Бакелитовая фанера применение в строительстве

Бакелитовая фанера и ее применение

Особенности применения бакелитовой фанеры, когда лучше применить этот тип, а когдла можно обойтись обычной хвойной фанерой — описано в этой статье.


В сравнении с обычной фанерой этот вид считается материалом конструкционным, который по своим характеристикам создает конкуренцию даже низколегированной стали. Бакелитовая фанера используется для внешних, внутренних отделок домов.

Сегодня в продаже представлены стандартные размеры листов — 1250х2850, 1250х5700. Выпуск плит большого формата обусловлен областью применения сырья при изготовлении массивных крупногабаритных элементов. На цену влияет толщина плиты и ее размеры.

Деревообрабатывающие комбинаты производят листы от 5 и до 40 мм толщиной.

Спирторастворимая фанера бакелитовая (ФБС) производится прессовкой нечетного количества слоев соснового или же березового шпона, после этого ее пропитывают раствором смолы, что делает плиту максимально водостойкой и прочной.

На рынке представлена древесно-слоистая плита ФБС 1, при производстве которой внешние и внутренние слои не пропитываются, а промазываются смолой. Такие листы используют при конструировании только внутренних элементов.

Все плиты марки ФБС наделены такими качествами:

3. устойчивостью к перепадам температур;

4. стойкостью к щелочным и агрессивным кислотным средам.

Марка ФБС обладает максимальной прочностью, она разделяется на 2 вида: ФБС и ФБС1, которые отличаются по типу смол спирторастворимых и способом их нанесения на шпон при производстве. Индекс «1» указывает, насколько понижены в данном сорте прочностные характеристики.

Что делают из бакелитовой фанеры

Что делают из этого материала? Еще во времена Великой Отечественной Войны из бакелитовой фанеры производили корпуса для истребителей.

Сегодня ее используют строительные фирмы при изготовлении щитов опалубки для монолитных зданий, для обустройства полов, перегородок, кровли, палуб, перекрытий, внутренней обшивке, для изготовления выставочных стендов. Ею обшивают борта кораблей и грузовых автомобилей.

• производстве автомобилей;• строительных и ремонтных работах.

Листы фанеры используют в гидротехнике при конструировании оборудования (гидрозапирательного) по типу шлюзов и гидрозатворов. Опалубка из фанеры считается долговечной и она не поддается деформации. Однако она — дорогой материал, поэтому листы фанеры применяются больше в профессиональном строительстве и в промышленном производстве.

Преимущества бакелитовой фанеры:

• она не чувствительная к перепадам температуры;

• не содержит никаких вредных веществ, не выделяет токсинов.

Особенности изготовления многослойных плит заключаются в том, что в процессе производства смолой покрывают внутренний и внешний слой. Делают ее из березового шпона по стандартам ГОСТ. Слои шпона при ее производстве пропитываются качественной смолой, а затем при температуре 360 градусов, под большим давлением склеиваются.

В итоге получается долговечный, прочный и тяжелый материал.

Листы ее получаются твердыми, благодаря чему она отлично держит форму даже под большим весом. Материал устойчив к воде, щелочам, кислотам, а также к высокой температуре. Даже при температуре 350ᵒС строительный многослойный материал не воспламеняется.

Дорогостоящая технология производства делает сырье нерентабельным при обшивке дома или при изготовлении простой опалубки, однако его отличные эксплуатационные свойства уже давно оценили в строительстве и химической промышленности. При эксплуатации листы фанеры не покрываются плесенью, она не гниет, а на поверхности плит никогда не появляется грибок.

Другие материалы по теме:

Классификация и описание природных и производственных дефектов фанеры

Источник

Что такое фанера бакелитовая

Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.

Производство и маркировка бакелитовой фанеры

Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:

  1. пропитка шпона крезоло- или фенол-формальдегидной смолой;
  2. прессование и склеивание пластин при давлении 6 атм. (607,95 кПа) и температуре 270°С;
  3. покрытие готовых листов бакелитовым лаком.

