Строительство нииара и соцгорода

Строительство соцгорода и автозавода ГАЗ

Дорогие друзья, читатели и подписчики канала, рад вас приветствовать! На связи с вами Александр! Сегодня хотел бы вместе с вами вновь обратиться к нашей истории. В этом блоге постараемся вспомнить самое начало строительства будущего автогиганта ГАЗ. Эта тема является для меня особенной, затронувшей самые сокровенные чувства.

С чего всё начиналось

А начиналось всё со строительства небольшого городка для рабочих автозавода. Соцго́род — это исторический микрорайон в центре Автозаводского района Нижнего Новгорода. Расположен возле Горьковского автозавода и делится на 2 части: Соцгород I и Соцгород II. Первая часть была построена в 30-х годах в сталинском архитектурном стиле, вторая — тремя годами позже с преобладающими типовыми зданиями, с современными архитектурными формами.

История зарождения

По первоначальному плану будущий город развитого социализма должен был стать «городом-садом». В микрорайоне преобладала идея разделения вообще всей площади на зоны: промышленная (автозавод), транспортная, зелёная и жилая зоны. Зелёная зона разбивалась на две части — большой и малый сектор. В большой вошёл Автозаводской парк, а в малый — парк Славы напротив Главной заводской проходной. Получается, что зелёная зона разделила жилые массивы от автозавода. Центральной частью города будущего социализма стала широкая площадь около Дворца культуры автозавода и Автозаводского парка.

Весной 1930 года началось бурное строительство микрорайона. Основание первого дома было заложено 16 мая и этот дом представлял собой пять четырехэтажных блоков, соединенных между собой переходами на втором этаже.

По великому социалистическому замыслу всё своё свободное время рабочие завода могли заниматься спортом, отдыхать в театрах и кино.
Тем не менее, несмотря на фантастические планы все силы были брошены на строительство Автозавода, а вот о достойном быте как-то все забыли.

Всё-таки 300 деревянных щитовых и каркасных двухэтажных домов под времянки были построены. Чуть позже возвели дома-коммуны, в которых были общие кухни и коммуникации.

Небольшое лирическое отступление по теме

В одном из блогов про Горьковский автозавод я вскользь упомянул о своём дедушке Михайлове Анании Михайловиче. Не в осуждении нашей истории, тем более не с эмоциональным порывом негатива на нашу Коммунистическую партию большевиков (ВКПб) прошу всех выслушать небольшую реальную историю.

В своей книге «Они сражались за счастье народное» выдающийся исследователь России, преподаватель общественных наук, кандидат исторических наук Симулин Алексей Михайлович одну из глав посвятил именно Михайлову Ананию Михайловичу.

По воспоминанием моих родных строительство соцгорода и автозавода велась настолько напряженно, что рабочие и строители находились на территории завода круглыми сутками. У многих от долгого стояния опухали ноги.

В 1937 году Михайлова Анания Михайловича репрессировали, после многочисленных допросов и физических истязаний его сослали в ссылку в Красноярский край. По крайней мере последнее письмо бабушка получила именно оттуда. И даже тогда он в письме писал о победе социализма в СССР. Вот такая не выдуманная история.

Продолжение строительства соцгорода

В апреле 1933 года генеральный план застройки был уточнён институтами Гипрогор и Горстройпроект. «Заботливая рука» Партии уже коснулась и обыкновенных жителей. Было размещено около 250 тысяч человек, причём это были уже не барачные помещения, а весьма солидные современные архитектурные здания.

Новый проект был утверждён 13 июля 1936 года. С этого момента типовая застройка кварталов прекратилась, и площади стали застраиваться в сталинском стиле. Появились новые кварталы с широкими проспектами и красивой сталинской архитектурой: Серобусыгинский квартал, Автозаводский универмаг, кинотеатр «Мир», дворец культуры, «радиусный дом» на Молодёжном проспекте. В 1936 году в микрорайоне было запущено трамвайное сообщение по проспекту Кирова.

Завод сегодня

В следующем блоге постараемся попасть внутрь самого производства ГАЗа и побывать на роботизированном конвейере лучшего цеха.

Мои другие статьи по автомобилям ГАЗ

Если вам было интересно, подписывайтесь!

Дорогие читатели! Если вам интересны подобные статьи, ставьте лайк, и я буду больше публиковать материала по этой теме. Также подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить следующие посты на эту тему.

Картинки взяты из открытых источников: Яндекс.Картинки и Google картинки.

