Балтийская аэс остановка строительства

Строительство АЭС было заморожено, поскольку «Росатом» не смог договориться о финансировании с европейскими инвесторами.

В пятницу «Интерфакс» распространил сообщение о совещании в «Росатоме», в рамках которого было решено изучить возможность строительства на площадке Балтийской АЭС в Калининградской области энергоблоков малой и средней мощности, однако об остановке строительства еще не сообщалось.

Таким образом, проект, в рамках которого планировалось возвести два крупных блока ВВЭР-1200 и экспортировать энергию в Европейский Союз – пока отложен. Получается, что использование уже заказанного и чрезвычайно дорогого оборудования теперь под вопросом. Технический проект АЭС, тоже не дешевый и уже прошедший все экспертизы, более не соответствует новому плану и должен быть отправлен в корзину, «Росатому» придется оформлять все заново. Слова об «изучении возможности» построить какой-то другой реактор на Балтийской АЭС сами по себе звучат крайне противоречиво – госкорпорация на данный момент практически везде строит только ВВЭР-1200. Приходится констатировать, что проект в том виде, в котором его знали, если не умер, то находится в состоянии комы.

Стоимость Балтийской АЭС оценивалась приблизительно в 6 млрд евро без учета строительства крайне дорогих сетей, без которых станция работать не может. Сети могут увеличить стоимость на 50%.

Экологи празднуют промежуточную победу, ведь «Росатом» планировал построить АЭС, энергия с которой уходила бы в Европу, прибыль в Москву, а самому региону доставались бы лишь ядерные отходы и риск нового Чернобыля.

Не удивительно, что, по опросам общественного мнения, население Калининградской области относилось к Балтийской АЭС негативно.

На данный момент в регионе нет потребности в дополнительной энергии: буквально два года назад в Калининграде была возведена новая газовая станция, которая покрыла энергоспрос. Расчет «Росатома» сводился к тому, что энергия будет экспортироваться в Евросоюз – в первую очередь в Литву и Польшу. Возможно, и в другие страны. Но обе страны, граничащие с Калининградской областью, отказались гарантировать закупки энергии с Балтийской АЭС и предоставлять доступ в европейскую сеть. «Росатом» вел переговоры почти со всеми крупнейшими энергетическими компаниями Европы – в Германии, Италии и Франции. Однако ни одна из них не захотела сотрудничать. Активную роль здесь сыграли экологи, которые ясно дали понять, что у компаний, которые будут покупать энергию с Балтийской АЭС, возникнут серьезные проблемы.

Займы были запрошены у таких крупных банков как итальянский Unicredit, немецкий Hypovereinsbank, французский Societe Generale и др. Однако и здесь вмешались в процесс экологи разных стран, которые принялись объяснять банкирам, в чем проблемы проекта Балтийской АЭС. В апреле отказался от участия в проекте германский Hypovereinsbank. Чуть раньше дал отказ французский BNP Paribas. Итальянский Unicredit и французский Societe Generale заявили, что ожидают выводов собственных экспертов в отношении проекта Балтийской АЭС, на основе которых и будет принято решение о выделении займов. Теперь займы для Балтийской АЭС могут и вовсе не потребоваться.

Одна из главных причин, из-за которой остановился проект Балтийской, АЭС – отсутствие европейских инвесторов, а также импортеров энергии.
Напомню, что в начале 2008 года была одобрена амбициозная программа «Росатома» по строительству 26 новых реакторов до 2030 года. До конца 2009 года Балтийская атомная станция не фигурировала в планах российского правительства. «Росатом» пролоббировал ее включение в государственный план с условием, что будут привлечены европейские инвесторы, которые покроют половину стоимости атомной станции. Интенсивные поиски и переговоры на протяжении последних трех лет так ни к чему и не привели.

