Строительство приоритетная отрасль экономики

Отрасли экономики, приоритетные для России в ближайшие годы

В марте 2013 г. Министерством экономического развития России был представлен Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

В Прогнозе, представляющем собой систему научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период, выделены ведущие сектора и отрасли экономики, приоритетные для развития Российской Федерации на ближайшие десятилетия.

В качестве ведущих секторов экономики обозначены: инновационный сектор, нефтегазовый сектор, сырьевой сектор, транспорт, оптовая и розничная торговля.

Структурные сдвиги в экономике и модернизация ведущих секторов должны будут обеспечиваться всем комплексом мер экономической политики, с использованием широких мер государственной поддержки.

Также был выделен пакет ключевых проектов, реализация которых окажет значительный положительный эффект на ту или иною отрасль экономики. Они будут осуществлены как с помощью средств бюджета, так и за счет привлечения частных инвестиций. Следует упомянуть развитие транспортной инфраструктуры (модернизация Московского транспортного узла, строительство аэропортов в рамках проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г., строительство высокоскоростной магистрали Москва—Казань—Екатеринбург), развитие науки и высокотехнологичных отраслей промышленности (космические технологии, восстановление производства редкоземельных элементов, разработка конструкционных и функциональных композиционных материалов нового поколения, силовая электротехника и энергетическое машиностроение, авиация, судостроение, фармацевтика), региональные проекты по развитию Дальнего Востока, Северо-Кавказского округа. Наибольший объем средств предполагается потратить на проекты в области развития транспортной инфраструктуры (2,5 трлн рублей или 39% от расходов на приоритетные проекты). Расходы на проекты в области развития высокотехнологичных производств за 2013—2020 годы составят 145 млрд рублей (2,3% от расходов на приоритетные проекты). Проекты в области науки за 2013—2020 гг. оцениваются в 789 млрд рублей или 12,4% от расходов на приоритетные проекты.

В сфере транспорта будут обеспечены доступность и качество транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны; будет сформирована выделенная сеть скоростных железнодорожных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей; будет обеспечена постоянная круглогодичная связь сети автомобильных дорог всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития, эффективная гибкая государственная тарифная политика обеспечит ценовую доступность транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами. В части развития воздушного транспорта предполагается развивать региональную и местную авиацию, модернизировать Московский авиационный узел, обновить парк самолетов.

Стимулирование научных исследований и разработок будет осуществляться в том числе через «принуждение к инновациям» крупных компаний с государственным участием и разработку ими программ инновационного развития. В результате будут сформированы технологические платформы, т.е. объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий. Их деятельность будет способствовать эффективной коммерциализации накопленного научно-технического задела, что позволит повысить технологический уровень российского бизнеса и, соответственно, его конкурентоспособность, в том числе и на внешних рынках. По ряду направлений в результате деятельности технологических платформ планируется к 2020 г. увеличить в 2—3 раза долю отечественной продукции на мировых рынках. На региональном уровне будут реализованы проекты инновационных центров, а также инновационных территориальных кластеров, в том числе и подмосковные Сколково и наукограды.

Приоритетными направлениями развития в области информационных технологий станут формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг; развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий; повышение качества образования, медицинского обслуживания, науки, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий; обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России. Росту объема рынка информационных технологий будет способствовать создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий, внедрение суперкомпьютеров и грид-технологий; развитие облачных вычислений, оказание государственных услуг в электронном виде.

Внедрение современных электронных технологий в образование, облегчение доступа к качественным обучающим программам в сфере информационных технологий, а также разработка программ для привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа позволит увеличить количество квалифицированных кадров, работающих в ИТ-отрасли. Реализация указанных решений и других необходимых мер может позволить ИТ-профессиям уже к 2018 г. войти в пятерку самых популярных профессий в России. Планируется увеличение в два раза количества работников сектора информационных технологий.

Повышение конкурентоспособности ключевых отраслей промышленности также является одной из ключевых задач. Приоритетными направлениями развития нефтегазового комплекса становятся стимулирование внедрения перспективных технологий добычи, формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и сопутствующей инфраструктуры.

В 2016—2018 гг. предусматривается ввод новых крупных месторождений, таких как Юрубчено-Тохомское, Русское, Восточно-Мессояхское, Куюмбинское, Западно-Мессояхское, Тагульское.

Планируется реализация второго этапа строительства нефтепровода ВСТО и завершение строительства нефтепровода БТС-2. Это позволит оптимизировать экспортные поставки нефти за счет разгрузки менее эффективных направлений и снизить транзитные риски.

