Взаимосвязь строительства и транспорта

Строй-справка.ру

Отопление, водоснабжение, канализация

Навигация:
Главная → Все категории → Технология строительного производства

Основное назначение транспорта в строительстве — доставлять строительные материалы и изделия и подавать их на места использования или монтажа.

Метод индустриального строительства предусматривает изготовление в заводских условиях крупноразмерных строительных элементов и монтаж их с помощью современных технических средств. В связи с этим одной из важных задач индустриального строительства является доставка строительных элементов и материалов к сооружаемым объектам.

Огромный размах строительных работ по всей стране, освоение районов Крайнего Севера и Сибири, лишенных разветвленной сети дорог, ставят в центре внимания проблему транспорта и дорожного строительства.

Большой объем перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом позволяет решать многие вопросы доставки грузов, но не все. Возможности железнодорожного и автомобильного транспорта ограничиваются определенными габаритами, что сдерживает производство и применение более крупных строительных элементов, сужает радиус действия строительных комбинатов.

Водный транспорт в этом отношении открывает более широкие возможности, но сфера его действия ограничивается наличием судоходных водных бассейнов.

С каждым годом расширяется использование авиационной техники на строительстве в труднодоступных районах страны. Доставка и подача к месту монтажа крупногабаритных конструкций вертолетами становится обычным делом в строительной практике.

В частности, в последние годы широко проводятся работы по возведению жилых и гражданских зданий из объемных блоков. Исследования ряда научных институтов показали, что наибольший эффект от возведения зданий из объемных блоков достигается в условиях малоосвоенных и труднодоступных районов при сооружении отдельных или групп зданий стационарного и передвижного типов, удаленных от заводов объемноблочного домостроения (для обслуживания геологоразведочных и научно-исследовательских экспедиций).

В условиях сложного рельефа и бездорожья использование существующих средств транспорта и монтажа оказывается, как правило, или технически невозможным, или экономически неоправданным.

Применение вертолетов для транспортирования и монтажа объемных блоков в данном случае может оказаться единственно возможным вариантом.

Для перемещения и установки объемных блоков «на комнату» весом 12 т может быть использован вертолет МИ-10К.

Объемные блоки можно подцеплять «а крюк, опущенный с висящего вертолета, или посадив вертолет рядом с блоками, подлежащими транспортированию.

Проведенные исследования показали, что себестоимость транспортирования и монтажа одного объемного блока вертолетом в три раза выше себестоимости перевозки и монтажа с использованием автомобильного транспорта и башенного стрелового крана. Однако использование вертолетов для транспортирования и монтажа дает большую экономию времени.

По способу перемещения грузов транспорт в строительстве подразделяют на два вида: горизонтальный и вертикальный, по сроку действия — на временный и постоянный, по расположению к строительной площадке — на внешний и внутрипостроечный.

Навигация:
Главная → Все категории → Технология строительного производства

Источник

Лекция 9. Строительный комплекс. Транспорт и связь.

1. Состав строительного комплекса.

1.1. Капитальное строительство

1.2. Промышленность строительных материалов

2. Транспорт и связь.

2.2. Виды транспорта.

2.3. Связь: почтовая, электронная (телефонная, телеграфная, мобильная).

Состав строительного комплекса

Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), включая отраслевые органы управления. Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производственные связи; на комплекс работает строительное и дорожное машиностроение.

На долю строительного комплекса Республики Беларусь в составе двух взаимосвязанных секторов — собственно строительства и промышленности строительных материалов и конструкций — приходится около 7 % объема ВВП страны (в начале 90-х гг. XX в. — до 9 %). В строительстве в 2004 г. было занято 327,0 тыс. чел. (в 1990 г. — 570,4 тыс. чел.), или 7,5 % общей численности работников, занятых в народном хозяйстве (1990JV— 11,1 %).

Комплекс объединяет более 4,3 тыс. строительных и ремонтно-строительных организаций различных мощностей и форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объединений, более 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. В настоящее время 70,2 % общего объема подрядных работ выполняется фирмами негосударственного сектора экономики.

