План строительства дорог в уфе до 2020 года

Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)

О проекте

Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа

Уфа входит в число крупнейших экономических, культурных и научных центров страны, сейчас это один из наиболее динамично развивающихся городов-миллионников, средоточие уникальных объектов культуры и туризма, образовательный центр и ядро столичной городской агломерации.

Для Института Генплана Москвы разработка генплана Уфы – знаковый проект, поэтому предпроектным исследованиям и обсуждениям уделялось особое внимание. В ходе работ над проектом был проведен сбор исходных данных и выполнена обширная предпроектная аналитика: анализ агломерационных и региональных связей, границ реального города, демографический прогноз, анализ городской экономики и землепользования ключевых предприятий, транспортное исследование с использованием транспортной лаборатории, камер видеонаблюдения, данных сотовых операторов, анализ экологических проблем, социальной и инженерной инфраструктуры.

Концепция пространственного развития Уфы разработана в нескольких вариантах, для обсуждения которых была организована серия круглых столов и открытых обсуждений получившихся наработок. Каждая из предложенных концепций прошла через транспортное и балансовое моделирование, на базе объективных данных которого был предложен итоговый вариант развития города.

Общественное обсуждение проектных решений

Социологический опрос по транспортному поведению населения (более 2700 респондентов в МФЦ и детских садах города)

2 круглых стола в рамках разработки Концепции пространственного развития (2 этап)

Привлечение соисполнителей к разработке 2-х из 3-х вариантов Концепций пространственного развития по результатам открытого конкурса

Опрос жителей на сайте Института (более 3000 респондентов)

Cерия открытых докладов разработчиков на фестивале Экоберег-2019

Пресс-конференция в Уфе

Открытое обсуждение Генерального плана Уфы, организованное Главархитектурой города, с участием разработчиков.

Анализ контекста и преемственность решений

При разработке генплана Институт всегда рассматривает город в контексте социально-экономических связей с ближайшими муниципалитетами и с регионом в целом. Для Уфы на основе данных сотовых операторов были определены реальные границы города – то есть та территория, для которой Уфа важна как «поставщик» рабочих мест и досуга. Эти данные важно иметь, чтобы оценить и смоделировать реальную нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру города, а также увидеть основные направления развития агломерации.

Еще один контекст, в который вписываются решения генерального плана – это контекст документов градостроительного и стратегического планирования. Проект генплана увязан с ключевыми направлениями развития, указанными в Схеме территориального планирования республики Башкортостан и Стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа. Учитывалась уже существующие проекты планировки кварталов и микрорайонов и, конечно, мероприятия текущего генерального плана тоже брались в расчет.

Таким образом, предлагаемый проект генплана – результат детального предпроектного анализа и моделирования, а также обсуждений среди активистов, экспертов и бизнес-сообщества.

Концепция развития

Основными принципами разработки итоговой концепции и материалов генплана являются:

  • Устойчивое, комплексное и сбалансированное развитие города
  • Обеспечение функций Уфы как столицы Республики Башкортостан
  • Баланс мест проживания и приложения труда, сокращение маятниковых поездок
  • Плотный развитый центр и периферия с локальными центрами – полицентричное развитие города
  • Развитие в контексте агломерации
  • Опережающее развитие транспортной, социальной и инженерных инфраструктур
  • Комплексное развитие, создание районов смешанного функционального использования, недопустимость спальных районов
  • Формирование природно-рекреационного комплекса города с усилением рекреационной роли природных территорий и бережным и эффективным использованием экологического потенциала в интересах жителей
  • Гармонизация новой застройки и объектов культурного наследия
  • 100-процентная обеспеченность объектами социальной инфраструктуры
  • Индивидуальное лицо периферийных районов
  • Многообразие типов городской среды и комплексности застройки жилых территорий, повышение качества городской среды

К итоговой концепции Институт пришел через многочисленные этапы моделирования. Наряду с полицентричностью рассматривались и концепция компактного города, и вариант рассредоточенного развития, однако именно выбранная концепция по результатам проверки на моделях оказалась наиболее сбалансированной с точки зрения доступности рабочих мест и нагрузки на транспорт.

Важная особенность выбранной модели в том, что она предполагает сбалансированное развитие: как центральной части города, так и поэтапное – периферии, сопровождаемое опережающим развитием транспортной, социальной и инженерных инфраструктур этих частей города. При этом периферийные районы должны получить комплексное развитие, индивидуальный облик и насыщение, исключающее их превращение в спальные районы.

Проект генплана выделяет несколько опорных центров, где будут создаваться новые кластеры с рабочими местами. Для этого в документе:

  • заранее резервируются территории под исключительно нежилые функции,
  • реорганизуются отдельные промышленные территории внутри Полуострова,
  • формируются новые логистические и производственные центры на периферии, с опорой на агломерационные связи.

