- Правовое регулирование строительной деятельности
- Юридическое сопровождение в строительстве
- Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации
- Какие способы воздействия государственных и негосударственных структур следует отнести к методам правового регулирования в РФ
- Какие договоры применяются в строительстве
- 1.3 Нормативная база и техническое регулирование в строительстве
Правовое регулирование строительной деятельности
Юридическое сопровождение в строительстве
Юридическое сопровождение строительной деятельности зависит от масштабов строительства, вида возводимого объекта. Кроме того, следует различать правовую поддержку в зависимости от этапов:
Каждому из перечисленных этапов присущи свои особенности, однако все они строго регламентированы и подчиняются нормативным актам, о которых пойдет речь в следующем разделе.
Правовое сопровождение могут осуществлять как штатные, так и привлекаемые на основании договоров юристы, организации и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании юридических и консультационных услуг в области строительства. Причем в такой правовой поддержке могут нуждаться и заказчик строительства, и подрядчик, выполняющий работы, и привлекаемые им в помощь субподрядчики.
Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации
Регулирование строительной деятельности в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными актами:
ВАЖНО! Правовое регулирование предпринимательской деятельности в капитальном строительстве осуществляется через систему членства в саморегулируемых организациях (СРО).
Правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:
О мерах поддержки строительного бизнеса из-за коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Какие способы воздействия государственных и негосударственных структур следует отнести к методам правового регулирования в РФ
Говоря о правовом регулировании предпринимательской деятельности в капитальном строительстве, прежде всего к методам регулирования строительной деятельности следует отнести публично-правовой императивный метод. В то же время, учитывая комплексный характер правоотношений, применяется и диспозитивный метод.
Большую роль в регулировании строительной деятельности играют профессиональные СРО. В данном случае речь идет о комплексном методе, т. к. членство в СРО добровольное, но необходимо для большинства видов строительной деятельности.
С 01.01.2017 членство в СРО необходимо:
Членство в СРО не нужно:
То есть в основном субъекты, участвующие в строительстве, должны быть членами СРО. Это общее правило, исключения же устанавливаются специальными нормами (см., например, общую норму, ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, и специальную — ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ).
Какие договоры применяются в строительстве
Подрядный договор важно уметь отделить от субподрядного, так как от этого зависит необходимость участия в СРО. Целью субподряда является не возведение объекта, а производство определенных работ, например электромонтажных или отделочных.
Широко распространены и другие договоры в строительной деятельности. Перечислим специфические договоры, заключаемые в специальном режиме:
В заключение еще раз подчеркнем, что допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.
1.3 Нормативная база и техническое регулирование в строительстве
Строительные нормы являются основой нормативной базы строительного проектирования, ими устанавливаются обязательные правила и положения для всей территории Российской Федерации и регионов с определенными климатическими, инженерно-геологическими и другими условиями, которые должны выполняться в процессе проектирования и создания строительной продукции.
Правовой базой стандартизации и нормирования в проектировании и строительстве является законодательство Российской Федерации.
Совершенствование нормативно-методической базы в строительстве приобретает особую актуальность в связи с формированием реальных рыночных механизмов в управлении инвестиционным процессом.
В систему нормативных документов в строительстве входят:
Строительные нормы и правила (СНиП) РФ устанавливают общие требования, которыми надлежит руководствоваться в процессе проектирования и создания готовой строительной продукции. СНиПы содержат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции;
Объектами стандартизации и нормирования в системе нормативных документов являются: организационно-:методические и общие правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции; объекты градостроительной деятельности и строительная продукция (здания и сооружения), промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия 11 материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии; экономические нормы, необходимые для определения эффективности инвестиций проектно-строительного процесса, стоимости материальных и трудовых ресурсов.
Положения нормативных документов могут быть обязательными (с минимально необходимыми требованиями) и рекомендуемыми, с учетом: опыта использования лучших отечественных и мировых достижений.
К рекомендуемым относятся нормы, права и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
Положения нормативных документов обязательны для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве.
В разработанных ТСН, в основном, затрагиваются правовые вопросы, по которым в соответствии с Конституцией РФ можно осуществлять правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законом «О защ1пе прав потребителей» Саш-парные правила и нормы (СанПиНы) определены как обязательные для выполнения при проектировании и строительстве.
Действующим законодательством разработка и принятие нормативных документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного п техногенного характера отнесены к компетенции МЧС России.
Законом «О гражданской обороне)) предусмотрено принятие МЧС России нормативных актов в области гражданской обороны и контроль за их выполнением (ст. 7), а согласно Закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера единая государственная система предупреждения и m1квидации чрезвычайных ситуаций осуществляет государственный надзор и контроль в области защиты населения. Поэтому при проектировании и строительстве следует руководствоваться нормами указанного СП.
С целью дальнейшего совершенствования порядка подготовки и выпуска распорядительных документов по предоставлению земельных участков для строительства, реконструкции, реставрации, расширения объектов в условиях г. Москвы к началу 2002 r. Москомархитектурой были разработаны «Рекомендации по порядку формирования предпроектной документации при оформлении отводов земельных участков». Они подготовлены с учетом выпущенных во второй половине 90-х п. директивных документов по вопросам реализации земельного законодательства РФ при оформлении разрешительной документации для строительства объектов в городе.
