков. Они завершались всего лишь выбросами лавы и пепла, а столб дыма из кратера достигал 600 м в высоту.

Последнее извержение произошло в 1975 г. При этом наблюдались выбросы пара, пепла и повышенное выделение тепла. В леднике из-за этого возникло озеро слабой кислоты, вследствие чего вид горы сильно изменился. Ученые предсказывали дальнейший рост активности вулкана, однако он замолчал и по сей день не беспокоит жителей юга Канады.

Квебек, согласно одной из версий, расположен на 160-километровом разломе земной коры, проделанном мезозойским метеоритом. Слабые толчки здесь фиксируются аппаратурой каждые пять дней, но до серьезных или хотя бы ощутимых землетрясений доходит редко.

Самые значительные землетрясения произошли в Канаде в 1732, 1935, 1944, 2010 и 2013 гг. В период с 1980 по 2000 г. было зафиксировано 16 землетрясений сильнее, чем 4,0 баллов по шкале Рихтера, однако серьезных разрушений они не принесли. Последнее землетрясение (2013 г.), оценивающееся в 5,2 балла, с эпицентром в провинции Квебек также не принесло никаких разрушений.

Несмотря на то, что все здания в Канаде проходят сертификацию на сейсмоустойчивость и работает постоянная служба предсказания землетрясений, по мнению специалистов из страховой компании Insurance Bureau of Canada, страна к сильным землетрясениям не готова и в случае землетрясения от 8 баллов убытки экономики могут составить более 75 млрд долларов и, по принципу домино, обвалить экономику страны.

Горные обвалы и камнепады

29 апреля 1903 г. в результате обвала скалы был полностью уничтожен канадский город Франк. Вершина горы Тартл с высоты около 900 м двинулась вниз, а площадь, с которой произошел срыв пачки известняков, составила почти 1,5 км2. Толщина оползневого тела достигала 120–150 м. Оползень двигался со скоростью 160 км/ч, а его объем составил около 30 млн м3. Часть Франка была погребена под оползневой массой вместе с 70 жителями. Причиной катастрофы стали горные выработки угля в скале, а также землетрясение, произошедшее за год до катастрофы и сдвинувшее скальные породы.

Другой катастрофический горный обвал произошел в 1912 г. под Ванкувером. Выработанные медные рудники спровоцировали обвал, и камень похоронил под собой лагерь с рабочими — погибло 60 человек, включая женщин и детей.

Существует в Канаде и естественная оползневая опасность — в основном в низменных районах реки Св. Лаврентия и долине реки Сагеней в Квебеке. Это довольно населенные сельскохозяйственные территории. Причиной оползней является разжижение глины после длительных дождей.

В мае 1971 г. оползень в Сент-Жан-Вианней разрушил 40 домов и погрёб под собой более 30 человек. Это была последняя крупная подобная катастрофа в Канаде, после которой правительство перенесло ряд населенных пунктов, находящихся в опасных зонах, и укрепило часть склонов.

Крупные горные обвалы происходят регулярно, однако никаких проблем уже не вызывают. Последний произошел 19 апреля этого года на скале Ставамус-Чиф — одном из крупнейших гранитных монолитов в мире. По оценкам Канадской королевской конной полиции, объем отколовшегося куска составил 100 м3. Альпинисты, находившиеся выше уровня обвала, отделались легким испугом.

Тихо по веткам шуршит снегопад

Гораздо большей проблемой для Канады является сход снежных лавин. Здесь, кстати, существует прямая параллель с Россией: непосредственную угрозу схода лавин испытывают 8 городов России (не считая поселков и менее крупных населенных пунктов). Еще в 36 наших городах лавины могут повредить городские коммуникации.

В Канаде ежегодный прямой ущерб (разрушения построек и пр.) в период 1979–1984 гг. составлял около 350 тыс. долларов.

