Управление капитального строительства и реконструкции спбгу

Управление капитального строительства и реконструкции спбгу

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, 199034, Санкт-Петербург,

Университетская наб. д.7-9.

Кропачев Николай Михайлович

Вербицкая Людмила Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Высшая школа менеджмента

Географии и геоэкологии

Свободных искусств и наук

Стоматологии и медицинских технологий

Факультет Военного обучения

Общеуниверситетская кафедpа физической культуpы и споpта

Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии

Должностные лица, непосредственно подчиненные Ректору:

Первый проректор по учебной и научной работе

Первый проректор по экономике

Проректор по эксплуатации материально-технической базы

Проректор по экономическому развитию

Начальник Организационного управления Ректората

Начальник Главного управления администрирования трудовых отношений и документооборотов

Начальник Управления бухгалтерского учета и финансового контроля

Начальник Управления по связям с общественностью

Начальник Юридического управления

Заместитель Ректора по безопасности

Директор представительства СПбГУ в АР Крым

Должностные лица, непосредственно подчиненные Первому проректору по учебной и научной работе:

Проректор по учебной работе

Проректор по научной работе

Проректор по учебно-методической работе

Заместитель Первого проректора по учебной и научной работе

Начальник Управления-Аппарата Первого проректора по учебной и научной работе

Начальник Управления-службы информационных технологий

Должностные лица, непосредственно подчиненные Проректору по научной работе:

Начальник Управления-Аппарата проректора по научной работе

Начальник Управления научных исследований

Директор Издательства СПбГУ

Директор Музейного комплекса СПбГУ

Директор Научной библиотеки СПбГУ им. М.Горького

Заведующий Отделом интеллектуальной собственности и трансфера технологий

Должностные лица, непосредственно подчиненные Проректору по учебной работе:

Начальник Управления-Аппарата проректора по учебной работе

Начальник Управления по организации приёма

Начальник Учебного управления

Начальник Управления по работе с молодежью

Должностные лица, непосредственно подчиненные Проректору по учебно-методической работе:

Начальник Управления-Аппарата проректора по учебно-методической работе

Начальник Управления образовательных программ

Заведующий Общеуниверситетской кафедрой физической культуры и спорта

Директор Академической гимназии СПбГУ

Начальник Факультета военного обучения

Должностные лица, непосредственно подчиненные Первому проректору по экономике:

Начальник Управления-Аппарата Первого проректора по экономике

Начальник Планово-финансового управления

Начальник Отдела экономического анализа и прогнозирования

Должностные лица, непосредственно подчиненные Проректору по эксплуатации материально-технической базы:

Начальник Управления-Аппарата проректора по эксплуатации материально-технической базы

Начальник Управления по развитию и эксплуатации материально-технической базы

Директор Студгородка СПбГУ

Начальник Управления главного инженера ВУНК СПбГУ

Начальник Управления главного инженера ПУНК СПбГУ

Директор Комбината питания №1 «Гермес»

Начальник Управления по эксплуатации баз

Начальник Управления складского хозяйства

Должностные лица, непосредственно подчиненные Проректору по экономическому развитию:

Начальник Управления-Аппарата проректора по экономическому развитию

Начальник Управления материально-технического снабжения

Начальник Управления капитального строительства и реконструкции

Начальник Отдела размещения государственных заказов

Начальник Отдела социальной защиты работников СПбГУ

Начальник Управления недвижимости и земельных ресурсов

Должностные лица, непосредственно подчиненные Заместителю Ректора по безопасности:

Начальник Управления режима и охраны

Начальник Управления по защите государственной тайны

Начальник Мобилизационного управления

Начальник Отдела радиационной безопасности

Начальник Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Должностные лица, непосредственно подчиненные Президенту СПбГУ:

Начальник Управления-Аппарата Президента СПбГУ

Санкт-Петербургский государственный университет является одним из крупнейших международных научно-образовательных центров. Ежегодно в СПбГУ проводятся встречи с зарубежными университетами-партнерами, представителями органов власти зарубежных стран; СПбГУ посещают крупнейшие исследователи, политики, ученые. Звание «Почетный доктор Санкт-Петербургского государственного университета» было присуждено 114 выдающимся ученым, общественным и государственным деятелям из разных стран мира.

Управление международной и внешнеэкономической деятельности (www.ifea.spbu.ru) содействует обмену студентами, профессорско-преподавательскими и научными кадрами, развивает международное научное и академическое сотрудничество. Партнерами Университета являются более 230 высших учебных заведений из 60 стран мира.

Университет участвует в международных научно-образовательных программах и выставках, является членом 13 крупных международных ассоциаций и активно сотрудничает с международными организациями.

Сегодня в Университете совместно с зарубежными вузами-партнерами реализуется 19 образовательных программ; на 10 образовательных программах обучение ведется на английском языке. Реализуются магистерские программы, обучение по которым проводится на английском языке.

Университет выступает в роли организатора и активного участника в двух общественно значимых международных мероприятиях – форумах гражданских обществ: «Петербургский диалог» (дискуссионный форум, проводимый в формате ежегодных встреч представителей общественности России и Германии), «Диалог Россия – республика Корея» (форум гражданских обществ, впервые проведенный между представителями общественности России и Кореи в Сеуле в 2010 году).

Санкт-Петербургский университет стал одним из первых высших учебных заведений, которые были приглашены к участию в программе ООН «Академическое взаимодействие» (Academic impact). Университет уже много лет сотрудничает с представителями ООН в Нью-Йорке, Женеве, Вене, а теперь и в Найроби.

