Строительство нефтеперерабатывающего завода в ростовской области

Новошахтинск может стать центром рекордных инвестиций

В ходе Петербургского международного экономического форума губернатор Ростовской области Василий Голубев и представитель НЗНП подписали соглашение о реализации инвестиционной программы, центром которой станет выпуск топлива класса Евро 5. Сейчас завод выпускает главным образом тяжелые нефтепродукты: судовое топливо, мазут и битум.

Со стороны инвесторов соглашение о развитии НЗНП подписал исполнительный директор ООО «Юг Энерго» (контролирует НЗНП) Дмитрий Шуньков, бывший заместитель директора Департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики РФ.

В «Агентстве инвестиционного развития Ростовской области» сообщают, что 177 млрд рублей будут вложены в расширение видов выпускаемого заводом топлива, в том числе класса Евро 5, а также в строительство новых очередей очистных сооружений предприятия.

На первом этапе, который, как сообщил журналистам на форуме Дмитрий Шуньков, рассчитан на 5 лет, компания планирует выпустить на рынок первый товарный бензин марок 92 и 95 по классу Евро 5:

— Это будет достаточно большой объем. Порядка 717 тыс тонн в год. Параллельно с ним идет проект производства товарного дизеля. Порядка 2 млн тонн появится в течение 5-7 лет. С сегодняшнего дня мы запускаем и проект реконструкции очистных сооружений. В целом наши инвестиции рассчитаны на 10 лет. Будем углублять переработку, планируем довести до 100%.

Василий Голубев уточнил, что до 2024 года запланированный объем инвестиций составляет 50 млрд рублей:

— Планы предприятия согласуются с программой долгосрочного развития региона, рассчитанной до 2030 года. Правительство будет сопровождать этот проект, оказывать поддержку. Естественно, мы будем обращать внимание на то, чтобы он соответствовал всем экологическим требованиям, — заявил губернатор.

Выпуск Евро 5 ставился в качестве цели с момента создания предприятия известным донским бизнесменом Сергеем Кисловым в 2009 году. Это должно было позволить компании вмешаться в конкуренцию на внутреннем рынке топлива для легкового автотранспорта и нарастить экспорт. В 2015 году «Юг Энерго» (материнская компания НЗНП) объявило о заключении соглашения с Китайской национальной химико-инженерной корпорацией о поставке соответствующего оборудования.

Вице-президент ассоциации «Прогресс», одного из крупнейших розничных продавцов ГСМ в области, Эдуард Бабаев приветствовал тогда проект НЗНП, надеясь, что он снизит издержки региональных покупателей и стабилизирует розничную цену на бензин.

— Топливо 5-го класса, которое мы сегодня получаем, приходит за тысячу километров, — говорил он. — Основные его поставщики для большинства компаний — уфимские и самарские нефтеперерабатывающие заводы, астраханский завод. На юге есть завод, в Волгограде, но его мощностей не хватает даже «ЛУКОЙЛУ», а завод нефтепродуктов в Туапсе ориентирован на «РОСНЕФТЬ» и экспорт. Фактически, мы с этих заводов ничего не получаем, есть предложения, но небольшие. И если НЗНП будет производить даже дизельное топливо 4–5-го классов, то это уже будет хорошо. На сегодняшний день, насколько мне известно, он производит только судовое маловязкое топливо (СМТ), а если у него появится высокооктановое топливо, для рынка это просто будет прорыв.

Предприниматель указывал на то, что разрыв в стоимости топлива из-за доставки доходит до 3 тыс. рублей на тонну — биржевая цена, плюс рост железнодорожных тарифов. Проект НЗНП, по его мнению должен решить и проблему дефицита топлива летом.

Однако с Китаем что-то не заладилось. Между тем государство требовало от всех российских НПЗ до 1 июля 2016 года произвести модернизацию, чтобы перейти на выпуск Евро 5. В марте 2016 года заместитель главы Ростехнадзора Светлана Родионова критиковала собственников НЗНП за срыв сроков установки вторичной переработки нефти.

Однако до сих пор завод выпускает главным образом тяжелые нефтепродукты: судовое топливо, мазут и битум.

В прошлом году началось движение в составе собственников НЗНП. Сергей Кислов, который с момента запуска НЗНП выступал в качестве лица компании, стал дистанцироваться от этой роли. В СМИ часто было принято было называть его собственником. Однако в редких частных беседах он говорил, что не является таковым, уклоняясь от вопроса о реальных бенефициарах завода. Источники N полагают, что их следует искать в высших эшелонах российской элиты.