На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.

Маркировка отражает следующие моменты:

  • * Ф – фанера;
  • * Б – бакелитовое покрытие;
  • * В – в процессе пропитки шпона использована водорастворимая смола;
  • * С – шпон пропитан спирторастворимой смолой;
  • * 1 – пропитаны все слои шпона;
  • * отсутствие цифры – пропитаны только наружные пластины;
  • * А – фанера предназначена для применения в автомобилестроении.

Марки бакелизированнои фанеры

Марки фанеры

Характеристика марки

Область применения

Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится

Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях

На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола

Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится

Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобиле­строении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями

На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола

Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях

На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола

На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная

Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении

Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.

Свойства фанеры с бакелитовым покрытием

Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:

  • плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
  • высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
  • отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
  • температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
  • не подвергается коррозии и появлению грибка;
  • благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
  • экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.

Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.

Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры

Наименование показателя

Толщина фанеры, мм

Значение для марок

ФБС повышенной прочности

ФБВ, ФБС-А

ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А

1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее

2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее

поперёк волокон наружных слоев

вдоль волокон наружных слоев

3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее

4. Влажность, %

5. Плотность кг/м 2 , не более

Применение бакелизированной фанеры во время войны

Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.

Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл — Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.

Применение бакфанеры в настоящее время

С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.

В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.

Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.

В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.

Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.

Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.

Источник

Что такое бакелитовая фанера, ее особенности и применение

Бакелитовая (бакелизированная, «морская») фанера – строительный материал многослойного типа, получаемый из березового шпона, скрепляемого между собой при помощи специальных фенолформальдегидных смол с термической активностью. Имеет особо высокую прочность и износостойкость. Такие исключительные качества, сравнимые данный тип фанеры приобретает в результате особой обработки, заключающейся в пропитывании внутренних и наружных слоев шпона бакелитовым лаком. Материал, получаемый данным способом, обладает улучшенной влагостойкостью и высокими прочностными характеристиками.

Марки и разновидности бакелитовой фанеры

Фанера, которую часто называют «морской», может эксплуатироваться в температурном режиме от -50 до +50 С ⁰. Она не гниет, не поражается грибками и бактериями, что позволяет применять ее в странах с жарким климатом (тропиках и субтропиках) и в прибрежных зонах. Продолжительность эксплуатации – около 15 лет.

Современная промышленность выпускает две марки бакелитовой фанеры: ФБС и ФБВ, изготовленную на основе смол водорастворимого типа. В свою очередь, они также делятся на несколько основных видов: ФБС, ФБС – 1, ФБС – 1А, ФБВ, ФБВ -1.

Для достижения лучшей прочности и стойкости к различным видам механического, бактериологического и химического воздействия бакелитовая фанера подвергается ламинированию.

Техническое описание и область применения бакелитовой фанеры вышеуказанных марок представлены в таблице:

Марка Описание Варианты использования
ФБС Все слои шпона пропитаны смолой спирторастворимого типа на основе фенолформальдегида. На изготовление наружных слоев идет шпон 1 сорта, внутренних — 2-го. Имеет высокую прочность. Не горюча. Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство. Внутренние работы.
ФБС-1 Прочность материала – более низкая. Нанесение смолы производится на все слои шпона методом промазывания. Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство.Внутренние работы.
ФБС -1А Спирторастворимой смолой промазываются все слои шпона, кроме поперечных. Полностью изготовлена из шпона 2 сорта. Имеет самую низкую цену и слабую стойкость к сложным метеоусловиям. Внутренние работы.
ФБВ Водорастворимая смола пропитывает внешние слои шпона, внутренние – только промазываются. Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.
ФБВ -1 Все слои шпона промазываются формальдегидной смолой водорастворимого типа. Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.

