Строительство алюминиевого завода в богучанском районе

В рамках КЭФ-2019 прошёл символический запуск Богучанского алюминиевого завода

РУСАЛ и ПАО «РусГидро» ввели в промышленную эксплуатацию Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ), находящегося в составе Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО).

29 марта, во второй день Красноярского экономического форума посредством прямого включения генеральный директор нового предприятия Евгений Рапацевич отрапортовал о полной готовности к запуску первой очереди.

БЭМО — это крупнейший энерго-металлургический инвестиционный проект в мире и первый пример масштабного государственно-частного партнерства в России. Его реализация позволила создать современную мощную энергетическую базу, необходимую для развития промышленности в регионе Нижнего Приангарья.

13 лет назад именно на Красноярском Экономическом Форуме компании РУСАЛ и РусГидро подписали соглашение о совместной реализации проекта БЭМО в составе Богучанского алюминиевого завода и Богучанской ГЭС. В 2012 году запущены в эксплуатацию первые гидроагрегаты ГЭС, в 2015 году станция вышла на проектную мощность в 2997 МВт, проектная мощность первой серии БоАЗ — 298 тыс. тонн алюминия в год.

«Запуск первой серии Богучанского алюминиевого завода — пример успешной реализации масштабных проектов кооперации в российской промышленности. Наряду с построенным РУСАЛом Хакасским алюминиевым заводом, строящимся заводом в Тайшете, ввод новых мощностей БоАЗа, работающего по самым современным технологиям, обеспечит не только выпуск конкурентоспособной продукции, но и внесет большой вклад в социально-экономическое развитие как Сибири, так и страны в целом», — отметил генеральный директор компании РУСАЛ Евгений Никитин.

«Богучанская ГЭС — пятая по мощности гидроэлектростанция России мощностью 2997 МВт — сегодня одна из самых современных и эффективных ГЭС не только России, но и мира. БЭМО — это уникальный, значимый для современной России проект, в рамках которого крупная гидроэлектростанция строилась в паре с крупным потребителем. Богучанская ГЭС уже выработала более 70 млрд кВт.ч электроэнергии, что превышает годовое энергопотребление всего Красноярского края», — отметил председатель правления — генеральный директор РусГидро Николай Шульгинов.

Проект финансируется за счет собственных средств РУСАЛа и РусГидро и проектного финансирования «Внешэкономбанка» (ВЭБ). Планируется, что на предприятиях БЭМО будет создано около 10 тысяч рабочих мест.

Параллельно со строительством завода инвесторы развивают социальную инфраструктуру района. В посёлке Таёжный построен микрорайон металлургов, в котором будут жить сотрудники БоАЗа, привлеченные из других регионов. В общей сложности в микрорайоне построено девять домов на 637 квартир.

Богучанский алюминиевый завод — одно из самых современных и крупнейших металлургических предприятий в России. Строительство завода идет в самом центре страны — в Красноярском крае (Богучанский район) на территории более 2,3 кв. км (231 га). Первый металл на Богучанском алюминиевом заводе был получен в 2015 году.

Производство на Богучанском алюминиевом заводе отвечает самым современным международным экологическим требованиям в области производства алюминия и сертифицировано на соответствие международному стандарту системы экологического менеджмента ISO 14001. Проект строительства завода был разработан с учетом политики компании РУСАЛ в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности человека, которая основана на комплексном подходе к проблеме сокращения выбросов, охватывающем всю технологическую цепочку производства алюминия.

Богучанская ГЭС с установленной мощностью 2 997 МВт расположена на р. Ангаре в Красноярском крае, возле г. Кодинска, и является четвертой, нижней, ступенью Ангарского каскада ГЭС и пятой по мощности гидроэлектростанцией России. Богучанская ГЭС эксплуатируется ПАО «Богучанская ГЭС» (совместное предприятие ПАО «РусГидро» и ОК РУСАЛ).

Строительство станции, начатое в 1974 году, является рекордным по продолжительности в истории отечественной гидроэнергетики. После распада СССР темпы работ по строительству значительно снизились. В 1994 году стройка была фактически законсервирована и возобновлена только в 2006 году.

