Багаевский гидроузел начало строительства

Непростая история Багаевского гидроузла

С 2018 года в Ростовской области реализуется один из крупнейших инфраструктурных проектов России – строительство Багаевского низконапорного гидроузла. Возведение этого гидротехнического сооружения было запланировано еще в 1948 году комплексной программой по строительству Волго-Донского водного пути. Историю долгожданного объекта инфраструктуры газете «Морские вести России» рассказал руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев.

Сегодня Волго-Донской путь – это наиболее загруженная часть Единой глубоководной системы европейской части России. По водной магистрали международного значения осуществляется более 70% от общего объема речных перевозок и проходят основные экспортно-импортные грузопотоки.

в настоящее время на участке пути от Кочетовского гидроузла до города Аксай в Ростовской области наблюдается значительное обмеление. Это не только существенно ограничивает пропускную способность Единой глубоководной системы, но и создает ряд других проблем: снижение уровня безопасности условий судоходства, ограничение водоснабжения многих населенных пунктов в низовьях реки, негативное влияние на развитие промыслового рыболовства и др.

Решить эти проблемы должно строительство Багаевского гидроузла, результатом которого станет увеличение глубины реки Дон ниже Кочетовского гидроузла до четырех метров.

Проектирование: опытная модель и три (!) экспертизы

Строительству гидроузла предшествовали многочисленные инженерные изыскания и научные исследования, проведенные в ходе проектирования. Приоритетной задачей стало обеспечить безопасность объекта для окружающей среды и местного населения. Для этого специалисты создали модель гидроузла в масштабе 1:100. В ходе испытаний на модели экспертами были проверены основные параметры объекта и отработаны различные ситуации, которые могут возникнуть в процессе строительства и эксплуатации гидроузла, в частности варианты защиты берегов на случай катастрофических паводков.

Проектная документация прошла не только обязательную государственную экспертизу, но и две независимые общественные экологические экспертизы, выполненные в установленном действующим законодательством порядке. По результатам этих экспертиз сделаны однозначные выводы о соответствии проектных решений экологическим требованиям, установленным законодательством РФ. После тщательных изысканий была определена оптимальная, более низкая по сравнению с первоначальным предложением, отметка нормального подпорного уровня водохранилища, обеспечивающая необходимые судоходные габариты при существенном снижении негативного воздействия на окружающую среду. При снижении нормального подпорного уровня оптимизируются также и параметры водохранилища – сокращаются необходимый объем для заполнения и площадь зеркала водохранилища, увеличивается его проточность.

Реализация: судоходная прорезь, затопленные катера, ограничения из-за нереста

Строительство Багаевского гидроузла реализуется в два этапа. В апреле 2018 года стартовал первый этап, в ходе которого выполнялись работы подготовительного периода.

Подготовительные работы включали в себя строительство судоходной прорези для переноса судового хода на период работ, причала строительной базы, временной линии электропередач, создание намывных участков для размещения административных зданий и сооружений будущего гидроузла.

На начальном этапе были проведены масштабные работы по очистке от взрывоопасных предметов территории строительства объекта в прибрежной полосе острова Арпачинский и подводной части судоходной прорези. В левом рукаве Дона обнаружены фрагменты ряда затопленных судов. Среди них идентифицированы части двух бронекатеров проекта 1125 Азовской военной флотилии, подорванных и затопленных экипажами в июле 1942 года в период наступления немцев.

Крупногабаритные фрагменты извлекались со дна по специальной технологии с соблюдением необходимых мер безопасности с учетом наличия внутри частей корпуса и рядом с ним большого количества взрывоопасных предметов.

Поднятые артефакты времен Великой Отечественной войны переданы в народный военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты» ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник».

Также были соблюдены ограничения на выполнение работ в пойме реки Дон в период с 1 марта по 31 сентября, связанные с нерестом и скатом молоди рыб. Эти меры в первую очередь были предусмотрены для минимизации воздействия на окружающую среду, в том числе на водные биологические ресурсы.

В связи с вышеперечисленными факторами, а также неблагоприятными погодными условиями начать полномасштабные дноуглубительные работы удалось только в декабре-январе 2018-2019 гг.

