Строительство приразломной на севмаше

Технологический прорыв России. Арктический проект Севмаша

Конечно, ее роль в истории освоения нефтегазовых месторождений Арктики еще только предстоит оценить. Но уже сегодня, оглядываясь на многолетний непростой путь реализации первого для Севмаша нефтегазового проекта, можно говорить об уникальности и масштабности, сложности и многогранности тех работ, что выполнили корабелы.

Хроника событий, связанных с рождением проекта и его воплощением, ведет начало с 1992 года, когда президент Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов доложил главе государства о предложении Севмаша и предприятий подводного кораблестроения использовать освобождающиеся по конверсии мощности оборонной промышленности для освоения морских месторождений нефти и газа в Арктике и создать для этой цели национальную компанию.

— За время создания платформы мы многому научились, многое поняли, — говорит генеральный директор ПО «Севмаш» Николай Калистратов. — Это колоссальный опыт, который позволит нам двигаться дальше. Один из уроков, которые мы извлекли, — необходимость создания в России конструкторского бюро по строительству нефтегазовых платформ. Сегодня такого бюро нет. В проекте было задействовано много различных КБ: как отечественных, так и зарубежных. Проектом занималось также специализированное бюро Газпрома. Но на самом деле должен быть один профессионально подготовленный проектант. Несмотря на сложности, мы завершили первый этап строительства платформы. На «Приразломной» реализованы самые современные технологические схемы, поэтому я думаю (и так заложено в техзадании), нефть, добываемая платформой, будет самого высокого качества, а сама платформа — на уровне мировых достижений!»

Свою оценку проведенным на Севмаше работам, осуществленным под руководством генерального директора предприятия Н. Калистратова, его заместителей В. Бородина, А. Белого, заместителя начальника производства №2 Н. Широких и других специалистов предприятия и подрядных организаций, дал и А.Мандель, генеральный директор ООО «Газпром нефть шельф».

— Я уверен, что строительство МЛСП не идет в сравнение даже с созданием такой наукоемкой техники, как космические аппараты. Строительство платформы дало возможность Севмашу освоить новое нефтегазовое направление, работникам предприятия — повысить свое профессиональное мастерство. Севмаш набрался опыта и формирует свое развитие с его учетом. Сегодня вместе мы обсуждаем перспективы дальнейшего сотрудничества с предприятием, работу по программам Газпрома. О новых горизонтах для Севмаша в создании нефтегазового оборудования говорит и вице-президент ОАО «ОСК» Д.Мироненков: «Завершение первого этапа строительства — крупное событие в отечественном судостроении. Мы нацелены на то, чтобы создать достаточно весомые предпосылки для совместной работы с таким серьезным компаньоном, как норвежская компания „Saipem“. Это даст возможность Севмашу максимально использовать свой опыт. Работы намечено много».

Источник

Строительство приразломной на севмаше

Амбициозные планы России по разработке Арктического шельфа могут рухнуть на первом же стратегическом проекте. Распиаренная на весь мир платформа «Приразломная» не только не готова к добыче нефти в условиях Арктики, но и начинает разваливаться по частям. О перспективах «Приразломной» рассуждает ИА «Аrcticway.ru».

Как пишет издание, пользователи Интернета третью неделю обсуждают видео, на котором видно, как от уникальной ледостойкой платформы в Печорском море… отваливается трап. Единственное средство связи с судами снабжения.

Перед началом Арктического форума все российские СМИ протрубили, что лидер нации нажмет в Архангельске на заветную кнопку и введет гигантскую конструкцию в эксплуатацию. На деле никакой кнопки не оказалось, и только замерзший Сечин мычал по видеосвязи что-то невнятное об экологической безопасности объекта. Запуск снова перенесли, а все действо оказалось очередной порцией лапши на уши, щедро посыпанной пиар-технологиями. Размахивая «Приразломной» как флагом, Кремль вместе с придворными СМИ творит очередной миф. Миф арктических побед и достижений.

Компенсируя потери, «Газпром» развел на деньги наивного иностранного партнера. ВНР Petroleum привлекла в проект британскую Kellogg Brown & Root, которая вместе с КБ «Рубин» разработала FEED «Приразломной» и занялась детальным проектированием кессонов. По оценкам экспертов, затраты Petroleum в проект составили более 50 миллионов долларов. «Севмаш» осваивал деньги, «Газпром» переключился на другие проекты; только спустя три года австралийцы поняли, что их кинули. В январе 1999 году компания вышла из проекта под предлогом неоправданного инвестиционного риска. Проектирование и строительство платформы фактически заморозилось. В России наступала эпоха Путина…

По следам Остапа Бендера

В 2001 году при посредничестве президента конфликт акционеров «Росшельфа» был улажен. Доли «промышленников» были проданы набирающей силы «Роснефти». На паритетных началах с «Газпромом» было учреждено ЗАО «Севморнефтегаз». Кроме того, нефтяная госкорпорация взяла на себя обязательства инвестировать в Приразломный проект 130 миллионов долларов. На деньги «Роснефти» с «Приразломной» проделана операция, достойная премии имени Остапа Бендера.