Увеличить общий объем добычи газа в ближайшие годы позволит ввод новых месторождений. В географии добычи газа сохранится роль Западной Сибири (за счет разработки более глубоко залегающих продуктивных горизонтов и, в первую очередь, Надым-Пуртазовского региона, где сосредоточены основные разрабатываемые и вводимые в ближайшей перспективе месторождения). Расширение газодобычи намечается за счет регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, месторождений полуострова Ямал, Обской и Тазовской губ и других месторождений шельфа Охотского моря. Прирост добычи газа к 2030 г. составит 73—254 млрд куб. м к уровню 2011 г. в зависимости от варианта развития.

Машиностроительный комплекс является одним из ключевых секторов экономики, уровень развития которого в значительной степени определяет состояние экономического потенциала Российской Федерации. Предполагается, что производство продукции машиностроительного комплекса в 2030 г. относительно уровня 2011 г. увеличится более чем в 3,2 раза.

Например в области авиастроения предполагается осуществить следующие важнейшие мероприятия:

– доработать самолет SSJ-100 и расширить его продажи на внутреннем и мировом рынках, реализовать проекты военно-транспортной авиации (в том числе Ан-70, Ан-124, Ил-76), разработать и вывести на рынок магистральный самолет МС-21, новые и модернизированные образцы военных самолетов;

– нарастить объемы продаж серийно выпускаемой гражданской и военной вертолетной техники, а также запустить в производство вертолеты, находящиеся в завершающей стадии создания или модернизации (Ми-38, Ка-62, Ми-26Т2, Ка-226Т и других);

– повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции;

– улучшить производственный и технический потенциал предприятий авиационной промышленности путем реализации проектов по техническому перевооружению действующих и созданию новых мощностей (ожидается, что к 2025 г. рентабельность продаж самолетов достигнет порядка 11%, вертолетов — 8%).

Ожидается, что в период до 2020 г. среднегодовой темп роста производства продукции радиоэлектронного комплекса составит порядка 107%, к 2030 г. относительно уровня 2011 г. объем производства продукции увеличится более чем в 5 раз. Предполагается увеличение доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 40%, в том числе в связи с освоением новых рыночных направлений радиоэлектронной продукции в области радиочастотной идентификации, координатно-временного обеспечения, цифрового телевидения, телекоммуникационного и технологического оборудования, промышленной электроники и других направлений.

В долгосрочной перспективе предполагается, что развитие черной металлургии будет характеризоваться вовлечением в освоение месторождений прежде всего Сибири и Дальнего Востока; выводом неэффективного производства стали мартеновским способом к 2020 г.; увеличением объемов производства продукции глубокой переработки, созданием новых ее видов; увеличением объемов производства дефицитных видов продукции; металла с покрытиями, нержавеющей стали, прогрессивных видов стального проката и литья, в том числе рельсового проката и комплектующих частей для железнодорожного подвижного состава; повышением качества и конкурентоспособности металлопродукции.

В цветной металлургии на период до 2030 г. намечена реализация крупных инвестиционных проектов:

– строительство Богучанского и Тайшетского алюминиевых заводов мощностью 600 и 750 тыс. тонн алюминия соответственно;

– модернизация действующих мощностей с перепрофилированием заводов, расположенных в европейской части;

– освоение новых, небольших уральских месторождений и месторождений меди Казахстана улучшит обеспеченность сырьем, что позволит сохранить годовые объемы производства рафинированной меди с небольшим ростом в среднем за период на 3% до ввода в эксплуатацию Удоканских мощностей;

– строительство новых цинковых заводов.

Реализация перспективных инновационных проектов в химической и нефтехимической промышленности позволит выйти на производство новых видов продукции, что создаст условия для осуществления эффективного замещения импорта и снижения зависимости внутреннего рынка от влияния зарубежных компаний по ряду товаров (пластмассам, химическим волокнам и нитям, лакокрасочным материалам, изделиям производственного и хозяйственного назначения из пластмасс, таре и упаковке из полимерных материалов).

Долгосрочный сценарий развития легкой промышленности предусматривает качественное изменение структуры текстильного производства на основе введения в действие новых производств по синтетическим волокнам и нитям (в первую очередь в Ивановской области), льняным волокнам (в результате реализации пилотных и других проектов), переориентации на производство технического текстиля (в том числе нетканых материалов), создание новых видов шерстяных тканей на основе внедрения инновационных разработок. Отечественная хлопчатобумажная промышленность сохранится как отрасль в большей степени, поскольку является основополагающей в текстильной промышленности и имеет большое значение в вопросе безопасности страны.

Основываясь на перспективах развития экономики, обозначенных в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, можно предположить, что на отечественном рынке труда в ближайшие десятилетия будет велик спрос на специалистов в области машиностроения, информационных технологий, строительства, транспорта, переработки нефти и газа. Нужны будут все — и инженеры, и высококвалифицированные рабочие. Развитие инновационного сектора повлечет за собой и возрождение отечественной науки, сделав профессию ученого высокооплачиваемой и престижной.