До начала нерестового периода 1 апреля на строительной площадке активно велись дноуглубительные работы и намыв площадок объектов производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения через пульпопровод протяженностью 1300 метров.

По окончании нерестового периода и получения согласования территориального органа Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству работы продолжились и в настоящее время находятся на завершающей стадии, ведется планировка площадки под требуемую отметку и работы по формированию откосов.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия зимы 2018-2019 годов и вынужденные задержки в реализации проекта, выполнен объем работ, необходимый для пропуска судов через левый рукав Дона.

Судоходство в левом рукаве было открыто по направлению вверх в одностороннем режиме.

Важность этого момента заключается в возможности обеспечения судоходства в период намыва площадок стройбазы на правом берегу с пересечением пульпопроводами существующего судового хода.

После получения разрешения Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на производство работ в период ската молоди (с 1 июня по 30 сентября) продолжены дноуглубительные работы для обеспечения параметров пути, необходимых для прохода судов с полной осадкой. 8 сентября состоялось переключение судового хода. На месте старого участка русла будут возведены сооружения напорного фронта.

Практически завершено строительство причала, который будет использоваться для разгрузки оборудования и материалов на втором этапе реализации проекта.

Уже построена временная линия электропередач, предназначенная для обеспечения строительства объектов основного периода.

В соответствии с заключением Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству предусмотрен выпуск мальков промысловых видов рыб в акваторию реки Дон, проводится еженедельный мониторинг экологической обстановки, для которого привлекается независимая лаборатория. Результаты мониторинга доказывают, что строительство ведется в полном соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Работы подготовительного этапа завершены 24 декабря декабре 2019 г.

Второй этап строительства Багаевского гидроузла – это возведение и устройство ряда сооружений.

Среди них – судоходный шлюз, который обеспечит возможность пропуска судов через створ гидроузла. Водосбросная и земляная плотины будут создавать и поддерживать на заданных отметках подпор воды на Дону.

Дополнительно через земляную плотину будут осуществляться санитарные попуски воды по левому рукаву реки. Устройство рыбопропускного шлюза и уникального рыбоходно-нерестового канала, а также принятый режим эксплуатации водохранилища позволят обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы в нерестовый период.

Строителями в том числе будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла реки для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построены объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования гидросооружения.

Окончательное завершение строительства гидроузла запланировано на 2023 г. К тому моменту общее время ожидания инфраструктурного объекта составит 75 лет.

Источник

Строительство Багаевского гидроузла в Ростовской области планируют завершить к концу 2023 года

В 2020 году на площадке строительства Багаевского гидроузла начнутся основные работы, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Росморречфлота. Сдать объект и запустить его в эксплуатацию планируется к концу 2023 года.

В текущем году, говорят в Росморречфлоте, планируется завершить все подготовительные работы по строительству Багаевского гидроузла. После этого начнётся непосредственное возведение целого ряда сооружений производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения.

Кроме того, в планы входят работы по дноуглублению и спрямлению участков русла Дона, обустройство судоходного шлюза, создание водосборной и земляной плотин. Что касается влияния на окружающую среду, то для беспрепятственного прохождения рыбы в нерестовый период планируется построить рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал.

Ранее сообщалось о фактическом срыве первого этапа строительства Багаевского гидроузла, включающего дноуглубительные работы, выкуп земельных участков и прочие подготовительные мероприятия. Подрядчик — компания «Стройтрансгаз» российского миллиардера Геннадия Тимченко — должна была завершить работы в конце 2018 года, однако весной 2019 года сроком окончания первого этапа уже назывался декабрь 2019 года. Причины — нерест рыбы, из-за которого строительные работы в Дону запрещены с 1 апреля по 30 сентября, а также фрагменты военной техники, которые строители обнаружили в реке в районе стройплощадки.

При этом уже тогда глава ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев говорил, что проблема не только в рыбе и наследии войны. Он пояснял, что в конкурсной документации содержится требование привлечь ко второму (основному) этапу строительства подрядную организацию, которая смогла бы, используя новые технологии, качественно сделать объект. В итоге в конце марта прошлого года конкурс на второй этап строительства был объявлен, максимальная стоимость контракта составила 19,37 млрд рублей. В мае конкурс завершился ничем — не было подано ни одной заявки.

