Воздушный транспорт в строительстве

Виды транспорта, применяемые в строительстве

Доставку грузов осуществляют различными видами транспорта.

Транспортныминазывают процессы по перемещению строительных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий от места их добычи, изготовления или погрузки до объектов строительства, вы­полняемые с помощью различных средств транспорта. Транспортировку строительных грузов осуществляют вертикальным и горизонтальным транспортом.

Вертикальный транспортпредназначен для выполнения погрузочных работ на заводах-поставщиках строительных конструкций, разгрузочных работах при приемке поступивших на строительную площадку материалов и изделий, при транспортировании грузов по вертикали с земли к месту производства работ.

Горизонтальным транспортомстроительные грузы перевозят от места их получения до объектов строительства и непосредственно на самих объектах, если возводят не отдельное здание, а целый строительный комплекс.

По отношению к строительной площадке горизонтальный транспорт подразделяют на внешний и объектный.

Внешним транспортомстроительные конструкции, материалы, технологическое оборудование поступает на строительную площадку с заводов-поставщиков, карьеров, центральных складов или со своих производственных предприятий к строящимся объектам.

Объектный транспортпредназначен для перемещения строительных грузов в пределах строительной площадки.

В строительстве перевозку грузов осуществляют всеми видами современного транспорта.

Автомобильным транспортом осуществляют около 80% всех пере­возок строительных грузов. Достоинства автомобилей — большая скорость, высокая маневренность, способность передвигаться по кривым участкам с малым радиусом закругления, преодолевать крутые подъемы дорог, возможность доставлять разнообразные грузы непосредственно к объекту строительства. Этот вид транспорта получил наиболее широкое применение в условиях жилищного строительства.

Тракторный транспорт используют для перемещения, в основном, тяжелых грузов по плохим дорогам и в условиях бездорожья. Недостатки — ограниченная возможность использования в городских условиях и при значительных расстояниях перевозки вследствие малых скоростей передвижения.

Железнодорожный транспорт обслуживает 13. 18% общего количества перевозок строительных грузов и является в основном внешним транспортом для перевозки на большие расстояния. Железнодорожный транспорт требует больших первоначальных затрат, однако при крупных объемах строительно-монтажных работ и при поступлении основных грузов по рельсовым путям эти затраты в процессе эксплуатации быстро окупаются.

Водный транспорт — наиболее дешевый вид транспорта, особенно при перевозках на значительные расстояния и обслуживает до 5% перевозок грузов на строительные площадки. Один из главных недостатков — сезонность использования.

Воздушный транспорт используют для доставки грузов в труднодоступные места большегрузными самолетами и монтажа отдельных конструкций и даже сооружений вертолетами и специальными дирижаблями.

Специальный транспорт — подвесные канатные дороги, трубопроводный транспорт, пневмотранспорт, гидротранспорт, транспорт с помощью звеньевых ленточных транспортеров. Эти виды транспорта применяют, в основном, при сильно пересеченной местности и при наличии водных преград.

К специальным видам транспорта можно отнести транспортные средства технологического назначения,в которых совмещены процессы транспортирования с технологической переработкой этого строительного груза. К таким транспортным средствам относят автобетоносмесители, в которых одновременно выполняются процессы приготовления и транспортирования на строительную площадку бетонной смеси, автобетононасосы — совмещают транспортировку смеси на значительное расстояние и ее укладку, автобетоновозы — перемещение и перемешивание смеси. Транспортные средства технологического назначения перспективны и в современном строительстве уже играют существенную роль.

  1. Специальный построечный транспорт

специальные виды транспорта – ленточные конвейеры, канатные дороги и трубопроводный транспорт.

Ленточные конвейеры (рис IV.9) представляют собой бесконечную ленту шириной 300. 1500 мм. Чаще всего ленты резинотканевые, реже — из стали или металлической сетки. Лента охватывает два барабана, один из которых приводится во вращение от мотора и, в свою очередь, приводит в движение ленту, а другой посредством контргруза или пружинного устройства сообщает ленте постоянное натяжение. Верхняя грузовая ветвь ленты поддерживается составными роликами, придающими ей желобчатый профиль, а нижняя (холостая) — плоскими, реже расположенными роликами.