С 2013 по 2014 год были введены все девять гидроагрегатов станции по 333 МВт мощности — это рекордный показатель ввода в гидроэнергетике за всю постсоветскую эпоху. После заполнения в 2015 году Богучанского водохранилища до проектной отметки станция достигла своей установленной мощности, став пятой по мощности гидроэлектростанцией России. Строительство станции полностью завершилось в декабре 2017 года. Выработка Богучанской ГЭС в 2018 году составила 13 610 млн кВт·ч (+2,4% к уровню 2017 года).

Источник

Строительство алюминиевого завода в богучанском районе

Богучанский алюминиевый завод — самое новое производство алюминия в России, да и в мире. На сегодня этот масштабный проект считается бенчмарком для всей промышленности России: «как надо делать», сообщает expert.ru

Как освоить тайгу

Самый экологичный алюминиевый завод в России площадью 231 гектар расположился в небольшом поселке Таежный в Красноярском крае. Еще пятнадцать лет назад здесь жили несколько тысяч вахтовиков, а местный бизнес и инфраструктура практически не развивались. После подписания соглашения компаниями «Русал» и «РусГидро» о создании Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) здесь закипела жизнь, а еще через десять лет на Богучанском алюминиевом заводе получили первый металл.

Идея строительства завода вдали от развитой инфраструктуры в тайге на первый взгляд кажется амбициозной и сложно реализуемой, но основатель «Русала» Олег Дерипаска всегда призывал инвестировать в Сибирь и на своем примере фактически решил показать, как создавать современное производство с нуля. С учетом двух крупных международных экономических кризисов, которые выпали на время реализации проекта БЭМО, задача оказалась не из простых.

Поселок Богучаны располагается в 150 км от Таежного на берегу Ангары. В советское время в этой части Сибири начали строить семь ГЭС. Три из них — Иркутскую, Братскую и Усть-Илимскую — построили. Богучанскую же заложили, но завершить проект не успели. Станция могла бы навсегда остаться «вечной стройкой», но в нее решили вдохнуть жизнь. В 2000-е крупные корпорации — «Русал» и «Русгидро» — возобновили строительство ГЭС. Проектное финансирование в размере 50 млрд рублей обеспечил ВЭБ. Одновременно со станцией было запланировано и строительство Богучанского алюминиевого завода, что в совокупности и стало проектом БЭМО. Работа алюминиевого завода требует огромного количества энергии — 15 МВт в час нужно для получения одной тонны алюминия. Проектная мощность Богучанской ГЭС составляет 2997 МВт. Эта энергия в центральной части России обошлась бы в разы дороже, а в глубинке Сибири она оказалось более выгодной, да к тому же более необходимой для развития промышленности в этой части России. Кроме того, еще до начала строительства БоАЗа Олег Дерипаска предрекал усиление роли Китая в мировой сырьевой промышленности, в алюминиевой отрасли особенно. Поэтому по его инициативе завод изначально проектировали в расчете на производство конкурентоспособного алюминия с улучшенными экологическими характеристиками, который сейчас востребован самыми требовательными клиентами в Европе, Америке, Азии и России.

Первопроходцы Приангарья

Для строительства ГЭС и завода нужно было в короткие сроки набрать большое количество сотрудников. В общей сложности за пятнадцать лет работу получили более десяти тысяч человек. Если поначалу это были преимущественно приезжие сотрудники, то сейчас соотношение между местными и переехавшими составляет 50 на 50. На первых порах к металлургам относились настороженно, вспоминает генеральный директор Богучанского алюминиевого завода Евгений Рапацевич, который когда-то приехал на стройку в качестве технического директора. «Раньше нас воспринимали здесь как приезжих, но теперь мы — металлурги и лесники — одно целое. Наши дети заканчивают здесь школы и уже по праву считаются местными жителями. Я бы даже больше сказал: не ожидал, что мы так быстро интегрируемся в район. Это случилось благодаря тому, что мы конструктивно решаем все сопутствующие производству вопросы», — сказал он.

С ним согласна и. о. директора по персоналу БоАЗ Мария Журкина. По ее словам, сотрудников восприняли не сразу и называли их «эти алюминщики». Сейчас уже нет такого деления на своих и приезжих. Как нет и заблуждения, что работать на заводе будут только приезжие. «Приходят к нам на завод и местные ребята. А самое главное — остаются. Работают, поднимаются до уровня руководителей. Для меня это самое важное и радостное — видеть, как персонал учится и развивается. А это значит, что все наши труды не напрасны», — говорит Мария Журкина.

