Банк финансирует строительство школы

Школа по концессии: зачем нужно привлекать инвестора для создания образовательных объектов

Прогнозируемый к 2024 году рост детей школьного возраста обострил необходимость создания школ. Однако даже с учетом имеющихся возможностей бюджетов всех уровней и действующих федеральных программ покрыть всю потребность в учебных местах будет сложно. Выходом может стать привлечение инвесторов к созданию таких объектов. Управляющий директор, руководитель Центра ГЧП Сбербанка, Анна Багинская рассказала об опыте банка в создании типовых проектов в сфере образования, а также о преимуществах и сложностях концессий для регионов.

1 июня 2020 года при участии министра просвещения РФ Сергея Кравцова губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, инвестор проекта ГК «Просвещение» и ПАО Сбербанк заложили первый камень в строительство образовательного комплекса «Школа 800» на 4550 мест в Нижнем Новгороде. Этот уникальный и значимый проект по многим причинам уже стал ориентиром для других субъектов РФ. С одной стороны, это первый концессионный проект для создания целого комплекса разнородных объектов образования, объединенных в единое соглашение с объективной технологической связью и серьезной образовательной составляющей, с другой – это первая концессия в сфере образования, реализуемая с привлечением средств федерального бюджета.

Очевидно, что далеко не все регионы смогут позволить себе такие комплексные инновационные объекты без ощутимой федеральной поддержки, тогда как практически для всех губернаторов проблема дефицита мест в школах и дошкольных учреждениях стоит очень остро. Кроме того, выросли требования к образовательной инфраструктуре и ее оснащению, которым не всегда соответствуют существующие объекты. Во многих случаях зоной особого интереса регионов становится создание единых комплексов с преемственностью образования и воспитания детей, начиная с детских садов вплоть до старшей школы.

По последним общедоступным данным, к 2024 году в стране намечается резкий рост численности детей школьного возраста, что неизбежно вместе с текущей второй-третьей сменой в ряде регионов приведет к дефициту более 2 млн мест к 2024-2025 гг. С учетом всех имеющихся бюджетных источников на федеральном и региональных уровнях, потребность в частных инвестициях в данную сферу, по предварительным оценкам экспертов, составляет не менее 500 млрд руб.

Осознавая необходимость кредитного плеча для привлечения частных инвестиций в столь нетрадиционную для инвесторов сферу, Сбербанк еще в 2018 году вывел на рынок специализированный продукт для реализации таких проектов с использованием механизма концессии, который ранее никогда не использовался в сфере образования. Сделали мы это в ответ на запрос ряда регионов и в результате отработки проблематики с Министерством Просвещения РФ. Так на рынке появились первые заключенные по форме банка концессии. В развитие темы, на уровне нескольких субъектов РФ типовые формы, разработанные банком, были утверждены в качестве типовых. За 2018-2019 годы заключено 15 концессий по нашей форме с общей мощностью объектов более 12 тыс. мест и общим объемом инвестиций более 20 млрд руб.

Обозначенная еще в 2018 году задача приобрела новые аспекты: бюджетных возможностей, как и устойчивых подрядных организаций, становится всё меньше, а стратегия выкупа построенных объектов бюджетами разных уровней сейчас практически не реализуется. С другой стороны, строительство инфраструктурных объектов является чуть ли не единственным драйвером экономической стабильности в регионах. В этой связи концессии приобретают особую роль, предоставляя возможность на использование «инфраструктурной ипотеки», ощутимо уменьшая нагрузку на бюджет в моменте.

Для профильных федеральных органов исполнительной власти сейчас как никогда актуально привлечь внебюджетные источники финансирования. Речь идет не только о межбюджетной финансовой поддержке, но и о внедрении механизмов, уменьшающих стоимость долгосрочного заемного финансирования. При этом, многие регионы устанавливают внутренние предельные значения стоимости финансирования для проектов ГЧП, привязанные к ключевой ставке, в то время, как рынок кредитных ресурсов в свете макроэкономических колебаний использует иные рыночные ориентиры. Для того, чтобы разрешить существующие противоречия и выполнить поставленные задачи, нужна интенсивная совместная работа уполномоченных органов исполнительной власти, институтов развития и финансирующих организаций.