Снеголавинными исследованиями в Канаде занимается специальная группа, работающая в основном над обоснованием строительных проектов. Ею выполняются крупномасштабное картографирование опасных участков, прогнозирование лавин и оперативное предупреждение о них. Кроме того, данная группа руководит профилактическим спуском лавин на автодорогах и т. д.

В 1980-е гг. в Канаде принят ряд законов, использующих экономическое побуждение против рискованного строительства на лавиноопасных участках.

Однако по-прежнему большой проблемой остаются сходы лавин на автомобильных и железных дорогах, которые не всегда можно не только перенести, но и в достаточной мере обезопасить. Сегодня наилучшим решением является сочетание защитных сооружений, таких как навесы и лавинорезы, с артиллерийским обстрелом. Участок Трансканадского шоссе на перевале Роджерс в Британской Колумбии на сегодняшний день является образцом защищенной дороги, на который ориентируются во всём мире.

Железная дорога через перевал действует с 1886 г. В 1916 г. туннель Коннахт заменил 8 км галерей, 35 км пути и увел дорогу от наиболее опасных лавин. В 2001 г. он был включен в Зал Славы железных дорог Северной Америки.

В 1948 г. через перевал начали проектировать шоссейную дорогу. Длина участка должна была составить 83 км. После масштабных исследований на перевале было обнаружено 74 лавиноопасных места. Строительство трассы началось в 1959 г. и закончилось в 1962-м. В наиболее опасных местах были возведены 9 массивных бетонных галерей общей длиной более 1,5 км. В других местах были построены отклоняющие и задерживающие стенки, многие из которых на тот момент не имели аналогов. Кроме того, с 15 точек ведется профилактический артиллерийский огонь.

Сегодня в Канаде действует около 20 так называемых «лавинных школ», регулярно проводятся семинары и симпозиумы по лавинной тематике. В России также проводятся научные и практические семинары, однако регулярно действующие лавинные школы еще не созданы.

Благодаря постоянной работе ущерб от лавин в Канаде практически сошел на нет.

Нефть

Канада — седьмой по величине производитель нефти в мире. Нефтедобывающий регион — Альберта — имеет свою особенность, которая отличает местную нефтедобычу от большинства стран. В провинции имеются два вида нефти, отличающиеся друг от друга происхождением, возрастом и местом залегания. Первый вид — это «традиционная» нефть, залегающая на больших глубинах. Второй вид добывается из нефтяных, вернее, битуминозных песков методом карьерной добычи. И здесь начинаются проблемы. Канада одной из первых подписала документы об ограничении выбросов углекислого газа, а битуминозные пески Альберты — мощнейший источник их выбросов. Тем более Канада намеревается увеличить площадь добычи вдвое уже в течение ближайших десяти лет. Новый процесс экстракции, называющийся «паровой активированный дренаж», не только наносит ущерб ландшафту, но и ускоряет климатические нарушения.

Нефть из Альберты поставляется в основном в США, где многие «зеленые» возражают против таких способов ее добычи и, соответственно, против строительства новых трубопроводов. Однако Белый дом заявил, что новый трубопровод будет служить национальным интересам лишь в том случае, если «не усугубит значительно проблему выбросов углекислого газа». Дебаты теперь сосредоточены вокруг слова «значительно».

Подобные дискуссии ведутся и в Канаде. «Воздействие на окружающую среду надо принимать во внимание наравне с энергетической безопасностью страны», — говорит климатолог Эндрю Уивер из Университета Виктории (Канада), член парламента Британской Колумбии от партии «зеленых».

Работа по сокращению выбросов в Канаде проводится постоянно. Управление по охране окружающей среды Канады сообщает, что в 1990–2010 гг. при работе с битуминозным песком выбросы были сокращены на 26% на баррель нефти. В 2007 г. провинция Альберта приняла закон, который требует от всех производителей сокращения ежегодной интенсивности выбросов (показателя выбросов по отношению к продукции) на 12% или уплаты налога в размере 14 долл. на каждую тонну выбросов сверх нормы. Сегодня с помощью этого налога собрано уже около 400 млн долларов, которые в основном вкладываются в добычу чистой энергии, а около 79 млн из них инвестировано в проекты, связанные с уменьшением вреда при добыче нефти из песков.