Справочник ВУЗы России 2011:

Источник

Подразделения и руководство

Николай Михайлович Кропачев

Елена Григорьевна Чернова
Мария Игоревна Гусарова

Проректор — руководитель Аппарата ректора

Марина Юрьевна Лаврикова

Первый проректор по учебной и методической работе

Александр Вячеславович Бабич

Проректор по воспитательной работе и организации приема

Сергей Владимирович Микушев

Проректор по научной работе

Юрий Николаевич Федотов

Первый проректор по медицинской деятельности, директор Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ

Владимир Валерьевич Еремеев

Проректор по организации работы с персоналом

Михаил Николаевич Кудилинский

Проректор по экономическому развитию

Юрий Витальевич Пенов

Заместитель ректора по правовым вопросам

Сергей Владимирович Андрюшин

Заместитель ректора по международной деятельности

Елена Павловна Шарыгина

Заместитель ректора по безопасности

Игорь Алексеевич Горлинский

Заместитель председателя Ученого совета

Лаура Ефимовна Усеинова

Начальник Организационного управления

Тимур Тагирович Зайнуллин

Начальник Управления по связям с общественностью

Александр Никитович Архипов

Начальник Управления по работе с выпускниками

Галина Анатольевна Чиркова

Начальник Управления бухгалтерского учета и финансового контроля — главный бухгалтер

Арсен Наурбиевич Карданов

Начальник Контрольно-ревизионного управления

Анна Олеговна Васильева

Директор дирекции Форума «Петербургский диалог»

Инна Валериантовна Цой

Директор дирекции Форума «Диалог Россия — Республика Корея»

Елена Григорьевна Чернова

Константин Анатольевич Кузьмин

Заместитель по эксплуатации материально-технической базы первого проректора

Ольга Леонидовна Тульсанова

Заместитель по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами первого проректора

Тите Давидович Ахобадзе

Начальник Бюджетно-аналитического управления

Сергей Юрьевич Севрюков

Начальник Управления-службы информационных технологий

Дмитрий Эдуардович Шишмаков

Начальник управления маркетинга

Елена Сергеевна Мишутина

Начальник Планово-финансового управления

Марина Эдуардовна Карпова

Директор Научной библиотеки СПбГУ имени М. Горького

Елена Викторовна Лебедкина

Директор издательства СПбГУ

Елизавета Вилорьевна Тапакова-Боярская

Начальник управления экспозиций и коллекций СПбГУ

Максим Николаевич Королев
Светлана Владимировна Шингиреева

Начальник Управления по организации питания СПбГУ

Олеся Викторовна Юрченко

Начальник сметно-контрольного отдела

Марина Юрьевна Лаврикова

Светлана Валерьевна Бегеза

Первый заместитель Первого проректора по учебной и методической работе

Эльвира Анваровна Зелетдинова

Начальник Главного управления по учебной и методической работе

Наталья Геннадьевна Бойко

Начальник Учебного управления

Мария Александровна Соловьева

Начальник Управления образовательных программ

Гульнара Саидовна Шаразыкова

Директор медиацентра СПбГУ

Владимир Андреевич Старостенко

Директор центра развития электронных образовательных ресурсов

Александр Вячеславович Бабич

Александр Леонович Хуршудян

Начальник Управления по организации приема

Владимир Александрович Савинов

Начальник Управления по работе с молодежью СПбГУ

Светлана Шарудиновна Намозова

Начальник Управления по организации спортивной деятельности

Дмитрий Викторович Птюшкин

И. о. директора центра языкового тестирования

Сергей Владимирович Микушев

Александр Евгеньевич Лосев

Директор Научного парка СПбГУ

Елена Витальевна Лебедева

Начальник Управления научных исследований

Антон Владимирович Попов

Директор Центра экспертиз

Владимир Валерьевич Еремеев

Светлана Васильевна Морозова

Начальник Управления кадров

Андрей Владимирович Морозов

Начальник Управления по работе с персоналом

Михаил Николаевич Кудилинский

Сергей Евгеньевич Иванов

Заместитель проректора по экономическому развитию

Даниил Сергеевич Григорьев

Руководитель строительных проектов

Юрий Витальевич Пенов

Виктор Саркисович Дорохин

И. о. начальника главного управления по использованию и защите интеллектуальной собственности

Светлана Николаевна Можайская

Руководитель Контрактной службы СПбГУ

Елена Сергеевна Новикова

И. о. начальника управления материально-технического обеспечения

Инна Петровна Люборец

Начальник Управления недвижимости и земельных ресурсов

Ирина Васильевна Алексеева

Начальник отдела по обеспечению деятельности диссертационных советов

Елена Павловна Шарыгина

Виталий Евгеньевич Власов

Начальник управления режима и охраны

Евгения Сергеевна Орлова

Начальник управления по защите государственной тайны

Александр Николаевич Лычаков

Начальник управления по мобилизационной подготовке, делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Наталия Леонидовна Егорова

Начальник паспортно-визового отдела

Юрий Александрович Бартенев

Начальник военно-учетного стола

Телефонный справочник СПбГУ

Телефонный справочник СПбГУ.pdf

Структура подчинения должностных лиц СПбГУ

Структура подчинения должностных лиц СПбГУ.pdf

О мерах по противодействию распространению коронавирусной инфекции

В целях выполнения решений, принятых в том числе Оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, а также Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, прием граждан должностными лицами, а также иными работниками СПбГУ до отмены соответствующих решений проводиться не будет.