Ламинированная бакелитовая фанера имеет очень гладкую, глянцевую, твердую поверхность. За ней легко ухаживать, она очень прочна и не токсична. Может быть гладкой с обеих сторон или гладкой с одной стороны (с другой – сетка). Разновидность последнего типа (с поверхностью гладь-сетка), именуемая транспортной фанерой, применяется для изготовления противоскользящих полов в кузовах грузовых авто.

Фото бакелитовой фанеры

Свойства и технические характеристики

Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком.

Стандартные параметры материала:

  • Размеры — 5700х1250 мм, 2850х1250, 2500х1250 мм, 2440х1220 мм.
  • Толщина — 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, мм.
  • Плотность материала — 1200 кг/м3.
  • Предел прочности при растяжении вдоль волокон — 73,5 мПа.
  • Прочность на статический изгиб – 78,5 мПа.
  • Стандартные параметры ламинированной фанеры — 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1500х3000 мм.
  • Толщина листов: 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.
  • Ширина полос шпона: не менее 200 мм. Для марки ФБС – не менее 400 мм.

Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.

К ним относятся:

  • Высокая влагостойкость.
  • Долговечность.
  • Не подверженность расслаиванию в процессе эксплуатации.
  • Огнеупорность. При значительном превышении температуры (до 350 С⁰) она обугливается и не поддерживает горение. При этом дым, возникающий в процессе тления, не имеет выраженного удушающего и токсического действия.
  • Хорошая сопротивляемость бактериологическому и химическому воздействию (не боится керосина, морской воды, слабых кислот, щелочей, бензина, не повреждается грибком и плесенью).
  • Экологическая безопасность.

То есть, оценивая этот материал по пятибалльной шкале, можно присвоить ему «пятерки» в области качества, надежности и практичности. Кроме того, он достоин оценки «отлично» за простоту и удобство в работе с ним. Единственное, за что можно немного снизить баллы при оценке фанеры бакелитового типа – ее высокая стоимость.

Этапы и особенности производства

Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.

Сегодня технология производства данного материала состоит из нескольких этапов:

  • В зависимости от сорта и марки конечного продукта шпон полностью погружается в смолу или смазывается ей с обеих сторон.
  • Слои шпона укладываются перпендикулярно по отношению друг к другу и подвергаются прессовке при давлении до 4 мПа.
  • Находясь под давлением в прессе, фанера охлаждается до нужной температуры, после чего, при необходимости, проходит дополнительную обработку (ламинирование, шлифование и т.д.) и раскраивается по заданным стандартам.

Применение и использование

Благодаря своим исключительным физико-техническим параметрам бакелитовая фанера находит применение в различных промышленных отраслях, включая:

  • Строительство. Из нее изготавливают плавучие доки, гидрозатворы и шлюзы, делают опалубку многоразового использования, а также навесы, перегородки и другие малые и большие архитектурные формы в сочетании с другими видами фанеры, например с гибкой или шпонированной.
  • Автомобилестроение. Этот материал используется для обшивки полов транспортных средств различного назначения, из него делают фургоны авто и т.д.
  • Строительство судов. Она идет на обшивку палуб и изготовление морских контейнеров.
  • Машиностроение. Из фанеры данного типа изготавливают внутренние части различных механизированных конструкций.

Постройка лодки из фанеры за 2 недели:

Этот материал очень хорошо зарекомендовал себя при возведении легких конструкций, например, летних садовых домиков и, так называемых, «времянок». Также он может использоваться для внутренней и наружной отделки домов.

Учитывая высокую стоимость этого материала, его нецелесообразно использовать в повседневной жизни (создание опалубки из бакелитовой фанеры, несмотря на все ее достоинства и положительные качества – это все-таки скорее роскошь, чем практическая находка), а вот для таких исключительных случаев, как сооружение лодки или катера он подойдет оптимальным образом.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Бакалавриат строительство уникальных зданий и сооружений
  • Бакалавр техники и технологии по направлению строительство
  • Бакалавр строительство учебный план
  • Бакалавр строительства кем может работать
  • Бакалавр по специальности промышленное и гражданское строительство