Строительство никарагуанского канала сегодня

Строительство Никарагуанского канала возобновят Россия и Китай

Морские грузоперевозки – основа мировой торговли, в которой громадную роль играют две артерии – Суэцкий и Панамский каналы. Первый связывает Средиземное море с Красным и открывает путь в Азию без плавания вокруг Африки, второй связывает Тихий и Атлантический океаны. С момента постройки (1869 г. и 1920 г. соответственно) конкурентов у путей не было, пока не появился проект под названием Никарагуанский канал.

Китайские инвесторы декларировали планы по вложению 50 млрд долларов в инфраструктуру, что вызвало волнение в США. Американские интересы сосредоточены в Панаме, и США не хотят появления конкурента. Несмотря на перспективность проекта, строительство заглохло на этапе подготовки, но в будущем возможно его возобновление.

Никарагуанский канал – исторический проект

Планы по соединению океанов через территорию современного Никарагуа строились ещё в XVI веке. Активно разрабатываться проект начал в XIX столетии сначала как более выгодный канал, в сравнении с Панамским, а затем как его прямой конкурент. Далее топографической разведки не продвинулись ни одни энтузиасты. А желающих проложить Никарагуанский канал было много: США, Франция, Испания, Нидерланды, частные компании разных стран. Объяснялось это просто: участок, по которому планировалось проложить русло, был длиннее, но удобнее, чем на Панамском перешейке. Отсутствовали горы и перепады высот, канал пересекал большое озеро, были перспективы речного судоходства по Центральной Америке.

После запуска Панамского канала, другие проекты свернули, и на долгие годы установился один маршрут из Атлантики в Тихий океан. Status quo сохранялся до 2012 года, когда Парламент Никарагуа проголосовал за строительство межокеанского пути по территории страны, а инвестором стала китайская компания.

Первая попытка строительства канала в Никарагуа

Китайская история в Никарагуа начиналась очень хорошо: был подписан меморандум о передаче готового проекта в концессию на 50 лет медийной компании из Гонконга «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd». Её владелец обязался вложить в проект 40-50 миллиардов долларов. Каждый год на протяжении 10 лет HKND обязывалась выплачивать по 10 млн никарагуанскому правительству, которое также получало 1% прибыли с перевозок в начале работы канала и 99% спустя 100 лет. С этого момента к стране переходили права собственности на объект.

В планах было строительство канала глубиной от 26 до 30 метров, шириной 230-530 метров, а его длина составляла 278 километров, 150 из которых проходили по водам озера. Пропускная способность в год – 5,1 тысячи судов вместимостью до 25 тысяч TEU для контейнеровозов и дедвейтом 320-400 тысяч тонн нефти для танкеров. По всем показателям проект соответствовал современным требованиям, в отличие от Панамского.

Помимо самого канала планировалось строительство двух портов (на берегу Карибского моря и Тихого океана), аэропорта, нефтепровода, новой дороги и даже курортного городка.

Несмотря на грандиозный размах проекта и постепенное вовлечение новых инвесторов (из США и ЕС), окончилось всё печально. Подрядчики успели начать лишь подготовительный этап – строительство дорог к местам экскаваторных работ. Причиной стало фактическое разорение главного инвестора – Ван Цзин вложился в запуск телекоммуникационных спутников, что обернулось финансовым провалом. Параллельно упал китайский фондовый рынок. Большая часть его богатства испарилась, и с 2015 года о нём ничего не слышно. Никарагуанский канал оказался заморожен, но в 2018 году о нём заговорили вновь.

Отношения Никарагуа и России: участие в строительстве

Взаимоотношения двух стран за последние годы наладились. Особенно успешным является сотрудничество в военной сфере. Никарагуа закупает у России танки Т-72, самолёты, вертолёты и другую технику. Высшая точка взаимопонимания была достигнута по Крыму – Манагуа признала вхождение полуострова в состав России. Учитывая такую теплоту в отношениях, появились разговоры о возобновлении строительства Никарагуанского канала с привлечением российских инвестиций.