Источник

Администрация Уфы опубликовала план по развитию дорожной сети до 2038 года

Мэрия опубликовала план по развитию системы транспорта и дорожной сети до 2038 года. Соответствующее постановление размещено на официальном портале администрации.

В рамках проекта запланировано развитие и приведение в нормативное состояние автодорог, а также устранение перегрузки дорожной сети городских агломераций.

Комплексные схемы организации дорожного движения на период до 2038 года включают в себя четыре срока планирования: период с 2019 года по 2021 год, период с 2022 года по 2023 год, период с 2024 года по 2028 год, период с 2029 года по 2038 год.

До 2021 года запланировано:

— строительство улицы Валерия Лесунова на участке от Сельской Богородской до бульвара Тухвата Янаби и бульвара Баландина на участке от Валерия Лесунова до Ферина;

— продолжение улицы Георгия Мушникова от Шолохова до Сельской Богородской;

— строительство улицы Рудольфа Нуреева на участке от Энтузиастов до Бульвара Давлеткильдеева и Бульвара Давлеткильдеева от Комсомольской до Энтузиастов, а также улиц Рехмукова и Гареева;

— строительство улицы Рудольфа Нуреева на участке от Бульвара Давлеткильдеева до Уфимского шоссе;

— строительство улицы Новогорная до Рудольфа Нуреева и улицы Кольская от Рудольфа Нуреева до Баязита Бикбая, продление до Жукова;

— строительство улицы Ватутина от Уфимского шоссе до Сипайловской;

— строительство улицы Исследовательская, Генерала Кусимова, Мечтателей в Демском районе;

— реконструкция улиц Комсомольская, 8 марта;

— реконструкция улицы Пугачева от Сочинской до Бельской;

— реконструкция улицы Пугачева от Бельской до Армавирской;

— строительство транспортной развязки на пересечении Пугачева и Армавирской;

— строительство путепровода через ЖД пути в посёлке Зинино;

— строительство подземного перехода у Монумента Дружбы;

— строительство продолжения Айской до Софьи Перовской;

— строительство улицы Генерала Рыленко;

— строительство улицы УДС возле Центра спортивной подготовки в Затоне;

— строительство бульвара Баландина.

— капитальный ремонт моста через реку Уфа в посёлке Шакша;

— капитальный ремонт пролета моста в створе Галле;

— строительство улиц Парадная и Отечественная в Нагаево;

— реконструкция развязки на пересечении проспекта Салавата Юлаева и Заки Валиди;

— строительство продолжения Летчиков и Полковника Меликова;

— строительство продолжения улицы имени города Галле;

— строительство улицы Домостроителей в Елкибаево;

— реконструкция улиц Дагестанская и Исследовательская в Дёме;

— строительство улицы А. Спивака в Максимовке;

— строительство улицы Кобелева, продолжения улицы Ферина;

— реконструкция улиц Чернышевского, Айская (участок);

— реконструкция Рабкоров от Авроры до Менделеева, улицы Ураксина;

— строительство улицы Бельская.

— реконструкция улицы Ленина на участке от бульвара Ибрагимова до Вокзальной;

— строительство моста через реку Белая (Кузнецовский Затон);

— строительство и реконструкция дороги от Пугачева к развязке около Меги;

— строительство многоуровневой развязки на пересечении Вокзальной, Ленина, Крупской;

— строительство улицы Крупской;

— строительство многоуровневой развязки Крупской – Затонское шоссе;

— строительство и реконструкция западного шоссе на участке от Ленина до Шафиева;

— реконструкция Шафиева на участке от Зорге до Западного шоссе;

— реконструкция многоуровневой развязки Шафиева – Западное шоссе;

— реконструкция Шафиева на участке от Энтузиастов до проспекта Октября;

— реконструкция Энтузиастов на участке от Лесотехникума до Шафиева;

— реконструкция улицы Мингажева;

— реконструкция развязки Мингажева – проспект Салавата Юлаева;

— реконструкция улицы Сун-Ят-Сена до Степана Злобина;

— строительство моста через реку Белая в створе Интернациональной;

— реконструкция Менделеева от Караидельской до Сочинской;

— строительство продолжения Мушникова до Машиностроителей;

— строительство многоуровневой развязки на пересечении Мушникова, Интернациональной, Машиностроителей;

— строительство участка дороги от Западного шоссе до Алексеевского шоссе;

— строительство улицы Северных Амуров в Елкибаево;

— строительство проспекта Содружества в Елкибаево;

— строительство улицы Правды в Дёме;

— строительство улицы Михаила Зайцева в Затоне;

— строительство улицы Посадская;

— строительство улицы Геофизиков в Кузнецовском затоне;

— строительство продолжения проспекта Салавата Юлаева от Маршала Жукова до Сельской Богородской (1-я очередь).

