Строительство набережных и причалов

Строительство стенок набережных в прибрежной зоне, помимо основ­ного назначения – защиты территории от размыва, связано также с созданием причальных сооружений для организации погрузки и выгрузки сырья и готовой продукции.

В пределах населенных мест стенки набережных, помимо ука­занных выше целей, могут устраиваться и в целях благоустрой­ства прибрежной территории (для обслуживания нужд водного спорта и др.).

Набережные стенки должны также обеспечить защиту при­брежной территории от затопления паводковыми водами, в связи с чем отметка карниза стенок принимается на 0,5м выше рас­четного уровня высоких вод. За расчетный уровень обычно прини­мается горизонт максимального паводка повторяемостью в 30-40 лет. В особых случаях, в зависимости от возможного ущерба в результате затопления прибрежной территории паводковыми водами, за расчетный уровень могут быть приняты паводки более редкой повторяемости.

В условиях населенных мест стенки набережных располага­ются по линиям регулирования рек и водоемов. Под линией регулирования подразумевается линия пересечения меженного горизонта воды с поверхностью стенки набережных. Линии регули­рования определяют проектную ширину реки и должны быть согла­сованы с красными линиями застройки прибрежной территории.

Набережные стенки возводят из камня, бетона и железобетона. В районах богатых лесом, в частности на севере России, широко применяются деревянные набережные стенки.

Бетонные и железобетонные набережные стенки могут бить возведены из монолитного бетона, а также из сборных элементов заранее изготовленных на предприятиях строительной индустрии.

По конструктивному решению различают следующие основные типы стенок набережных: гравитационные, устойчивость которых обеспечивается собственным весом стенки, и свайные, устойчи­вость которых обеспечивается заделкой свай в грунтовом мас­сиве.

Выбор конструкции стенок набережных производится на ос­нове тщательного изучения геологических условий строительства, для чего по результатам бурения составляются продольные гео­логические профили по линии регулирования набережной и не­сколько поперечных геологических разрезов в наиболее характер­ных сечениях.

Следует иметь в виду, что геологические напластования гор­ных пород редко бывают постоянными даже на сравнительно ко­ротких участках. Пестрота геологических напластований и значи­тельные изменения мощности слоев, и их положения зачастую за­ставляют менять конструкции набережных стенок через каждые 50-100 м.

При близком залегании от дна реки скальных грунтов стенки набережных возводят на естественном основании. При этом глу­бина заложения подошвы стенки определяется глубиной залега­ния достаточно прочных неразмываемых пород и в большинстве случаев не превышает 40-50 см ниже дна реки.

Во всех остальных случаях стенки набережных возводятся на предварительно устраиваемой постели из каменной наброски или на свайном основании. Устройством каменной наброски обеспечи­вается выравнивание дна реки и распределение давления от на­бережной стенки на большую площадь основания.

Деревянные набережные устраиваются в виде ряжей сплош­ной или сквозной рубки, заполненных камнем, или в виде свай­ных эстакад. Учитывая ограниченное применение деревянных на­бережных из-за небольших сроков службы, конструктивные ре­шения их в настоящей работе не рассматриваются.

Проектирование набережных обычно является состав­ной частью более широкого комплекса мероприятий по благоуст­ройству прибрежной территории и в случае применения типовых и повторных конструктивных решений производится в две стадии.

В проектном задании, в соответствии с проектом планировки прибрежной территории, устанавливаются границы береговой по­лосы, подлежащей укреплению сооружением подпорных стен, а также (в увязке с красными линиями застройки) линии регули­рования водоема. В зависимости от высоты берега, гидрологиче­ской, геологической и гидрогеологической характеристик берего­вой полосы, характера ее использования и других факторов, на основе сравнения вариантов устанавливаются поперечный про­филь и тип конструктивного решения подпорных стен, а также обосновывается их высотное положение; устанавливаются места размещения и основные размеры сходов-лестниц, пристаней, при­чалов и других элементов, обеспечивающих доступ населения к воде и использование водоема для хозяйственных, транспорт­ных, спортивных и других целей; разрабатываются соображения по организации работ.

Источник

Архитектура у воды: как набережные создают имидж застройки

Как должны развиваться и осваиваться территории набережных в контексте комплексной застройки. Рассказываем на примере проектов бюро.

Мукомольный

В городе с историей именно история задает характер набережной. Большая гладь воды — это городская панорама, лицо города, «шестой фасад». Реновация не значит отказ от истории и прошлого во многом потому, что характер набережной формируют исторические здания.