Вечная мерзлота не вечна?

Последствия данного процесса проявляются уже сегодня: дороги и здания, построенные на вечной мерзлоте, теряют основу. «Это, наверное, самая обсуждаемая тема разговоров о том, что происходит, — говорит мэр города Инувик Дэнни Роджерс. — В городе есть районы, которые просто смывает».

Не менее важна эта проблема и для России, 65% территории которой занимает вечная мерзлота. В этих местах добывается 90% российского газа и 75% нефти. На северных территориях в России построены города, проложены тысячи километров дорог и магистральных трубопроводов. Столь мощной инфраструктуры за Полярным кругом нет ни в одной стране мира. Население упомянутого Инувика, например, — всего 3,5 тыс. человек. Для Канады это довольно крупный населенный пункт на вечной мерзлоте.

Согласно оценкам «Росгидромета» за последние 25 лет температура вечной мерзлоты на севере Западной Сибири поднялась на 1 градус. И в Канаде, и в Сибири начинает стремительно меняться ландшафт: появляются и исчезают озёра, размываются дороги и пр.

Как в Канаде, так и в России проводится ряд исследований, которые должны помочь понять, каким образом можно минимизировать ущерб потепления. В «Газпроме», например, уже введены новые ТУ для строительства в вечной мерзлоте, рассчитанные на потепление, которое произойдет не позднее 2050 г. Подобные мероприятия проводятся и в Канаде. Однако ни одна из стран так пока и не придумала, каким образом можно с минимальными потерями сохранить существующую инфраструктуру.

Капитан Арктика

Еще одной важной точкой, объединяющей Россию и Канаду, являются арктические владения двух стран. По данным Мирового энергетического агентства (EIA), выше Северного Полярного круга уже открыто в общей сложности 61 крупное нефтяное и газовое месторождение, из них 43 — в России, 11 — в Канаде, 6 — на Аляске и 1 — в Норвегии. Среди арктических стран на первых двух местах по площади занимаемой территории в этом регионе находятся Канада и Россия.

Канадское правительство начало проведение разведочных работ в арктической зоне в 70-х гг. прошлого века. Но к началу 1990-х, после прекращения государственного финансирования, мощная исследовательская активность Канады за полярным кругом была приостановлена. Возобновилась она только в 2007–2008 гг., когда было выдано 6 лицензий на разработку крупных участков в море Бофора. Однако на сегодняшний день никакой буровой активности на этой территории не наблюдается, и новых лицензионных заявок также не поступало. На общем печальном фоне можно выделить только соглашение между Chevron и Statoil о создании СП, которое должно заняться поисково-разведочными работами в море Бофора. Но, учитывая сегодняшнее падение цен на нефть, этот проект будет, скорее всего, если и не заморожен, то отложен на неопределенный срок.

Однако прекращать разработку арктических территорий Канада не собирается. Впрочем, как и Россия. Наиболее ярко амбиции двух стран были проявлены в споре вокруг хребта Ломоносова, пересекающего центральную часть Северного Ледовитого океана. Министр иностранных дел Канады Джон Брэд заявил, что его страна считает подводный хребет Ломоносова продолжением своей территории, и в августе 2014 г. выразил «обеспокоенность увеличением российского присутствия в Арктике», заявив, что «регион является для Оттавы стратегически важным, в связи с чем государство для отстаивания своих интересов готово применять в том числе и военную силу».

Но если отойти от политики, точек для совместной деятельности как в теоретическом, так и в практическом поле у Канады и России больше, чем оснований для конфликтов.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство на верхней красносельской
  • Строительство на верейской улице
  • Строительство на васильевском острове признали незаконным
  • Строительство на василисы кожиной 13 в москве
  • Строительство на варшавском шоссе торгового центра