Ленточный конвейер может быть как горизонтальным, так и наклонным. При этом угол его наклона должен быть меньше угла скольжения или качения перемещаемого по ленте материала. Ленточные конвейеры применяют для транспортировки грунта, заполнителей, бетонной смеси, а в некоторых случаях и мелкоштучных материалов — кирпича и т. п.

Вместо разгрузочной тележки могут применяться скребки, устанавливаемые под углом к направлению движения ленты. Для предотвращения усиленного изно­са ленты скребки должны выполняться из мягкого материала (например, дерева, обшитого материалом конвейерной ленты).

Подвесной канатный транспорт чаще всего применяется в местностях со сложным рельефом. В этом случае для доставки строительных материалов используют канатные дороги с двумя параллельными канатами, поддерживаемыми промежуточными опорами. По этим канатам перемещаются по кольцевой схеме на приблизительно равных расстояниях подвесные вагонетки, приводимые в движение замкнутым канатом.

Для подачи материалов непосредственно в рабочую зону в условиях труднодоступной местности иногда применяют кабель-краны. Они имеют один несущий канат, натянутый между двумя опорами, расположенными по обе стороны обслуживаемой зоны, вдоль которой перемещается по маятниковой схеме грузовая тележка, с которой при помощи подъемного каната может опускаться и подниматься грузовой крюк.

Трубопроводный транспорт используют для доставки некоторых строительных материалов: по трубам перемещают размытый водой грунт, бетонную смесь, раствор для штукатурных работ, цемент и т. п.

Источник

Общая характеристика строительного транспорта

Для перемещения грузов в строительстве используют наземный, водный и воздушный виды транспорта, из которых наиболее массовым (более 90% всех перевозок) является наземный (автомобильный, тракторный, железнодорожный и с использованием транспортирующих средств).

На долю автомобильного транспорта приходится более 80% перевозок строительных материалов, машин и оборудования. Расходы только на автомобильный транспорт составляют 12 — 15% стоимости строительно-монтажных работ. Грузовыми автомобилями, тракторами, пневмоколесными тягачами и созданными на их базе прицепными и полуприцепными транспортными средствами общего и специального назначения осуществляются основные перевозки грузов в строительстве. Кроме того, автомобили, тракторы и тягачи используют как тяговые средства прицепных и полуприцепных строительных машин, а также в качестве базы для кранов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков, бурильных установок, коммунальных и других машин. Многие сборочные единицы серийно выпускаемых автомобилей, тракторов и тягачей широко используются в конструкциях различных строительных машин.

Тракторный транспорт применяют реже, чем автомобильный, главным образом в тех случаях, когда экономически нецелесообразно устраивать автомобильные дороги или когда по техническим причинам применение автомобилей затруднено или невозможно, например, на вывозке леса при освоении строительных площадок, при перевозках грузов по бездорожью и т. п.

Прицепы и полуприцепы являются несамоходными транспортными средствами. Их перемещают за тягачом. Нормальная к поверхности передвижения нагрузка воспринимается полностью колесами прицепов, а у полуприцепов часть этой нагрузки передается на тягач.

Транспортирующими называют технические средства непрерывного действия для перемещения массовых сыпучих и штучных грузов по определенным линейным трассам. Их делят на конвейеры и устройства трубопроводного транспорта. Первыми перемещают грузы (сыпучие и кусковые материалы, штучные грузы, а также пластичные смеси бетонов и растворов) путем непосредственного механического воздействия на них тягового или транспортирующего органа. Конвейеры бывают ленточными, пластинчатыми, скребковыми, ковшовыми, винтовыми и вибрационными. Устройствами трубопроводного транспорта грузы перемещают в потоке жидкости или газа, а также в контейнерах — емкостях обычно цилиндрической формы, перемещаемых на колесах по рельсам внутри трубы воздушным напором. Так же в контейнерах перемещают штучные грузы. Из-за высоких капитальных вложений и жесткой привязки к месту станций погрузки и разгрузки контейнеров этот вид транспорта еще не нашел широкого применения в строительстве и в перспективе может рассматриваться в качестве технологических транспортных линий, например, в системе карьер — бетонный завод.