Масштаб будущей застройки напрямую зависит от масштаба реки.Приоритет отдается общественным функциям набережной и жилые кварталы не мешают им существовать автономно.

Юность

Путь к воде — всегда основной городской маршрут, нанизывающий различные по функции и наполнению объекты.

Каменный ручей

Набережная становится частью образа жилого комплекса, общественным променадом. Вид на реку из окна важнейший критерий жилья.

Центральный парк Культуры и Отдыха

Река и городские парки тесно связаны по смысловому значению и вторгаться застройкой в эту связь недопустимо. Природа реки и природа парка взаимозависимы и дополняют друг друга, при этом сохраняя приоритет природного ландшафта над городской средой.

Живучесть и разнообразие набережной прежде всего в сохранении ее естественности. Перенос рек в угоду застройке берегов недопустим.

Река — это живой, поступательно развивающийся организм. Пруды — естественная часть реки, создаваемые как индустриальные сооружения в прошлом, сегодня они должный стать частью ландшафтного банка города. Набережная — часть экосистемы реки. Знаковые городские объекты и набережная и парки — естественное соседство. Принципы квартальной застройки не противоречат задаче формирования городских набережных, а наоборот являются важнейшим инструментом.

Квартал телебашни

На протяжении реки в Екатеринбурге применимы различные архетипы набережных, для разных участков реки можно найти свой.

Набережную формируют ее исторический контекст и городская застройка.

Поэтому нет ничего противоречивого в том, что с развитием города меняется назначение набережной. Необходимо наращивать масштаб и разнообразие активностей, развивать застройку «лицом» к набережной, обеспечивать связанность берегов и многоуровневость набережной. Потеря активной развитой набережной к окраинам города — один из вызовов на которые надо отвечать.

Цирколенд

Как река диктует архитектуру, так и архитектура строится на диалоге с рекой. Набережная — главный фасад для здания. Архитектура зданий и дизайн набережной — одно целое. Необходимо сохранять непрерывность пути вдоль набережной и доступность с улиц. Активная набережная продолжает функционал здания.

Мост — это «многоуровневая развязка» для пешеходов и велосипедистов.

Путь под мостом — недооцененный «атракцион» позволяющий увидеть «обратную сторону» исторического моста, путь через триумфальную арку.

Многоуровневость набережной — это многофункциональность набережной. Нижний — контакт с природой, верхний — контакт с городом. «Временные» мостовые сооружения, набережные, причалы — часть сегодняшнего благоустройства реки.

Ольховский парк

Благоустройство прилегающих набережных — это имидж любого нового проекта. Застройка формируется вдоль реки, а не река вдоль застройки. Строительство реки и благоустройство прилегающих набережных должно идти одновременно.

Определение набережной как:

Эпицентр городской активности

Основной земельный ресурс горожан, предназначенный под общественные пространства.

Кратчайший пешеходный путь

Основной земельный ресурс для общественных пространств

Место диалога с природой

Над набережной, как над готическим храмом работают многие поколения архитекторов. Общегородской проект «городская набережная» в рамках общей концепции можно разбивать на подпроекты. Девелоперский проект по застройке становиться площадкой для обсуждения планов по развитию прилегающих набережных.

Набережная Екатеринбурга

Дизайн-проект благоустройства набережной реки Исеть разработан КБ СТРЕЛКА совместно с архитектурным бюро ОСА.

Возрождение идеи линейного парка, объединяющего город. Для реки в целом должны быть разработаны функциональные, экологические программы и стратегия развития. Задача благоустройства набережных — преодолеть изолированность реки от города. Благоустройство — это лишь малая часть тех изменений и процессов, которые должны быть проведены.

Как экономика влияет на развитие территорий у воды?

Огромный имиджевый потенциал набережных. Качественные характеристики общественных пространств не напрямую зависят от бюджетных возможностей. Система микропроектов решит городскую амбициозную задачу. Необходима разработка регламентов для развития набережных.

Щербакова

Природа — основной ресурс любой территории.

Главный потенциал окраин мегаполиса — естественный природный ландшафт. Застройка должна естественно вписываться в ландшафт, вестись по единой планировочной стратегии, иметь долгосрочную стратегию развития. При строительстве на берегу нужна проницаемость застройки.

Необходимо управлять общественными пространствами города, развивать их, вовлекать их в городскую жизнь, делать их доступными и интересными всем горожанам. Город должен связывать, а не разделять лес и реку, а застройка не должна ограничивать доступ горожан к реке. Река и набережная должны рассматриваться в различных приближениях: от масштаба города до масштаба отдельного проекта.

