Теория строительства вооруженных сил

ТЕОРИЯ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Смотреть что такое «ТЕОРИЯ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА» в других словарях:

ТЕОРИЯ ВООРУЖЕНИЯ (ТВ) — составная часть военной науки, изучающая процессы развития и применения средств вооруженной борьбы. На ее основе вырабатываются текущие и прогнозные рекомендации по разработке, испытаниям, производству, развертыванию, боевому применению,… … Война и мир в терминах и определениях

ТЕОРИЯ ВОЕННОЙ ЭКОНОМИКИ И ТЫЛА ВС — область военной науки, исследующая проблемы военной экономики, обусловленные военно стратегическим и военно техническим характером войны, военные аспекты перевода экономики с мирного на военное положение, поддержания ее мобилизационной готовности … Война и мир в терминах и определениях

Кафедра уголовного права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации — Кафедра уголовного права Военного университета Факультет Прокурорско следственный факультет Вуз Военный университет Министерства обороны Российской Федерации Год основания 1878 … Википедия

Пассионарная теория этногенеза — Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени… … Википедия

әскерді ұйымдастыру теориясы — (Теория военного строительства) қарулы күштердің бейбіт және соғыс кезіндегі құрылымы мен ұйымдастырылу жүйесін, әскерлерді резервпен қамтамасыз ету, жинақтау, үйрету, топтастыру, іріктеу, майданға жіберу жүйесін зерттеу. Бейбіт кезде әскери… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Военное дело — У этого термина существуют и другие значения, см. Военное дело (значения). Трактат Сунь цзы, « … Википедия

Военная наука — Военная наука область науки, представляющая собой систему знаний о подготовке и ведении военных действий (войны) государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей, составная часть военного дела. В других… … Википедия

ВОЕННАЯ НАУКА — система знаний о стратегическом характере и закономерностях войны, строительстве и подготовке вооруженных сил и страны к войне и способах ведения вооруженной борьбы. Объектом познания военной науки является война, которую она исследует наряду с… … Война и мир в терминах и определениях

Военное строительство — Военное строительство[1] часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС)… … Википедия

Источник

Строительство Вооруженных Сил вопросы теории и практики

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/1998

Строительство Вооруженных Сил: вопросы теории и практики

доктор военных наук, профессор

Столь широкий круг мероприятий обусловливает необходимость тщательной проработки и согласования их содержания, объемов, сроков реализации и требуемых ресурсов, привлечения соответствующих научно-исследовательских учреждений как для комплексной разработки основных принципов и направлений реформы, так и для ее научного обеспечения. Однако практика последних лет показывает, что осуществление отдельных мероприятий, не вполне обоснованных и слабо подготовленных (сокращение численности армии и флота и выделяемых на оборону ассигнований, конверсия, изменение способов комплектования и сроков прохождения воинской службы и т.д.), не только не дало ожидаемого эффекта, но и усилило социальную напряженность в обществе, понизило боеспособность и боеготовность некоторых соединений и частей.

Строительство (как и реформирование) ВС нельзя сводить только к изменению их организационно-штатной структуры и способов комплектования. Оно должно представлять собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических, социально-политических, идеологических, военно-технических и других мероприятий, направленных на создание, подготовку и постоянное развитие Вооруженных Сил в целях предотвращения войны и обеспечения вооруженной защиты государства, и проводиться в общей системе военного строительства на фоне поэтапного преобразования всей военной организации государства.

Очевидно, практической реализации данных мероприятий должен предшествовать трудоемкий и довольно продолжительный процесс научного обоснования количественно-качественных показателей перспективного облика Вооруженных Сил.

Теория и практика строительства ВС базируются на достижениях военной и других наук, требованиях военной доктрины и развиваются под воздействием внешних и внутренних факторов военно-политического, социально-экономического характера, с учетом геостратегического положения России, физико-географических условий и оперативного оборудования ее территории.

Важная роль в формировании облика ВС и задач по их строительству принадлежит военно-политическому фактору, основными составляющими которого являются: расстановка военно-политических сил в мире, содержание военно-доктринальных установок сторон, возможный характер вооруженных конфликтов, существующие (возможные) группировки вооруженных сил вероятного противника на континентальных и океанских (морских) ТВД, направленность оперативной подготовки, строительства вооруженных сил и совершенствования ВВТ развитых стран мира. Все это необходимо учитывать при формировании военно-политических и стратегических задач, возлагаемых на военную организацию государства (в том числе на ВС), обосновании оперативно-стратегических требований к ВВТ, составу, структуре и облику ВС в целом, определении направлений и приоритетов в их развитии.

