Строительство альтернативы панамскому каналу

Никарагуанский канал перекроит карту мира?

В декабре 1914 года стартовала стройка века: Никарагуанский канал.

С этого времени в мире широко обсуждают грандиозный проект — Никарагуанский канал, он же «Великий трансокеанский канал Никарагуа». Этот канал, проходящий через территорию бедной латиноамериканской страны и соединяющий Тихий океан с Атлантическим, мог бы стать альтернативой легендарному Панамскому каналу.

Никарагуанский канал должен был стать более удобной и объемной транспортной артерией, а заодно — изменить геополитическую картину мира. В никарагуанском канале были, и продолжают быть заинтересованы Россия, Китай, Куба, Венесуэла и сама Никарагуа. В качестве противников: США, Западная Европа, Панама, не заинтересованные в изменении статуса-кво, а также экологи и некоторые политики из Никарагуа. Канал должны были построить к концу 2019 года, но всё заглохло. Временно.

Еще конкистадоры обратили внимание, в Никарагуа на пути между двумя океанами находится озеро Никарагуа, что позволяет провести два канала: между озером и Тихим океаном и между озером и Атлантическим океаном. В 1795 году предлагалось перерезать перешеек каналом через озеро Никарагуа и реку Сан-Хуан. Но дальше планов и топографических исследований дело не шло. В XIX веке соорудить канал пытались американцы — было немало попыток, но все они потерпели крах из-за нехватки капитала и недостаточной заинтересованности правительства США в этом проекте.

Тем временем, был построен Панамский канал, он в то время полноценно решивший логистическую проблему короткого пути из Атлантики в Тихий океан. Идею Никарагуанского канала задвинули подальше.

В 2007 году к власти в Никарагуа пришел Даниэль Ортега. Он известен тем, что был лидером знаменитой Сандинистской революции 1979 года, свергнувший диктаторский режим семьи Сомоса. Никарагуа тогда попала под протекторат СССР.

Ортега президентствовал с 1985 по 1990 годы, потом страна отошла от социалистической модели экономики, в Никарагуа пришли к многопартийной политической системе. Вернувшись на пост президента в 2007, Ортега вновь обратился к России — на этот раз по-крупному. Тут и пригодилась старая идея Никарагуанского канала. Поскольку у Никарагуа нет ни денег, ни специалистов, канал должны были построить на деньги Китая, под «крышей» России.

Панамский канал последние годы сильно перегружен, и не может пропустить все желающие суда. Пропускная способность канала составляет до 50 судов в сутки, но этого в нынешних условиях мало. Альтернатива бы очень пригодилась, но в качестве реальных территорий для обустройства нового канала можно рассматривать только Коста-Рику и Никарагуа. Коста-Рика отпадает из-за гористой местности, остается только Никарагуа. Хотя перешеек Никарагуанского канала гораздо шире, чем Панамский, но зато на нем совсем нет крутых гор, и, кроме того, здесь можно воспользоваться большим озером и судоходными реками.

Для Москвы возможное строительство канала — очевидная геополитическая выгода и возможность ослабить гегемонию США в регионе.

Почти по тем же причинам в проекте заинтересован и Китай, ищущий новые пути для сбыта своих товаров и воюющий в торговой плоскости с США.

По изначальной задумке властей Никарагуа, канал должны были строить российские и китайские инвесторы — канал бы отдали в концессию.

Китайская история в Никарагуа начиналась очень хорошо: был подписан меморандум о передаче готового проекта в концессию на 50 лет медийной компании из Гонконга «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd». Её владелец обязался вложить в проект 40-50 миллиардов долларов. Каждый год на протяжении 10 лет HKND обязывалась выплачивать по 10 млн никарагуанскому правительству, которое также получало 1% прибыли с перевозок в начале работы канала и 99% спустя 100 лет. С этого момента к стране переходили права собственности на объект.

В планах было строительство канала глубиной от 26 до 30 метров, шириной 230-530 метров, а его длина составляла 278 километров, 150 из которых проходили по водам озера. Пропускная способность в год – 5,1 тысячи судов вместимостью до 25 тысяч TEU для контейнеровозов и дедвейтом 320-400 тысяч тонн нефти для танкеров. По всем показателям проект соответствовал современным требованиям, в отличие от Панамского.