Письменные обращения необходимо направлять через сервис «Виртуальная приемная» и по адресу электронной почты:

Источник

Перезагрузка: Строительные работы: прошлое и настоящее

О том, как ректор отказался от денег на строительство, о том, за что получил выговор декан Факультета менеджмента и сколько всего было нарушено статей уголовного и административного законодательства, и почему новый кампус Санкт-Петербургского университета стал уникальным проектом в масштабах страны, а также когда на территории «Михайловской дачи» появятся новые общежития для студентов, рассказал проректор СПбГУ по экономическому развитию Михаил Кудилинский.

В новом кампусе СПбГУ «Михайловская дача» завершился первый учебный семестр. Для многих студентов и преподавателей Университета открытие комплекса стало большим событием. Сегодня здесь обучается около тысячи студентов направления «Менеджмент», проходят знаковые для Университета мероприятия. И это только начало: завершив работы на первом пусковом комплексе, Университет продолжает строительство. Насколько сложно было претворить в жизнь первый этап проекта? Как будет развиваться кампус в ближайшие годы?

Создание нового кампуса «Михайловская дача» — это очень серьезный опыт строительства уникального по меркам России университетского кампуса. Работы на первом пусковом комплексе, в который вошли здания Главного учебного корпуса (19261,7 кв. м), многофункционального студенческого центра (4809,7 кв. м) и хозяйственного корпуса (3996,2 кв. м), были завершены еще в 2014 году. В 2015-м эти объекты были введены в эксплуатацию. А уже в первом семестре 2015/2016 учебного года здесь начали обучаться студенты, прошел целый ряд крупных научных событий, состоялись мероприятия с участием именитых выпускников, известных государственных деятелей и партнеров СПбГУ, 6 февраля 2016 прошел День открытых дверей, а 13 февраля — первый университетский Реюнион. Ведь возможности нового кампуса открыты не только для студентов-менеджеров. Он создан для всех универсантов и сегодня по праву является частью нашего большого, живого, открытого Университета.

Отмечу: кампус «Михайловская дача» — это один из первых в нашей стране «умных» университетских городков. Здесь в учебно-научных целях используется сложная информационно-технологическая инфраструктура (Кампус «Михайловская дача»). Аудитории оснащены ультрасовременными интерактивными и мультимедийными комплексами и другим оборудованием, например, видеоконференцсвязью, док-камерами, интерактивными досками, системами управления освещением и озвучанием, микроклиматом, заземлением и мультимедийным оборудованием аудитории с одного пульта. Более того, Главный учебный корпус оснащен системой электронного расписания и бронирования каждой из аудиторий и комнат для групповой работы. Это позволяет нашим студентам и преподавателям проводить лекции и практические занятия с участием ведущих экспертов вне зависимости от того, в какой точке мира они находятся.

Для того чтобы это стало реальностью, Университету потребовалось сделать многое. Мы предприняли целый ряд мер, направленных на оптимизацию проектных решений для достижения максимальной эффективности. В итоге нам удалось запустить первый пусковой комплекс (в который вошли Главный учебный корпус, многофункциональный студенческий комплекс, хозяйственный корпус кампуса) в короткие сроки и достичь существенной экономии вложенных бюджетных средств — 2,7 млрд рублей. Этот факт был прямо отмечен в постановлении Правительства Российской Федерации.

Сокращение затрат на строительство было продиктовано текущей экономической ситуацией?

Вовсе нет. Разумное, эффективное использование любых ресурсов (помещений, оборудования, расходных материалов) — это общее правило организации работы в СПбГУ, начиная с 2008 года. На сайте Университета можно подробно ознакомиться с информацией о том, как наводился порядок с использованием помещений, которые Университет сдавал в аренду (к 2012 году площадь помещений, которые сдавали в аренду до 2008 года, уменьшили вдвое, а доход стали получать больше почти втрое — Материалы ректорского совещания от 04.06.2012, п. 3.2). Еще пример: руководство Университета навело порядок в том, как используются места в общежитиях. В течение последних шести лет из общежитий последовательно выселяются незаконно проживавшие там граждане. На сегодняшний день выселено уже более тысячи человек (Материалы ректорского совещания от 02.04.2012, п. 3), а за счет освободившихся мест созданы более ста квартир служебного жилья и отремонтированы места для проживания студентов. Наведя порядок в бухгалтерском учете, руководство Университета за 2008–2010 годы вернуло в бюджет СПбГУ более 298 млн рублей, ранее переплаченных(!) в бюджет РФ в период с 2004–2006 годов в виде налогов и сборов. Эти средства были направлены на повышение зарплат преподавателей СПбГУ. Можно было вернуть и больше, но все более ранние бухгалтерские документы почему-то сгорели (Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 7; Материалы ректорского совещания от 11.04.2011, п. 6). Примеров много, и наведение порядка в организации реконструкции «Михайловской дачи» — один из них.