Источник

Строительство причалов: пирсы, причальные конструкции

Причалом называется оборудованное сооружение для швартовки плавучих средств разного назначения. Когда появились первые причалы — не совсем понятно: долгое время они соседствовали с необорудованными причальными местами, если лодку можно вытащить на берег руками. Скорее всего, их стали возводить в тех случаях, когда суда имели вес и груз, а также при нестабильной береговой линии: например, если в районе наблюдаются приливы и отливы или сезонные колебания (половодье, муссоны).

Классификация причалов

Причальные сооружения делятся на грузовые и пассажирские, а первые, в свою очередь, подразделяются по виду грузов, которые они принимают. По своей конструкции причалы можно поделить на:

Причалы-набережные устраиваются вдоль береговой линии и являются ее продолжением. Если набережная представляет собой каменную или железобетонную стенку, вертикально спускающуюся в воду, то такое сооружение называется причальной стенкой. Когда у набережной есть выносная площадка на сваях, то говорят о причале с оторочкой.

Причал-пирс представляет собой протянутую в акваторию эстакаду или стенку.

Рейдовые причалы являются вынесенными в акваторию и связанными с берегом либо мостиком (пассажирские), либо трубопроводом (для танкеров).

По технологии строительства такие сооружения могут быть стационарными и плавучими (понтонными). Стационарный причал — это в той или иной степени капитальное сооружение, закрепленное на местности. В свою очередь, они бывают гравитационными, в виде сплошных стен, и эстакадными (на сваях). Плавучие причалы удерживаются на воде засчет закона Архимеда. Частный случай такого причала — дебаркадер.

Причалы должны быть оборудованы устройствами для безопасной швартовки. Их называют причальными пушками — именно за них с помощью швартовных концов суда крепят к пирсу или набережной. Для предохранения корпуса судна от повреждений при швартовке снаружи к причалу крепят кранцы, или причальные отбойники. Это могут быть мешки с мусором, старые покрышки или специально изготовленные резиновые изделия. Иногда ими оборудовано само судно.

Выбор типа и конструкции причала при строительстве зависит от:

Строительством причалов обычно занимаются специализированные организации мостостроительного профиля, и делается это вместе с постройкой порта, ведь само причальное сооружение тесно связано с терминалом, к которому оно относится.

Но существуют варианты и самостоятельного строительства причала. Согласитесь, мало кому из обычных граждан придет в голову разгружать у своего дачного участка контейнеровозы и заниматься судоремонтными работами. Не по всякой речке ходят круизные лайнеры и даже простые теплоходы. Максимум, что может заинтересовать живущего у озера или речки, — это куда ставить свой катер. Поэтому тема этого обзора — строительство причала для маломерных судов.

Юридическая сторона вопроса

Конечно, если вы живете в глуши, где чиновника последний раз видели по телевизору в прошлом году (если он у вас есть), а ближайший участковый живет километрах в пятидесяти от вас, вы можете спокойно поставить мостки, и никто этого не заметит.

Но если вы хотите, чтобы у властей не было к вам претензий, то причал лучше оформить законодательно.

Напомним, что 20 метров от верхнего уреза воды водоема считаются государственной собственностью, и вы не можете их выкупить, огородить и каким-либо образом препятствовать людям свободно там ходить. Но вот пользоваться водоемом вы очень даже можете. Начнем с того, что вы можете абсолютно бесплатно брать там воду: платить за это должны только те, кто пользуется водой в коммерческих целях. И причал построить тоже можете.

А вот какие документы для этого нужны, зависит от того, будет ли причал стационарным, временным, капитальным или плавучим. Но в любом случае вам будет необходимо заключить договор водопользования. Как это сделать, можете узнать в органах исполнительной власти в вашем регионе, а сейчас такая услуга может оказываться через сеть МФЦ. Такого договора будет достаточно для понтонной пристани.

Для постройки понадобится заключать договор аренды участка побережья, а если вы хотите поставить капитальное сооружение на бетонных сваях, то сбор документов и получение разрешения на строительство будет приравнено к строительству порта (с официальным проектом). Масштабы не те, но закон есть закон. Поэтому, если вы не хотите нести все эти расходы (а они будут хотя бы потому, что вы будете ходить с бумажками в рабочее время), договоритесь лучше с соседями и сделайте общественную пристань (так вы еще сможете скинуть бумагособирательную работу на муниципалитет). Удобно, и пользоваться смогут все.