Литва на протяжении нескольких лет активно выступает против Балтийской АЭС, предъявляя претензии не только политического характера, но и в сфере безопасности. Например, литовскими властями было заявлено, что реакторы, которые планируется построить на Балтийской АЭС, никогда не проверялись на безопасность в соответствии с методологией, одобренной внутри Евросоюза. На самом деле вопросы из сферы безопасности здесь имеют полное право на существование. Давайте разберемся в тех улучшениях реакторной технологии, о которых известно. На Балтийской АЭС планировали построить новый реактор ВВЭР-1200. В нем предусмотрено такое новшество, как «ловушка расплава». Само по себе это «приспособление» нужно для уменьшения последствий аварии чернобыльского/фукусимского типа, во время которой происходит расплавление активной зоны реактора. Таким образом, наличие «ловушки» свидетельствует о том, что подобная авария возможна. Вместе с этим «ловушка расплава» может поймать лишь расплавленную радиоактивную массу, которая при аварии прожигает основание реактора. Но она никак не поможет сдержать радиоактивный выброс в атмосферу, который нанес основной урон во время Чернобыля. Тогда в чем смысл этого дорогостоящего новшества? Разве что в том, чтобы поставить галочку: у нас есть новая модная штучка, наш реактор самый лучший.

Было бы смешно, если бы не было так грустно: подобные реакторы строятся на Ленинградской и Нововоронежской атомных станциях, а также планируются еще в нескольких областях России, не говоря уже про Белоруссию, Вьетнам, Турцию и другие страны.

История с Балтийской АЭС высветила неспособность «Росатома» устранить критику на европейской арене, неспособность убедить в безопасности своей новой технологии, неспособность привлечь средства европейских инвесторов. Последнее особенно важно. Российские и европейские экологи оказались сильнее, чем одна из наиболее могущественных российских госкорпораций, и пока что успешно справляются с предотвращением поддержки Балтийской АЭС из частных европейских банков.

Проект экспорта энергии из Калининградской области был крайне плохо проработан. В регионе отсутствует инфраструктура, необходимая для передачи энергии как внутри региона, так и в другие страны. Ее строительство, по оценке «Интер РАО» от 2009 года, стоило бы почти 3 млрд евро. Было бы странно инвестировать такое количество средств без каких-либо гарантий сбыта, а их нет. Но без сетевой инфраструктуры проект любой АЭС, хоть с большими реакторами, хоть со средними, не
имеет смысла. Если только «Росатом» не собирается организовать энергоснабжение деревень за счет небольших атомных реакторов. Каждой деревне – по реактору. Тогда большие сети, конечно, не нужны. Как ни крути, а чтобы в Калининградской области появилась хоть какая-то атомная станция, придется очень крупно вложиться, чего «Росатом» решил пока не делать.

Нет никаких сомнений, что о Балтийской АЭС еще будут не раз говорить на различных совещаниях, а также многократно пообещают ее построить. Но Европа повернулась спиной к «блестящему» плану облагодетельствовать ее российской атомной энергией от реакторов, построенных на границе с ЕС, а при таком раскладе проект теряет всякий смысл.

Государственных средств на возведение АЭС потрачено уже довольно много, но, пожалуй, лучше остановиться сейчас и не тратить больше, чем продолжать до «победного». В стране есть немало проблем, которые требуют финансирования: здравоохранение, образование, охрана окружающей среды. Во всяком случае, они куда более приоритетные, чем никому не нужная Балтийская АЭС.

(Впервые эта статья появилась в Газете.ру Публикуется с небольшими изменениями и дополнениями.)

Источник

Балтийская АЭС

Балтийская АЭС мощностью в 2400 МВт, состоящая из двух единиц реактора по 1200 МВт каждая, строится на северо-востоке Калининградской области, в пределах муниципального района Неман.

Управлять АЭС будет госкорпорация «РосЭнергоАтом».

Первоначальная церемония заложения проекта была проведена 25 февраля 2010 года.

Лицензия на строительство 1-ого блока была выдана Ростехнадзором в ноябре 2011 года, а первый бетон для фундаментной плиты был вылит в последнем месяце зимы 2012 года.

Строительство Балтийской АЭС 2-го блока началось с раскопок фундаментной ямы для основных зданий и сооружений 21 июня 2012 года.

Первый блок планируется ввести в эксплуатацию в 2016 году, а второй блок, как ожидается, будет завершен в 2018 году.

Калининградская АЭС – первый российский проект, предлагающий участие иностранных инвесторов (с максимальной долей в 49%).

Это будет также первая АЭС, которая будет использовать оборудование западных компаний, таких как паровая турбина Alstom-Atomenergomash, а также первая, который будет экспортировать большую часть своей продукции.

Расположение, история и детали конструкции

Балтийская атомная электростанция будет расположена в Калининградской области, граничащей с Литвой и Польшей.