Все другие виды транспорта не являются сугубо строительными, но также используются для перевозки строительных грузов. Так, железнодорожным транспортом перевозят грузы в условиях сосредоточенного строительства крупных объектов при расстояниях перевозок свыше 200 км. Этот вид транспорта используют также для внутри-карьерных и технологических перевозок. Грузы перевозят в вагонах общего назначения (крытых вагонах, полувагонах, платформах) и специального назначения (цистернах, вагонах-самосвалах). Тип вагонов выбирают с учетом сохранности перевозимых грузов, механизации их погрузки и разгрузки и т. п.

Для тех же целей используют водный транспорт, которым строительные грузы перевозят на речных и морских судах. Речные суда используют на внутренних водных путях между речными и морскими портами при сосредоточенном строительстве крупных объектов в прибрежных районах при наличии специальных портовых сооружений для перегрузки грузов на автомобильный и железнодорожный транспорт. В зависимости от наличия на судах силовой установки их делят на самоходные (сухогрузные и нефтеналивные — танкеры грузоподъемностью до 1000 т) и несамоходные (баржи и секции). Секции перемещают толканием, а баржи — как толканием, так и буксированием. Внутренний водный транспорт, особенно при использовании судов повышенной грузоподъемности, может обеспечить высокую провозную способность при сравнительно меньших, чем железнодорожный (примерно на 35%) и автомобильный (на 65 — 80%) транспорт, затратах и тем самым существенно разгрузить железные дороги, особенно при их сезонной загрузке. Водный транспорт также незаменим в условиях отсутствия железных и шоссейных (грунтовых) дорог, в частности, в большинстве районов азиатской части РФ. Этим видом транспорта можно перевозить крупногабаритные грузы без их разборки на составные части. К основным недостаткам водного транспорта относятся: малая скорость перевозок и их сезонность, ограниченная периодом навигации.

Воздушный транспорт является наиболее дорогим, в связи с чем его используют лишь при строительстве в труднодоступных районах при отсутствии наземного и водного транспорта, в т. ч. при невозможности их использования по климатическим условиям. Для перевозок грузов воздушным транспортом используют грузовые самолеты, вертолеты и дирижабли. Наибольшее применение в строительстве получили вертолеты. Грузы располагают внутри фюзеляжа, а негабаритные грузы и в случае отсутствия посадочной площадки — на системе внешних подвесок. Вертолеты также используют для монтажа оборудования высотных объектов (телебашен, ретрансляторов, доменных печей, труб и т. п.), а также для установки на фундаменты колонн, реакторов, опор линий электропередачи и др. Для этого их оборудуют системой внешних подвесок и дополнительной кабиной для управления вертолетом и монтажными операциями.

На всех видах транспорта строительных грузов предусматривается механизация погрузочно-разгрузочных работ, расширение контейнерных и пакетных перевозок. Непременным условием эффективности транспортировки грузов является обеспечение их сохранности в первоначальном качестве, чем предопределяются требования как к устройству транспортных средств, так и к режиму их эксплуатации. Так, например, бетонные смеси и растворы при перевозке могут расслаиваться, выплескиваться, частично терять свою пластичность, а при низких температурах окружающего воздуха — замерзать. Поэтому конструкция транспортных средств для перевозки этих грузов должна обеспечить минимальные потери при перевозках, иметь специальные устройства для побуждения, подогрева и т. п. С той же целью ограничивают время пребывания транспортных средств с грузом в пути.

Источник

Строительный и специальный транспорт

Строимся везде: в городе и за городом, в тундре и в тайге, в песках и на вечной мерзлоте, рядом с поставщиком стройматериалов и за тридевять земель от него. И все стройматериалы должны быть доставлены в нужную точку в срок в целости и сохранности, независимо от их размеров и веса, формы и свойств, условий загрузки и выгрузки. Кроме этого некоторые виды транспорта попутно осуществляют часть технологического процесса, например, автобетоносмесители: бетон приготавливается, пока доставляется на стройку.

Виды транспорта, обслуживающего строительство

В зависимости от размеров и вида стройматериалов, удалённости строительства от промышленных центров, количества необходимых стройматериалов, наличия транспортных коммуникаций используются следующие виды транспорта:

  • — железнодорожный, на который приходится около 15% перевозимых стройматериалов;
  • — автомобильный, которым перевозят около 80% стройматериалов;
  • — водный;
  • — механизированный;
  • — воздушный;
  • — специальный.

Как видно, львиная доля стройматериалов транспортируется автомобильным и железнодорожным видами транспорта, а всего лишь около 5% перемещаются остальными.