Вот как все началось. В 2007 году всеми ведомствами было согласовано распоряжение Правительства РФ «Об осуществлении в 2007–2010 годах проектирования, реконструкции (приспособления) комплекса дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» и строительства объектов для размещения бизнес-школы — Высшей школы менеджмента ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет». В распоряжении предусматривалось выделение на эти цели 8,05 млрд рублей. Почему инициаторы распоряжения Правительства выбрали именно эту цифру 8,05 млрд рублей, а не, например, 6 млрд или 7 млрд? Откуда взялась цифра 8,05 млрд рублей — никто не знает! В тот момент, когда появилось распоряжение Правительства, не было не то, что проекта строительных работ. Не было даже известно, сколько всего зданий и каких именно будет построено! Но и в той, более чем странной ситуации, руководители Университета могли бы найти правильное решение. Надо было на часть выделенных средств создать проект реставрации старых зданий и строительства новых зданий, пройти экспертизу проекта в соответствующем государственном органе. В результате была бы определена цена каждого здания и всего строительства. И только после этого можно было бы начинать стройку. Правда, и такое решение было нелегко реализовать. Дело в том, что за счет личных средств можно финансировать создание любого проекта реконструкции или строительства чего угодно и где угодно. За бюджетные деньги можно было финансировать создание проекта реконструкции разрушенных зданий (дворца Великого князя Михаила Николаевича, Конюшенного корпуса, Кухонного корпуса, Гофмейстерского корпуса, комплекса оранжерей и Дома садовника), находящихся на территории Михайловской дачи. А вот расходовать средства на создание проекта объектов нового строительства (концертного зала, многофункционального центра и общежитий) на территории парковой зоны было нельзя, поскольку действующее в тот момент законодательство Санкт-Петербурга запрещало новое строительство в этом месте (Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 4). Этот запрет наши горе-руководители легко проигнорировали. Кроме внесения изменений в закон «О зеленых насаждениях общего пользования» еще до начала финансирования работ над проектом нового строительства надо было добиваться внесения изменений в соответствующие градостроительные планы. Но и этот запрет проигнорировали тоже.

Необходимые изменения в законодательство Санкт-Петербурга были внесены только через два года после начала реализации проекта, в 2008 году. Таким образом, все предшествующее время проектирование и строительство велось незаконно, то есть бюджетные средства расходовались незаконно! В 2008 году новому руководству Университета пришлось даже отказаться от почти 10 млн долларов, предусмотренных в бюджете РФ на эти цели, поскольку в отсутствие государственной экспертизы невозможно было на законных основаниях израсходовать эти деньги на строительство кампуса (Материалы ректорского совещания от 27.01.2014 (с дополнением от 13.02.2015), п. 2). Отказ вызвал эффект разорвавшейся бомбы: «В России так не бывает. Университету дают огромные деньги, а от них отказываются!»

Можно было выбрать и другой путь. Еще в начале 2006 года руководству Университета поступило заманчивое предложение: всю стройку было готово вести Управление делами Президента РФ. Университету же предлагалось выступать в качестве заказчика, который и определит, что должно быть построено. К сожалению, это предложение не нашло понимания у руководства Университета. Категорически против были и декан факультета менеджмента, и проректор по административно-хозяйственной работе. Ссылаясь на успешный опыт строительных работ в СПбГУ (ремонт крыши Главного здания Университета, ремонт здания бывшего НИФИ под библиотеку СПбГУ, ремонт дворца Бобринских, капитальный ремонт университетских общежитий), прежнее руководство Университета настояло на том, чтобы все эти многомиллиардные суммы были доверены администрации Университета для ведения самостоятельных работ.

К слову, о том, как успешно осуществлялись в СПбГУ все предыдущие строительные проекты, совсем скоро стало предельно ясно. Вот несколько фактов. При ремонте крыши Главного здания Университета в суде было доказано хищение в размере более 1,5 млн долларов (из немногим более 3 млн долларов, выделенных на стройку), осуждены проректор по административно-хозяйственной работе, главный инженер, главный бухгалтер и другие работники СПбГУ, а также директор ООО «Строительное дело — СГ». В суде доказано хищение в ходе реконструкции здания НИФИ под библиотеку на сумму почти 1,5 млн долларов из 8,5 млн долларов, выделенных на реализацию проекта, осуждены генеральный директор ООО «РСП Балвик» С. А. Калинин и главный инженер и фактический руководитель ООО «РСП Балвик» Б. В. Баланов, которые вступили в преступный сговор с В. Н. Соболевым и В. А. Сахновским, возглавлявшими в разное время дирекцию по строительству зданий для СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 19.03.2012, п. 9). В соответствии с актом Ростехнадзора 2011 года в ходе реконструкции дворца Бобринских для размещения факультета свободных искусств и наук выявлено значительное число нарушений в ранее проведенных работах: были нарушены требования пожарной безопасности, охраны окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявлены дефекты сварочных работ, трещины стен и потолков. Почему не было возбуждено уголовное дело, по сей день никто не знает.

Итак, руководство Университета добилось права самостоятельно вести всю стройку. И тут началось. Надо было добиться внесения изменения в градостроительный план и в закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» и только после этого заказывать проект. Нет, в первый же год выделенные средства были направлены и на проектирование, и на выполнение работ по земельному участку, очистке и обустройству прудов, что было впоследствии справедливо оценено Росфиннадзором как нарушение бюджетного законодательства. В 2007 году при отсутствии проекта объявляется конкурс на проведение строительных работ (грубейшее нарушение всех правил!). Причем, в этот момент отсутствовал не только проект, не было даже технического задания на проведение работ. В таких условиях нельзя было объявлять конкурс! Но конкурс проведен, и проректором по экономике и социальному развитию подписывается контракт с победителем конкурса. И только через несколько месяцев после проведения конкурса и подписания контракта появляется задание на проектирование, утвержденное Рособразованием, где состав и объем работ, которые должна была выполнить строительная организация, значительно отличались (причем в большую сторону) от показателей, предусмотренных в уже подписанном государственном контракте (Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 4). Вот к чему привели действия прежней администрации Университета, которая провела конкурс до утверждения Рособразованием задания на проектирование!