Больше новостей и экспертных мнений о рынке ГЧП и инфраструктуры в нашем телеграм-канале !

Источник

​Сбербанк заработает на строительстве школ

Сбербанк намерен принять участие в госпрограмме по созданию в регионах новых школ. Банк предложит инвесторам строить школы по «коробочной» концессии, пишут «Ведомости».

Согласно параметрам госпрограммы, к 2025 году необходимо обеспечить местами еще 6,6 млн школьников. Стоимость программы на 2016—2025 годы — 2,8 трлн рублей, почти 2 трлн из которых потратит федеральный бюджет, а остальные составят частные инвестиции.

Строиться такие школы будут по концессии, рассказали два консультанта инфраструктурных проектов и банкир и подтвердил представитель Сбербанка. Для минимизации юридических рисков инвесторов Сбербанк разработал типичную документацию — «коробочное» решение. Инвестор вложит 30% стоимости проекта, на оставшиеся 70% банк выделит кредит, а залогом будет право на концессии. Расходы же на строительство инвестора компенсирует государство, выплачивая ему фиксированную сумму из бюджета, рассказывает консультант. Ставка кредита будет зависеть от многих факторов, объясняет представитель Сбербанка.

Запрос уже есть на 12 таких проектов общей суммой примерно 12 млрд рублей, говорит представитель Сбербанка, многие появились по частной инициативе инвесторов. Регионы выразили интерес к инвестициям на сумму более 50 млрд рублей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе в программу включено более 50 школ, в Новосибирской и Свердловской областях — по четыре — шесть пилотных проектов. Нужны и относительно небольшие школы на 250—300 человек (стоимость их строительства — около 300—400 млн рублей), и большие — на 1 125 человек (1,3 млрд рублей), говорит представитель Сбербанка.

Инфраструктурная ипотека в отношении объектов социального назначения требует более детальной проработки, работа в этом направлении начнется после результатов первых пилотных проектов, говорит представитель Минэкономразвития.

СберБанк ПАО «Сбербанк России» — крупнейший банк в России и СНГ с самой широкой сетью подразделений, предлагающий весь спектр инвестиционно-банковских услуг. Учредителем и основным акционером Сбербанка является Центральный банк РФ, владеющий 50% уставного капитала плюс одной голосующей акцией; свыше 40% акций принадлежит зарубежным инвесторам. Около половины российского рынка частных вкладов, а также каждый третий корпоративный и розничный кредит в России приходятся на Сбербанк.

По данным Банки.ру, на 1 октября 2020 года нетто-активы банка — 33 860,50 млрд рублей (1-е место в России), капитал (рассчитанный в соответствии с требованиями ЦБ РФ) — 4 873,46 млрд, кредитный портфель — 22 486,93 млрд, обязательства перед населением — 14 207,11 млрд.

Источник

Сколько зарабатывают школы

Разбираемся, как школы устроены с точки зрения бизнеса: какие у них доходы и расходы, кто клиенты и почему инвестор-государство вкладывает в них столько денег.

В Дагестане 1446 школ, а в Магадане — 58

В 2018 году в России было 40 498 общеобразовательных школ — это свежие данные Минпросвещения. В этих школах учились 16 013 569 человек, а работали 2 130 446 учителей, то есть на одного учителя приходилось 7 учеников.

В среднем на регион приходится по 476 школ, но если смотреть количество школ не в среднем, а по регионам, меньше всего школ:

  • в Ненецком автономном округе — 26;
  • Чукотском автономном округе — 41;
  • Магаданской области — 58;
  • Севастополе — 61;
  • Еврейской автономной области — 67.

В этих пяти регионах количество школ меньше ста. Но есть семь регионов, в которых школ больше тысячи:

  • Свердловская область — 1065;
  • Ростовская область — 1156;
  • Краснодарский край — 1221;
  • Республика Башкортостан — 1309;
  • Республика Татарстан — 1394;
  • Московская область — 1400;
  • Республика Дагестан — 1446.

При этом нет прямой корреляции между количеством школ и числом учеников. Например, в Дагестане 1146 школ, в каждой из которых в среднем учится по 278 человек, а в Магаданской области 58 школ, в каждой из которых по 287 учеников, — наполняемость почти одинаковая. А в школах Свердловской, Московской областей, Краснодарского края и Севастополя учеников больше — от 485 до 725 человек.