Но планы идут дальше обустройства водной артерии. Никарагуа может стать для России площадкой для давления на США, что в контексте нынешнего геополитического противостояния выглядит сильным ударом по влиянию Штатов в Центральной Америке. Также возможно привлечение к проекту Ирана и Китая, который сейчас вкладывается в углубление и модернизацию Панамского канала. Несмотря на это, Поднебесная вряд ли откажется от дополнительного и независимого от влияния Штатов пути транспортировки венесуэльской нефти.

В целом, перспективы Никарагуанского канала выглядят очень туманно. Будущее проекта, если он всё-таки будет возобновлён, зависит от решительности США, которые воспринимают вмешательство других стран в дела Центральной Америки как вторжение в свою сферу влияния; стабильности режима Даниэля Ортеги; позиции Китая и множества других факторов. Но если строительству будет дан зелёный свет, то планета получит не только удобный морской путь, но и точку политического противостояния ведущих мировых держав.

Источник

Никарагуанский канал перекроит карту мира?

В декабре 1914 года стартовала стройка века: Никарагуанский канал.

С этого времени в мире широко обсуждают грандиозный проект — Никарагуанский канал, он же «Великий трансокеанский канал Никарагуа». Этот канал, проходящий через территорию бедной латиноамериканской страны и соединяющий Тихий океан с Атлантическим, мог бы стать альтернативой легендарному Панамскому каналу.

Никарагуанский канал должен был стать более удобной и объемной транспортной артерией, а заодно — изменить геополитическую картину мира. В никарагуанском канале были, и продолжают быть заинтересованы Россия, Китай, Куба, Венесуэла и сама Никарагуа. В качестве противников: США, Западная Европа, Панама, не заинтересованные в изменении статуса-кво, а также экологи и некоторые политики из Никарагуа. Канал должны были построить к концу 2019 года, но всё заглохло. Временно.

Еще конкистадоры обратили внимание, в Никарагуа на пути между двумя океанами находится озеро Никарагуа, что позволяет провести два канала: между озером и Тихим океаном и между озером и Атлантическим океаном. В 1795 году предлагалось перерезать перешеек каналом через озеро Никарагуа и реку Сан-Хуан. Но дальше планов и топографических исследований дело не шло. В XIX веке соорудить канал пытались американцы — было немало попыток, но все они потерпели крах из-за нехватки капитала и недостаточной заинтересованности правительства США в этом проекте.

Тем временем, был построен Панамский канал, он в то время полноценно решивший логистическую проблему короткого пути из Атлантики в Тихий океан. Идею Никарагуанского канала задвинули подальше.

В 2007 году к власти в Никарагуа пришел Даниэль Ортега. Он известен тем, что был лидером знаменитой Сандинистской революции 1979 года, свергнувший диктаторский режим семьи Сомоса. Никарагуа тогда попала под протекторат СССР.

Ортега президентствовал с 1985 по 1990 годы, потом страна отошла от социалистической модели экономики, в Никарагуа пришли к многопартийной политической системе. Вернувшись на пост президента в 2007, Ортега вновь обратился к России — на этот раз по-крупному. Тут и пригодилась старая идея Никарагуанского канала. Поскольку у Никарагуа нет ни денег, ни специалистов, канал должны были построить на деньги Китая, под «крышей» России.

Панамский канал последние годы сильно перегружен, и не может пропустить все желающие суда. Пропускная способность канала составляет до 50 судов в сутки, но этого в нынешних условиях мало. Альтернатива бы очень пригодилась, но в качестве реальных территорий для обустройства нового канала можно рассматривать только Коста-Рику и Никарагуа. Коста-Рика отпадает из-за гористой местности, остается только Никарагуа. Хотя перешеек Никарагуанского канала гораздо шире, чем Панамский, но зато на нем совсем нет крутых гор, и, кроме того, здесь можно воспользоваться большим озером и судоходными реками.

Для Москвы возможное строительство канала — очевидная геополитическая выгода и возможность ослабить гегемонию США в регионе.

Почти по тем же причинам в проекте заинтересован и Китай, ищущий новые пути для сбыта своих товаров и воюющий в торговой плоскости с США.