Но и это не все. В ситуации, когда контракт с проектировщиком и строителями уже подписан, Рособразование еще через десять месяцев (в августе 2008 года) и, что важно (!) — по инициативе руководства Университета, изменяет задание на проектирование. В соответствии с ним были определены: новый состав, типы и марки технологического оборудования и оборудования, обеспечивающего учебный процесс. Все эти обстоятельства еще раз привели к увеличению стоимости проекта. Поэтому не случайно Государственная экспертиза оценила проект вовсе не в 8,05 млрд рублей, а в 17,5 млрд. Особо подчеркну, что речь шла не об удорожании самих работ, а об увеличении их объема и применении более качественного, а значит, и более дорогого оборудования.

Поскольку контракт со строительной компанией уже был подписан, она имела полное право в любой момент отказаться от выполнения всех этих, не предусмотренных контрактом работ. В отсутствие проекта и, соответственно, информации о стоимости проекта руководство Университета развернуло строительство, причем, работы стали проводиться сразу почти на всех возможных объектах (на десяти объектах). Замечу, что при этом должностные лица СПбГУ прекрасно понимали, что для завершения этих работ, предусмотренных Постановлением Правительства, 8,05 млрд рублей, конечно же, не хватит. Но работы упорно велись по всему фронту.

Декан факультета и проректор никогда не скрывали в Университете причин таких действий: надо строить сразу все объекты; денег на завершение строительства всех объектов, конечно же, не хватит, но государство будет вынуждено выделить дополнительные средства. А вот, если мы не будем строить одновременно все объекты, денег на новые — никто не даст!

К сожалению, желание освоить выделенные средства и отсутствие необходимого опыта в начале реализации проекта приводило не только к ошибкам, но и к достаточно серьезным нарушениям. В 2006 году прежнее руководство Университета приняло решение израсходовать на выполнение работ по земельному участку, очистку и обустройство прудов более 600 тыс. долларов, которые были выделены СПбГУ целевым образом только на проведение строительных работ. В 2008 году, когда нарушение было выявлено в ходе внутренней (а не внешней) проверки, Университет по собственной инициативе немедленно вернул в бюджет все эти средства (из доходов, полученных от внебюджетной деятельности СПбГУ), а в следующем году на эту же сумму нам были уменьшены ассигнования на строительство кампуса (Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 4; Запрос от «РБК»: заключение Счетной палаты по строительству кампуса СПбГУ в дворцово-парковом ансамбле «Михайловская дача», с дополнениями от 30.01.14). Таким образом, за все эти «выкрутасы» конкретных должностных лиц Университет заплатил вдвойне. А поскольку контрольные органы реагировать на эти безобразия почему-то не захотели, проректор по экономике и социальному развитию и декан факультета менеджмента отделались взысканием в виде выговора в 2008 году (Приказ № 3599/1 от 02.12.2008 «Об объявлении выговора»).

У нас была и остается другая задача: исправить нарушения наших предшественников и найти законные и эффективные решения, которые позволят создать удобные условия для лучшей в России и лучшей в Восточной Европе бизнес-школы СПбГУ.

Почему столько нарушений? Об этом надо спрашивать предыдущее руководство Университета. Замечу, что попытки прежнего руководства факультета менеджмента (которое долгое время поддерживали и наши хозяйственники) постоянно завышать требования и к проектировщикам, и к строителям, и к используемым материалам, и к оборудованию имело негативные последствия. Например, было запланировано строительство библиотеки с книгохранилищем на более чем 1 млн единиц хранения. И это в ситуации, когда библиотеки все больше и больше переводятся в электронную форму, а доступ к электронным изданиям может быть организован с каждого рабочего места. На эту стройку с инженерной подготовкой и оснащением библиотеки должны были израсходовать 1 млрд рублей, притом, что место для всех бумажных книг можно было без труда найти в Главном учебном корпусе. Эти же руководители придумали отреставрировать дворец Великого князя Михаила Николаевича под Институт менеджмента. Здание института — это главным образом кабинеты для ученых, а реставрация и приспособление здания в текущих ценах стоили бы почти 1,5 миллиарда рублей! Между тем, на расстоянии нескольких сотен метров располагается многофункциональное здание, в котором у каждого (!) научно-педагогического работника уже есть свой кабинет, в том числе и для научной деятельности.

В октябре 2008 года ректору удалось добиться внесения изменений в градостроительный план и в закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования». 14 из 17 заключений государственной экспертизы на общую сумму 15,5 млрд руб. (то есть две трети всех средств) были получены лишь в 2008 и 2009 годах. То есть до конца 2009 года отсутствовала информация о стоимости проекта в целом. Когда в конце 2009 года были получены положительные заключения государственной экспертизы и стала ясна общая сметная стоимость проекта, Университет предпринял целый ряд мер, направленных на оптимизацию проектных решений и экономию средств (Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 4). Именно благодаря этому нам удалось достичь той самой экономии в 2,7 млрд рублей. Причем, это не наши оценки: сумма прямо указана в Постановлении Правительства РФ от 03.11.2014 № 1150 о финансировании строительства кампуса. Именно эта экономия позволила «вписаться» в жесткий лимит выделяемых бюджетных средств и ввести в эксплуатацию первый пусковой комплекс.