Завод способствует возвращению на родину тех, кто когда-то уехал из Таежного из-за отсутствия перспектив. Среди них технолог электролизного цеха Константин, который родился в Таежном, но, как и многие, уехал в Красноярск, потом в Саяногорск, а затем, когда был открыт завод, вернулся. «У меня нет такого, что я говорю себе: я приехал сюда на три года или на десять лет. Здесь есть работа и — это особенно важно — реальная возможность быстрого карьерного роста, профессионального», — рассказал он.

2005 год – основатель «Русала» Олег Дерипаска и Герман Греф в качестве министра экономического развития и торговли посещают будущую площадку для стройки img251-2005-god.jpg предоставлено пресс-службой
2005 год – основатель «Русала» Олег Дерипаска и Герман Греф в качестве министра экономического развития и торговли посещают будущую площадку для стройки
предоставлено пресс-службой

Со строительством завода в Таежном стали появляться пятиэтажные жилые комплексы, спортзал, хоккейный корт, спортивные и детские площадки, поликлиника, современная библиотека, школа, построили один и строят второй детский сад. «Русал» вложил в «социалку» поселка более 20 млн рублей и более 100 млн вложено в Богучанский район в целом. Первые работники завода жили по нескольку семей в одной квартире. Теперь у каждой из них собственное жилье со всей необходимой мебелью и техникой. Такие удобства предоставляются всем сотрудникам на время контракта. «В Таежном нас, три семьи, поселили в одну большую четырехкомнатную квартиру. Потому что тогда только один жилой дом был сдан, он стоял как некий оплот цивилизации среди леса. И вот мы примерно полгода жили все вместе, как в советской коммуналке. И, знаете, вспоминаем то время с самыми теплыми чувствами, потому что было как-то душевно и весело», — рассказал финансовый директор БоАЗ Вадим Зяблицев, который переехал в Сибирь из Москвы. В перспективе все социальные объекты будут переданы на баланс местной администрации. Таежный также стал местом притяжения для людей из ближайших населенных пунктов — там открывают магазины, салоны красоты, автомастерские.

Местная администрация, в свою очередь, всецело поддерживает развитие района и обещает помочь со строительством дорог. Сейчас асфальтированная проезжая часть есть в Таежном, по на подъездах к поселку она далеко не везде.

Завод в тайге

По проектной мощности Богучанский алюминиевый завод занимает третье место в России после Красноярского и Братского. Мощность первой серии БоАЗа составляет 298 тыс. тонн алюминия в год. В общей сложности бюджет строительства на этом этапе составил около 1,7 млрд долларов. Это значительные средства даже по нынешним меркам, но Олег Дерипаска с партнерами из «Русгидро» решили в рамках нового проекта использовать только самые современные технологии, которые требовали закупок новейшего оборудования: для строительства БоАЗа привлекались поставщики передового оборудования, как российского, так голландского, канадского и французского производства.

С момента запуска БоАЗ работает на самой распространенной в мире технологии электролиза с использованием предварительно обожженных анодов. Современная газоочистка, замкнутый водооборот — такой экологичный подход оценили и местные власти. «Лучший завод России и один из лучших заводов в мире. И экология здесь совсем другая, и культура производства на другом уровне» — такими впечатлениями поделился с журналистами во время первого визита на производство в 2019 году губернатор Красноярского края Александр Усс.

«Построить завод — это полдела, главное потом — отстроить все рабочие процессы, продумать логистику, наладить коммуникации. Оборудование не то чтобы капризное, но нигде такого нет, приходилось самим разбираться во всем, — вспоминает менеджер отдела развития производственной системы БоАЗа Сергей Петров. — В итоге справились. Ребята с разных заводов все молодцы: приехали, объединили свои знания и опыт, и общими усилиями все получилось. И спустя пять лет мы добились стабильности, у нас самый лучший металл в России, самое лучшее качество и внешний вид».