Платформу выгнали в море, экологи собрали более 10 тысяч подписей под обращением к Путину с требованием остановить реализацию проекта. Кроме шума, они вряд ли сейчас чего-то добьются. Миф либо разрушается сам (как утерянный трап), либо гибнет следом за цивилизацией, его породившей. Но пока мифотворец правит бал, вера в то, что из консервной банки можно создать «арктическое чудо» будет жива.

Источник

Приразломная: разрушаем миф, ч.3

«Мы строили, строили, и наконец – построили» (Чебурашка)

Блестяще провернув операцию, Роснефть вышла из проекта, продав долю в «Севморнефтегазе» «Газпрому» за 1,7 миллиардов долларов (!). «Скрещиванием ужа с ежом» («Хаттона» с кессонами) продолжал заниматься «Морнефтегазпроект». Свои усилия приложили «Коралл», «Рубин» и «Малахит». Вопрос с проектированием вызывал перманентную головную боль у корабелов. Бывший гендиректор «Севмаша» Николай Калистратов публично заявлял, что при наличии проекта готов «сделать платформу из консервной банки». Но когда его в 2011 году «уходили» с завода никакого проекта в помине было. И «Приразломную» строили, как придется. С буровым оборудованием помогли американцы (Indrill International).

Вопросом о том, будет ли все это работать, конструкторы, видимо, не задавались.

. В Северодвинском заливе на глубине более 20 метров была отсыпана специальная подушка из щебня. На языке гидротехников — постель. На это Гулливерово ложе площадью в 10 тысяч квадратных метров и высотой 2,5 метра был поставлен 70-тонный кессон «Приразломной». Затем на притопленный кессон со специальной баржи накатили конструкции верхнего строения платформы. Сложнейшая операция требовала максимальной точности в расчетах. Поверхность гравийной постели должна быть идеально ровной, допускающей отклонения не более 8 сантиметров. При установке кессонов было много интересных моментов…

При этом выяснилось, что большую часть оборудования и конструкций североморской платформы в условиях Арктики использовать нельзя — это показали итоги зимовок Hutton в Мурманске и на «Севмаше»).

По информации ЦКБ «Рубин», большинство оборудования Hutton в итоге было демонтировано и заменено на новое, также демонтированы и заменены трубопроводы, воздуховоды и кабели. Кроме того, оказалось, что и жилой блок Hutton не отвечает необходимым требованиям, поэтому он был спроектирован заново.

Осенью 2007 года «Севморнефтегаз» разместил на Выборгском СРЗ заказ на строительство жилого модуля. К этому времени на «Севмаше» было закончено строительство всех четырех кессонов, которые были уже скреплены между собой. Выборгский СРЗ закончил строительство жилого модуля в 2009 году, и летом он был установлен на основание. По оценкам специалистов, в итоге от Hutton было использовано не более 30% оборудования и конструкций.

Итак, закрыть проект нельзя, реализовать – практически нереально, а Запад смеется уже в открытую. В итоге было решено пойти «ва-банк». На этот период приходится весьма знаменательная дата: в конце 2008 года — через 13 лет после начала строительства! — Государственная экспертиза выдала положительное заключение на окончательный проект «Приразломной». Независимую экологическую экспертизу провести никому не дали, засекретив документы.

В течение 2009-10 годов на «Севмаше» велся монтаж оборудования и шли пуско-наладочные работы. В частности, осенью 2010 года с установкой обеих частей вертолетной площадки был окончательно сформирован внешний вид платформы. Подрядчиками сооружения площадки выступили ОАО «Волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» и ООО «Газпромэнергодиагностика». Тогда же на «Севмаше» появились специалисты американской Indrill International, которая спроектировала буровую вышку и поставила для нее оборудование. Перед отправкой платформы в Мурманск они завершили основные работы по монтажу бурового оборудования.

В ноябре 2010 года «Приразломную» отбуксировали в Мурманск на 35-й судоремонтный завод. Сам завод уже «приказал долго жить», от него остались лишь небольшие цеха и конструкторское бюро. Закончить строительство платформы на «Севмаше» не позволили глубины заводской акватории. Да и на 35м заводе в Кольском заливе глубины не позволяли. Тем не менее именно в мурманской акватории Кольского залива, для того чтобы принять платформу, провели дноуглубительные работы, подготовили к установке 20-метровый мост, связывающий причал с понтоном. К концу года 2010 года «Приразломная» была «привязана» к берегу, и на ней начался монтаж трубопроводов, прокладка кабеля, изоляционные и покрасочные работы. Плюс к тому на 35-м СРЗ проводилась балластировка: в кессон заливались вода (120 тыс. тонн) и бетон (144 тыс. тонн, для этого на берегу в спешном порядке выстроили два бетонных завода).