Членами Попечительского совета Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ под председательством Сергея Иванова была поддержана инициатива ректора Санкт-Петербургского университета Николая Кропачева о реструктуризации проекта. Было принято решение о необходимости сконцентрировать усилия на важнейших объектах, позволяющих начать в кампусе учебный процесс, — то есть на возведении того самого первого пускового комплекса и, прежде всего, на реконструкции Главного учебного корпуса. Правительство Российской Федерации поддержало это предложение, и в 2011 году на достройку первого пускового комплекса было выделено 6,9 млрд рублей. Этому предшествовала проверка Счетной палаты, и только после ее положительного заключения было издано соответствующее Постановление Правительства (Запрос от «РБК»: заключение Счетной палаты по строительству кампуса СПбГУ в дворцово-парковом ансамбле «Михайловская дача» (с дополнениями от 30.01.14); Материалы ректорского совещания от 27.01.2014 с дополнением от 13.02.2015, п. 2). Инженерная подготовка территории, а также основная (но не вся!) часть работ по реконструкции (приспособлению) и реставрации Главного учебного корпуса, строительству многофункционального студенческого центра и хозяйственного корпуса были завершены в 2011–2013 годах. Поскольку, как уже отмечалось ранее, наши предшественники вели строительство по всему фронту, то не достроенные к тому моменту здания по решению Правительства в 2011 году были законсервированы. К сожалению, на эти цели пришлось израсходовать 274,2 млн рублей.

А в это время на завершение первого этапа строительства в 2014 году необходимо было 530,044 млн рублей. Между тем, денег на эти цели в бюджете не было предусмотрено. То есть не хватало всего лишь около 10 % от уже вложенных в строительство средств федерального бюджета.

Что же делать? В результате долгих переговоров удалось убедить подрядчика пересмотреть и оптимизировать проектные решения без ухудшения потребительских и технических свойств строящегося объекта. В результате при строительстве трех объектов в 2013 году было сэкономлено более чем 500 млн рублей (то есть сэкономили даже больше, чем надо было денег на завершение первого этапа строительства — постройки Главного учебного корпуса, многофункционального студенческого цента и хозяйственного корпуса). Университет доложил об экономии, перевел, как это положено, все эти средства в бюджет и запросил их вернуть в 2014 году для завершения работ на объектах первого пускового комплекса. И тут мы получили отказ!

Правительством России готовится и принимается бюджет на 2014 год — и опять отказ. Наши аргументы, что сэкономили более 533 млн рублей только в 2013 году, а за весь период строительства сэкономили более 2,7 млрд рублей, не слышат. В ответ раздается: «При строительстве у нас много где экономят. » (правда, конкретных примеров никто не привел). Проходит январь, февраль 2014 года, а решения о выделении нам ранее сэкономленных средств так и нет. Если не начать работы, возможность успеть их выполнить до конца 2014 года утекает с каждым днем. Строители согласились продолжить работы под честное слово ректора, который был уверен, что справедливость должна восторжествовать. И уже к июню было выполнено более половины запланированных работ. И вот в августе были получены долгожданные согласования от профильных министерств, а потом было издано Постановление Правительства от 03.11.2014 № 1150 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий на осуществление капитальных вложений в реконструкцию и строительство объекта капитального строительства «Реконструкция (приспособление) комплекса дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» и строительство объектов для размещения бизнес-школы — Высшей школы менеджмента федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (Материалы ректорского совещания от 05.05.2015, п. 1). Это позволило полностью достроить первый пусковой комплекс кампуса в 2014 году и уже в 2015-м ввести его объекты в эксплуатацию.

Сколько всего было вложено в строительство кампуса? О какой сумме финансирования кампуса идет речь?

За все годы реализации проекта на строительство было израсходовано 10 млрд рублей, и только 7,1 млрд рублей, израсходованных на объекты первого пускового комплекса. Остальные средства пошли на такие объекты как: общежития для магистров, аспирантов, административный корпус, но, прежде всего, на здания общежитий для бакалавров, которые уже выстроены на 23 %. Затраты на общежития для бакалавров, магистров и аспирантов не пропали, работы по завершению строительства общежитий будут возобновлены уже в 2016 году.

Отмечу, что создание университетского кампуса на территории дворцово-паркового ансамбля — это уникальный проект, аналогов которому нет не только в России, но и в мире. Только у нас студентам предоставляется возможность учиться, а в перспективе — и жить в общежитиях, построенных на территории исторического парка.

Однако нахождение кампуса в историческом месте — это не только изюминка проекта, но и фактор, который ведет к значительным трудностям на всех этапах его реализации. Так, по существующим градостроительным нормам предельная высота зданий, строящихся в этой зоне, не должна превышать 12 метров, что не позволяет нам возвести в «Михайловской даче» стандартное и относительно недорогое общежитие в 10–15 этажей. Поэтому нам пришлось проектировать и строить трехэтажные общежития на большой площади, увеличивать количество зданий, что, разумеется, усложняло проект, увеличивало его стоимость как минимум в 2–3 раза по сравнению с аналогичным строительством в районе, где можно строить стандартные высотные общежития, или даже на Васильевском острове. Да и коммуникации были неразвиты: в районе кампуса отсутствовали городские сети теплоснабжения, что потребовало строительства локальной газовой котельной. Даже сети электро-, газо-, водоснабжения, канализации пришлось серьезно модернизировать, что опять же потребовало вложения сотен миллионов рублей.