Подтверждением служит тот факт, что в 2015 году родственная заводу компания «НЗНП Трейд» победила в конкурсе Роснедр на получение лицензии, позволяющей вести добычу нефти на Гавриковском месторождении в Ханты-мансийском автономном округе, одном из наиболее перспективных в России. Выигрышем никому не известной компании была недовольна «Роснефть». Однако внезапно от своих претензий отказалась.

До этих пор основной проблемой для расширения бизнеса завода аналитики в один голос называли ограниченный объем сырья. Теперь эта проблема, похоже, решается.

На своем сайте «НЗНП Трейд» регулярно сообщает о бурении скважин. До 2021 года должна начаться пробная эксплуатация, а затем — полномасштабное освоение месторождения. Полученную нефть планируется перерабатывать на НЗНП.

Броуновское движение в числе базирующихся за рубежом конечных собственников НЗНП наблюдалось все 10 лет. На данный момент деятельностью завода управляет столичное ООО «УК «НПЗ» под руководством выходца из структур «Лукойла» Александра Мельникова. Управляющая компания через «Юг Энерго» котролируется, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», двумя кипрскими офшорами: ООО «Вентолор Инвестментс Лимитед» и ООО «Тетеос Глобал Лимитед».

Масштаб намечаемых инвестиций поистине грандиозен. Если к объявленной сумме прибавить 15 млрд рублей потраченные на создание первой очереди НЗНП и инвестиции за 10 лет существования, то сумма, вероятно, будет близкой к 200 млрд рублей.

До сих пор в Ростовской области самым крупным из построенных с нуля предприятий за постсоветский период, по наблюдениям N, является новый аэропорт Платов, в который по официальным данным было инвестировано более 37 млрд рублей. В развитие ГК «Евродон», находящейся сейчас в процессе банкротства, было вложено 23 млрд руб. Из числа проектов, которые претендовали на звание прорывных, стоит вспомнить почивший в бозе «ТагАЗ», в который, как писал N, было инвестировано в свое время 300 млн долларов (порядка 19 млрд руб. по нынешнему курсу). Стадион «Ростов Арена» обошелся примерно в 20 млрд бюджетных рублей.

Все указанные проекты софинансировались государством. Кредиты госбанков, по мнению N, сюда также имеет смысл относить. Наибольший объем частных инвестиций при этом был вложен в аэропорт: 18,3 млрд рублей.

Как заявил корреспонденту N Дмитрий Шуньков, компания уже инвестирует в развитие собственные средства, однако также рассчитывает и на финансовую поддержку государства, направив соответствующее письмо в Минэнерго.

В 2015 году «НЗНП трейд» смогла сделать стартовый платеж за Гавриковское месторождение в размере 6,7 млрд рублей.

В прошлом году бизнес НЗНП, судя по опосредованным данным, показал существенный рост. Производство кокса и нефтепродуктов выросло в регионе, согласно данным Ростовстата, на 30%. При этом последний отчет завода датирован 2017 годом, по итогам которого он показал выручку в размере 96,8 млрд руб. и чистую прибыль более 1 млрд рублей.

Источник

В Ростовской области завод кума Путина приступил к проекту по производству бензина «Евро-5»

Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП) в Ростовской области приступил к реализации проекта по производству бензина класса «Евро-5», сообщил ТАСС в рамках международной промышленной выставки ИННОПРОМ губернатор Василий Голубев. По его словам, проектирование новых мощностей на предприятии начнётся уже в этом году.

«Это долгосрочная инвестиция, до 2027 года, работа сегодня началась, партнёры приступили к реализации проекта. Это работа по улучшению качества продуктов в виде нового бензина пятого поколения — то, что сегодня является стандартом не только в России, но и в Европе», — рассказал губернатор.

Напомним, месяц назад на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение между правительством Ростовской области и предприятием «Юг-Энерго», согласно которому с 2020 по 2030 годы в Новошахтинский завод будет инвестировано 177 млрд рублей. На эти деньги планируется провести полную модернизацию предприятия, что и позволит наладить выпуск топлива стандарта «Евро-5».

Как пояснил donnews.ru министр промышленности Ростовской области Игорь Сорокин, речь идёт «о скачке в развитии» завода и его выходе на совершенно другой уровень.

— Завод ещё молодой ведь, ему лет десять всего. Изначально он перерабатывал миллион тонн нефти, сейчас — 4 млн. Будет, думаю, 6-7 млн тонн. В любом случае, производство топлива стандарта «Евро-5» — это совершенно другая добавленная стоимость и уровень цены, — рассказал он.