Строительство и производство строительных материалов осуществляют более 20 различных министерств, концернов и объединений, строительно-монтажные работы преимущественно ведут организации Министерства архитектуры и строительства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства промышленности, Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики (ОАО «Белтрансгаз», ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго») и др.

Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Оно проводит в пределах своей компетенции государственную жилищную и технико-экономическую политику в комплексе, осуществляет управление архитектурной и градостроительной деятельностью на территории страны, координирует деятельность Комитета государственного строительного надзора в сфере контроля за проведением проектных и строительных работ, регулирует деятельность промышленности строительных материалов и конструкций, добычу и переработку нерудных материалов. Министерство имеет широкую сеть строительных организаций и промышленных предприятий, которыми выполняется до 34 % общего объема подрядных работ. На предприятиях Министерства выпускается до 70 % объема строительных материалов и конструкций.

Развитие и функционирование отдельных отраслей строительного комплекса обусловлено проводимой в стране инвестиционной политикой. Сегодня инвестиционная политика является составным звеном экономической политики, системой мероприятий, которые определяют объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных фондов и их восстановление. С ее помощью обеспечивается реализация приоритетных направлений социально-экономического развития страны, осуществляются концентрация капитальных вложений и повышение их эффективности.

Строительство (капитальное строительство) рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов — промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др.

Капитальное строительство включает общестроительные, монтажные, специализированные и другие организации, осуществляющие строительные и монтажные работы подрядным и хозяйственным способами. В отрасль входят проектные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации строительного профиля. Она включает также предприятия и организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений, организации по эксплуатационному бурению, связанному со строительством нефтяных и газовых скважин, а также соответствующие органы управления. Зачастую для обозначения капитального строительства применяют термин «строительство».

В технико-экономическом отношении строительство существенно отличается от других отраслей экономики. Это объясняется особым характером продукции отрасли, условиями вложения денежных средств, их освоения и возврата. Строительная продукция создается на определенном земельном участке и в течение всего периода остается нетранспортабельной. Чтобы начать строительство основных сооружений объекта, нужно сформировать на стройплощадке, по существу, специальное производственное предприятие. Большое влияние на технико-экономические показатели строительной продукции оказывает фактор времени. Продолжительность возведения любого объекта исчисляется не только месяцами, но и годами. Это вызывает отвлечение капитала из оборота на длительное время и практическое его «омертвление».

Строительство отличается многообразием производственных связей. В строительстве любого объекта принимают участие десятки, а крупных сооружений — сотни проектно-изыскательских, научно-исследовательских, строительных и монтажных организаций, промышленных предприятий, банки и другие субъекты экономики, чей капитал так или иначе задействован в данном процессе. Длительность технологического цикла обусловила особую форму расчетов за строительную продукцию. Они ведутся за условно готовую продукцию — за этапы работ, исполнение конструктивных частей зданий или видов работ. Это предопределяет необходимость установления цены не только за объект в целом, но и за отдельные виды и этапы работ.

Таблица 9.1 Основные показатели деятельности строительных организаций Республики Беларусь*

Количество строительных организаций

Объем подрядных работ

Объем подрядных работ по формам собственности

Источник

Транспорт в строительстве, его особенности. Строительные грузы, их транспортабельность. Виды и классификация транспорта в строительстве

Под транспортом в строительстве понимают перемещение строительных грузов от места их изготовления или добычи до строительной площадки и далее к месту укладки или установки.

Особенностями транспорта в строительстве являются необходимость перемещения значительного количества грузов в сравнительно короткие сроки и на дальние расстояния. Поэтому от правильной организации работы транспорта в строительстве могут в значительной степени зависеть технико-экономические показатели последнего.

К строительным грузам относятся: навалочные (грунты, щебень, гравий, песок и др.); порошкообразные (цемент, известь, гипс и др.); мелкоштучные (кирпич, рулонные материалы и др.); вязкопластичные (растворные и бетонные смеси и др.); жидкообразные; длинномерные и др.