Теперь Росморречфлот заявляет, что конкурс на определение подрядчика по основным работам на стройплощадке Багаевского гидроузла будет снова объявлен в ближайшее время.

Добавим, что стоимость объекта оценивается в 22 млрд рублей. Гидроузел должен решить вопросы, связанные с судоходством, орошением земель и водоснабжением населения. Первоначально сдать его планировалось к концу 2020 года. Однако после описанных выше срывов по срокам подготовительных работ стало известно, что часть денег, выделенных на Багаевский гидроузел, решили перераспределить в пользу нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Как заявлял министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов, деньги забрали лишь на время, и с началом основного этапа работ «состоится обратный трансфер».

Источник

Арпачин вошел в историю: на острове начато строительство Багаевского гидроузла

Историческим событием, которого давно ждала вся отрасль, назвал начало строительства Багаевского гидроузла, стартовавшего на небольшом донском острове Арпачин, министр транспорта РФ Максим Юрьевич Соколов.

Достаточно заметить, что возведение этого гидросооружения было запланировано еще в комплексной программе по строительству Волго-Донского водного пути в 1948 году. И вот свершилось! Торжественная церемония, в которой кроме М. Ю. Соколова приняли участие заместитель министра транспорта РФ — руководитель Росморречфлота Виктор Александрович Олерский, губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев и генеральный директор АО «Стройтрансгаз» Михаил Владимирович Хряпов, завершилась открытием закладного камня с посвященной началу строительства памятной доской.

Обратим внимание на два момента. Первый заключается в том, что Багаевский гидроузел — уникальное сооружение, разработанное с применением новейших технологий в гидротехническом строительстве. Оно впервые создается на территории России и имеет приоритетное значение в развитии транспортной системы. Это своеобразный страховочный механизм, который необходим лишь тогда, когда Дон настигает маловодье. Если воды хватает, то гидроузел спроектирован так, чтобы работать в безнапорном, то есть полностью открытом режиме, не оказывая влияния на миграцию рыбы и гидрологические процессы.

Выступающий с докладом на состоявшемся после торжественной церемонии совещании по вопросам реализации первого подготовительного этапа строительства гидроузла заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Николаевич Вовк отметил высокий профессиональный уровень проекта.

Второй момент — в начавшемся строительстве заинтересованы не только путейцы и судоводители. Это, по словам В. Ю. Голубева, часть новой экономики региона, которая также решит ряд проблем — судоходства, рыбоводства, мелиорации, водоснабжения и вообще — вопросы сохранения реки Дон.

— Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность Волго-Донского канала, обеспечить безопасность судоходства, развитие экспортной транспортной инфраструктуры наряду с решением задачи гарантированного водоснабжения региона и оздоровления крупнейшего на юге страны Цимлянского водохранилища, — подчеркнул М. Ю. Соколов.

Так, в ходе строительства Багаевки будут применены наиболее эффективные природоохранные решения, в частности рыбоходный канал и другие технологии, еще не применявшиеся на ранее построенных гидроузлах Волго-Донской шлюзованной системы, что позволит обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы в нерестовый период. По мнению экспертов, представляется уникальная возможность для улучшения ситуации с водными ресурсами и водопользованием на всем Нижнем Дону.

Говоря об основном предназначении нового гидросооружения, его строительство приведет к снижению транспортных расходов грузоотправителей и обеспечению сбалансированного развития транспортной системы страны в целом. Помимо этого, будут ликвидированы потери провозной способности крупнотоннажного флота, обеспечен рост грузопотоков за счет повышения конкурентоспособности водного маршрута при снятии инфраструктурных ограничений.

Кроме того, у судовладельцев появится дополнительный стимул к обновлению транспортного флота при сбалансированности интересов государства и бизнеса. Это хорошо знают руководители солидных судоходных компаний, флот которых эксплуатируется на внутренних водных путях.