— строительство Западного шоссе на участке от Шафиева до Интернациональной;

— строительство Западного шоссе до Соединительного шоссе;

— строительство многоуровневой развязки на пересечении Интернациональной и проспекта Октября (улица Тоннельная);

— строительство многоуровневой развязки на пересечении Западного шоссе с Интернациональной;

— строительство проспекта Салавата Юлаева от Сельской Богородской до Интернациональной;

— строительство связки и многоуровневой развязки к автодороге М-5 в створе Сельской Богородской;

— автодорога М-7 – Алексеевское шоссе;

— реконструкция Интернациональной от Машиностроителей до проспекта Октября;

— строительство многоуровневой развязки Интернациональная – Ульяновых;

— строительство многоуровневой развязки Интернациональная – Александра Невского;

— строительство многоуровневой развязки Интернациональная – Вологодская;

— строительство моста через реку Белая (Нижегородка);

— реконструкция автодороги Дема – Миловка – Затон;

— строительство автодороги Ветошниково – мост через реку Белая (Нижегородка);

— строительство автодороги, моста через реку Белая (Нижегородка) – Пушкина;

— строительство улицы Дзержинского;

— реконструкция улицы Вокзальная на участке от Ленина до пересечения с продолжением Пушкина;

— строительство продолжения проспекта проспекта Салавата Юлаева от Маршала Жукова до Сельской Богородской (2-я очередь);

— строительство транспортной развязки на пересечении с Бикбая;

— строительство транспортной развязки на пересечении с Жукова и Сельской Богородской;

— строительство моста через реку Уфу в Инорсе;

— строительство автодороги на трассу М-5;

— строительство многоуровневой развязки с улицей Перспективной;

— строительство многоуровневой развязки с трассой М-5;

Источник

План застройки Уфы

Городской округ город Уфа — сердце Республики Башкортостан, центр развития и процветания Республики. Как и любой центральный субьект, Уфа не может не развиваться, напротив, развитие города идет стремительными шагами на пути к образованию еще более мощного, еще более сильного участника экономики России. О планах развития города нам расскажет Генеральный план развития Уфы, разработанный МУП АПБ Главархитектуры г. Уфы.

План современного использования территории Уфы

Корректировка генерального плана Уфы

1. Архитектурно-планировочный каркас

Уфа – город с богатой историей и непростой судьбой. Заложенный в 1574 году, он уже в 1586 году получил статус города, в 1802 году стал центром обширной губернии, административной и экономической столицей степного Предуралья. На протяжении XIX и XX веков город бурно развивался, превратился в город — «миллионник», важнейший экономический центр России, столицу крупного субъекта Российской Федерации.

В наше сложное время остро стоит вопрос о путях дальнейшего развития города.

Должен ли измениться характер его развития, какие имеющиеся ресурсы должны быть востребованы и задействованы, какие территории следует вовлечь в процесс роста городских земель и с какой целью?

В какой мере может быть использован накопленный городом промышленный, финансовый и интеллектуальный потенциал в условиях изменившейся экономической политики?

На многие из этих вопросов ответ должен дать генеральный план развития города.

В компетенцию генерального плана входят, прежде всего, вопросы территориального развития города, использования его земель, совершенствования его пространственно-планировочной структуры. Генеральный план является сводом документации градостроительного характера, отражающим комплекс сложных социально-экономических условий, затрагивающих все стороны внутригородского развития и судьбы горожан.

Развитие городов в последние 10-15лет вошло в кризисную фазу, которая прямо связана с переживаемыми изменениями в стране. Кризисная ситуация выразилась в качественном изменении прогнозов развития города, в иной оценке перспектив пространственной структуры его роста, развития транспортной и инженерной инфраструктуры.

Градостроительные службы г.Уфы выбрали путь постоянного мониторинга стремительно меняющейся ситуации и по мере выявления «узких» мест старались оперативно реагировать на происходящие изменения разработкой соответствующей документации градостроительного и нормативного характера.