Месторасположение находится в непосредственной близости от Эстонии, Латвии и Германии, одного из важнейших торговых партнеров России.

25 сентября 2009 года президентом России Владимиром Путиным был подписан указ о строительстве Балтийской АЭС.

Проект является результатом соглашения о сотрудничестве между “Росатом” и правительством Калининградской области.

Он также включен в декларацию о намерении инвестиционного проекта Балтийской АЭС, утвержденного Росатомом и утвержденного Думой Калининградской области.

Объект спроектирован как модель AES-2006 и будет состоять из двух водо- водоохлаждаемых энергоблоков (ВВЭР-1200) с мощностью в 1200 МВт каждый.

По оценкам, каждый реактор ВВЭР имеет тепловую мощность 250 Гкал / ч и годовую мощность производства 17,4 млрд. киловатт-часов.

Турбинные технологии

Остов турбин, который будет поставляться совместным предприятием AAEM, будет состоять из паровых турбин Alstom ARABELLE, которые, как известно, являются лучшими полускоростными турбинами на рынке.

Турбина будет работать со скоростью 1500 об / мин и иметь входное давление пара в 68 бар.

Применение полускоростной технологии позволяет турбине обрабатывать большое количество относительно холодного, влажного и низкого давления пара, создаваемого крупными ядерными реакторами.

Технология ARABELLE ™ оптимизирует использование высокоэффективного однопоточного расширения пара и позволит производить около 300 МВт для подачи в систему централизованного теплоснабжения Калининграда.

При изготовлении турбины применяется технология сварного ротора, поскольку сталь с низким пределом текучести обеспечивает лучшую устойчивость к коррозионному растрескиванию под напряжением в дополнение к увеличению срока службы.

Экспорт из Балтийской АЭС

«Росэнергоатом» заключил 20-летний контракт с “ИНТЕР РАО ЕЭС”, которая будет экспортировать электроэнергию из БАЭС.

Ожидается, что с 2017 года будет экспортироваться до 1000 МВт электроэнергии.

Источник

Фундамент для ядерного острова

Виталий Алексеевич, в октябре появилась информация о том, что проект станции будет исключен из госпрограммы «Развитие атомного энергетического комплекса» как нецелесообразный для снабжения области электроэнергией. Однако в ходе визита в эксклав министр энергетики Александр Новак заявил, что строительство будет продолжено, но его сроки будут смещены. Можете внести ясность?

Виталий Трутнев: Судьба стройки непростая, причины приостановки активной фазы строительства Балтийской АЭС известны, об этом мы не раз говорили. Когда проект закладывался, была большая уверенность, что нам удастся достигнуть консенсуса со странами Балтии по единой энергетической программе развития. Однако этого не произошло. Прибалтийские республики упорно проводят линию на отсоединение своих энергосистем от ЕЭС России и интеграцию в восточноевропейское энергокольцо. Соответственно, перед руководством концерна «Росэнергоатом» и минэнерго РФ встал вопрос, как мы будем реализовывать проект, изначально построенный в логике того, что Калининград и Прибалтика работают в единой энергосистеме с Северо-Западом России. Сейчас основные усилия «Росатома» и концерна сосредоточены на выработке решений по схеме выдачи мощности, прорабатываемой с учетом меняющейся конъюнктуры электроэнергетического рынка балтийского региона. Приоритет — ориентация на европейских потребителей электроэнергии и инвесторов. В части строительства — на сегодняшний момент остановлена работа по возведению ядерного острова, но продолжаются работы по сооружению объектов инфраструктуры.

БалтАЭС сегодня — это. Продолжите, пожалуйста.

Виталий Трутнев: Это подготовленная к строительству площадка атомной станции с практически уже созданной инфраструктурой — с автомобильной и железной дорогами, складским хозяйством, временными зданиями и сооружениями, электроподстанцией, линией электропередачи, необходимой для обеспечения строительных работ, с фундаментами под основные здания и сооружения ядерного острова. Это группа персонала, способная развернуть масштабную стройку в кратчайшие сроки.