Источник

«Рекордно быстрый» проект. «Русал» с трудом построил часть завода в глухой тайге

«Русалу» и его партнеру «РусГидро» после долгих лет мытарств удалось реализовать проект Богучанского алюминиевого завода. Однако его продукция вряд ли будет пользоваться спросом на внутреннем рынке, а за границей и без того производителей хватает. Поэтому инвестиции в него могут долго не окупиться, перспективы же самого предприятия на конкурентном рынке крылатого металла незавидные. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Завод в тайге

Компании «Русал» и «РусГидро» в конце марта ввели в промышленную эксплуатацию в Красноярском крае первую серию Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ). Бюджет строительства составил почти 1,7 млрд долларов, оно финансировалось за счет собственных средств «Русала» и «РусГидро» и денег, предоставленных «Внешэкономбанком».

БоАЗ является составной частью Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО), включающего еще и Богучанскую гидроэлектростанцию (БоГЭС) мощностью около 3 тыс. МВт. Первая серия БоАЗа при полной загрузке будет выпускать 298 тыс. тонн первичного алюминия в год.

Польза может быть для всех

Отраслевые эксперты видят немало положительных моментов от запуска БоАЗа как для «Русала», так и для Красноярского края.

Вам здесь не рады. «Русал» заработает за счет пошлины на автомобильные диски из Китая

«Строительство данного завода необходимо по нескольким причинам. Во-первых, для переработки сырья с месторождений, расположенных вблизи него, и выпуска готовой продукции. Во-вторых, в связи с постепенным устареванием действующих заводов необходимо создавать новые мощности по выпуску алюминия, и завод как раз и является таким новым производством, которое будет выпускать продукцию по передовым технологиям, оказывать меньшее воздействие на окружающую среду, чем действующие заводы по выпуску алюминия. В-третьих, завод создан в рамках развития Богучанского энерго-металлургического объединения, он загрузит энергетические мощности в регионе, будет способствовать развитию проектов в других отраслях в крае», – считает Ярослав Кабаков, директор по развитию инвестиционной компании «Финам».

С ним солидарен Сергей Суверов, старший аналитик компании «БКС Премьер». «Для «Русала» есть плюсы строительства этого завода и в связи с тем, что будет дополнительно потребляться электроэнергия с генерирующих активов En+ Group. Мы считаем, что завод будет прибыльным, это позволит улучшить показатели свободного денежного потока «Русала», – отмечает он.

В тени победных реляций

«Русал» утверждает, что проект БЭМО был реализован в рекордно короткие сроки: в 2012 году заработали первые гидроагрегаты БогГЭС, три года спустя она вышла на проектную мощность, и тогда же был получен первый металл на БоАЗе.

Кризис развития. Тайшетский завод «Русала» грозит ему новыми проблемами

В реальности дела обстоят иначе. Еще в мае 2006 года ГидроОГК (входит в «РусГидро») и «Русал» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию БЭМО. К тому времени БоГЭС была построена лишь частично (ее возведение началось в 1974 году и в 1994-м стройка была законсервирована).

Тринадцать лет назад стоимость достройки БоГЭС и возведения БоАЗа (без учета затрат на создание инфраструктуры и подготовку ложа зоны затопления гидростанции) оценивалась в 3,6 млрд долларов. 30 % капитальных вложений планировали предоставить из собственных средств ГидроОГК и «Русал», остальные 70 % они намеревались привлечь в банках.

На создание БоАЗа предполагалось взять кредит в размере 0,5 млрд долларов. Для строительства необходимой сетевой инфраструктуры требовалось 698 млн долларов, для прокладки автомобильной дороги Богучаны – Кодинск – 40 млн долларов, и для этого ГидроОГК и «Русал» хотели получить поддержку в Инвестиционном фонде. Подготовка ложа зоны затопления БогГЭС стоимостью 370 млн долларов должна была быть профинансирована из федерального бюджета. Запуск БоАЗ и БоГЭС намечался на 2009 год. Мощность БоАЗа была запроектирована в 600 тыс. тонн в год.

Милые бранятся – только тешатся

В назначенный срок БоАЗ не стал выпускать алюминий. Зато в мае 2009 года «Русал» заявил о проблемах. Он обвинил фирму «Организатор строительства БоГЭС» (менеджмент которой состоял из представителей «РусГидро») в настойчивом требовании добиться выплат подрядчикам за их работу по повышенным расценкам и заключения по ним же новых договоров.