Этим объясняется динамика появления градостроительных документов, регулирующих развитие города – ТЭО генерального плана (1987г.), Схема генерального плана Большой Уфы (1993г.), Генеральный план города (1995г.), которые выполнялись Ленгипрогором, и серия документов проектного характера, разработанная в период 1998-2005гг. ЗАО «Ленпромстройпроект». В число этих документов входят:

  • «Эколого-экономическое обоснование функционального зонирования территории» и «Оценка стоимости земли, расчёт ставок земельных платежей по зонам градостроительной ценности», выполненные в 1998 году;
  • «Зональный регламент» и «Разбивка земель на зоны, массивы и кварталы» (1999г.);
  • «Концепция повышения использования территории города за счёт развития транспортной инфраструктуры» (2000г.);
  • «Концепция инвестиционного развития северной промышленной зоны» (2001г.);
  • «Концепция развития схемы теплоснабжения города на период до 2020г.» (2002г.);
  • «Схема дренажно-ливневой канализации города Уфы на 2010-2020гг.» (2003г.);
  • «Технико-экономические обоснования использования железной дороги для внутригородских перевозок в г.Уфа», «Положение о резервировании территорий в городе для государственных и общественных нужд», «Положение о порядке межевания территории» (2004г.).

Этими документами закладывалась база для регулирования градостроительной деятельности в городе. Помимо этого, ЗАО «Ленпромстройпроект» разработал документацию по проектам отдельных градостроительных узлов и районов города: Южный планировочный район, Жилой район «Затон», Жилой район «Кузнецовский затон», Проект Центральной торгово-пешеходной зоны ул.Социалистической.

Накопленный опыт позволил приступить к корректировке генерального плана города, разработанного в 1995году.

Предшествующий генеральный план г.Уфы, выпущенный в 1995году, суммировал знания по развитию города, накопленный в советский период. Он попытался ответить на вопросы, поставленные жизнью перед городом в период рыночных реформ за 1991-1994гг.

В настоящее время развитие страны и, в том числе г.Уфы, ушло далеко вперёд, поэтому прогнозы первой половины 1990-х годов нуждаются в серьёзном пересмотре и переоценке. Анализ Генерального плана 1995г. показывает, что отдельные его установки были выбраны правильно и могут быть приняты в качестве основы для нового генерального плана, а другие положения должны быть пересмотрены.

В число базовых положений, которые не приняты на перспективу, входят:

  • завышение прогнозной численности населения города, которая прогнозировалась на уровне 1150-1200тыс.человек;
  • предложение по созданию «параллельного» города, восточнее р.Уфы;
  • сохранение эксцентриситета центра города относительно остальной застройки;
  • сохранение структурной однородности городской застройки, характерной для советского периода;
  • недооценка развития сферы услуг и финансово-деловой активности в формировании городской среды, особенно формировании центра города.

Проектировщики предшествующего генерального плана проделали большую работу по выявлению узловых точек развития города и предложили мероприятия, направленные на совершенствование городской структуры. Однако не была проведена оценка реальных возможностей городского бюджета и степени развития строительного комплекса. Запланированные объёмы капитальных вложений, строительно-реконструктивных работ превышали возможности города.

В результате, реалистичность генерального плана г.Уфы была поставлена под сомнение и появилась настоятельная необходимость в корректировке его основных положений.

Ошибка в определении прогнозной численности населения повлекла за собой ориентацию на серьёзное территориальное расширение города, выход за пределы водораздельного плато в сторону района Шакша-Юрмаш. Ориентация на нормативы и стандарты советского периода в оценке прогнозных параметров развития сферы услуг и коммерческо-деловой активности вызвала недооценку ресурсной базы для развития центральных функций и реконструкции городской среды.

Решение транспортной проблемы виделось как сочетание развития системы скоростных дорог и магистралей непрерывного движения с линией метрополитена, пронизывающих город в меридиональном направлении. Отсутствие необходимых капитальных вложений в строительство метрополитена заставляет сегодня искать альтернативные решения.

Провозглашённый в генеральном плане курс на развитие исторического центра города в значительной степени был обесценен слабой ресурсной базой для создания насыщенной городской среды, присущей центру миллионного города. Административно-управленческий ресурс, являвшийся в советской градостроительной традиции основным средством создания городских центров, не обеспечивал необходимого средового разнообразия и высокой функциональной плотности.

В сфере обслуживания, следование принятым нормам советского периода приводило к ориентации на систему обслуживания по месту проживания, с более-менее равномерным покрытием территории города сетью объектов торговли и сферы услуг. В тоже время возможность концентрации этих объектов в центре рассматривалась как избыточная, связанная с перерасходом ресурсов.

На период разработки генерального плана роль и значение объектов финансово-деловой сферы и ее удельный вес в структуре центра недооценивались, в практике функционального зонирования отсутствовало понятие финансово-делового центра как ведущей зоны, определяющей значение городского центра и его специфику.

Разработчики предыдущего генерального плана сформировали городской центр вдоль ул. Ленина, сконцентрировав учреждения республиканского уровня (административные, научные, культурно-познавательные), как имеющие наибольшее статусное положение. Объекты обслуживания были сгруппированы в транспортных узлах и на подступах к центру, финансово-деловой центр не выделялся как особая зона городского центра.