По изначальной задумке властей Никарагуа, канал должны были строить российские и китайские инвесторы — канал бы отдали в концессию.

Китайская история в Никарагуа начиналась очень хорошо: был подписан меморандум о передаче готового проекта в концессию на 50 лет медийной компании из Гонконга «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd». Её владелец обязался вложить в проект 40-50 миллиардов долларов. Каждый год на протяжении 10 лет HKND обязывалась выплачивать по 10 млн никарагуанскому правительству, которое также получало 1% прибыли с перевозок в начале работы канала и 99% спустя 100 лет. С этого момента к стране переходили права собственности на объект.

В планах было строительство канала глубиной от 26 до 30 метров, шириной 230-530 метров, а его длина составляла 278 километров, 150 из которых проходили по водам озера. Пропускная способность в год – 5,1 тысячи судов вместимостью до 25 тысяч TEU для контейнеровозов и дедвейтом 320-400 тысяч тонн нефти для танкеров. По всем показателям проект соответствовал современным требованиям, в отличие от Панамского.

Помимо самого канала планировалось строительство двух портов (на берегу Карибского моря и Тихого океана), аэропорта, нефтепровода, новой дороги и даже курортного городка.

Несмотря на грандиозный размах проекта и постепенное вовлечение новых инвесторов (из США и ЕС), окончилось всё печально. Подрядчики успели начать лишь подготовительный этап – строительство дорог к местам экскаваторных работ. Причиной стало фактическое разорение главного инвестора – Ван Цзин вложился в запуск телекоммуникационных спутников, что обернулось финансовым провалом. Параллельно упал китайский фондовый рынок. Большая часть его богатства испарилась, и с 2015 года о нём ничего не слышно.

Проект по строительству канала приостановили, а китайские власти заявили, что это была частная инициатива отдельно взятого инвестора, поэтому все претензии к нему. Да и Китай не так давно за свой счет углубил Панамский канал и установил дипломатические отношения с Панамой. Так что продолжение работ на государственном уровне но Никарагуанскому каналу у Китая пока не возникает.

К тому же в Никарагуа очень активна оппозиция, считающая (наверняка небезосновательно), что канал нанесет вред экосистеме озера Никарагуа. На улицы даже выходили толпы протестующих. Но вряд ли власти Никарагуа откажутся от проекта, если Россия всё же решится занять место Китая и инвестировать в строительство канала. Что касается России, сейчас у нее появились реальные шансы занять место китайских инвесторов. Пока Панама устанавливала дипломатические отношения с Китаем, Никарагуа признало законным присоединение к России Крыма. Учитывая любовь России к деятельности за рубежом и масштабным строительным проектам, реализация Никарагуанского канала не выглядит такой уж нереалистичной идеей.

Аналитики и эксперты сходятся в том, что будущий Никарагуанский канал уже сегодня становится очередным «полем боя» холодной войны. С одной стороны — слабое центральноамериканское государство Никарагуа и неслабые Китай и Россия, с другой — США и его сателлиты. В каком-то смысле стройка века докажет прочность положения Китая и России на мировой арене и, вполне возможно, явится краеугольным камнем нового мира, в котором американской гегемонии места не будет.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!

Источник

Почему Китай приостановил Никарагуанский канал и оставил в покое Тайвань?

Китай в последние годы стал одним из самых заметных и влиятельных государств в мире. За его действиями во всех сферах, а прежде всего — политической, экономической и военной, пристально следят все страны.

Но почему приостановлен громкий проект «Никарагуанский канал»? И почему уже не слышно о намерениях вернуть Тайвань? Неужели Китай отступил и закрыл эти вопросы? На эти и многие другие темы «Правде.Ру» в программе «Точка зрения» дал экспертные комментарии руководитель Школы востоковедения, президент Федерации шаолиньских боевых искусств НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

— Несколько лет назад на весь мир было громко заявлено о строительстве Никарагуанского канала — альтернативы Панамского. Китай вроде бы выступал локомотивом. Это уже все закончилось ничем, полностью закрыли вопрос?