Источник

“Нам бы лучше про реактор…” “Российская газета” о ходе строительства в Димитровграде многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах

Город, названный в честь болгарского коммуниста Георгия Димитрова, до того назывался Мелекесс. «Хороший город Мелекесс: куда ни глянешь, всюду лес», — говорили местные жители. Район Соцгород, прилегающий к Научно-исследовательскому институту атомных реакторов (НИИАР), похож на классический советский наукоград-многоэтажки высятся прямо посреди соснового бора. Институтский реактор имеет не промышленное, а научное значение, хотя и снабжает город теплом и электроэнергией.

На фоне этого замедления особенно оптимистично выглядят заявления о досрочном завершении строительства еще одного ядерного объекта. Госкорпорация «Росатом» монтирует на площадке НИИАР многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (МБИР). Дела пошли настолько успешно, что ведомство готово завершить работы не в 2027 году, как намеревалось ранее, а на год раньше.

Об этом сообщил ТАСС директор по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе госкорпорации «Росатом» Геннадий Сахаров.

—Госкорпорация ставит перед собой амбициозную цель — завершить работу над реактором с опережением графика. Работы планируется завершить на год раньше срока,—отметил он.

Строительство МБИР, на базе которого планируется создание Международного центра исследований, началось в Димитровграде в 2015 году. Цель сооружения — создание высокопоточного исследовательского реактора на быстрых нейтронах, уникальные потребительские свойства которого будут способствовать успешному производству электроэнергии и тепла, отработке новых технологий производства радиоизотопов и модифицированных материалов, а также инновационному проведению реакторных и послереакторных исследований.

Сейчас на площадке ведется сооружение резервуаров пожаротушения, блока вспомогательных построек главного реакторного здания. Обустраивается площадка для размещения строительно-монтажной базы. На стройке задействованы около 200 строителей, включая инженерно-технический персонал, и 26 единиц техники. В 2021 году подрядчик нарастит количество рабочего персонала до 500 человек, а инженерного — до 100. Парк техники вырастет до 112 единиц. Ближе к пуску объекта на строительстве реактора и его инфраструктуры будут работать около полутора тысяч специалистов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Города

Город Димитровград Ульяновской области

Город Димитровград Ульяновской области:

Город занимает территорию около 4150 га, численность населения на начало 2017 года составляет около 116 тысяч человек. Недалеко от Димитровграда расположены областной центр Ульяновск (расстояние до него около 85 км), центр соседней области Самара (около 160 км) и второй по величине город Самарской области Тольятти (100 км).

В июле 2005 года имя «Димитровград» было присвоено ракетному катеру «Р-291» Балтийского флота ВМФ РФ.

Образование в городе Демитровград

В городе имеется множество образовательных учреждений. Это 22 общеобразовательные школы, три городских лицея, многопрофильный университетский лицей, одна гимназия, две музыкальные школы, музыкально-хоровая школа «Апрель» им. В. И. Михайлусова и музыкальное училище, три филиала государственных ВУЗов и два филиала негосударственных высших учебных заведения. Кроме того, имеются 4 средних специальных учебных заведения и 4 профессиональных училища.

В Димитровграде расположены 11 библиотек, драматический театр, краеведческий музей, кинотеатр, научно-культурный центр им. Е. П. Славского.

Экономика города Демитровград

Город Димитровград имеет около сорока крупных и средних промышленных предприятий. Основными градообразующими предприятиями города являются научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР) и Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ). НИИАР получил мировую известность благодаря своим научным разработкам. На сегодняшний день обстановка на предприятии стабилизировалась, значительно выросла заработная плата работников, с большой уверенностью смотрящих в будущее.

Димитровградский автоагрегатный завод – спутник АвтоВАЗа, многолетний лидер не только городской, но и областной экономики. Обладатель разнообразных титулов и наград насчитывал во времена своего расцвета до 17 тысяч работников.

Химмаш – одно из старейших предприятий Димитровграда, успешно боровшееся за переходящие знамена еще во времена застоя. Продукция предприятия остается актуальной и сегодня. Но условия труда там остаются крайне тяжелыми, а относительно высокий уровень заработной платы складывается большей частью из сверхурочных работ. Взамен руководство завода создает все условия для полноценного отдыха своих работников, да и спортивно-массовая работа традиционно на достойном уровне.