На уровне предыдущего генерального плана возникало понимание исчерпанности пути гипертрофированного наращивания промышленного потенциала. Территориальные особенности г.Уфы привели к тому, что в продолжении оси развития городской застройки в предела Уфимского полуострова возник город промышленности, по площади сопоставимый с основным. Места проживания и места приложения труда получили сообщение – по последовательно-линейному принципу, со всё большим удалением промзон от территории жилой и общественной застройки.

Генеральный план 1995г. давал оценку территориального роста промышленной зоны города, как предельную и прогнозировал дальнейшее развитие промышленности города на тех же площадях за счёт внедрения высоких технологий. В 2001 году ЗАО «Ленпромстройпроект» предложил концепцию разуплотнения Северной промышленной зоны, формирования внутренних «зелёных коридоров» и насыщение её элементами научного и бытового сервиса, приблизив, тем самым, структуру промышленной зоны к структуре собственно города.

Резервом развития промышленного потенциала города остаётся перепрофилирование предприятий на выпуск наиболее конкурентоспособной продукции. Предлагается вынос части предприятий из жилых районов и зоны центра.

Корректировка генерального плана использует прошедшие проверку временем положения:

  • развитие транспортных коммуникаций;
  • курс на активную реабилитацию исторического центра;
  • активная застройка Старой Уфы и Нижегородки;
  • выход застройки за пределы Уфимского полуострова в районы Дёмы, Затона, Чесноковки, Нагаево и Шакши;
  • повышение удельного веса общественной застройки за счёт объектов сферы услуг и торговли;
  • развитие малоэтажного типа застройки как массового жилья;
  • организация системы скоростных автомагистралей и развязок (других видов скоростного транспорта), как средство решения транспортной проблемы города.

Генеральным планом 1995года предусматривалось развитие селитебных территорий за пределами Уфимского полуострова, прежде всего в районах Шакша Юрмаш, Дёма и Затон.

Предложения по новому генеральному плану меняют акценты застройки – предпочтение отдаётся западному направлению, прежде всего Затона, Дёмы и зоны аэропорта (Чесноковка-Уршак). В этих районах предполагается активное жилищное строительство в пределах транспортной доступности до центра города, сравнимой с аналогичной доступностью от районов Уфимского полуострова — Сипайлово и Черниковск.

Предполагается полный отказ от идеи «параллельного» города и сдержанное развитие зоны Шакша-Юрмаш. В пользу изменённого варианта говорят следующие факторы:

  • существующий центр города продолжает сохранять тенденцию к развитию на своём историческом месте;
  • удалённость новых районов жилой и общественной застройки от центра не должна превышать параметров, сложившихся на территории Уфимского полуострова;
  • новая застройка должна, по возможности, ликвидировать возникший эксцентриситет размещения центра в структуре города.

Активное развитие перечисленных выше зон отвечает этим принципам, создавая вокруг центра «ожерелье» крупных жилых районов.

Застройка районов Затон и Кооперативная поляна, вместе с освоением района Нижегородки превращает реку Белую во внутреннюю водную артерию г. Уфы, пока только на отдельных участках её русла. Тем самым закладывается возможность формирования в будущем общей оси градостроительного развития Большой Уфы вдоль русла р. Белая по обоим её берегам.

«Концепция развития Южного планировочного района», СПб, АОЗТ «Ленпромстройпроект»,2001г. внесла коррективы в принципы организации центра города, которые были заложены в генеральном плане 1995года. В соответствии с Концепцией, центр рассматривается как трёхъядерная взаимоувязанная система. За историческим центром остаётся историко-культурная и торговая составляющая, расположенный севернее, в районе улиц Округа Галле и Р.Зорге, центр принимает на себя деловые, коммерческие, финансовые функции, становится деловым центром – «Сити», «Уолл-стритом» башкирской столицы. В районе Старой Уфы предполагается развитие третьего ядра центра (ул.Салавата Юлаева, Сочинская, Менделеева). Этот центр следует рассматривать вместе с лежащей на противоположном берегу Кооперативной поляной как главные въездные ворота г.Уфы, в месте её первоначального рождения как населённого места.

В соответствии с предложениями ЗАО «Ленпромстройпроект» деловой центр выделен в особую зону, в то время как в предшествующем генеральном плане деловая составляющая растворена в системе многофункционального центра. Также существенно то, что административно-управленческая функция не обособляется, а является составной частью зоны исторического центра и района «Старой Уфы».

Развитие событий между 1995 и 2001гг. показали, что рыночные отношения многократно усиливают финансово-экономические связи, в том числе и далеко за пределами административных границ Башкортостана.