Строительство в кампусе «Михайловская дача» препятствует другим строительным проектам Университета. Например, в мае 2017 года на заседании рабочей группы № 1 «Социальная сфера» межведомственной комиссии по подготовке предложений по формированию и повышению эффективности расходов инвестиционного характера за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период были рассмотрены предложения СПбГУ по формированию бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2018–2020 годы на реализацию ФАИП по направлениям капитальных вложений «Жилищное строительство» и «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Рабочая группа № 1 «Социальная сфера» рекомендовала выделить дополнительное финансирование только на один проект СПбГУ — достройку общежитий, административного и физкультурно-оздоровительного корпусов в кампусе СПбГУ «Михайловская дача» (Материалы ректорского совещания от 15.05.2017). Позиция рабочей группы простая: сначала надо закончить финансирование проекта реконструкции «Михайловской дачи» и только потом можно приступать к финансированию из бюджетных средств каких-либо других проектов Университета. До окончания этого строительства у Университета нет возможности получать значительные бюджетные финансовые средства на иные проекты.

А когда в «Михайловской даче» появятся общежития? В какие сроки планируется закончить работы по всем объектам?

Сейчас, когда еще не завершено строительство студенческих общежитий и Гофмейстерского корпуса, предназначенного для административного персонала, говорить о сроках окончания работ преждевременно. На достройку корпусов общежитий в 2016 году Университету выделено 600 млн рублей. Всего в 2011 году были законсервированы недостроенные здания трех общежитий, одно из них, состоящее из девять корпусов, находится в наибольшей степени готовности. Сейчас средства будут направляться именно на него, и в этом году будет достроено, как минимум, два корпуса из девяти. Если же Правительство найдет возможность предоставить СПбГУ дополнительные средства для окончания работ по строительству и вводу в эксплуатацию всех девяти корпусов общежития (они относятся ко второму пусковому комплексу), 600 наших студентов смогут поселиться там уже в 2017 году.

По двум другим зданиям общежитий, которые относятся к третьему пусковому комплексу и рассчитаны на 300 и 350 человек соответственно, выполнен только так называемый «нулевой цикл» — земляные, дренажные работы, устройство фундамента, поэтому завершение их строительства планируется на последующие годы.

То есть общежития являются приоритетом?
Вы сравнили «Михайловскую дачу» с «умным» домом. Какие современные IT-технологии здесь уже используются и какие возможности они открывают для универсантов?

Новый кампус СПбГУ уже сегодня оснащен передовым оборудованием, а некоторым IT-технологиям, которые используются здесь, нет аналогов в нашей стране. В будущем, после окончания строительства, он станет по-настоящему «умным» домом для наших студентов и преподавателей: все системы (свет и теплоснабжение, охранно-пожарная сигнализация и пр.) будут функционировать синхронно, и управлять оборудованием всего кампуса можно будет буквально из одной диспетчерской.

В Главном учебном корпусе нам удалось создать удобную, высокотехнологичную среду для обучения студентов. Около 30 лекционных помещений здания — это «умные» аудитории. С помощью одного пульта осуществляется контроль за работой всего оборудования огромного помещения — от освещения до мультимедийных систем.

Отмечу, что не только создание, но и эксплуатация нового кампуса — очень непростая задача. Она может быть решена только при помощи привлечения высококвалифицированных кадров, так как работа на суперсовременном оборудовании требует особых знаний и навыков. Это серьезный вызов для Университета, но это и новый бесценный опыт.

Многие были удивлены тому, что при создании Главного корпуса удалось соединить классику (само здание в стиле неоренессанса было возведено в XIX веке) и hi-tech. Как было найдено это решение?

В основу проекта здания Главного учебного корпуса была заложена концепция открытого пространства. Идея античного полиса, агоры — места проведения афинского народного собрания. Здание воплощает концепцию свободного общения универсантов — студентов и преподавателей. Именно эта идея нашла воплощение в пространстве: в холлах здания много естественного света, который поступает из панорамных окон и потолка, многие аудитории имеют прозрачные стены, выполненные из стекла, и т. д. На мой взгляд, нам полностью удалось реализовать концепцию, которая совпадает с идеей развития открытого Университета.

Не секрет, что сохранить тонкий баланс между неповторимым памятником культурного наследия, которым является вся территория дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача», и созданием современного, удобного для студентов и преподавателей кампуса — трудная задача. Уверен, когда мы завершим все этапы строительства, результатом будут довольны не только универсанты. Ведь создание кампуса такого уровня — это уникальный проект в масштабах России. В перспективе он может быть «тиражирован», а наши решения использованы в последующих проектах по развитию СПбГУ, а также других вузов страны.

Какие наиболее интересные технологические решения Вы бы отметили?

Сложно перечислить все. Даже сама система обеспечения жизни кампуса (диспетчеризация, управление объектами, связь и пр.) — это наш уникальный опыт. Ни один другой вуз России не может похвастаться тем, что сумел создать подобную систему. Ведь практически для каждого типа аудиторий было создано свое программное обеспечение, разработанное специально для нужд СПбГУ.

Даже первые месяцы эксплуатации нового кампуса показали, что средства, которые были вложены в автоматизацию и диспетчеризацию сложных инженерных систем, в конечном счете, окупают себя с лихвой. Поэтому опыт создания единой системы диспетчеризации и автоматизации инженерных систем, систем обеспечения учебного процесса будет использован в полной мере в ходе приспособления под нужды Университета зданий Первого кадетского корпуса — комплекса зданий площадью 58 тыс. кв. м, до конца 2011 года принадлежавших Военной академии тыла и транспорта. Мы уже знаем, какие проблемы могут возникнуть и как их избежать при реализации нового проекта. Это был по-настоящему уникальный опыт и для Университета, и для проектировщиков, и для разработчиков этих систем. Эти знания мы смогли приобрести, только реализуя на практике такой сложный проект как строительство кампуса «Михайловская дача».

Над какими девелоперскими проектами СПбГУ будет работать в ближайшее время?