По количеству магазинов и супермаркетов город готов конкурировать с кем угодно из своих собратьев. Эту сферу услуг вполне можно считать отдельным предприятием. Профессия продавца в городе востребована как никогда.

Фото города Демитровград Ульяновской области:

История Димитровграда:

Первые поселения в районе современного города появились во второй половине XVII века, когда началось заселение земель между Волгой и Черемшаном, связанное со строительством первой Закаменской укреплённой линии. Дата основания города точно неизвестна и по разным оценкам находится между 1626 и 1767 годами. В настоящее время за год основания города принята условная дата 1698 год. Она внесена в Устав города и привязана к первому документальному упоминанию поселения в районе современного города, которым являлась деревня ясашных чувашей в низовьях реки Мелекесски.

Первые поселения в районе современного города появились во второй половине XVII века, когда началось заселение земель между Волгой и Черемшаном, связанное со строительством первой Закаменской укреплённой линии. Дат основания города точно неизвестна и по разным оценкам находится между 1626 и 1767 годами. В настоящее время за год основания города принята условная дата 1698 год. Она внесена в Устав города и привязана к первому документальному упоминанию поселения в районе современного города, которым являлась деревня ясашных чувашей в низовьях реки Мелекесски.

В первой половине XVIII века на территории города были построены винокуренные заводы, занимавшиеся производством хлебного спирта и являвшиеся крупнейшими не только в Поволжье, но и в России. На местности имелись все необходимые для производства ресурсы: дешёвое высококачественное злаковое сырьё, лесные и водные угодья. Продукция заводов использовалась российской армией и флотом, в медицине и при производстве моющих средств.

Для нормальной работы заводам были необходимы работники. Поскольку крупных поселений поблизости не существовало, работники вынуждены были селиться при заводе. Для обеспечения населения необходимыми товарами во вновь образовавшееся заводское поселение были направлены семьи торговцев, которые развернули торговлю хлебом, мелкой утварью, холстами и прочими бытовыми товарами. Постепенно между заводом и близлежащими сёлами установились тесные взаимовыгодные экономические отношения. Крестьяне продавали зерно и другую сельскохозяйственную продукцию, а заводы использовали крестьян для различных временных работ.

По-видимому, жизнь рабочих была вполне благополучной. Во всяком случае, во время Крестьянской войны 1773-1775 годов местное население защищало заводы от пугачёвских отрядов, несмотря на угрозы и посулы последних. Низкие цены на земли под поселение привели к постепенному увеличению численности жителей и возникновению селения Мелекесс, часто именовавшегося в документах Мелекесским заводом и включавшего в себя несколько более мелких заводов.

Винокуренные заводы послужили дальнейшему развитию поселения. Мощность предприятия к концу XVIII века настолько возросла, что его отходам, использовавшимся в качестве корма для скота, нашли новое применение. Мимо заводов проходил тракт, по которому в Оренбургскую область перегонялись большие гурты скота. Наличие дешёвого корма позволило оборудовать скотоперегонные выгоны, где производили откорм скота. Часть его отправлялась в дальнейший путь, а часть забивалась на местных скотобойнях и отправлялась на восток в виде мяса. Шкуры, щетина, сало и другое сырьё, остававшееся от этой деятельности, привели к появлению новых видов производства, среди которых были кожевенное, мыловаренное, текстильное и другие ремёсла. Развитие ремёсел привело к оживлению торговли. Произведённые в Мелекессе товары продавались на пристанях Старой Майны, на больших еженедельных базарах и зимних ярмарках.
Винокуренный завод просуществовал более ста лет вплоть до 1847 года и был закрыт в связи с ростом цен на хлеб и большими затратами на содержание и реконструкцию завода.
15 (2) июля 1877 года Высочайшим повелением императора Александра II село Мелекесский завод Ставропольского уезда Самарской губернии было переименовано в посад Мелекесс. Это переименование сопровождалось введением городского самоуправления и фактически означало изменение статуса поселения с сельского на городской.

В конце XIX века развитие фабрично-заводского производства посада Мелекесс было значительно выше, чем в соседнем Ставрополе (ныне город Тольятти). В посаде существовали сохранившиеся со времён винокуренного завода водяные мельницы, кожевенное, мыловаренное, литейно-механическое и другие производства, а также возникла новая мукомольная отрасль промышленности. В 1913 году Мелекесс имел паровые и водяные мельницы, производившие высококачественную муку, появилась льнопрядильная ткацкая мануфактура, оснащённая новейшим европейским оборудованием и выпускавшая льняную пряжу, холсты и брезентное полотно. В эти годы Мелекесс славился и своими пивоварами. В 1910-е годы появилась железная дорога и симбирский мост через Волгу, что способствовало развитию лесоперерабатывающего производства и деревообработки. Население посада в 1913 году составляло 16 тысяч жителей, а сам он походил на типичный уездный городок России, с преобладающей малоэтажной деревянной застройкой и обычной межсезонной распутицей.