Завод, напомним, в 2009 году был построен известным предпринимателем, владельцем «Юга Руси» Сергеем Кисловым. В 2018 году появилась информация о том, что Новошахтинский завод готовится к продаже. Вскоре это подтвердил губернатор Василий Голубев, заявив в интервью «КоммерсантЪ-Юг», что смена собственника никак не скажется на работе предприятия.

Затем в структуре собственников «Юг Энерго», которой на 100% принадлежит НЗНП, и правда появились новые названия, не имевшие отношения к «Югу Руси» и Сергею Кислову. Это две кипрские компании — ООО «Вентолор Инвестментс Лимитед» (60%) и ООО «Тетеос Глобал Лимитед» (33%).

Как пишет «Эксперт-Юг», ещё осенью 2018 года украинский «Первый канал» и «Радио Свобода», ссылаясь на документы кипрского реестра, сообщали, что Оксана Марченко владеет компанией Tumilon Investments, которой принадлежит 100% Ventolor Holding Limited. Этой же компании, по данным системы СПАРК-Интерфакс, принадлежит 61% «НЗНП Трейд», разрабатывающее Гавриковское месторождение в Ханты-Мансийском округе.

Оксана Марченко — известная украинская телеведущая и журналистка. То есть её работа была, мягко говоря, далека от нефтепереработки. Вела Марченко такие шоу, как «У Украины есть таланты», «X-фактор» и так далее. Однако с 2003 года она замужем за известным украинским политиком Виктором Медведчуком. В своё время он открыто признавал, что компания была оформлена на супругу для обхода введённых против него санкций.

Оксана Марченко и Виктор Медведчук

В 2002-2005 годах Медведчук возглавлял администрацию президента Украины. В 2012 году он стал одним из создателей общественной организации «Украинский выбор», которое выступало за вступление страны в Таможенный союз. Во время Евромайдана с ноября 2013 по февраль 2014 года президент Виктор Янукович 54 раза звонил Медведчуку, что давало повод считать последнего коммуникатором с РФ. Сам Медведчук в это время скрывался сначала в Закарпатье, потом в Крыму, а после его присоединения к России — в Швейцарии. США ввели персональные санкции в отношении политика, заявив, что он представляет «угрозу миру, безопасности, стабильности, суверенности или территориальной целостности Украины».

При этом в последнее время Медведчук снова появился на политической арене Украины. Он стал главой политсовета партии «Оппозиционная платформа — за жизнь» и уже при новом президенте Владимире Зеленском успел провести переговоры с лидерами ДНР и ЛНР, добившись освобождения четырёх пленных украинских военных. Зеленский отреагировал на это крайне гневно, заявив, что не понимает, почему у «большой, независимой Украины должны быть посредники».

Источник

Новое лицо нового НЗНП

В июне на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) было подписано соглашение, ставшее одним из самых обсуждаемых за последние несколько лет. Правительство Ростовской области и компания «Юг Энерго», владеющая Новошахтинским заводом нефтепродуктов (НЗНП), договорились о модернизации завода на 177 млрд рублей в течение 10 лет. Инвестиций подобного размера в одно предприятие в постсоветский период истории Ростовской области никогда не было. Строительство первой очереди НЗНП, которое завершилось в 2009 году, обошлось в куда меньшую сумму — 15 млрд рублей. Инвестор завода тогда был у всех на виду — это президент агропромышленной группы «Юг Руси» Сергей Кислов. Он же впоследствии был и единственным собственником компании «Юг Энерго».

Идея строительства нового для донской экономики предприятия возникла еще в конце 90-х годов. Тогда по территории области в обход Украины «Транснефть» прокладывала нефтепровод НПС «Суходольная» — НПС «Родионовская». Перекладку трубы инициировало руководство области: тогдашний губернатор Владимир Чуб несколько лет добивался этого, доказывая, что платить Украине за транзит по её территории российской нефти крайне невыгодно.

В прошлом году стало известно, что собственник НЗНП поменяется. Об этом заявлял действующий губернатор Василий Голубев. В итоге в конце прошлого года в списке собственников «Юг Энерго» появились две кипрские компании. Украинские СМИ, ссылаясь на выписку из торгового реестра Кипра, сообщили, что конечным владельцем компании является супруга украинского политика Виктора Медведчука телеведущая Оксана Марченко.