Помимо нового кампуса Университет активно развивает несколько девелоперских проектов. Так, в 2014 году администрация Петербурга выделила СПбГУ земельный участок на Васильевском острове в устье реки Смоленки (Материалы ректорского совещания от 07.10.2013, п. 2; Материалы ректорского совещания от 06.10.2014, п. 2). На самом деле этот участок и ранее принадлежал Университету на праве бессрочного безвозмездного пользования. Просто идеальные условия! Правда, за несколько дней до назначения Н. М. Кропачева исполняющим обязанности ректора СПбГУ прежнее руководство Университета отказалось от такой выгодной для Университета формы пользования участком земли и само предложило заменить бесплатное бессрочное пользование участком на аренду участка за 236 млн рублей в год. И тут же участок был передан строительной компании под обещание после застройки участка передать часть площадей Университету. Письменный договор о том, когда и сколько метров помещений будет передано Университету, почему-то забыли заключить. Поскольку Университет очень скоро оказался в должниках по арендной плате, договор с городом был расторгнут, а участок изъят у СПбГУ. Долгие переговоры с руководством города о возвращении Университету этого участка на первичных условиях длились в течение пяти лет. Площадь участка — 66,5 тыс. кв. м. Здесь планируется построить многофункциональный спортивный комплекс для студентов, а также комплекс общежитий на 7 тыс. мест. В 2014 году ректору удалось убедить федеральные органы выделить на 2015 год 100 млн рублей на проектирование. В 2015 году было завершено проектирование нового комплекса, предстоит государственная экспертиза проектной документации. Застраиваться участок будет постепенно — по мере выделения средств из федерального бюджета. По опыту строительства кампуса «Михайловская дача» проект заранее разделен на этапы, которые можно реализовывать в любом порядке в зависимости от объема и целевого назначения выделяемых государством средств: можно начать со спортивного комплекса, а можно — со строительства любого общежития.

Уже сейчас ведутся работы на территории Первого кадетского корпуса — идет реконструкция электросетевого хозяйства. Здесь будет создан универсальный учебный комплекс, в котором смогут заниматься студенты всего Университета, аудитории будут приспособлены для любых направлений от «Филологии» до «Химии». Совместно с администрацией города на этой территории планируется создание конгресс-центра не только для учебной и научной деятельности, но и для организации крупных городских и общероссийских мероприятий (Материалы ректорского совещания от 01.09.2014, п. 2). Отмечу, что это очень масштабный проект не только по меркам Университета, но и всей российской системы образования и науки.

рублей — стоимость проекта по приспособлению Первого кадетского корпуса для нужд СПбГУ.

О сроках завершения работ говорить пока преждевременно, все зависит от выделения средств из федерального бюджета. Однако я убежден, что и при реализации будущих проектов мы продемонстрируем столь же эффективный подход в расходовании государственных средств, какой нам удалось обеспечить при строительстве университетского кампуса «Михайловская дача».

В заключение. Многим неизвестно, что в свое время проект нового кампуса не был единодушно поддержан в среде деканов факультетов. Когда ректор Университета поручила проректору по научной работе подготовить предложения о месте расположения бизнес-школы в Петродворце, проректор по научной работе вместе с деканами естественнонаучных факультетов «не смогли найти свободной территории рядом с университетскими зданиями в Петергофе». Все «свободные территории» уже были поделены между физиками, химиками, математиками, биологами и прикладными математиками. Прошло уже более десяти лет, эти территории так и стоят пустыми. А ведь на них могли появиться новые учебные корпуса, общежития, спортивный комплекс, библиотека. Как бы изменился и расцвел наш Петергофский кампус. Как я уже говорил ранее, за те же деньги в этой части Петергофа можно было бы построить (а не реставрировать и приспособлять) в три раза больше зданий и сделать это намного быстрее.

Все эти конкретные цифры (о том, что стоимость реставрации и строительства будет различаться в три раза) в начале 2000-х, конечно же, никто не знал. Но и тогда было понятно, что стоимость работ в этой части Петергофа будет значительно отличаться от работ по реставрации дворцового ансамбля и нового строительства в условиях ограниченной высотности. Эти аргументы были высказаны деканами гуманитарных факультетов (экономического, юридического, факультета психологии, филологического) на совещании в университетском пансионате в Рощино, специально посвященном этому вопросу. С презентацией проекта в 2006 году выступили декан факультета менеджмента В. С. Катькало и проректор по административно-хозяйственной работе Л. В. Огнев. Возражения деканов-гуманитариев услышаны не были (Материалы ректорского совещания от 27.01.2014 (с дополнением от 13.02.2015), п. 2). Деканы естественнонаучных факультетов в споре с ректором их не поддержали. Деканы гуманитарных факультетов также предупреждали весь коллектив Университета, что такие серьезные целевые вложения в университетский бюджет очень скоро приведут к тому, что, пока будет идти стройка в Михайловке, надеяться на выделение из бюджета средств на другие объекты СПбГУ не приходится. А уже в то время, например, более чем 36 процентов зданий Университета находилось в аварийном состоянии, более чем 47 процентов площадей наших общежитий требовали ремонта.

Историю изменить нельзя. А вот сделать так, чтобы современная инфраструктура кампуса «Михайловская дача» служила во благо всему Университету, можно и нужно!

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Управление капитального строительства и жилищно коммунального комплекса нефтеюганского района
  • Управление капитального строительства и архитектуры липецкой области
  • Управление капитального строительства заречный
  • Управление капитального строительства запад г минска
  • Управление капитального строительства заводского района г минска