Норма наполняемости классов — в типовом положении об общеобразовательных учреждениях

В законе нет нормы о том, сколько мест должно быть в школе. Раньше действовала норма о наполняемости — не больше 25 человек на класс, но постановление, в котором она прописана, утратило силу. Еще до 2010 года в санпине для школ прописывали количество учеников и наполняемость классов в точных цифрах, а в новом санпине указывают условия.

Старый санпин для школ
Новый санпин

Количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения по проекту.

Вместимость строящихся городских школ должна быть не больше 1000 человек, сельских — 500 человек.

Наполняемость классов — не больше 25 человек.

Вместимость строящихся школ должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

Количество учеников в классе определяется из расчета площади и расстановки мебели: не меньше 2,5 м² на ученика при обычных уроках и не меньше 3,5 м² для групповых и индивидуальных занятий.

Получается, если построить большую школу с кабинетами по 125 квадратных метров, можно будет формировать классы по 40-50 человек — ведь нормы по количеству учеников на класс или учителя нет.

Чем больше детей, тем больше денег получает школа

В России работает система нормативного подушевого финансирования — это значит, что школы получают деньги по количеству учеников. Чем больше человек учится в школе, тем больше ее финансирование.

Нормы в регионах отличаются. Например, в Москве в 2020 году нормы такие:

  • 135 000 рублей в год на ученика начальной школы;
  • 155 000 рублей на ученика 5-9 классов;
  • 175 000 рублей на старшеклассника.

А, к примеру, в Краснодарском крае на одного ученика городской школы выделяют 26 604 рубля в год. Эти деньги распределяются так:

  • 25 581 рубль — оплата труда;
  • 1004 рубля — учебники и игрушки;
  • 19 рублей — дополнительное образование педагогов.

При этом учитывается, что в сельской местности школы могут не набирать столько учеников, чтобы хватило на нормальную работу. Такие школы называют малокомплектными и финансируют дополнительно: например, в Краснодарском крае такие школы получают по 96 144 рубля в год на ученика. Это в 3,6 раза больше нормы для городской школы.

Сколько стоит построить школу

В среднем строительство школы обходится в 950 млн-1,9 млрд рублей, при этом нет прямой связи между количеством мест в школе и стоимостью строительства.

Объект и госзакупка
Стоимость
Особенности

Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию

Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию

Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию

Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию

Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию

Сложно сказать, 1,9 млрд рублей на строительство школы на 860 мест — это дорого или нет, но, к примеру, на организацию питания в четырнадцати школах Москвы в этом учебном году потратят столько же.

Частные школы тоже получают деньги от государства

Мы попросили директора частной гимназии рассказать, как устроена ее школа, сколько получает денег от государства, как обучает и на что обращают внимание родители при выборе школы.

Рассказывает Лариса Агранович, директор частной гимназии «Эрудит»

Деньги. Аккредитованные частные школы, как и муниципальные, работают по федеральному государственному образовательному стандарту. Учебные планы одинаковые, но частная школа может оказывать дополнительные услуги сверх стандарта.

Об аккредитации школ — статья 92 закона «Об образовании»

Реализация программ в рамках госстандарта частным школам тоже финансируется из бюджета, но только тем, которые аккредитованы государством. Сумма зависит от города: например, наша гимназия находится в Краснодаре и получает по 26 604 рубля на ученика в год. В сумме получается около 10 млн рублей.

Наша гимназия находится в Краснодаре и получает от государства по 26 604 рубля на ученика в год

Всё остальное — кружки, секции, медобслуживание, занятия с логопедом, питание, автобус для учеников, который привозит их в школу и развозит по домам, — оплачивают родители. За одного ученика в месяц родители платят 32 000 рублей.

Программа. В нашей школе все ученики с 1 по 11 класс находятся в школе до 16:00. У начальной школы после уроков идут секции, занятия с логопедом, у средней — секции, кружки, у старшей — подготовка к ЕГЭ.

Родители оплачивают учебу, поэтому частная школа может создавать более комфортные условия: разнообразное питание, классы до двадцати человек в средней школе и до шестнадцати в начальной школе, дополнительные программы.