В Ростовской области и на федеральном уровне никто никогда не комментировал подобную информацию. В любом случае, завод, который задумывался как один из элементов снижения транзитной зависимости от Украины, похоже, стал одним из факторов российско-украинских политических отношений.

Чей теперь нефтезавод

У НЗНП загадочная структура собственников. Управляющей компанией НЗНП является УК «НПЗ», зарегистрированная в Москве. Её директор Александр Мельников не зарегистрирован как собственник или директор других предприятий. Однако ранее он возглавлял компании, входящие в ГК «ЛУКойл»: «ЛУКойл-Центрнефтепродукт», «ЛУКойл-холдинг-Сервис», «ЛУКойл-ресурс» (последние две прекратили деятельность).

Собственником НЗНП выступает компания «Юг Энерго», со стороны которой документ подписал исполнительный директор компании Дмитрий Шуньков. Сейчас у этой компании три собственника — зарегистрированные на Кип­ре «Вентолор инвестментс лимитед» (60%), «Тетеос глобал лимитед» (33%), а также само ОАО «НЗНП» (7%). О новых собственниках фактически ничего не известно. Летом прошлого года Василий Голубев говорил о том, что завод готовится к продаже. Однако имя нового собственника, а также сроки его прихода на предприятие он не назвал.

Осенью 2018 года украинский «Первый канал» и «Радио Свобода», ссылаясь на документы кипрского реестра, сообщали, что Оксана Марченко владеет компанией Tumilon Investments, которой принадлежит 100% Ventolor Holding Limited. Эта компания, по данным ИАС Seldon.Basis, владеет 61% «НЗНП Трейд». Остальными долями владеют АО «Финконсалтпро» (собственник — некто Родион Николян) и Наталия Лавренюк, которую называют другом семьи Марченко и Медведчука.

«НЗНП Трейд» разрабатывает Гавриковское месторождение, расположенное в 263 км от Сургута. По состоянию на начало 2017 года извлекаемые запасы нефти составляют более 135 тысяч тонн (по категориям С1 и С2), геологические запасы растворённого газа — 3,8 млрд куб. м (также по этим двум категориям). Эта компания в 2015 году выиграла конкурс на разработку месторождения. Причём одним из условий этого конкурса было наличие у соискателя нефтеперерабатывающего предприятия в Ростовской области. Этот пункт условий торгов пыталась оспорить «Роснефть», но потом почему-то отказалась от своих намерений.

Медведчук в 2002–2005 годах возглавлял администрацию президента Украины, до этого был депутатом и вице-спикером Верховной рады. В апреле 2012 года создал движение «Украинский выбор», которое называли пророссийским, а в 2018 году вступил в партию «За жизнь». В конце 2017 года Медведчук участвовал в процессе переговоров об обмене пленными между Украиной и самопровозглашёнными ЛНР и ДНР.

Оксана Марченко работала на телевидении ведущей, среди её программ — «У Украины есть талант». Марченко и Медведчук поженились в 2003 году.

Что будет с предприятием

В 2009 году НЗНП стал первым в постсоветской истории России построенным с нуля предприятием такого профиля. Первая очередь завода предполагала переработку 2,5 млн тонн нефти. Также в черте Ростова на левом берегу Дона был построен нефтеналивной терминал для отгрузки нефтепродуктов на экспорт. На начальном этапе НЗНП производил дизельное топливо, мазут и прямогонный бензин. К 2015 году предприятие вдвое увеличило мощности по переработки нефти (до 5 млн тонн) и запустило битумную установку мощностью производства 700 тысяч тонн в год. К выпуску высокооктанового бензина планировалось приступить с 2016 года, после ввода второй очереди завода, однако эти планы пока так и не осуществились.

Согласно же новому договору между руководством области и предприятием, в период с 2020 по 2030 годы компания «Юг Энерго» инвестирует в развитие НЗНП 177 млрд рублей. В ходе реализации инвестиционных проектов инвестор готов создать на предприятии до 1 тысячи рабочих мест. Только до 2024 года инвестор намерен вложить в предприятие порядка 50 млрд рублей. В этом же году предприятие перейдёт на выпуск бензина марок 92, 95 класса «Евро-5» (717 тысяч тонн в год), а также товарного дизеля (2 млн тонн). Также в партнёрстве с регионом предстоит осуществить проект по реконструкции очистных сооружений предприятия. Глубину переработки нефти планируется довести до 100% (сейчас — 60–65%). Планы предприятия согласуются с программой долгосрочного развития региона, рассчитанной до 2030 года. Правительство будет сопровождать этот проект, оказывать поддержку, отметил губернатор.