Влияние социально-экономического фактора обусловлено социально-экономическим и политическим строем, наличием трудовых ресурсов, уровнем их подготовки, состоянием сырьевой базы, степенью развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, материальными запасами, достижениями науки и техники. Важное значение при этом имеет создание и внедрение нового вооружения и военной техники, которые, накапливаясь в войсках, объективно влияют на формы и способы применения ВС, тактику соединений и частей, их состав и организационную структуру.

Этот фактор характеризует материальную базу решения задач строительства ВС и выступает как ограничивающее условие, проявляющееся через предельно допустимый уровень отвлечения трудовых ресурсов от сферы материального производства и выделения внутреннего валового продукта на военные нужды. Однако следует учитывать и обратную связь: развитие экономики должно осуществляться с учетом положений военного искусства, содержания ВС, создания требуемого ВВТ, выделения армии необходимых материальных средств и людских ресурсов.

Огромное влияние на строительство ВС оказывает географический фактор: геостратегическое положение государства, размеры его территории, ее оперативное оборудование, протяженность государственных границ, физико-географические условия. Это проявляется прежде всего в направленности строительства ВС страны как морской или сухопутной державы, в определении приоритетов в развитии того или иного их вида. Большая протяженность госграниц, неопределенность возникновения военных конфликтов в том или ином регионе обусловливает необходимость создания нескольких, различных по своему составу группировок ВС в континентальных и океанских (морских) стратегических районах. Размеры территории государства также оказывают существенное влияние на стратегию обеспечения государственной безопасности, характер планируемых операций по отражению и разгрому агрессора, размах стратегических перегруппировок в целях создания группировок войск (сил) на угрожаемых направлениях. Все это, а также физико-географические условия и оперативное оборудование территории государства во многом определяют состав войск (сил), их организационно-штатную структуру, систему расквартирования, базирования сил авиации, флота и размещение резервов.

Вместе с тем для эффективного решения этих вопросов необходима нормативно-правовая база, которая явилась бы правовой основой не только для процесса строительства ВС РФ, но и для разработки программных и планирующих документов по их строительству на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Такой правовой основой должны быть утвержденные соответствующими органами государственной власти акты: Концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Закон «Об обороне», Концепция военного строительства и др.

При решении проблем строительства ВС необходимо опираться на его закономерности и руководствоваться его принципами.

Таким образом, исходя из задач, возлагаемых на ВС РФ, на основе системного анализа факторов, определяющих и влияющих на их развитие, можно разработать исчерпывающую базу данных и в соответствии с ними обосновать требуемый облик ВС, определить направления их развития и пути реализации этих направлений на ближайшую и дальнейшую перспективу.

Коротко остановимся на основных направлениях строительства ВС.

Другой важной задачей теории организационного строительства Вооруженных Сил является создание и развитие их рациональной структуры как единого, связанного общими целями и задачами комплекса их видов, родов войск, сил, специальных войск и тыла ВС. Организационная структура ВС должна быть гибкой и позволять осуществлять быстрый перевод их на военное положение, реализовывать в короткие сроки необходимую структурную модернизацию видов, родов войск, специальных войск и тыла ВС без значительных материальных затрат.

Практика подтверждает, что ни одному виду ВС или роду войск не следует отдавать предпочтения. Задача состоит в том, чтобы научно определить оптимальный состав и уровни развития каждого вида ВС, рода войск (сил), специальных войск и тыла ВС в интересах Вооруженных Сил в целом. Решить эту проблему можно лишь путем объективного анализа перспектив развития ВВТ, характера современных и будущих вооруженных конфликтов и моделирования оперативного применения в них войск (сил).

К сожалению, до настоящего времени обоснованию оптимального соотношения боевых и обеспечивающих соединений и частей, а также органов управления всех организационных звеньев уделялось недостаточно внимания. Слабо учитывался и зарубежный опыт. Между тем в армиях ведущих стран обеспечивающие войска давно заняли достойное место в структуре вооруженных сил: их относительная численность превысила пятидесятипроцентный барьер.

Что касается органов управления, то обоснование их численности должно происходить на научной нормативной базе, за счет сокращения промежуточных и параллельных структур, дублирующих друг друга. Одним из путей решения данной проблемы, на наш взгляд, может быть отказ от видовых систем боевого управления с наделением главкоматов видов ВС лишь административными функциями и создание оперативно-стратегических территориальных командований, непосредственно подчиненных Генеральному штабу ВС РФ, объединяющих разновидовые войска и силы в единую систему боевого управления, переход к единой системе государственного и военного управления, создание единой системы технического и тылового обеспечения ВС и других войск РФ.