Непременным условием эффективности перевозки грузов является обеспечение их первоначального качества. Поэтому, при выборе транспортных средств и маршрутов перевозок должна учитываться степень транспортабельности данного груза. Транспортабельностью называют способность груза в процессе перевозки сохранять свое первоначальное качество. Так, например, бетонные и растворные смеси при перевозке подвержены расслаиванию, потере пластичности, выплескиванию, а в зимних условиях замораживанию. Поэтому, для их перевозки необходимо использовать специализированный технологический транспорт, например, автобетоносмесители, бетоновозы, растворовозы и др. При этом пребывание транспортных средств в пути должно быть ограничено по времени, исключающим схватывание смесей.

Рис. 2.1 Автобетоновоз

По своему назначению транспорт подразделяют на внешний и внутрипостроечный. К первому относятся перевозки строительных грузов, поступающих на строительную площадку извне, по путям общего пользования, ко второму — перемещения грузов внутри строительной площадки.

Для строительства используются различные виды транспорта: рельсовый (железнодорожный), безрельсовый (автомобильный, тракторный), водный, воздушный, специальный (трубопроводный, канатные подвесные дороги, конвейерный). Водный транспорт наиболее дешевый, однако по условиям размещения строительной площадки не всегда может быть применим.

Железнодорожный транспорт широкой колеи, автомобильный и водный чаще всего используются как внешние виды транспорта для перевозки грузов на значительные расстояния. Автомобильный транспорт получил наибольшее распространение в строительстве, так как обладает рядом достоинств, например, высокой мобильностью и маневренностью, сравнительной простотой управления и др. Воздушный транспорт (вертолеты, самолеты) используются сравнительно редко из-за дороговизны.

Железнодорожный транспорт узкой колеи, автомобильный и тракторный, а также специальные используются как внутрипостроечный транспорт. Трубопроводный транспорт часто используется для перемещения растворных и бетонных смесей с помощью бетононасосов, растворонасосов и пневмонагнетателей.

Рис. 2.2 Автобетононасос

Помимо специализированных видов транспорта (с использованием одного вида транспорта) в строительстве широко применяются смешанные виды транспорта: автомобильно-железнодорожный, железнодорожно-водный и др.

Рельсовый транспорт.

Железнодорожный транспорт может быть широкой и узкой колеи, Первый используется как внешний вид транспорта, второй — как внутрипостроечный.

Рельсовые дороги разделяются на дороги широкой колеи (расстояние между внутренними гранями головок рельсов — 1524 мм) и узкой колеи (750 мм). При большой интенсивности движения устраивают двухпутные дороги, при малой — однопутные. По сроку службы железнодорожные пути бывают постоянные и временные. Последние рассчитываются обычно на период строительства.

Железные дороги состоят из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение включает земляное полотно в насыпи или выемке, верхнее — балластный слой, шпалы и рельсы (с креплениями).

Средствами тяги в железнодорожном транспорте являются электровозы, тепловозы и мотовозы.

В качестве прицепных средств используют крытые вагоны, открытые полувагоны и платформы а также вагоны специального назначения. Крытые вагоны предназначены для перевозки извести, теплоизоляционных материалов, изделий и полуфабрикатов, требующих закрытого хранения. Крытые вагоны бывают двух- и четырехосные грузоподъемностью до 60 т. Полувагоны могут иметь различные конструкции: гондола (саморазгружающийся полувагон с открывающимися на дне поворотными люками, позволяющими высыпать груз на обе стороны пути), хоппер (саморазгружающийся полувагон для сыпучих грузов с открытым сверху кузовом в виде бункера с наклонными торцевыми стенками; разгружается через люки, расположенные в днище кузова), думпкар (полувагон с автоматически опрокидывающимся набок кузовом). Грузоподъемность полувагонов до 100 т. Предназначаются для перевозки навалочных и длинномерных грузов. Платформы используются для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих материалов, допускающих, как и полувагоны, открытое хранение. Их грузоподъемность — до 120 т. Трейлеры — многоосные платформы повышенной грузоподъемности. Специальные вагоны используются для перевозки цемента, битума, гидроизоляционных эмульсий и других материалов.