Стройматериалы и железнодорожный транспорт

При перемещении стройматериалов этим транспортом большую роль играет возможность перевозить их огромными объёмами, что значительно снижает себестоимость перевозимого груза. Желательно, чтобы груз перевозился на расстояние свыше 200 километров , иначе доля времени под погрузку, простой и выгрузку возрастает, тем самым увеличивая себестоимость перевозок. Грузовые транспортные единицы (назовём их бункерами) подразделяются на:

  • — крытые вагоны, позволяющие при транспортировке не обращать внимания на природные условия;
  • — полувагоны, предназначенные для перевозки сыпучих и длинномерных стройматериалов;
  • — платформы, используемые для перевозки ЖБИ и переброски строительных машин на значительные расстояния;
  • — хопперы, используемые для порошковых нерасфасованных стройматериалов, боящихся атмосферных осадков. Загрузка их производится через верхние люки, выгрузка ― через нижние;
  • — цистерны, перевозящие цемент, сыпучие и наливные грузы. Разгрузка производится не через люки, а через разгрузочные сливы;
  • — думпкары (вагоны-самосвалы) для перевозки песка, щебня, гравия, вскрышных горных пород.

Если вагоны не оборудованы устройствами разгрузки, то для помощи привлекаются вагоноопрокидыватели, краны, грейферы, автопогрузчики, приборы пневморазгрузки и пневмонасосы. Также места разгрузки оборудуются эстакадами или приёмными бункерами, находящимися между рельсами уровнем ниже.

Автомобили и строительство

Бортовыми автомобилями перевозятся самые разнообразные стройматериалы: ЖБИ, пакеты, кирпич, дерево и т.д. Если позволяет мощность двигателя, для уменьшения стоимости автоперевозок автомобили снабжают прицепами, или же используют автопоезда: на седельный тягач навешивается несколько полуприцепов.

Все сыпучие строительные грузы, не боящиеся плохой погоды, строительный мусор и грунты перевозятся самосвалами. Преимущество очевидно ― авторазгрузка в считанные секунды. Перестают практиковать перевозку на самосвалах бетона, так как он подвержен влиянию непогоды, расслоению, из него вытекает за борт цементное молоко.

Хотя применение бортовых автомобилей и самосвалов довольно универсально, но выпускаются и специальные автомобили, способные перевозить какой-то один вид строительных материалов. К примеру, для тяжёлых неделимых грузов нужен специальный полуприцеп к тягачу. Чтобы, допустим, перевезти ферму или массивную длинную панель, нужен полуприцеп особой конструкции, при этом выдерживающий повышенные нагрузки на ось. Существуют специальные и цистерны и полуприцепы, являющиеся цементовозами, известковозами, растворовозами. Уже упоминалось о автобетоносмесителях, выполняющих в пути технологический процесс. К подобной категории автомобилей можно отнести автогудронаторы и автобитумовозы.

Даже при сравнительно малой грузоподъёмности автомобильный транспорт для перевозки строительных грузов применяется чаще остальных видов транспорта по той простой причине, что им можно доставить стройматериалы практически в любую точку страны.

Что касается тракторов, то они в строительстве используются в качестве транспорта тогда, когда по бездорожью к строительному объекту надо доставить тяжёлые грузы. Минусы такого транспорта: его практически нельзя использовать в городе, а также из-за малых скоростей нерационально использовать на больших расстояниях.

Водный и воздушный транспорт и строительство

Это самый дешёвый из видов транспорта, было бы глупо не использовать его для перемещения стройматериалов. Тем более часть песка не добывается в карьерах, а намывается со дна реки и сразу же загружается в баржи. Почему же тогда лишь 5% стройматериалов транспортируется по рекам?

Ответ на поверхности:

  • — не все города и строительные объекты связаны водными артериями;
  • — сезонность использования из-за ледостава.

Воздушный транспорт дорог, поэтому его применение в строительстве ограничено. Большегрузными самолётами доставляют стройматериалы и технику в труднодоступные места. Вертолёты же и дирижабли помимо транспортирования грузов могут участвовать в монтаже грандиозных сооружений.

Механизированный строительный транспорт

Механизированные строительные транспортные средства экономически выгодны, так как при помощи их осуществляется комплексная механизация на стройке: погрузка-выгрузка, перемещение строительных материалов по стройплощадке и доставка их к точке использования. Этот транспорт может представлять самостоятельную единицу, как, например, подъёмный кран, а может работать в связке с тягачом, как, например, сваебой.