Дореволюционным храмам посада крайне не повезло. Каменная Свято-Никольская церковь, построенная в конце XIX века, была разрушена большевиками в 30-ые годы XX столетия. Каменная церковь, созданная в конце XIX века в память о мученической смерти императора Александра II, вместе с пристроенной в 1907 году многоярусной колокольней, была разрушена в 50-ые годы XX столетия. Ещё одной жертвой борьбы коммунистов с религией стала маленькая изящная церковь Св. Софии и Алексея возле православного кладбища за речкой Мелекесской. Единственным уцелевшим в годы Советской власти культовым зданием стала мечеть, возведённая в начале XX века: она лишилась в 30-ые годы минарета и долгое время использовалась не по назначению, но в настоящее время возвращена верующим.

В 1917-1919 годах посад находился в гуще событий, связанных с Февральской и Октябрьской революциями и Гражданской войной. Сегодня о них напоминает множество мемориальных досок в старой части города и названия улиц, не попавших под кампанию по массовому переименованию улиц и городов после распада СССР. Советская власть в Мелекессе была установлена 10 ноября (28 октября) 1917 года. В 1918 посад пережил восстание Чехословацкого корпуса (белочехов) и с 18 июля по 6 октября находился под властью антибольшевистского правительства, Комитета членов учредительного собрания (Комуча). 29 декабря 1918 года под редакцией Н. Кочурова вышел в свет первый номер местной большевистской газеты «Знамя коммунизма». Эта газета существует и по сей день, сменив в 1990 году своё название на «Димитровград-панорама». В 1919 году Мелекесс стал центром уезда, что означало фактическое закрепление городского статуса, хотя юридически этот статус был получен только после Всесоюзной переписи 1926 года.

В 30-е годы XX столетия наблюдался значительный рост численности населения города за счёт притока крестьян из деревень. Если в 1933 году в Мелекессе проживало 19,5 тысяч жителей, то в 1939 году городское население составляло уже 32,5 тысячи.

В годы Великой Отечественной войны город внёс свою лепту в общее дело борьбы с врагом. Мелекесский городской военкомат отправил на фронт более 20 тысяч человек, каждый шестой из которых не вернулся. Оставшиеся делали всё возможное и невозможное, работая на нужды фронта. На территории города были развёрнуты три госпиталя, приняты более шести тысяч эвакуированных, установлено оборудование и начат выпуск продукции Витебской чулочно-трикотажной фабрики имени Клары Цеткин, размещены фонды Государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, эвакуированные из Ленинграда.

19 января 1943 была образована Ульяновская область, в состав которой вошёл и город Мелекесс.

В послевоенные годы в городе появились новые предприятия и была осуществлена модернизация уже имевшихся, в том числе и оставшейся после эвакуации в Мелекессе фабрики имени К. Цеткин. Строительство Куйбышевского водохранилища превратило реку Черемшан в судоходную и в Мелекессе был открыт речной порт. Но кардинальные изменения в судьбе города произошли после выхода постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1956 года о строительстве в городе комплекса объектов научно-исследовательского института атомных реакторов, а также города для сотрудников будущего научного центра на 50 тысяч жителей. Таким образом возник огромный Западный район города, называемый местными жителями соцгородом. Он был построен на месте векового соснового бора, часть которого удалось сохранить благодаря специальным усилиям строителей, что придало этому району города неповторимый вид, несмотря на типовую застройку.

В 1967 было начато строительство Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ), являющегося спутником АВТОВАЗа, и Первомайского жилого района.

15 июня 1972 Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Мелекесс был переименован в город Димитровград, что было приурочено к 90-летию со дня рождения Георгия Димитрова, болгарского героя-антифашиста и видного деятеля международного коммунистического и рабочего движения.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство нии омм в академическом
  • Строительство низконапорной плотины в нижнем новгороде
  • Строительство низконапорной плотины в нижегородской области
  • Строительство низконапорной плотины в козино
  • Строительство низководного моста во владивостоке