Что получилось?
По информации заместителя гендиректора «Севмаша» Валерия Бородина (до лета 2010 года он являлся ответственным сдатчиком платформы), в сооружении «Приразломной» участвовало порядка 100 подрядчиков и поставщиков. При этом «комплектация платформы — почти вся импортная, российского немного, однако интеллектуальная составляющая проекта — отечественная». При этом, как рассказал в интервью глава «Газпром нефть шельфа» (преемник «Севморнефтегаза») Александр Мандель, доля участия российских компаний и стоимость работ, выполняемых отечественными специалистами в ходе строительства «Приразломной», составят не менее 90%.

Итоговые характеристики «Приразломной» таковы: стационарная ледостойкая морская платформа, являющаяся стационарным сооружением гравитационного типа спроектирована для круглогодичной работы в экстремальных климатических условиях — в паковых льдах и при температуре до –50°С. Она состоит из кессона, промежуточной палубы и верхнего строения. Водоизмещение «Приразломной» — 117 тыс. тонн.

Верхнее строение установлено на палубе размером 93х93 м, его сухой вес составляет 40 тыс. тонн. На нем расположено буровое (одна вышка порядка 50 м), технологическое (два крана) и вспомогательное оборудование, жилой блок (на 200 человек) и вертолетная площадка.

Проектный срок службы платформы — 25 лет.

В заключение — два слова о сроках окупаемости проекта. К моменту ухода из «Севморнефтегаза» «Роснефти» он оценивался в 10,5 года. При этом тогда в проект были заложены льготы, предусмотренные режимом СРП, на который, как известно, Приразломное так и не было переведено.

А скотчем не пробовали?
Первый же шторм в Печорским море оторвал единственную связующую платформы со всем внешним миром – трап. Рабочие не без страха в голосе шутят: «Платформа разваливается». Оказалось, что трап проектировался, как временный, но впопыхах «великой стройки» постоянным сделать его просто забыли. Видео этого действа можно увидеть здесь.

Экологические риски
Именно на экономической нецелесообразности проекта — сосредотачивали свою критику «Приразломной» природоохранные организации мира. Они все как одна (в том числе WWF и Greenpeace) утверждали, что Россия — великая нефтяная держава и разрабатывать месторождения в экстремальных условиях просто нет нужды.

Действительно, суммарная добыча на «Приразломной» за 25 лет составит лишь около 15 процентов ежегодно добываемой в стране нефти — в этом смысле серьезного влияния на экономику платформа не окажет. Кроме того, ни «Газпром», ни «Газпром нефть» недостатка в месторождениях на суше не испытывают.

Критикуют «Приразломную» и за тот самый нефтяной резервуар. Если предположить, что с платформой «что-то пойдет не так», эти сто тысяч тонн выльются наружу. В WWF напоминают: утечка 40 тысяч тонн нефти на Аляске больше 30 лет назад до сих пор сказывается на экосистеме региона. в 2012 году гендиректор компании «Газпром добыча шельф» говорил журналистам в Мурманске, что российская промышленность не готова к морским проектам и 80 процентов оборудования «Приразломной» оказалось бракованным. Неудивительно, что на таком новостном фоне активисты Greenpeace провели уже вторую акцию у «Приразломной».

В «Газпроме» нехотя уверяют, что от запуска месторождения с экологией Печорского моря ничего страшного не случится, но аргументы природоохранных организаций не становятся от этого менее убедительными.

Все попытки экологов получить материалы для общественной экологической экспертизы получили категорический отказ. Между тем, ключевой документ – «план ликвидации разливов нефти» — у «Газпром нефть шельфа» (переименованный «Севморнефтегаз») просто отсутствует. Согласно озвученным данным Госэкспертизы, за ущерб, который в течение 25 лет «Приразломная» нанесет уникальным рыбным запасам Печорского моря, «Газпром» готов выплатить… 6,6 миллионов рублей (!). В случае большой аварии все убытки будут гаситься из карманов налогоплательщиков.

. Платформу выгнали в море, экологи России собрали более 10 тысяч подписей под обращением к Путину с требованием остановить реализацию проекта. Международные экологические организации начали объединяться в борьбе за сохранение Арктики, создания из нее Природного наследия для будущих поколений.

Баснословная дороговизна добычи нефти в Арктике делает всю эту затею пустой и крайне вредной.
Миф, как известно, либо разрушается сам (как утерянный на «Приразломной» трап), либо гибнет следом за цивилизацией, его породившей. Но пока мифотворец правит бал, вера в то, что из консервной банки можно создать «арктическое чудо», будет жива.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство припяти в майнкрафт
  • Строительство приостановлено без консервации
  • Строительство приоритетная отрасль экономики
  • Строительство приморской тэс в калининграде ход строительства
  • Строительство приморского нпз роснефть