И здесь часто возникает вопрос: какая всё-таки техника лучше ― выполняющая одну операцию или много? Конечно, хочется, чтобы одним механизмом выполнялось как можно больше работ. Но узкоспециализированная техника качеством всегда выше многофункциональной. Дело в том, что ресурс времени они выработают примерно одинаковый, что специализированная, что многофункциональная, но у многофункциональной машины при расчёте временного ресурса на одну функцию общее время следует разделить на количество функций. Таким образом, если стройтрест или ПМК являются крупными организациями, то им лучше иметь разнообразную узкоспециализированную технику для разного рода строительных операций.

Специальный транспорт

Этот тип транспорта условно можно разделить на две категории: в одну входят специализированные виды железнодорожного и автомобильного транспорта, в другую ― транспорт, используемый в особых условиях. Несколько примеров.

Автобетоносмесители служат для приготовления бетона в пути. Представьте, что бы случилось с бетоном, взятым с бетонного узла или завода, если время его транспортировки превышает время схватывания бетона. А так дозированные компоненты перемешиваются и бетон становится готовым к использованию как раз при доставке его к строительному объекту.

Авторастворовозы имеют теплоизолированную цистерну с лопастным валом внутри. Этот раствор можно использовать до температуры окружающей среды равной -5°С. Лопастной вал, перемешивая раствор, не даёт ему застыть, помимо этого он подаёт раствор к выгрузочному отверстию.

Автогудронаторы и автобитумовозы в своих цистернах-термосах транспортируют битумные материалы с температурой 200°С. с НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) к удалённым строительным объектам, осуществляя поддержание температуры.

Цементовозы позволяют обходиться без такой стадии, как наполнение цементом тары (мешков, бочек и т.д.). Пневматические самозагрузка и саморазгрузка с насосами и вакуумной установкой, а также уклон цистерны около 9° значительно сокращают складирование и производственный процесс.

Это были примеры, относящиеся к первой категории специализации. Следующие примеры относятся ко второй категории.

Известняк, гравий, щебень, песок иногда подаются на строительное предприятие из карьера по подвесной канатной дороге. Их используют, чтобы подать стройматериалы либо на близко расположенное предприятие, либо к водному и железнодорожному транспорту. Часто используют одноканатные дороги. Канат в них на конечных пунктах проходит через шкивы, один из которых оборудован электромотором. Получается так, что в одну сторону вагонетки идут гружённые, в другую ― порожняком.

Подвесные люльки для фасадных работ тоже относятся к специальному строительному транспорту. Есть классификация транспорта на горизонтальный и вертикальный виды. Так вот люльки и лифты относятся к вертикальному транспорту. Подъёмный кран в этой классификации занимает промежуточное положение, так как перемещает грузы во всех плоскостях. Транспортёры также относятся к вертикально-горизонтальному транспорту.

Для перемещения сыпучих грузов между цехами, для удаления отходов при производстве стройматериалов иногда используется пневматический транспорт: грузы транспортируются в специальных трубопроводах под действием сжатого воздуха.

Не следует путать пневматический транспорт с трубопроводным, хотя и там, и там используется система труб. Трубопроводный транспорт весьма специфичен: сама инфраструктура является транспортом. Где можно его применить? Допустим, нужно построить какой-то завод или комбинат в данном месте, а оно болотистое и с перепадами рельефа. Нужны сотни тысяч (а то и миллионы) кубометров песка, чтобы создать ровную стройплощадку. Грузовиками по болоту его не доставишь. Делается проще. На удалённом расстоянии роется карьер, в него сначала подаётся вода (потом уже проступает грунтовая), а потом водно-песчаная пульпа по трубопроводу перекачивается из карьера к месту использования.

Если говорить обобщенно о применении специального или специализированного транспорта, то это полностью зависит от строительного проекта и инженерной мысли.

Еще про крупногабаритную технику, оборудование и транспорт :

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Воздушный кодекс согласование строительства
  • Воздушная подушка при строительстве дома
  • Воздушная линия 10 кв нормы строительства охранная зона
  • Воздушная известь сырье получение виды извести применяемой в строительстве
  • Воздействие строительства на природу