Уфа занимает чрезвычайно выгодное геостратегическое положение на линиях связи двух крупнейших экономических систем России: Поволжья и Урала, весь указанный ареал является хинтерландом делового центра Уфы, местом приложения его капиталов, интересов, энергии. В этом отношении, роль Уфы как финансово-экономического центра обширного региона – от Самары и Ульяновска на западе до Челябинска и Екатеринбурга на востоке, будет со временем только возрастать, как и роль и значение его делового центра.

Развитие транспортной системы, в основном, следует схеме генерального плана 1995года. Изменения связаны, прежде всего, с отказом от гипертрофированного развития восточных пригородных районов – Шакши и Юрмаша. Для Уфимского полуострова принята система трёх меридиональных магистралей – центральной, находящейся непосредственно в теле городской застройки (ось ул.Ленина, пр50-летия Октября, пр.Октября) и двух магистралей скоростного движения: западной – вдоль р.Белая, и восточной – по ул.Салавата Юлаева, ближе к берегу р.Уфы.

В качестве быстрого и реального способа решения проблемы роста пассажироперевозок в черте города, предлагается развитие внеуличного скоростного транспорта на базе существующей линии железной дороги.

Идея возникла тогда, когда стало ясно, что строительство метрополитена не обеспечено соответствующим развитием транспортной инфраструктуры города. Реализация плана строительства метрополитена в г.Уфы обусловлено завершением строительства основных меридиональных скоростных автомагистралей, что делает нереальным появление метрополитена в ближайший период времени.

Железнодорожная линия пронизывает город по всей его длине, в том числе промзону Северную и близлежащие населённые пункты — Уршак (аэропорт), Дёму, Шакшу.

В пределах города, линия железной дороги пересекает Нижегородку и далее пролегает вдоль берега р.Белой на пониженных отметках относительно застроенной территории. Оборудованные подъёмниками и эскалаторами, пересадочно -распределительные комплексы предлагаются в районах: Правая Белая, Уфа (вокзал), Затонская и Бельский парк.

На базе пересадочных узлов предложено сформировать крупные центры обслуживания населения. Уникальная градостроительная ситуация в этих узлах позволит создать на их базе архитектурные композиции высокой степени своеобразия и оригинальности, сделав их знаковыми элементами городской структуры, «визитной карточкой» города.

Разработка пешеходных связей и направлений, обозначенная в генеральном плане 1995года, получила дальнейшее развитие в последующих градостроительных предложениях. Для исторического центра разработан проект торгово-пешеходной зоны в районе ул.Социалистической. Пешеходно — транспортные и пешеходные улицы, сведённые в систему, должны обеспечивать насыщение территории объектами обслуживания, элементами уличного дизайна и благоустройства. В результате возрастёт ценность прилегающей территории и её инвестиционная привлекательность.

Природные условия развития города на сравнительно узком водораздельном плато между рр. Белая и Уфа, обеспечивают удобные выходы на окружающие город природно-ландшафтные территории, составляющие основной рекреационный потенциал. Вокруг города выделяются три типа ландшафтов – лесной, луговой и водной акватории. Генеральный план 1995 года предлагал объединить их в систему «экопарка» с выделением различных зон режима охраны и использования. Идея «экопарка», как основной природно-рекреационной территории в черте города, реалистична и принята к разработке в рамках корректировки генерального плана. Особую значимость приобретают зелёные насаждения противоэрозийного характера по склонам водораздельного плато, которые предлагается благоустроить и включить в систему городских парков.

В настоящее время выдвинуты проектные предложения по благоустройству лугопарковых зон в районе Кузнецовского Затона (на базе организации зоопарка и детского развлекательного комплекса), и прибрежной зоны реки Белой в районе Затона.

2.Социально-экономические параметрыградостроительных преобразований

Необходимость расширения границ проектирования. Проблемы развития

Город Уфа – один из тринадцати городов – миллионеров Российской Федерации. Численность населения на 1 января 2005г. составляла 1089,1тыс.чел. Являясь крупнейшим городом, столицей в Республике Башкортостан.

Уфа занимает центральное положение в республике Башкортостан.

Город достиг такого уровня развития социально-экономическогопотенциала, что служит ядром действующей системы взаимосвязанныхпромышленных, транспортных, аграрных, складских и прочих связей на прилегающих к нему территориях, образуя Уфимскую агломерацию. Это высоко урбанизированная территория (83% населения проживает в городах и поселках городского типа) с развитым сельским хозяйством.