Почему модернизируют именно сейчас

Правительство РФ убеждало нефтепереработчиков в необходимости увеличения глубины переработки нефти, а также вводило заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. В феврале 2019 года между независимыми НПЗ, куда входит и НЗНП, и Минэнерго России было подписано соглашение об инвестициях в модернизацию в обмен на возвратные акцизы в рамках завершения «налогового манёвра». Нефтеперерабатывающие компании до 1 января 2026 года должны ввести 13 установок вторичной переработки нефти, что позволит увеличить производство автомобильного бензина экологического класса К5 более чем на 3 млн тонн в год.

На Юге в рамках этого соглашения также ожидается большой «модернизационный рывок». Так, например, на модернизацию мощностей Афипского НПЗ в Краснодарском крае пойдёт 100 млрд рублей. Глубина переработки вырастет с 53% до 77%. Ильский нефтеперерабатывающий завод инвестирует более 30 млрд рублей в строительство комплекса по производству бензинов и ароматических углеводородов. Комплекс мощностью 1,5 млн тонн в год позволит выпускать товарные бензины пятого класса, сжиженный газ, который используется как в виде моторного топлива, так и в качестве сырья в нефтехимической отрасли, а также ароматические углеводороды, которые применяются в качестве сырья, в частности, при производстве ПЭТ-тары. Строительство комплекса положит начало развитию нефтехимического производства на предприятии.

Минэнерго РФ при этом будет вести ежемесячный мониторинг выполнения соглашений. Согласно Налоговому кодексу, компании, заключившие соглашение о модернизации, получают право на обратный акциз на нефть, если поставляют на внутренний рынок не менее 10% бензина «Евро-5» от объёма переработки или инвестируют в модернизацию в 2015–2024 годах не менее 60 млрд рублей.

Обратный акциз — налоговый вычет для НПЗ, ранее на него могли рассчитывать только компании, попавшие под санкции, и крупные НПЗ. Вычет компенсирует предприятиям потерю маржи от работы на внутреннем рынке из-за постепенного обнуления к 2024 году экспортной пошлины на нефть при повышении налога на добычу полезных ископаемых.

«На данный момент Новошахтинский НПЗ, а также “Славянск ЭКО”, Афипский и Ильский НПЗ (находятся в Краснодарском крае) осуществляют простую перегонку нефти и не участвуют в обеспечении внутреннего рынка кондиционным автобензином. Поэтому без заключения инвестиционных соглашений они бы не получили отрицательный акциз, выплаты по которому указанным НПЗ уже в 2019 году составят 8,5 миллиарда рублей, а за весь период налогового маневра — около 180 миллиардов рублей, — говорит аналитик VYGON Consulting Евгений Тыртов. — Такие объёмы субсидий позволят НПЗ провести модернизацию с выпуском автобензина и его поставкой на внутренний рынок». Без инвестиционных соглашений указанные НПЗ, скорее всего, не смогли бы провести модернизацию, а без модернизации после завершения налогового манёвра в 2024 году НПЗ стали бы нерентабельными и были бы закрыты, считает аналитик.

Аналитик «Уралсиб» Алексей Кокин также указывает на то, что НЗНП и терминал в черте Ростова в своё время строили с прицелом на экспорт. Поэтому, вполне возможно, модернизация предстоит и перевалочному комплексу, чтобы отправлять на экспорт бензин. Он также замечает, что для задуманной модернизации НПЗ необходимо будет импортировать установки гидрокрекинга. Больше половины денег, заявленных на модернизацию, будут направлены на закупку установок, которые в основном импортируются. Основные производители — Германия и Италия. Последние крупные модернизации со строительством установок гидрокрекинга: «Киришинефтеоргсинтез» («Сургутнефтегаз») и Ачинский НПЗ («Роснефть»).

«Модернизация вкупе с полноценным освоением собственного месторождения меняет класс НЗНП как игрока на федеральном рынке», — говорит генеральный директор группы ИНПК Вадим Щербак (управляет Каменским нефтеперегонным заводом в Ростовской области мощностью переработки 180 тысяч тонн в год).

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство нефтеперерабатывающего завода в приморье
  • Строительство нефтеперерабатывающего завода в приморском крае
  • Строительство нефтеперерабатывающего завода в оренбурге
  • Строительство нефтеперерабатывающего завода в омске
  • Строительство нефтеперерабатывающего завода в новосибирской области