Источник

Строительство приоритетная отрасль экономики

На сайте Минстроя опубликован проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.

Как ранее отмечал портал ЕРЗ.РФ, организационную работу над подготовкой Стратегии развития строительной отрасли России Минстрой России начал в соответствии с распоряжением Правительства РФ №1697-р от 16.08.2018.

Данный документ входит в дорожную карту по поддержанию конкуренции в отраслях экономики страны и призван задать вектор развития российского строительного комплекса до 2030 года.

Согласно документу, цель реализации Стратегии — развитие эффективной, конкурентной, высокотехнологичной, открытой строительной отрасли, основанной на квалификации и обеспечивающей устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Задачи, закрепленные в Стратегии, направлены на развитие конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.

К основным направлениям Стратегии отнесены:

Развитие основных сегментов строительства (жилищного, инфраструктурного (транспортного), промышленного строительства, строительства объектов сельского хозяйства и социальной инфраструктуры);

Функционирование строительной отрасли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

Расселение аварийного жилищного фонда и предоставление жилья отдельным категориям граждан;

Система требований к строительству объектов капитального строительства;

Совершенствование ценообразования в строительстве;

Инновационное развитие института строительной экспертизы;

Функционирование рынка строительных услуг;

Развитие системы профессионального образования в строительстве и системы квалификаций;

Цифровизация строительной отрасли;

Архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания;

Внедрение технологий «Умный город».

Ключевыми целями и приоритетами, которые определены в Стратегии для жилищного строительства на период до 2030 года, являются:

1. Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м начиная с 2024 года с учетом перехода на механизм проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу. С целью обеспечения перевода действующих проектов жилищного строительства на проектное финансирование предусматривается создание с участием АО «ДОМ.РФ» специализированной кредитной организации (уполномоченного банка в сфере жилищного строительства) для финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Одной из главных задач уполномоченного банка будет обеспечение перевода портфеля строящегося жилья на проектное финансирование. Второй функцией уполномоченного банка станет банковское сопровождение и контроль целевого использования средств в рамках достройки проблемных объектов с участием Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства.

2. Переход от «строительства квадратных метров» к формированию современной комфортной городской среды. Новое строительство и реконструкция застроенных территорий могут осуществляться в соответствии с современными методическими документами, например, Стандартом комплексного развития территорий, который должен стимулировать эффективное использование земельных ресурсов путем создания компактной и разнообразной застройки, развития улично-дорожной сети и повышения качества общественных пространств.

3. Обеспечение доступности покупки жилья с помощью собственных и заемных средств для более чем 50% российских семей. Ключевым вызовом является обеспечение достаточного объема платежеспособного спроса. Ключевым рыночным инструментом улучшения жилищных условий является ипотека, с помощью которой осуществляется более 50% сделок с жильем в новостройках. В Стратегии приведены предложения по снижению процентных ставок по ипотеке к 2030 году до 6,9% годовых.

4. Комплексная модернизация производственной базы строительной отрасли с целью обеспечения возможности строительства жилья в соответствии утвержденными характеристиками «стандартного жилья». Ключевым фактором повышения спроса на панельное домостроение может стать модернизация производства. В документе приведены основные условия, которые могут стать инструментами по увеличению масштабов проведения модернизации панельного и блочного домостроения.

5. Развитие и стандартизация индивидуального жилищного строительства. ИЖС является решением не только для сельской местности, но и для городов, в которых отсутствует дефицит земельных ресурсов. Ежегодные объемы строительства индивидуального жилья вырастут с текущих 30—32 млн кв. м (25 млн кв. м без учета вводов по т.н. дачной амнистии) до 40—50 млн. кв. м.

6. Формирование арендного фонда коммерческого, корпоративного и социального использования.

7. Повышение эффективности использования земельных ресурсов, вовлечение в жилищное строительство неэффективно используемых земельных участков в федеральной и муниципальной собственности.

Ключевыми принципами развития строительной отрасли до 2030 года должны стать:

Компетенции. Развитие отрасли должно вести к росту компетенций в самой строительной отрасли и в смежных отраслях экономики.

Кастомизация. Совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, а также принятие новых мер должно происходить с учетом территориальной специфики и высокой степени диверсификации социально-экономического развития субъектов РФ, сохраняя при этом единство базовых принципов.

Завершенность. Согласно Стратегии, регулирование и практика должны выстраиваться таким образом, чтобы минимизировать незавершенное строительство.

Цифровизация. Переход на технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.

Технологическое соединение административных, управленческих и строительных процессов. Переход на «бесшовное» регулирование всех градостроительных процессов, критерием которых является их связанность и алгоритмизация, позволяющие переводить все без исключения административные процедуры и технологические процессы в электронный вид.