— Строительство Багаевского гидроузла — знаменательное событие, которое мы долго ждали, — считает управляющий директор Волжского пароходства Александр Алексеевич Шишкин . — Именно путь через этот лимитированный водный участок на Нижнем Дону становится для флота нашей компании основным. Дело в том, что из-за сгонных явлений, вызванных восточными ветрами, в Таганрогском заливе и на Нижнем Дону глубины катастрофически падают, и движение судов практически останавливается. Решение, принятое на заседании Президиума Госсовета, проходившем под председательством президента страны в августе 2016 года в Волгограде, стало судьбоносным для всей отрасли. И вот Минтранс РФ приступил к строительству гидроузла, с появлением которого будут обеспечены гарантированные глубины на Нижнем Дону. Это еще важно потому, что здесь проходят большие грузопотоки.
Еще одна серьезная задача — строительство низконапорного гидроузла на Верхней Волге, которое должно начаться в ближайшее время. Проблема давно известна. Из-за ненаполненного до проектного уровня Чебоксарского водохранилища глубины на участке Волги в районе Городца очень малы для прохода судов. Когда оба гидроузла — Багаевский и Нижегородский — будут построены, то гарантированные глубины на всем протяжении Единой глубоководной европейской системы позволят идти судам с осадкой 3,6 метра. Кстати, это планировалось сделать еще в советское время, но не было выполнено. И тогда под эти глубины можно будет строить новые современные суда и возить больше грузов. То есть речные перевозки становятся экономически выгоднее, а сами суда будут окупаться быстрее.

А вот мнение управляющего директора судоходной компании «В. Ф. Танкер» Сергея Александровича Брызгалова , побывавшего на открытии начала строительства Багаевского гидроузла:

— Проблема лимитирующих участков на Нижнем Дону, на Волге в районе Городца и на Свири существует уже не одно десятилетие и не самым лучшим образом сказывается на работе флота. По причине маловодности объемы перевозок по ЕГС сокращаются, судовладельцы и грузоотправители несут большие финансовые риски, происходит отток опытных кадров, и все эти потери не проходят бесследно для отрасли.

Если говорить об участке на Дону ниже действующего Кочетовского гидроузла, через который проходит грузопоток экспортно-импортных грузов (порядка 12 миллионов тонн в год) с Волги, Каспия в направлении Азово-Черноморского бассейна, то здесь в 2015 году был достигнут исторический «рекорд» снижения глубины до 2,7 метра. Тогда недозагрузка судов только нашей компании составила 1000—1700 тонн от проектной грузоподъемности на одну единицу нового современного флота. В итоге навигация для операторов флота оказалась убыточной, а грузоперевозки внутренним водным транспортом на юге оказались под угрозой, близкой к «точке невозврата».

Кроме того, когда ширина судового хода сужается, на участке происходит скопление судов, и это крайне негативно влияет на безопасность грузоперевозок. И нужно понимать, что на борту часто имеются опасные грузы — нефть и продукты химической промышленности. Поэтому при прохождении проблемных участков экипажи вынуждены усиливать вахту, интенсивно поддерживать связь с диспетчерскими службами и постоянно находиться в состоянии готовности к серьезной аварийной ситуации.

Строительство новых гидросооружений — единственно правильное решение, которое должно кардинальным образом изменить эту крайне сложную ситуацию. И судоходные компании, безусловно, положительно воспринимают такие важные шаги со стороны Правительства РФ, Минтранса и Росморречфлота, направленные на развитие инфраструктуры внутренних водных путей.

Остается добавить, что в рамках первого этапа строительства будут проведены подготовительные работы, которые планируется завершить в декабре. Сейчас заканчиваются процедуры по проведению экспертизы по объектам второго этапа (основных сооружений гидроузла и комплексу мер по обустройству зоны водохранилища). Его начало также запланировано на 2018 год. А окончание всего строительства — на 2020-й.

Подготовил Александр ПЕТРОВ. Фото предоставлено ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»

Не забудьте подписаться на наш канал!

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Баг на строительство в симс фриплей
  • Бавлы кумертау строительство дороги карта
  • Бабков строительство автомобильных дорог
  • Бабков в ф развитие техники дорожного строительства
  • Бабкин департамент строительства москвы