Применительно к условиям Москвы Москомархитектурой были выпущены «Нормы продолжительности разработки предпроектной градостроительной и исходно-разрешительной документации для Москвы и ЛПЗП»; «Рекомендации по заключению договоров на выполнение проектно-сметной документации для объектов строительства в Москве и ЛПЗП>); «Нормы продолжительности проектирования объектов строительства в г. Москве и ЛПЗП). Последние предназначены для определения продолжительности проектирования объектов жилищно-гражданского строительства.
Методология формирования практического применения норм продолжительности проектирования базируется на принципах увязки интересов проектных организаций и заказчика в современных условиях со всеми присущими рынку процессами и явлениями (инфляция и т. п.).
Формирование норм и нормативов продолжительности проектирования основывается на следующих принципах:
— системный, комплексный подход;
— построение технологических сетевых моделей на основе использования экономико-математических методов с применением современной вычислительной техю1ки;
— использование нормативно-параметрического метода для усредненных «эталонных)> объектов;
— создание единой нормативной базы, которая должна обеспечить объективную оценку наиболее существенных свойств объектов проектирования через их критериальные физические параметры (га, кв. м общей площади, п. м, кr. и т. д.) с учетом качественных характеристик, позволяющих сравнивать (сопоставлять) каждый конкретный объект с эталонным образцом;
— установление пропорциональной зависимости норм продолжительности разработки проектной документации от её стоимости и трудоемкости;
— четкое разграничение проектных работ в зависимости от их назначения по стадиям проектирования.
В 2007 г. Московские городские строительные нормы (МГСН) пополнили «Региональные нормы продолжительности строительства зданий и сооружений в городе Москве». Учитывая влияние современных факторов на продолжительность строительства, они охватывают жилые здания, объекты коммунального хозяйства, объекты транспортного и промышленного строительства, а также инженерные сети.
Разработка и введение в действие нормативных документов и стандартов проходит в несколько этапов, с учетом целого ряда факторов. Нормативные документы сам11 по себе и в совокупности с особенностями их внедрения и освоения обладают большой инерционностью и не могут быть созданы и введены в действие мгновенно. Кроме того, при отработке и совершенствовании данной системы существенное значение будет иметь определение степени обязательности принимаемых нормап1вных документов. Исходя из анализа зарубежного опыта, видно, что строительные нормы, правила и строительные стандарты в большинстве развитых стран не являются обязательными документами, за исключением правил и стандартов общеобязательного характера, регламентирующих жизненно важные для общества вопросы (безопасность продукции и производства работ, охрана природы, пожарная безопасность).
В настоящее время формируется единая система строительных норм, правил и стандартов России. Эта система основана на общих методических и организационных принципах, отвечающих методам работы международных (ИСО, СЭН) и национальных организаций по стандартизации в технически развитых странах.
Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей РФ, технических и/или технологических особенностей ИJП1 по иным основаниям, либо если РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия конкретных международных стандартов или отдельных их положений.
Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
Семейство международных стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 г., когда Международная организация по стандартизации (lnternational Organization for Standardization, или ISO) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем менеджмента качества: ISO 9000/87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся министерством обороны США для оценки систем обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход «Управление комплексным качеством>> (Total Quality Management).
Философия ISO 9000 основывается на экономически эффективном применении «правила доверия», позволяющего рационально использовать ресурсы не только отдельного предприятия, но и экономики в целом. Сертификация показывает другим субъектам рынка (компаниям, клиентам, государственным органам), что система менеджмента качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует.
Сертификация на соответствие стандарту серии И СО 9000 означает только то, что процесс производства поставщика способен выпускать продукт с тем качеством, которое поставщик предварительно обещает потребителю.
Правительством РФ до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия таких национальных стандартов применительно к отдельным требованиям или объектам технического регламента правительство до дня вступления в силу технического регламента утверждает правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Такие правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения соответствующих целей.
Правительство утверждает программу разработки технических регламентов (с указанием формы их принятия), реализация которой полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета и которая должна ежегодно уточняться и пубm1коваться. Технические регламенты также могут быть разработаны вне утвержденной программы.
Технический регламент принимается федеральным законом или постановлением правительства РФ в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений правительства РФ, с учетом положений закона «О техническом регулировании).
Проект постановления о техни4еском регламенте рассматривается на заседании правительства с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.
До дня вступления в силу соответствующих технических. регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия, осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу закона «О техШ1ческом регулированию).
Правительство до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждает и ежегодно уточняет единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в конкретной сфере деятельности в пределах своих полномочий в установленном порядке вправе вносить изменения в нормативные правовые акты РФ, применяемые до дня вступления в силу технических регламентов. Федеральные органы исполнительной власти в конкретной сфере деятельности в пределах своих полномочий в установленном порядке вправе вносить изменения в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу технических регламентов.
В настоящее время в строительстве и проектировании применяются следующие основные типы документов:
госты, гост Р исо 9000-2001, гост Р исо 9001-2001;