Напомним также, что этот порядок не касается территорий национальных парков, заповедников и других охраняемых территорий. Сооружение пристани там (если вам повезло там жить) регулируется документами самой такой территории. Иногда у вас не получится сделать даже простые мостки.

Причалы для катеров и их постройка

Перед тем как выбрать нужный вам вид причала, обследуйте условия, в которых он будет стоять. В первую очередь, это уровень воды, рельеф дна и сезонные изменения этих параметров. Так, если у вас берег с хорошим уклоном, и небольшие перепады уровня воды в половодье, вы можете соорудить причальную стенку с выносом на сваях — и недалеко, и глубина будет вполне достаточной не только для катера, но и для более крупных судов. Но, к сожалению, такие условия у нас далеко не везде.

Обычно наши граждане проживают на пологих берегах, где дно заилено и поросло травой. Заход в такой водоем обычно комфортным не бывает, даже если вы собрались просто искупаться. Про лодку и говорить не приходится. И в таких случаях причал сооружают в виде пирса.

Что касается геометрии последнего, то его можно установить перпендикулярно берегу, если речь идет об озере. Если же у вас река с течением, то лучше его строить под углом в сторону течения.

Сваи и их разновидности

Сваи издавна применялись в качестве оснований для сооружений на неустойчивых грунтах и в прибрежных зонах.

Они представляют собой стержни, заглубленные в грунт. Работают сваи по двум принципам: трение и опора на глубоколежащие плотные слои. Иногда используют одну их функцию, иногда обе. Последняя часто применяется при возведении тяжелых зданий — в этом случае сваи забивают дважды: второй раз их добивают до достижения плотного слоя (когда достигли, это можно определить по вибрации во всем микрорайоне).

Сваи делают из разных материалов. Когда-то они были только деревянные (использовалась древесина лиственницы и дуба), потом пришла эпоха бетона. Бетонные сваи выпускаются в виде стержней длиной 6, 9, 12 метров и забиваются в грунт при помощи копровой установки на гусеничном ходу. Более длинные сваи набивают на месте: бурят скважину, вставляют в нее арматуру и заливают бетоном. Такие сваи называются буронабивными. Существуют также сваи в виде стальных труб и комплексные — бетон в трубе.

В последнее время получили распространение также винтовые сваи, широко используемые в частном домостроении и для сооружения небольших объектов, в том числе пристаней. Заворачиваются винтовые сваи в грунт либо с помощью специальной техники, либо вручную, используя рычаг. Для закручивания одной сваи достаточно трех человек — один из них должен контролировать вертикальность вкручивания.

Строительство стационарного причала на сваях

Хочется напомнить, что свайные фундаменты, хотя и хорошо себя зарекомендовали, не годятся в тех случаях, когда у вас в водоеме каменистое дно. Но об этом — в следующей главе.

Но у вас, скорее всего, дно представляет собой песок или ил.

Диаметр винтовых свай и их количество под дом рассчитывается исходя из веса здания. Поскольку дело мы имеем не с домом, а сравнительно легким сооружением, то вес не будет иметь такого значения. Зато на выбор будут влиять такие факторы, как лед и характер дна. Так, толстый лед способен ближайшей весной сломать ваши сваи, что исключено при постройке дома. Поэтому выбирать лучше сваи от 108 мм, а после установки лучше будет залить внутрь бетон.

Длина свай определяется глубиной несущего слоя и уровнем воды с учетом перепада в вашем водоеме. Так, ил не является хорошей опорой для сваи, поскольку подвержен сезонным подвижкам и влиянию течения в реке: чем оно больше, тем сильнее будет смещение сваи. В удерживающий слой свая должна заходить на достаточную глубину. Для песка она составляет 0,5 м, а для глин — 1 м.

Для примера можно привести следующий случай.

Высота от верха сваи до максимального уреза воды 0,3 м. Расстояние от зеркала до дна 1,7 м. Толщина ила 1 м. Внизу песок. Длина сваи, таким образом, получается: 0,3+1,7+1+0,5=3,5 м. В продаже, кстати, такой размер есть. Но, учитывая течение и сход льда, лучше дать запас прочности и заглубить их еще на полметра. И сваи купить, соответственно, по 4 метра. Если вы строите пирс, то длина свай будет разной, в зависимости от изменения глубины. В продаже сваи бывают до 9 метров.