В муниципальных школах всё то же самое, но предметы изучают целым классом, а мы делим на подгруппы по уровням знаний и по темпу усвоения — так каждый ребенок получает знания в том виде, в котором способен их освоить. При этом группы подвижные: например, есть сильная группа по математике, и, если ребенок чувствует, что не справляется, может перейти в группу обычного уровня, а если наоборот, ученику скучно в обычной, переходит в сильную.

Подготовка к ЕГЭ. В 10-11 классах начинается узкая специализация. Например, ученик хочет поступать на инженера, тогда у него будет больше часов математики, физики и информатики. В государственных школах есть четкий план, условно три часа русского, три часа математики, три часа физики, а мы можем давать больше часов математики и физики, если ученику это нужно для подготовки к ЕГЭ.

Специализация в старших классах позволяет родителям не тратиться на репетиторов. Я так и ставлю задачу учителям: ученики не должны уходить к репетиторам. За счет такой системы наши ученики показывают высокие результаты по ЕГЭ. Например, по русскому языку в 2019 году средний балл по краю — 73,5, а у наших учеников — 88, по профильной математике средний по краю — 58,6, у нас — 64,1.

Родители. Пятнадцать — двадцать лет назад родители приходили на экскурсии по школам, смотрели обстановку, питание, комфортные ли условия, сейчас смотрят на рейтинги по результатам ЕГЭ, педагогов, учебный процесс и выбирают те школы, что дают глубокие, серьезные знания. Мы так и говорим: «Не надейтесь, что здесь учителя будут на извольте-с ставить четверки и пятерки. Будет строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам будет высоким».

Не надейтесь, что здесь учителя на извольте-с ставят четверки и пятерки. У нас строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам высокий

Учителя. Каждый год мы приглашаем молодых преподавателей, чтобы обучать их. Даем минимальную нагрузку, тьюторство, научные проекты, обеспечиваем работой, но они всегда должны присутствовать на уроках того учителя, у которого учатся. Только после внутреннего обучения запускаем в классы как преподавателей.

Костяк у нас из опытных учителей, текучки нет: те, кто начинал работать двадцать лет назад, до сих пор работают. Поэтому и приглашаем новых преподавателей — чтобы омолодить коллектив.

В государственных школах зарплаты у учителей обычно ниже: например, базовая ставка в Краснодаре — 25 581 рубль, в реальности может выходить больше из-за категории педагога, количества часов, классного руководства, но в частных школах всё равно получают больше — 60 000 — 70 000 рублей. При этом многих учителей в государственных школах всё устраивает. Когда я переманивала сильных учителей, делала это в основном за счет высокой зарплаты, но требования у нас соответствующие.

Реклама. Мы не даем рекламу, потому что у нас нет свободных мест сейчас и потому что лучше всего работают рекомендации: родители рассказывают своим друзьям, знакомым о нас, и те потом приходят.

Директор. У нас нет человека, который отдельно занимался бы бизнес-процессами. Все обязанности выполняет директор: ремонт, учебный план, деньги, сотрудники. Директор и учителя, которые открывали школу двадцать лет назад, они же и учредители.

Прибыль. Мы некоммерческая организация, и в нашем уставе прописано, что прибыль мы не извлекаем. У нас расходы равны доходам, и всё, что мы зарабатываем, можем потратить только на уставные цели:

  • оборудование. Например, в каждом классе у нас интерактивные доски и современные ноутбуки, а у каждого учителя — рабочий ноутбук, поэтому не было проблем с дистанционным обучением: учителя взяли ноутбуки, системный администратор настроил доступы, и всё работало;
  • зарплаты учителей;
  • медицинское обслуживание детей;
  • аренда здания;
  • спортивный инвентарь.

И все частные школы прибыли не извлекают: работают, получают деньги и тратят их на аренду, зарплаты, питание и оборудование.

В 2020 году государство потратит на образование 887 млрд рублей

Государство выделяет деньги на образование — например, в ближайшие три года бюджет такой:

  • 2020 год — 887,5 млрд рублей;
  • 2021 год — 927,7 млрд рублей;
  • 2022 год — 886,5 млрд рублей.