Преждевременная радость. «Русал» может не восстановить утраченные позиции на рынке

В свою очередь подрядчики оказались должны БоГЭС порядка 1 млрд рублей за ее материалы и услуги. По мнению «Русала», «РусГидро» блокировала подачу исков в суд для взыскания просроченной задолженности с подрядчиков и возврата авансов в случае невыполнения работ.

«Такое отношение может свидетельствовать лишь о том, что «РусГидро» не заинтересовано в эффективном контроле за инвестициями в строительство БоГЭС, в том числе и бюджетных средств, и наводит на мысль о наличии определенных интересов между менеджментом «РусГидро» и основными подрядными организациями», – заявлялось в пресс-релизе «Русала».

«РусГидро» же сообщила о блокировании «Русалом» закупок, необходимых для строительства БоГЭС, которое чревато срывом проекта. Пререкания между менеджментом «Русала» и «РусГидро» затянулись, стройка же встала, а возобновилась в январе 2011 года. Запуск БоАЗа сдвинули на 2013 год, заработал же он в 2015 году, произведя 25 тыс. тонн алюминия. В течение трех последующих лет он выпускал около 150 тыс. тонн в год.

Куда девать лишний металл?

Ключевая задача, стоящая сейчас перед БоАЗом, – развитие продаж алюминия. Впрочем, эксперты считают, что он может быть востребован не только внутри России, но и за ее пределами.

Дерипаска больше не рулит «Русалом». Что ждет компанию после смены совета директоров

«Продукция завода может найти применение как внутри страны, так и за ее пределами. Внутри РФ она может поставляться как в Забайкалье и на Дальний Восток, так и в европейскую часть страны. Потребителей алюминия много, поэтому география поставок нового завода может быть весьма обширна. Вместе с тем вряд ли есть такая цель – полностью использовать продукцию предприятия только в РФ», – говорит Ярослав Кабаков.

Действительно, какие-то объемы металла будут отгружаться с БоАЗа на российский рынок. Однако вряд ли он сильно нужен в регионах восточнее Урала – там нет крупных потребителей алюминия. С долей условности к ним можно отнести ААК «Прогресс», Улан-Удэнский и Комсомольский-на-Амуре авиационные заводы, хотя им нужнее прокат и профили, чем металл в чушках.

В целом же в поставках металла с БоАЗа на отечественный рынок необходимости нет – в силу удаленности он будет дороговат для производителей проката, профилей и литья (затраты на доставку будут включены в его цену). Находящимся в европейской части предприятиям предпочтительнее получать алюминий с Волгоградского алюминиевого завода, в Сибири – с Новокузнецкого или Красноярского.

Планета большая, но места всем не хватит

«Скорее всего, рынок для БоАЗа – это экспорт; возможно, за счет замещения продукции тех же заводов из европейской части и с Урала, – констатирует Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА, указывая на то, что окупится БоАЗ не скоро. – При текущих ценах на металл оценки окупаемости разнятся от 10 до 15 лет, но цены на алюминий достаточно волатильны, и в случае роста рынка возможен куда более быстрый возврат вложенных инвестиций».

Отжатие по-американски. Снятие санкций не облегчит жизнь «Русалу»

На мировом рынке и без БоАЗа игроков хватает. Надежды «Русала» на сокращение выпуска алюминия в Китае иллюзорны: он, по данным International Aluminium Institute, в январе-феврале 2019 года увеличил производство на 2 %, до 5,856 млн тонн.

Гораздо разумнее было вместо строительства БоАЗа в глухой тайге, которое обошлось в колоссальную сумму, модернизировать предприятия в европейской части России и на Урале. Ранее «Русалом» были закрыты Волховский и Надвоицкий алюминиевые заводы, остановлены электролизные серии на Богословском, Уральском и Волгоградском (на последнем электролиз все-таки был перезапущен по-тихому). Если бы вовремя было проведено техническое перевооружение их мощностей и обеспечено снабжение электроэнергией по приемлемым тарифам, не пришлось бы консервировать цеха и увольнять людей.

На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу «Русала», на момент публикации статьи комментарии не были получены.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство альтернативы панамскому каналу
  • Строительство альтернативных источников энергии
  • Строительство альпийского дома в зомби ферме
  • Строительство альпийских горок с водопадом
  • Строительство альпийских горок на даче