Помимо самого канала планировалось строительство двух портов (на берегу Карибского моря и Тихого океана), аэропорта, нефтепровода, новой дороги и даже курортного городка.

Несмотря на грандиозный размах проекта и постепенное вовлечение новых инвесторов (из США и ЕС), окончилось всё печально. Подрядчики успели начать лишь подготовительный этап – строительство дорог к местам экскаваторных работ. Причиной стало фактическое разорение главного инвестора – Ван Цзин вложился в запуск телекоммуникационных спутников, что обернулось финансовым провалом. Параллельно упал китайский фондовый рынок. Большая часть его богатства испарилась, и с 2015 года о нём ничего не слышно.

Проект по строительству канала приостановили, а китайские власти заявили, что это была частная инициатива отдельно взятого инвестора, поэтому все претензии к нему. Да и Китай не так давно за свой счет углубил Панамский канал и установил дипломатические отношения с Панамой. Так что продолжение работ на государственном уровне но Никарагуанскому каналу у Китая пока не возникает.

К тому же в Никарагуа очень активна оппозиция, считающая (наверняка небезосновательно), что канал нанесет вред экосистеме озера Никарагуа. На улицы даже выходили толпы протестующих. Но вряд ли власти Никарагуа откажутся от проекта, если Россия всё же решится занять место Китая и инвестировать в строительство канала. Что касается России, сейчас у нее появились реальные шансы занять место китайских инвесторов. Пока Панама устанавливала дипломатические отношения с Китаем, Никарагуа признало законным присоединение к России Крыма. Учитывая любовь России к деятельности за рубежом и масштабным строительным проектам, реализация Никарагуанского канала не выглядит такой уж нереалистичной идеей.

Аналитики и эксперты сходятся в том, что будущий Никарагуанский канал уже сегодня становится очередным «полем боя» холодной войны. С одной стороны — слабое центральноамериканское государство Никарагуа и неслабые Китай и Россия, с другой — США и его сателлиты. В каком-то смысле стройка века докажет прочность положения Китая и России на мировой арене и, вполне возможно, явится краеугольным камнем нового мира, в котором американской гегемонии места не будет.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!

Источник

Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросом

Благодарим за помощь в подготовке материала ведущего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН, к.э.н. Николаеву Людмилу Борисовну

История проекта судоходного канала через Никарагуа имеет почти 500-летнию историю. Еще испанские колонизаторы искали более короткий маршрут из Тихого океана в Атлантический, дабы не огибать южноамериканский континент. С самого начала рассматривалось два основных варианта — через Панаму и через Никарагуа.

Последний хоть и был в три раза длиннее, но благодаря большому озеру и полноводным рекам, копать пришлось бы в 1,5 раза меньше, чем в Панаме. Споры и размышления о месте будущего гидротехнического сооружения не прекращались вплоть до 1878 года, когда был утвержден проект Панамского безшлюзного канала.

Французская кампания тогда провалилась. И уже в XX веке к этому вопросу вернулись американцы, чье влияние в регионе становилось все сильнее. В тот момент вновь прозвучали предложения проложить маршрут через Никарагуа. Но панамский объект уже был готов на треть, и казалось, что проще довершить начатое европейцами. Однако последние просили за концессию на сооружение канала слишком большую цену.

Франция пыталась активно продвигать идею, что никарагуанский маршрут более опасный из-за вулканов и землетрясений. Но все-таки отказались США от этого варианта не из-за боязни природных катаклизмов. Хотя в некоторых источниках можно встретить и такой вывод.

Инвестиции Китая и интересы России

Кто знает, как сложилась бы историческая судьба Никарагуа, если бы еще в XIX веке решение о строительстве канала приняли бы в пользу ее территории. Сегодня это одна из беднейших стран западного полушария. Ее экономика с конца 1970-х находится в плачевном состоянии: в 1980-е в стране шла гражданская война, по сути ставшая частью Холодной войны между США и СССР.

До 1990-х некоторую поддержку Никарагуа оказывали страны соцлагеря. Сегодня таких щедрых союзников у государства нет, но есть надежда на новый судоходный канал, который может существенно поправить непростое экономическое положение.