Если посчитать, что в России всего 16 013 569 учеников, на каждого из которых, допустим, выделяют 25 000 рублей в год, получится 400 млрд рублей — это чуть меньше половины годового бюджета на образование. Оставшихся денег хватит на строительство примерно 325 новых школ.

Для сравнения на оборону в 2020 году запланировано потратить 1,894 трлн рублей — это в 2,1 раза больше, чем на образование.

Мы попросили экономиста рассказать, зачем государству тратиться на школы, как от них зависит уровень благосостояния страны и правда ли, что правительству выгодно некачественное образование.

Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук

Состояние экономики любой страны — сколько производят, какого качества, за какие деньги — определяется факторами производства. Основных фактора два:

  • капитал — заводы, здания, станки, оборудование, технологии;
  • труд — трудовые ресурсы страны.

Чтобы всё это работало, нужен высокий уровень образования трудовых ресурсов. Если страна хочет использовать высокие технологии, например искусственный интеллект, ей нужны трудовые ресурсы, которые знают, что это такое, и умеют использовать в работе.

Например, в 1930-е годы СССР покупал за золото заводы и фабрики у Запада под ключ — по ставками, технологиями и оборудованием. Но практически на всех этих заводах производительность была ниже, чем на таких же американских и немецких, хотя станки и технологии были одинаковыми. Уровень образования трудовых ресурсов был ниже, из-за этого падала и производительность.

Если государство хочет, чтобы в стране люди богатели и был экономический рост, ему важно вкладывать деньги в образование трудовых ресурсов. Человека с общим школьным образованием можно принять на государственную службу, взять в армию, он может прочитать законы и выполнять их.

Теоретически государство могло бы подождать, пока люди начнут сами вкладывать деньги в образование, но тут появляется проблема с тем, что денег у людей нет. Поэтому на практике почти во всех странах мира школьный уровень образования оплачивает государство. Да, есть частные школы, но большая часть школ — государственные.

Есть стереотип о том, что проще управлять глупыми людьми, поэтому государство сознательно снижает качество образования — это миф, никакого конспирологического заговора против образования нет. За последние 20-30 лет образование в России не стало хуже, оно просто стало другим.

Еще говорят, что ЕГЭ — это диверсия, но это сказки. Чтобы создать единую систему тестирования для всех школ, нужно ориентироваться на основную массу учеников. Тогда получится дать всем ученикам равные возможности. В СССР, о качестве образования которого ходят легенды, большинство школ давали низкий уровень образования, например в поселках, небольших городах, и дети из этих школ не поступали в столичные вузы. Без репетиторов, дополнительной подготовки и курсов при вузах поступить было нереально.

Система ЕГЭ как раз нужна, чтобы убрать из цепочки репетиторов, курсы при вузах и коррупцию при поступлении. Система рассчитана на некий средний уровень образования, и она хорошо работает на примере средних учеников. ЕГЭ может сбоить на очень умных учениках с нестандартным мышлением, но в среднем работает без сбоев.

Когда ЕГЭ ввели, оно и показало, что уровень образования в стране средний, не плохой и не хороший. В реальности так и есть, это подтверждается международным исследованием PISA — это исследование оценивает уровень подготовки школьников в разных странах.

По этому исследованию в 2015 году Россия среди 72 стран заняла:

  • 26-е место по читательской грамотности;
  • 23-е — по математической грамотности;
  • 32-е — по естественнонаучной.

А в 2018 году уже среди 78 стран позиции были такими:

  • 31-е место по читательской грамотности;
  • 30-е — по математической грамотности;
  • 33-е — по естественнонаучной.

В целом российские школьники где-то в середине рейтинга. Есть исследование, которое показывает, что качество образования зависит от одного критерия — финансирования. Чем выше в стране уровень ВВП, тем лучше финансируется образование и выше результаты PISA.

Ситуация такова, что наше государство готово выделять на образование меньше денег, чем другие страны, но больше на силовиков, чиновников — и это не сознательная война против школ, а просто другие интересы.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Банк финансирования коммунального и жилищного строительства
  • Банк российский капитал строительство
  • Банк россельхозбанк кредит на строительство
  • Банк открытие кредит на строительство дома
  • Банк москвы строительство жилого дома