Особую актуальность приобретает сегодня исследование организационно-штатных структур соединений, частей и органов управления в интересах обеспечения наиболее эффективного использования постоянно возрастающих боевых возможностей ВВТ, повышения ударной мощи и маневренных возможностей войск (сил), надежности управления ими.

В последнее время много говорится об отказе от армий и дивизий, переходе на корпусную и бригадную формы организации войск, но практически ни один из авторов не привел достаточных аргументов в подтверждение своей точки зрения. По всей видимости, право на существование имеют и те и другие, главное, чтобы в каждом конкретном случае учитывались выработанные годами принципы организационного строительства ВС, а также обоснованные применительно к данным историческим условиям оперативно-стратегические и оперативно-тактические требования к организации войск (сил). Главными из них могут быть: соответствие организационной структуры и боевых возможностей соединений и частей характеру современной войны, способам ведения операций, содержанию и условиям решаемых ими задач в различных видах, формах военных действий, ведущихся разнородными силами; оперативно-тактическая самостоятельность воинских формирований при выполнении ими боевых задач с применением различных видов оружия; их высокая подвижность, маневренность и мобильность; стабильность и унификация структуры войск (сил), исключающие необходимость ее частой ломки при изменении степени укомплектованности и оснащения ВВТ; гибкость, надежность и непрерывность управления; способность ведения боевых действий в различных физико-географических условиях. Кроме того, организационная структура соединений и частей видов ВС должна быть простой и экономически целесообразной, т.е. иметь оптимальное количество личного состава и военной техники на каждую организационную единицу при одновременном обеспечении их максимальных боевых возможностей.

Качество технического оснащения ВС во многом зависит от правильного определения перспектив развития средств ведения вооруженной борьбы и выработки соответствующей военно-технической политики, прежде всего обоснованных планов развития и создания современных систем вооружения и военной техники.

Необходимость в массовых армиях и заблаговременной подготовке крупных мобилизационных резервов как общая закономерность военного строительства сохраняется и в наше время. Например, Соединенным Штатам Америки при относительно высокой численности вооруженных сил для участия в боевых действиях в зоне Персидского залива понадобилось призвать в армию порядка 250 тыс. резервистов, но из-за их слабой подготовки в район конфликта было направлено только 100 тыс. человек.

Таким образом, мобилизационное развертывание ВС РФ сокращенной численности и перевод их в боеспособное состояние можно успешно осуществить только при качественной подготовке и заблаговременном накоплении мобилизационных ресурсов. Сроки и объем их накопления будут зависеть не только от численности ВС мирного времени, но и от принятых систем комплектования и прохождения действительной воинской службы и службы в запасе.

Как показала практика, оптимальным является соотношение 1:3, при котором за счет прохождения службы в соединениях и частях постоянной готовности можно накопить людские мобилизационные ресурсы за 8-10 лет. Если же указанное соотношение будет более 1:5, то решить эту задачу невозможно и за 15 лет.

Следующая проблема связана с быстрым обновлением средств вооруженной борьбы, совершенствованием способов ведения военных действий, глубокой специализацией и разделением труда в ВС, возникновением новых военных профессий и другими обстоятельствами, характерными для современного этапа. Солдаты, сержанты и офицеры, находящиеся в запасе, быстро отстают в военном отношении. Поэтому задача состоит в том, чтобы правильно предвидеть технический рост армии, характер и способы ведения войны, операции, боя и в соответствии с этим определить содержание обучения, т.е. разработать такую методику их обучения, которая бы обеспечила требуемый уровень подготовки личного состава запаса, организационное и техническое совершенствование ВС.

Большую проблему сегодня представляет комплектование ВС личным составом. Ее разрешение на современном этапе следует искать в сочетании обоих способов комплектования армии и флота: всеобщей воинской обязанности и службы по контракту.

Таким образом, строительство Вооруженных Сил Российской Федерации в период реформирования должно заключаться в поэтапном, комплексном, коренном преобразовании всех составляющих их элементов. Первый шаг в этом направлении сделан: Президентом РФ утверждена Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2005 года. Задача сейчас состоит в том, чтобы на ее основе разработать программу их строительства на среднесрочную перспективу и выполнением ежегодных планов уверенно продвигаться к поставленным целям.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Теория риска в строительстве
  • Теория проектирования объектов строительства
  • Теория подобия в строительстве
  • Теория по экономике строительства
  • Теория планирования эксперимента в строительстве