Именно поэтому в 2012 году Национальная Ассамблея Никарагуа подавляющим большинством проголосовала за предоставление международной концессии на строительство межокеанского канала.

Увеличившийся объем мировой торговли тоже диктует свои правила, требуя дополнительных современных маршрутов. Панамский канал даже после модернизации не удовлетворяет всех потребностей, имея пропускную способность не более 50 судов в сутки.

В никарагуанском сооружении заинтересовано сразу несколько стран. В первую очередь это Китай, который в лице бизнесмена Ван Цзин и решил взяться за реализацию масштабного проекта. Но есть мнение, что за ним стоят непосредственно власти КНР, которым канал нужен для доставки нефти из Венесуэлы и транспортировки других грузов.

По плану объект имеет два шлюза; на западной и восточной стороне — международные порты. Было объявлено и о создании зоны свободной торговли, а также развитии туризма в регионе. Намечены работы по улучшению существующей и созданию новой транспортной инфраструктуры. С 2020-го, как отмечалось, за год через канал должно проходить 3,5 тыс. судов, а к 2050-му — около 5 тыс.

В 2014 году Цзин заявил, что благодаря строительству межокеанского канала в Никарагуа каждый шестой житель напрямую или косвенно сможет принять участие в проекте. Помимо обеспечения рабочих мест, китайский бизнесмен заверил, что Никарагуа в ближайшем будущем станет самой богатой страной Центральной Америки.

Но, похоже, не все жители были рады «стройке века». Против нее выступали и экологи, и жители тех территорий, по которым должен проходить будущий канал. Последним придется покинуть родные угодья, причем компенсацию они получат не по рыночной, а по кадастровой стоимости, что усиливает волну возмущений.

В случае реализации проекта, как отмечается, около 600 Га плодородных земель могут лишиться орошения; уменьшатся запасы питьевой воды и пострадает экосистема водоема.

Более того с 2014 года было подано несколько исков в Верховный суд страны: по мнению некоторых противников мегапроекта, строительство канала в таком виде нарушает конституцию Никарагуа.

Против выступают и США, что вполне понятно, учитывая прямое участие в проекте Китая и России. Последняя после его реализации должна участвовать в охране объекта, и американцам не хочется жить с осознанием того, что недалеко от их берегов курсирует военный флот РФ.

Проект планировалось начать в 2014 году и реализовать всего за пять лет. Но уже в 2015-ом у китайского миллиардера, взявшегося за реализацию, начались серьезные финансовые трудности никак не связанные с центральноамериканской кампанией. В итоге он потерял 80% своего состояния и на какое-то время и вовсе пропал из поля зрения СМИ. Соответственно, никаких активных работ в Никарагуа начато не было, проект заморозили, вот только непонятно — временно или совсем.

Власти Никарагуа надеются привлечь новых инвесторов, но пока вопрос основательно повис в воздухе. К тому же Китай, как считают, немного охладел к проекту, так как заключил торговые договоры с Панамой, установив со страной дипломатические отношения ( для этого последней, спустя почти сто лет, пришлось разорвать внешнеполитические контакты с Тайванем ).

Источник

Строительство Никарагуанского канала возобновят Россия и Китай

Морские грузоперевозки – основа мировой торговли, в которой громадную роль играют две артерии – Суэцкий и Панамский каналы. Первый связывает Средиземное море с Красным и открывает путь в Азию без плавания вокруг Африки, второй связывает Тихий и Атлантический океаны. С момента постройки (1869 г. и 1920 г. соответственно) конкурентов у путей не было, пока не появился проект под названием Никарагуанский канал.

Китайские инвесторы декларировали планы по вложению 50 млрд долларов в инфраструктуру, что вызвало волнение в США. Американские интересы сосредоточены в Панаме, и США не хотят появления конкурента. Несмотря на перспективность проекта, строительство заглохло на этапе подготовки, но в будущем возможно его возобновление.