А потом оказалось, что компания разорилась. Теперь китайские власти заявляют, что это была частная инициатива. Мол, вы договаривались с частным инвестором, поэтому все могло произойти и завалиться. Все претензии — к нему.

Сейчас проект формально приостановлен, никакие работы по Никарагуанскому каналу не ведутся. Никарагуа, конечно, в трауре, потому что все это должно было стать очень важным для экономики страны.

— Но ведь даже американские стратеги всерьез говорили, что это — прорыв китайцев в Атлантику, угроза США и так далее.

— А у китайцев уже есть там свой канал — Панамский, который китайцы за свой счет углубили. До того, как Панамский канал начали углублять, он был рассчитан лишь на пять категорий танкеров и сухогрузов.

Теперь за счет того, что углубили, в международном реестре у него прибавилось еще пять категорий. Еще даже кораблей таких нет, которые технически Панамский канал может пропускать.

И китайцы целиком его контролируют. Поэтому иметь там еще один канал, конечно, было бы тоже неплохо, но он им особо и не нужен.

Совсем недавно страны Балтии предлагали китайцам использовать балтийские порты, но Китаю это не очень интересно. Там — не та глубина, надо менять все сооружения, углублять порт. И вопрос — что через них возить? Китаю пока и так для того, чтобы возить свои товары, вполне хватает Панамского канала.

— А почему в последнее время не слышно даже заявлений по Тайваню?Китай уже смирился и потерял Тайвань навсегда?

— Нет, я думаю, что этот вопрос просто подвис. Хотя время от времени Китай дает понять, что мы Тайвань не забываем, это наша территория. В свою очередь, в Тайване до последнего времени существовало Министерство по делам Монголии и так далее. Эти структуры — еще гоминьдановские. Но здесь вопрос в другом.

Пока Китай шел вперед, и никто не мог его остановить, пока он был ледоколом, многие на Тайване, в том числе финансовые группировки, говорили: собственно, а почему бы и нет? Ведь деньгам все равно, где находиться, главное, чтобы им был выход за рубеж. И уже многие тайваньские бизнесмены работали через Китай, закачивали деньги в КНР, а КНР уже разбрасывал деньги по всему миру.

Сейчас, когда Китай поприжали (он не рухнул, он устойчивый, но пока его прижали), такого уже нет. Многие начали говорить, что, мол, мы давно считали, что вот так и будет. Поэтому, конечно же, политически США выигрывает.

Но Тайвань боится еще и другого — как Китай действует в рамках проекта «Один пояс — один путь».

Сначала этот проект всеми воспринимался на ура, многие страны говорили Китаю спасибо, что он в них инвестирует, что они вместе развиваются. А сейчас видно, что Китай — совсем не добренький дядя.

Оказывается, что многие активы в рамках этого просто переходят под контроль КНР. Хотя Китай, кстати говоря, этого никогда и не скрывал, он никого не обманул.

Китай всегда открыто говорил: «Если мы вкладываем деньги, мы должны контролировать ситуацию в стране. Иначе мы потеряем вложенные средства».

И вот, когда Китай приходит со стороны Центральной Европы, даже Западной Европы, тем более со стороны стран Юго-Восточной Азии, в страны Латинской Америки, многие политики начинают говорить: «Китай очень активно к нам проникает».

И тут тайваньцы начинают также говорить, что-де мы остановили активный приток каэнэровских капиталов еще года два назад, и очень правильно сделали, потому что теперь мы хеджированы от китайских рисков.

Но вопрос с Тайванем, я думаю, КНР никогда не отпустит. Сделав целый ряд ошибок, КНР займется их исправлением. А потом — через какое-то время — снова начнет потихоньку, как любят в Китае, продолжать это же дело, но уже по-другому.

Источник фото: pxhere.com

Беседовал Саид Гафуров

Подготовил Юрий Кондратьев

Читайте также:

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство нииара и соцгорода
  • Строительство нии омм в академическом
  • Строительство низконапорной плотины в нижнем новгороде
  • Строительство низконапорной плотины в нижегородской области
  • Строительство низконапорной плотины в козино