Влияние Уфы на тяготеющие пригородные районы проявляется в экономических связях, в развитии маятниковой (суточной) миграции населения между Уфой и населенными пунктами, расположенными в 50 — 60км транспортной доступности от столицы республики. Наибольшей насыщенностью связей «город – окрестности» характеризуется Уфимский район, что дало основание в процессе разработки корректировки генплана города расширить границы рассмотрения применительно к городскому округу, т.е. городу Уфа, вместе с прилегающими территориями Уфимского района.

Влияние Уфы на прилегающую территорию в значительной степени определяется развитием транспорта, инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального сектора — систем энергоснабжения, газоснабжения, канализации, полигонов промышленных и бытовых отходов, кладбищ и т. д.

Город Уфа и Уфимский район, представляют собой единую взаимодополняющую систему, элементы которой не могут успешно функционировать в отдельности друг от друга. Дальнейшее формирование городского округа «Уфа» — это реализация потенциала столицы республики, расширения его возможностей и средств разрешения возникающих градостроительных проблем. Автономный город на современном этапе не отвечает масштабам интенсивности процесса развития, требующего более широкой территориальной базы.

В существующих границах город Уфа является многофункциональным экономическим, транспортным, научным и культурным центром республики. Площадь его территории составляет 76,5тыс.га. Город состоит из семи административных районов и пяти сельских советов. В его границах 28 населенных пунктов.

Растянутость города с севера на юг (на расстояние 44км) и пространственная разобщенность мест жительства от основных мест приложения труда увеличивают нагрузку на транспортную систему и затраты времени на передвижения.

Уфа – генератор развития экономики республики – нуждается в перестройке экономической структуры, поддержке наиболее перспективных, в том числе наукоемких и высокотехнологических производств, изменении структуры занятости в пользу третичных и четвертичных сфер деятельности.

К основным факторам, сдерживающим успешное развитие Уфы, следует отнести:

  • изношенность основных фондов во многих отраслях экономики. Несмотря на позитивную динамику ввода новых основных фондов и ликвидации старых, интенсивность обновления фондов в городе, вусловиях ограниченности инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов, недостаточна;
  • относительная дороговизна факторов производства, особенно тех производств, в которых весь сложный ресурсоемкий процесс производства происходит на городских территориях;
  • медленный прирост инвестиций в экономику города, вызванный, во-первых, относительно низкой нормой отдачи на вкладываемый капитал, во-вторых, слабой защищенностью инвестиций, в-третьих, низкой эффективностью стимулирования инвестиций;
  • низкая эффективность использования многих производственных территории, особенно в центре города.

Оценка эффективности использования промышленных территорий

При выявлении резервов высвобождения производственных территорий для иного функционального использования, анализировались экономико-финанасовые показатели деятельности промышленных предприятий.

Выявилось, что средняя выручка большинства из них в 2003г. составляла 500–800тыс.руб. на одного работника в год. При этом, по таким подотраслям как нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, пивоваренная удельная выручка превышала 1,5млн. руб. на одного работника. В то же время, по большинству предприятий машиностроения, металлообработки, ремонта машин и оборудования, производства металлоконструкций и изделий, стеновых материалов, легкой промышленности, выручка на одного работника не превышала 300тыс. руб. (что, с учетом всех вычетов, соответствует ежемесячной заработной плате работника менее 4,2тыс. руб.).

Среди предприятий с низкой выработкой на одного работника можно отметить «Электроаппарат», «УАПО», «Уфимкабель», БПО «Прогресс», УМЗ, Уфимский комбинат строительных материалов и многие другие занимающие значительные территории центральной части города. Загрузка этих предприятий, как правило, не превышает 50%, фактический износ основных фондов 60 – 70% и ежегодно увеличивается из-за отсутствия средств для их воспроизводства. Моральный износ фондов также велик, т. к. соответствует технологическим требованиям 25-30 летней давности.

Отсюда возникает необходимость проведения мероприятий по диверсификации многих действующих, промышленных предприятий и выводу на другую территорию (за пределы городской черты) или ликвидации опасных и вредных производств, в дальнейшем, в замене ряда производственных зон города на жилые, общественно-культурные, деловые зоны и центры.

Анализ реализации предшествующего генерального плана

Предшествующий генплан г.Уфы (Санкт-Петербург,1995г.) был разработан с большим запасом по территориальному развитию. Многие его положения не потеряли актуальность, хотя и не были реализованы. С другой стороны, изменившиеся социально-экономические условия побудили авторов корректуры проекта пересмотреть ряд принципиальных позиций.

Прогноз численности населения города по генплану на I очередь строительства (2005г.) — 1150млн.чел. – не оправдался. Численность населения на 01.01.1994г. составляла 1094,1тыс.чел. (на 1 января 2003г. – 1089,1тыс.чел.). Причиной уменьшения численности населения являлся отрицательный естественный прирост населения и тенденции к сокращению внешней миграции.

