Механизм рыночной экономики в строительстве

Механизм рыночной экономики в строительстве

Введение

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. Актуальность определила цель работы – изучить механизм рыночной экономики в строительстве, его сущность и особенности.

Для реализации целей курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:

1) Выявить особенности строительного рынка как открытой организационно-хозяйственной системы.

2) Изучить механизм проведения аукционов, заключения подрядных договоров.

3) Изучить механизм использования лизинга в строительстве.

4) Выполнить расчет сметы общепроизводственных затрат, калькуляции строительных работ и технико-экономических показателей строительного участка.

Курсовая работа состоит из введения, основной части (теоретической и расчетной) и заключения. В работе 3 рисунка, 14 таблиц и 1 приложение. Список литературы включает 13 источников.

Механизм рыночной экономики в строительстве

1.1 Строительный рынок – открытая организационно-хозяйственная система

Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные и экономические интересы [5, С.54].

Строительный рынок как система включает:

а) субъекты (элементы) строительного рынка;

б) объекты (предметы) рыночных отношений;

в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;

г) рыночный механизм;

д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка.

Субъектами (элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций.

Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция (здания сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование.

Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т.д.[7].

Саморегулирование процессов рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов, представляющих собой аукционы по купле продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения.

Источник

3. Механизм рыночной экономики в строительстве

3.1. Особенности строительного рынка

Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные и экономические интересы.

Строительный рынок как система включает:

а) субъекты (элементы) строительного рынка;

б) объекты (предметы) рыночных отношений;

в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;

г) рыночный механизм;

д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка.

В свою очередь, субъектами (элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций.

Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция (здания сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование.

Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует

институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т.д.

Саморегулирование процессов рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов, представляющих собой аукционы по купле продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения.

Главными задачами информационной системы строительного рынка являются следующие:

— знание потребностей в строительной продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов);

— владение информацией о текущих производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфике выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполняемых ими работ (банк данных по строительно-монтажным организациям);

— владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций (банк предприятий промышленности строительных материалов);

владение информацией по рынку труда в строительстве;

— владение информацией по инвестиционным проектам, обладающим коммерческой состоятельностью.

Источник

Особенности строительного рынка

Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные и экономические интересы.

Строительный рынок как система включает:

а) субъекты (элементы) строительного рынка;

б) объекты (предметы) рыночных отношений;

в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;

г) рыночный механизм;

д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка.

В свою очередь, субъектами (элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций.

Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция (здания сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование.

Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует

институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т.д.

Саморегулирование процессов рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов, представляющих собой аукционы по купле продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения.

Главными задачами информационной системы строительного рынка являются следующие:

— знание потребностей в строительной продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов);

— владение информацией о текущих производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфике выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполняемых ими работ (банк данных по строительно-монтажным организациям);

— владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций (банк предприятий промышленности строительных материалов);

владение информацией по рынку труда в строительстве;

— владение информацией по инвестиционным проектам, обладающим коммерческой состоятел

Сегментация рынка строительной продукции – довольно сложный процесс. Чтобы обеспечить получение желаемого результата, необходимо следовать определенным правилам:

•между потребителями должны быть значительные различия для образования сегментов;

•каждый сегмент должен быть четко ограничен;

•у строительной организации должна быть возможность определить характеристики и требования потребителей;

•выбранные сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения необходимой доходности;

•сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов сбыта.

Опыт сегментации рынка свидетельствует о том, что существуют определенные ограничения при формировании рыночного сегмента:

•нельзя разбивать рынок на слишком мелкие сегменты;

•сегментация требует больших затрат;

•возможно искажение информации о реальной емкости рынка.

Как правило, на рынке строительной продукции выделяют три крупных и устойчивых во времени сегмента:

•строительные материалы и конструкции, используемые строительными организациями;

Среди факторов, определяющих позицию строительной продукции на рынке, можно отметить цену, качество и ее имидж.

Логическим продолжением процесса сегментирования являетсяпозиционированиестроительной продукции на рынке. Позиционирование позволяет сформировать в сознании потребителей особенности данной продукции, отличающие ее от конкурентов.

Возможные тактические приемы рыночного позиционирования сводятся к следующему:

•позиционирование на основе рыночных преимуществ товара (более комфортное жилье, престижные районы застройки);

•позиционирование путем расширения круга потенциальных покупателей (предоставление жилья в рассрочку);

•позиционирование за счет повышения престижности товара (использование прогрессивных архитектурных решений);

•позиционирование, базирующееся на основе сильных и слабых сторон конкурентов.

30.особенности ценообразования на строительном рынке

Ценообразование в строительстве — это механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования.

Цена услуг и продуктов в условиях рынка является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на экономическое положение фирмы. Все основные показатели производственной деятельности фирмы (объем капитальных вложений, себестоимость продукции, производительность труда, фондоемкость и др.) связаны с ценами и зависят от них. Цена является основой планирования и финансирования капитальных вложений, расчёта эффективности инвестиционных проектов, организации внутрипроизводственных экономических отношений, оценки итогов деятельности фирмы, исчисления экономического эффекта от внедрения новой техники.

Цена влияет на развитие строительного производства, повышение его эффективности через свои функции. Главная функция цены — это количественное выражение стоимости создаваемой строительной продукции. Тем самым, как измерительный инструмент, цена определяет затраты общественно необходимого труда по организации материальных процессов и финансовых операций. Кроме того, она выполняет и стимулирующую функцию по снижению трудовых, материальных и денежных затрат в строительстве и повышению его эффективности. В основном, используются следующие формы цен: прейскурантные оптовые цены; максимальные и договорные. Прейскурантная цена — это цена, основанная на общественно необходимых затратах труда и утвержденная государством. Это — «твердая» цена, действующая в виде прейскурантов на типовые здания и сооружения и на укрупненные элементы строительства. Под влиянием научно-технического прогресса и взаимоотношений в обществе, данные цены периодически пересматриваются. Максимальная цена — это лимитная сметная цена отдельных зданий, сооружений и их комплексов: предприятий, массивов, поселков и т. п. Ее уровень во многом определяется проектными организациями и утверждается министерствами и ведомствами, выдавшими задание на проектирование. В процессе рабочего проектирования лимитные цены подлежат снижению. Договорная цена представляет собой неизменяемую (стабильную) сметную стоимость строительной продукции в течение всего периода строительства, устанавливаемую заказчиком по договоренности с подрядчиком. Основной для установления договорных цен должны являться сметные расчеты или расчетная стоимость строительства, определяемая в составе технико-экономического обоснования и технико-экономического расчета. Договорные цены на строительную продукцию — важный элемент совершенствования хозяйственного механизма в строительстве на основе использования товарно-денежных отношений.

Основным инструментом для определения цены или стоимости объектов в строительстве является единичная расценка (стоимость) отдельного вида строительно-монтажных работ, совокупности элементарных технологических операций или отдельного элемента сооружения. Единичные расценки могут быть нормативными или индивидуальными; индивидуальные расценки применяются, как правило, на крупных объектах, сооружаемых с использованием нетрадиционных строительных технологий или механизмов, или в тех случаях, когда большинство строительных материалов изготавливается непосредственно на строительстве. Единичные расценки включают в себя только прямые затраты. Учет плановых накоплений, накладных расходов и налогов производится в сметном расчете. Нормативные расценки разрабатывает и устанавливает ФАУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС).

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Механизм получения разрешения на строительство
  • Механизм долевого участия в строительстве
  • Механизм в строительстве это
  • Механизированные работы в строительстве
  • Механизированные процессы в строительстве