Никарагуанский канал – исторический проект

Планы по соединению океанов через территорию современного Никарагуа строились ещё в XVI веке. Активно разрабатываться проект начал в XIX столетии сначала как более выгодный канал, в сравнении с Панамским, а затем как его прямой конкурент. Далее топографической разведки не продвинулись ни одни энтузиасты. А желающих проложить Никарагуанский канал было много: США, Франция, Испания, Нидерланды, частные компании разных стран. Объяснялось это просто: участок, по которому планировалось проложить русло, был длиннее, но удобнее, чем на Панамском перешейке. Отсутствовали горы и перепады высот, канал пересекал большое озеро, были перспективы речного судоходства по Центральной Америке.

После запуска Панамского канала, другие проекты свернули, и на долгие годы установился один маршрут из Атлантики в Тихий океан. Status quo сохранялся до 2012 года, когда Парламент Никарагуа проголосовал за строительство межокеанского пути по территории страны, а инвестором стала китайская компания.

Первая попытка строительства канала в Никарагуа

Китайская история в Никарагуа начиналась очень хорошо: был подписан меморандум о передаче готового проекта в концессию на 50 лет медийной компании из Гонконга «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd». Её владелец обязался вложить в проект 40-50 миллиардов долларов. Каждый год на протяжении 10 лет HKND обязывалась выплачивать по 10 млн никарагуанскому правительству, которое также получало 1% прибыли с перевозок в начале работы канала и 99% спустя 100 лет. С этого момента к стране переходили права собственности на объект.

В планах было строительство канала глубиной от 26 до 30 метров, шириной 230-530 метров, а его длина составляла 278 километров, 150 из которых проходили по водам озера. Пропускная способность в год – 5,1 тысячи судов вместимостью до 25 тысяч TEU для контейнеровозов и дедвейтом 320-400 тысяч тонн нефти для танкеров. По всем показателям проект соответствовал современным требованиям, в отличие от Панамского.

Помимо самого канала планировалось строительство двух портов (на берегу Карибского моря и Тихого океана), аэропорта, нефтепровода, новой дороги и даже курортного городка.

Несмотря на грандиозный размах проекта и постепенное вовлечение новых инвесторов (из США и ЕС), окончилось всё печально. Подрядчики успели начать лишь подготовительный этап – строительство дорог к местам экскаваторных работ. Причиной стало фактическое разорение главного инвестора – Ван Цзин вложился в запуск телекоммуникационных спутников, что обернулось финансовым провалом. Параллельно упал китайский фондовый рынок. Большая часть его богатства испарилась, и с 2015 года о нём ничего не слышно. Никарагуанский канал оказался заморожен, но в 2018 году о нём заговорили вновь.

Отношения Никарагуа и России: участие в строительстве

Взаимоотношения двух стран за последние годы наладились. Особенно успешным является сотрудничество в военной сфере. Никарагуа закупает у России танки Т-72, самолёты, вертолёты и другую технику. Высшая точка взаимопонимания была достигнута по Крыму – Манагуа признала вхождение полуострова в состав России. Учитывая такую теплоту в отношениях, появились разговоры о возобновлении строительства Никарагуанского канала с привлечением российских инвестиций.

Но планы идут дальше обустройства водной артерии. Никарагуа может стать для России площадкой для давления на США, что в контексте нынешнего геополитического противостояния выглядит сильным ударом по влиянию Штатов в Центральной Америке. Также возможно привлечение к проекту Ирана и Китая, который сейчас вкладывается в углубление и модернизацию Панамского канала. Несмотря на это, Поднебесная вряд ли откажется от дополнительного и независимого от влияния Штатов пути транспортировки венесуэльской нефти.

В целом, перспективы Никарагуанского канала выглядят очень туманно. Будущее проекта, если он всё-таки будет возобновлён, зависит от решительности США, которые воспринимают вмешательство других стран в дела Центральной Америки как вторжение в свою сферу влияния; стабильности режима Даниэля Ортеги; позиции Китая и множества других факторов. Но если строительству будет дан зелёный свет, то планета получит не только удобный морской путь, но и точку политического противостояния ведущих мировых держав.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство альтернативных источников энергии
  • Строительство альпийского дома в зомби ферме
  • Строительство альпийских горок с водопадом
  • Строительство альпийских горок на даче
  • Строительство алтайской конденсационной электрической станции