Не оправдались прогнозы, связанные с резким увеличением трудовых ресурсов и занятости в г.Уфе уже к 2005г. Фактически произошло уменьшение количества граждан трудоспособного возраста. Сократилась и численность занятых в экономике (см. таблицу 1) .

Предложенный генпланом 1995г. принцип рассредоточения населения в системе Уфимской агломерации с расселением во внешней зоне (Шакша, Юрмаш, Затон и др.) порядка 100 – 150тыс.чел. предполагал быстрый рост миграционных потоков только с трудовыми целями с 5тыс.чел. в 1993г. до 30тыс.чел. в 2005г. и 40–60тыс.чел. — к 2015г.

Действительно, Уфа, являясь многофункциональным экономическим, научным и культурным центром республики может представить наиболее широкий спектр мест приложений квалифицированного труда. Однако заложенные генпланом темпы роста миграционных потоков не представляются оправданными. Предлагаемые генпланом 1995г. радикальные изменения территориальной структуры г.Уфы с созданием еще одного крупного городского образования в Зауфимье на значительном удалении от основной застройки потребовал бы особо крупных финансовых вложений на транспортную и инженерную инфраструктуру. Однако эти затраты несоизмеримы с возможностями, как самого города, так и всей республики.

Ошибка в определении прогнозной численности населения повлекла за собой ориентацию на серьезное территориальное расширение города, выход за пределы водораздельного плато в сторону района Шакша – Юрмаш. Ориентация на нормативы и стандарты советского периода в оценке прогнозных параметров развития сферы услуг и коммерческо-деловой активности вызвала недооценку ресурсной базы для развития центральных функций и реконструкции городской среды.

В связи с отсутствием инвестиций не был реализован планируемый предшествующими проектными разработками процесс перемещения части производств из Уфы в пригородные районы с созданием филиалов Уфимских предприятий, опытно-экспериментальных баз и полигонов.

Динамика изменения основных показателей генерального плана г. Уфы по сравнению с фактическими данными

№№ п.п. Показатели
01.01.94г. проект
2005г. 2015г.
1. Общая площадь земель в административных границах города, тыс. га 85,4 76,5 76,5
2. Численность населения с учётом подчинённых административно-территориальных образований, тыс. чел. 1200 1092,1* 1089,1*
3. Возрастная структура, %%
моложе трудоспособного возраста 22,8 17,3*
трудоспособный возраст 60,3 64,4
старше трудоспособного возраста 16,9 18,3
4. Численность занятых в экономике, тыс. чел. 600 385 339
5. Жилищный фонд, всего, тыс. м2 общей площади 29150 18158,6 (на конец года) 18535,1 (на конец года)
6. Средняя обеспеченность жилой площадью, м2/1 чел. 24,3 16,7 17,7**

* Данные приведены по статистическому сборнику “Социально-экономическое положение районов и городов РБ”. Уфа, 2003 г. по состоянию на 1 января.

** При расчёте показателя использована численность постоянного населения с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.

В соответствие с краткими итогами переписи населения 2002 года, численность населения города Уфы (включая подчинённые населённые пункты) составила 1049,5тыс. человек.

Прогноз численности населения и структура занятости

Для того чтобы обеспечить населению г.Уфы должное качество жизни и комфортность проживания, город должен идти по интенсивному, а не по экстенсивному пути развития. Основной принцип такого развития – реконструкция всей городской структуры.

При решении транспортных проблем, по опыту Европейских городов, приоритет следует отдать общественному транспорту, а не легковому. Это улучшит доступ населения к местам приложения труда, учреждениям социальной инфраструктуры, сделает город более чистым и безопасным.

Проектные показатели корректуры генерального плана рассчитывались на два срока: I очередь – 2015г., расчетный срок – 2025г.

По оптимистическому прогнозу корректуры генплана численность населения г.Уфы возрастет с 1089,1тыс.чел. до 1100тыс.чел. к 2015г., и 1130тыс.чел. – к 2025г., при условии улучшения показателей рождаемости и привлечения лиц трудоспособного возраста из других районов республики, так как внешняя миграция будет сокращаться.

На рассматриваемый период значительных изменений в численности трудовых ресурсов и занятых в экономике не произойдет. Численность занятых в экономике не превысит 380 – 400тыс.чел.

Очевидно, что все группы жителей города, которые будут составлять занятое трудоспособное население в 2015г., уже представлены в современной демографической

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • План строительства дорог в украине
  • План строительства дорог в туле
  • План строительства дорог в троицке
  • План строительства дорог в твери
  • План строительства дорог в ступинском районе