В марте — апреле 2013 года на площадке было занято порядка 1,8 тысячи человек. Сегодня в дирекции трудится менее 130 человек, а на объектах инфраструктуры — около 200. Остальные строители перебазировались на Курскую АЭС-2, на Ростовскую и Ново-Воронежскую станции, часть сотрудников уехала на Белорусскую АЭС, часть трудится на объекте в Турции. Вновь собрать под «свое крыло» нужные кадры сможем очень быстро.

В проект вложены миллиарды рублей, 80 процентов средств потрачены на приобретение оборудования. Мы законтрактовали до 70 процентов оборудования, необходимого для функционирования атомной станции. То есть эти деньги не закопаны в землю, не потрачены впустую. Инвестиции временно заморожены, но они могут быть пущены в ход, если не здесь, то на других объектах «Росатома».

Какие страны задействованы в поставках оборудования?

Виталий Трутнев: Стройка у нас крупная, соответственно, и потребности большие. Во время активной фазы строительства щебень необходимых фракций, которого нет в регионе, везли из Швеции. Системы отопления, которые не производятся в Калининградской области, а из России доставлять сложно и дорого, закупались в Польше. Турбины, дизель-генераторные установки, насосное оборудование для машинного зала второго контура (турбинного острова) для энергоблоков N 1 и 2 Балтийской АЭС изготавливаются на совместном российско-французском предприятии ООО «АЛЬСТОМ Атомэнергомаш», 10 дизель-генераторных установок для обеспечения системы безопасности атомного объекта — французским подразделением немецкой фирмы «МАН-Турбо».

Сегодня активно идет работа по организации его доставки на площадку. Уже поставлены котлы производства Bosch (Германия), на этапе изготовления находится целый ряд узлов и компонентов производства Alstom, MAN, (Франция), AREVA (Франция), KSB (Германия) и других крупных европейских компаний.

История, как с «Мистралями», вам не грозит?

Виталий Трутнев: Нет, все наши заказы на заводах Европы выполняются строго по календарному графику. Ни одно предприятие не приостановило и не расторгло заключенные контракты, даже инициативы такой не проявило. Это касается и французских производителей. Первая партия оборудования под первый блок БалтАЭС уже поступила из Сен-Назера в Балтийск и будет помещена на склад хранения станции, поставки второй партии под второй блок уже начались.

А если решение об активизации стройки затянется, не заржавеет ли оборудование? Не планируется его направить, например, на строящуюся Белорусскую АЭС?

Виталий Трутнев: Речь о демонтаже оборудования с Балтийской АЭС и переносе его для использования на Белорусской АЭС не идет. Что же касается первой части вашего вопроса, могу сказать следующее. В Тверской области на Калининской АЭС, где я работал, блок N 3 был заморожен на 10 лет. Через десять лет в стране появились условия и стройку расконсервировали, в 2004 году этот блок был возведен и запущен, и вот уже десять лет успешно эксплуатируется. Стройку БалтАЭС мы поддерживаем в состоянии полной готовности. Чтобы развернуть полноценную деятельность, нам достаточно будет шести месяцев.

Как идут поиски потребителей атомной энергии? Какие страны рассматриваются в качестве рынков сбыта?

Виталий Трутнев: Европейские инвесторы достаточно активно проявляют интерес к станции. Для них предлагаются различные опции: они могут не только стать покупателями электроэнергии, но и выступить в качестве институциональных инвесторов, поставщиков оборудования для станции или партнеров в сооружении новых энергосетей. Вариантов участия множество, они все прозрачны и привлекательны для инвесторов. Текущий диалог с потенциальными партнерами демонстрирует, что с экономической точки зрения вариант, при котором мы не сможем привлечь капитал или организовать сбыт, крайне маловероятен.

Для обеспечения энергобезопасности эксклава будут построены угольная и три газовые электростанции. На ваш взгляд, малая генерация может стать альтернативой атомной?

Виталий Трутнев: Я бы не ставил так вопрос. Балтийская АЭС — инфраструктурный проект, который концерн «Росэнергоатом» реализует в Калининградской области потому, что она географически находится в Европе, куда, благодаря короткому энергетическому плечу, представляется возможным продавать атомную энергию без большого сетевого строительства. А излишки электроэнергии могут и должны реализовываться внутри региона под промышленные кластеры. Одни продают, а другие покупают, как сегодня это происходит: Литва, не афишируя, покупает в Калининградской области весь избыток вырабатываемой тепловой генерацией электроэнергии. И спрос гораздо больше предложения. Ценовая зона региона — одна из лучших в России, и проект будет выгоден экономически.