Типизация. Масштабное использование типовых проектных решений преимущественно на базе технологий информационного моделирования.

Достоверная статистика. Принятие решений на основе достоверных, собираемых преимущественно в автоматическом режиме, основных параметров рынка, позволяющие строить предиктивные модели на базе технологий информационного моделирования.

Реализация на практике принципа «Можешь не регулировать — не регулируй». Консервативный подход к скорости изменений путем нормативно-правового регулирования с учетом длительности инвестиционных процессов, существенного временного периода, как правило, требующегося для формирования правоприменительной практики, и значительных дополнительных прямых и косвенных затрат участников градостроительного процесса, в том числе на перестройку бизнес-процессов, сопровождающих эти изменения.

Реализация на практике принципа «Сначала — профессионализм, затем — регулирование». На существенную замену инструментов регулирования градостроительных отношений в конкретной сфере не следует идти без принятия мер по повышению уровня профессионализма специалистов в данной сфере.

В рамках раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы» предполагается, что доля проектов (особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства), по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение от нулевой стадии до завершения строительства, вырастет от 10% в 2020 году до 70% к 2030.

Напомним, что экспертное сопровождение проектов строительства — это законодательное новшество, которое введено 151-ФЗ. Оценка соответствия внесенных в проектную документацию изменений может проводиться в форме экспертного сопровождения. Перед вводом объекта в эксплуатацию экспертная организация, осуществляющая экспертное сопровождение, будет выдавать застройщику итоговое заключение с учетов всех внесенных изменений.

В Стратегии сделан прогноз объемов строительных работ в разрезе основных сегментов строительства (базовый сценарий), млрд. руб. в текущих ценах (см. таблицу).

Источник: Минстрой России

Основные цифры, заложенные в Стратегию, таковы. В 2022 году ипотечные ставки должны снизиться до 8,4%, в 2024 году — до 7,9%, в 2030 году — до 6,9%. При этом количество предоставленных ипотечных кредитов, которых в 2018 году было выдано 1,47 млн штук, в 2022 году должно составить 1,77 млн, в 2024 году — 2,26 млн, а в 2030 году — более 2 млн.

В то же время объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке (под залог прав по ДДУ), который в 2018 году составил 0,37 млн штук, в 2022 году должен достичь 0,78 млн, в 2024 году — 1,1 млн, в 2030 году — превысить 1 млн.

Как уже отмечалось, проект документа также предполагает увеличение объема жилищного строительства до уровня не менее 120 млн кв. м в год, начиная с 2024 года. В 2022 году планируется ввести 104 млн кв. м (в 2018 году было сдано 75,7 млн). Объем многоквартирного жилья в стадии строительства при этом должен увеличиться со 127,5 млн кв. м в 2018 году до 151 млн в 2022-м и до 168 млн — начиная с 2024 года.

Предполагается также рост числа заключаемых договоров участия в долевом строительстве. Если в 2018 году их было 660 тыс., то в 2022 году должно быть 699 тыс., в 2024 году — 1,014 млн, а в 2030 году — более 1 млн.

Кроме того, должен увеличиться уровень обеспеченности населения жильем. По итогам прошлого года на одного человека в стране приходилось 25,8 кв. м, в 2022 году должно быть 26 «квадратов», в 2024 году — 28—30, а в 2030 году показатель должен превысить 30 кв. м на человека.

При этом, согласно тексту документа, доля городов с благоприятной городской средой в 2022 году должна составить 45%, в 2024 году достичь 60%, а в 2030 году увеличиться до 80%.

Внести Стратегию в Правительство планируется к октябрю 2019 года. При этом, как информировал портал ЕРЗ, Стратегия развития строительной отрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ.

Предполагается, что последняя будет сфокусирована на вопросах технического состояния сферы ЖКХ, техрегулирования, управления жильем, развития инвестиционного потенциала, городской среде и подготовке кадров.

«Сегодня развитие сферы ЖКХ стоит в отрыве от строительной отрасли, — сказал в июле глава Минстроя Владимир Якушев (фото). — По большому счету, интереснее было бы написать один документ», — резюмировал министр.

«Я вам официально могу заявить, что стратегия развития стройотрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ, — заявил на днях замминистра строительства и ЖКХРФ Максим Егоров (на фото). — Оба документа будут приняты, и мы их потом объединим вместе», — пояснил замминистра.

Таким образом текст Стратегии развития строительной отрасли еще будет дорабатываться и адаптироваться, с учетом объединения двух стратегий в одном документе.

Другие публикации по теме:

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство приморской тэс в калининграде ход строительства
  • Строительство приморского нпз роснефть
  • Строительство приморского кольца в калининграде
  • Строительство приливных электростанций наиболее возможно в
  • Строительство прикладной бакалавриат что это такое