Каждая свая диаметра 108 рассчитана на приличную нагрузку — 7 тонн. На причале такой не бывает. Поэтому количество свай рассчитывайте, исходя глубины конкретного участка пирса. На берегу допускается расстояние между сваями и 2 метра, а вот чем дальше от берега, тем они должны быть закручены чаще. Максимальный шаг сваи — 1 м, минимальный — 0,5 м.

Проводить работы по закручиванию свай лучше всего в зимнее время: лед будет служить вам хорошей опорой.

Обвязка и настил

Для обвязки свай чаще всего используют швеллер. Его выбирают из сортамента исходя из геометрических характеристик. Если у нас диаметр сваи 108 мм, то нам подойдут швеллера № 14 и 14П. На углах их можно соединить сварным швом, обрезав каждую на 45 градусов. Стыки между швеллерами должны приходиться на сваю, а не висеть в воздухе. Крепить сваи можно как сваркой, так и с помощью резьбовых соединений.

Перед тем как окончательно смонтировать швеллерную обвязку, ее следует прогрунтовать: это убережет ее от ржавчины.

Если вы хотите сделать обвязку из бруса, то на углах он соединяется в шип, а стыки также должны быть на сваях. Под брус необходимо уложить гидроизоляцию, а саму деревянную конструкцию тщательно обработать специальными составами, чтобы она не гнила.

Сверху на обвязку монтируются лаги, а наверх — настил.

Лаги таким же образом нужно обработать, а вот к настилу лучше подойти тщательно. Он будет постоянно испытывать на себе погодные капризы и различные нагрузки. Поэтому, если не хотите его часто переделывать, приобретите палубную доску из лиственницы. Если же вы пользуетесь более бюджетной сосной или елью, то хотя бы обработайте ее должным образом — пропитка и лак вполне подойдут.

Понтонные причалы

Встречаются ситуации, когда установка причала на сваях либо нецелесообразна, либо невозможна. Вот несколько таких случаев:

Выходом в такой ситуации может служить капитальное сооружение с ледорезами, на заглубленном фундаменте, с большим объемом выемки грунта — в конце концов, порты и мосты как-то строят. Вопрос весь в том, нужно ли это в случаях, когда вам нужно всего лишь швартовать вашу лодочку, забрасывать спиннинг и купаться.

И тут на помощь приходят понтоны.

Фактически это несамоходные суда, то есть удерживаются на поверхности засчет своей плавучести. Они распространены не только как причалы для маломерных суден: во многих городах к таким сооружениям швартуются теплоходы и даже небольшие грузовые суда. Часто сам речной вокзал находится на дебаркадере.

Когда плавучий причал имеет большие размеры, он выполняется на бетонном или стальном основании, которое представляет собой плоскую коробку с пустотами внутри, что обеспечивает плавучесть. Основание небольшого выполняется из пластика (в продаже есть модульные пластиковые понтоны), а в качестве самодельных вариантов распространены причалы на пустых металлических бочках.

Простейший понтон представляет собой квадрат со сторонами 2,5 метра на 4 бочки. Для изготовления нам понадобятся 4 пустых бочки на 200 литров, 10 метров бруса со стороной 100 мм, 25 метров бруса по 50 мм, прочная водоустойчивая веревка и саморезы.

Из большого бруса нужно скрутить квадрат. Внутрь ставим каркас из бруса по 50 мм для удержания бочек. Бочки необходимо тщательно очистить, закрыть на герметик и хорошо окрасить. Если бочки пластиковые, это не требуется. После этого бочки вставляем в каркас по углам и крепим веревкой в трех местах каждую. Веревку закрепляем на большом брусе, хорошо затянув. После этого будущий понтон можно перевернуть и набить сверху дощатый настил.

При желании понтон на бочках можно сделать и большим, и неправильной формы, и с перилами. Вместо бочек неплохо подойдет пластиковая труба большого диаметра, если у вас есть, чем запаять торцы.

В общем, сооружение таких причалов ограничивается только вашей фантазией.

Заход на причал можно сделать в виде подвижной сходни, один конец которой не жестко закреплен на берегу, а второй «гуляет» вместе с понтоном, точнее, с уровнем воды в водоеме.

Важно! Чтобы ваша пристань стояла там, где надо, ее нужно обязательно заякорить. Сколько якорей вам понадобится, зависит от веса и площади вашего понтона, но никак не менее двух. Длину якорных цепей можно регулировать.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство набережной обводного канала
  • Строительство набережной на левом берегу
  • Строительство набережной во владимире
  • Строительство набережной в феодосии
  • Строительство набережной в уфе