Калининградский регион испытывает нужду в дополнительных мощностях. Региональные власти и главная энергетическая компания области «Янтарьэнерго» озабочены стабильностью работы энергосистемы Янтарного края. А стабильность зависит от количества источников генерации — чем их больше, тем устойчивее и надежнее система. Но факт остается фактом: энергосистема Калининградской области уязвима. Это показала авария на двух ЛЭП, идущих от Калининградской ТЭЦ-2. Без электричества на полтора часа осталась западная часть области, где проживает 645 тысяч человек, пока не начались транзитные поставки из Литвы.

Проект сооружения Балтийской АЭС основан на новейших достижениях российской атомной промышленности с точки зрения как безопасности, так и эффективности. При этом реакторы типа ВВЭР за 50 лет безаварийной эксплуатации подтвердили свою надежность и сегодня работают на 56 действующих энергоблоках по всему миру, из которых 18 блоков — в пяти странах ЕС. Проект Балтийской АЭС с реакторной установкой ВВЭР-1200 предусматривает уникальную комбинацию пассивных и активных систем безопасности. Данный проект соответствует всем современным требованиям к безопасности, в частности, требованиям МАГАТЭ и EUR. Балтийская АЭС может успешно противостоять внешним угрозам: землетрясению, наводнению, падению самолета, взрывам, ураганам, а также снеговой и ледовой нагрузкам. Проекты поколения 3+ (АЭС-2006) мы реализуем сегодня в самом Евросоюзе — это АЭС «Ханхикиви» в Финляндии и два новых энергоблока на АЭС «Пакш» в Венгрии. При этом такая же станция в предыдущей модификации (ВВЭР-1000) с 2007 года успешно работает в Китае. Причем настолько успешно, что китайские партнеры заказали еще два энергоблока.

Почему отказались от возведения реакторов малой и средней мощности?

Виталий Трутнев: Год назад, когда активная фаза строительства станции была только приостановлена, правительство РФ стало рассматривать разные источники генерации — газоугольную, а также атомную генерацию малой мощности. Сегодня в России есть проект, который можно реализовать на базе реакторов военно-морского флота. Но экономика этих установок в гражданском исполнении не выдерживает конкуренции с тепловой генерацией, коммерчески они невыгодны в качестве дополнительного источника электрификации региона. Поэтому от этой идеи отказались.

А как вам видится, не затянется ли у нас стройка на десятилетия?

Виталий Трутнев: Верю, что проект будет реализован в ближайшей перспективе. Госкорпорация — огромная организация, несмотря на сложную политическую ситуацию, она выигрывает тендеры на строительство станций в Турции, Венгрии, Финляндии. Уверен, что и регион заинтересован в проекте, который даст мощный импульс развитию всей области. Могу судить об этом по ситуации в Тверской области, где расположена Калининская АЭС. За счет налогов и целевых трансфертов концерна строятся не только внутригородские дороги, но и подъезды к деревням, ремонтируются школы и медицинские центры, возводятся новые объекты. Организации концерна очень дисциплинированные — регистрируются по месту нахождения объекта, платят налоги в местную казну, как и привлекаемые к работам подрядчики. Более 50 процентов бюджета Неманского района, где строится БалтАЭС, сформировано из наших налоговых отчислений, и это при том, что станция как объект еще не вырабатывает продукт и не приносит прибыль. На месте грунтовой дороги, по которой местные жители не могли добраться до поселка Маломожайского, проложили современную трассу. Кроме того, мы реализуем массу социальных и благотворительных проектов для местного населения, которое уже сегодня видит плюсы от строительства атомной станции и с надеждой ждет возобновления строительства в прежних темпах.

На Балтийской АЭС планируется построить два энергоблока по серийному проекту «АЭС-2006» с реакторами типа ВВЭР-1200. Их суммарная уставная мощность составит 2300 мегаватт. Расчетный срок службы БалтАЭС — 50 лет, основного оборудования — 60 лет. Стоимость проекта оценивается в 200 миллиардов рублей.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Балтийская аэс возобновление строительства
  • Балочные конструкции в строительстве это
  • Балласт в строительстве это
  • Балкон на 1 этаже методика строительства
  • Балкон в коттеджах фото строительства