а)

б)

в)

г)

д)

Рис 2.3 Типы вагонов а) вагон-хопёр для перевозки сыпучих материалов; б) крытый вагон для перевозки холоднокатаной стали в рулонных; в) четырёхосный полувагон; г) четырёхосная платформа для перевозки крупногабаритных контейнеров; д) думкар

Прицепными средствами железных дорог узкой колеи являются платформы, полувагоны и крытые вагоны грузоподъемностью до 25 т, а также вагонетки с опрокидывающимися кузовами грузоподъемностью до 8 т.

Безрельсовый транспорт

Автомобильный транспорт является наиболее распространенным, благодаря своим достоинствам (см. выше).

Автомобильные дороги, как и рельсовые, имеют нижнее и верхнее строение. Нижнее строение имеет те же части, что и рельсовые дороги. Верхнее строение состоит из дренирующих подстилающих слоев и дорожных покрытий разного типа (бетон, асфальт, каменная мостовая и др.). Автомобильные дороги бывают постоянные и временные. Временные дороги обычно имеют покрытия из гравия. Щебня или шлака с обработкой или без обработки вяжущим. Целесообразно, особенно при больших грузопотоках, их устраивать их сборных железобетонных плит, которые по окончании строительства могут быть использованы на другом объекте.

В качестве автомобильного транспорта используют одиночные автомобили и автопоезда. К одиночным автомобилям относятся: бортовые грузовые, автосамосвалы и специальные автомобили. Бортовые грузовые автомобили предназначены для перевозки штучных материалов, материалов в упаковке, а также полуфабрикатов, строительных изделий и т.п. Их грузоподъемность — до 30 т, мощность двигателей — до 300 кВт.

Автосамосвалы выпускаются с металлическими кузовами грузоподъемностью до 75 т при мощности двигателей до 700 кВт. Они используются для перевозки навалочных грузов, бетонных и растворных смесей и особенно широко для транспортирования грунта.

Рис. 2.4 Автосамосвал

Специальные автомобили применяют для перевозки сыпучих материалов, требующих закрытого хранения, битумов и жидкостей. Они бывают чаще всего типа цистерн.

Рис 2.5 Автоцементовоз

Автопоезда могут быть двух типов: автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и одного или нескольких не отцепных (в процессе работы) прицепов; автопоезд, состоящий из седельного автомобиля-тягача и нескольких полуприцепов. В последнем случае автомобиль оборудован седельно-поворотным устройством, на которое опирается полуприцеп. При этом, вес груза распределяется на оси автомобиля и полуприцепа. Важным преимуществом таких автопоездов является их компактность и маневренность.

В зависимости от характера обслуживания различают автотранспорт общетранспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда 1 типа) и специализированный (для основных категорий строительных грузов — растворовозы, бетоновозы, автобетоносмесители, цементовозы и др.).

В особую группу специализированного транспорта можно выделить автотранспортные средства для перевозки крупногабаритных железобетонных конструкций. Для этого используют полуприцепы-платформы для перевозки в проектном положении стеновых и других панелей; полуприцепы-фермовозы, полуприцепы-сантехкабиновозы.

Принципы организации работы автомобильного транспорта. Схемы автотранспортных перевозок. Организация работы автотранспорта должна обеспечивать его наиболее экономичное использование. Экономичность работы транспорта зависит от величины грузопотока, характера груза, расстояний перевозок, качества дорог и ряда других технических и организационных факторов.

При выборе вида транспорта основным экономическим показателем является себестоимость перевозки 1 т груза:

(16)

где Сэс = себестоимость эксплуатации транспортных сооружений (временных постоянных дорог) за расчетный период, отнесенная к среднегодовому грузопотоку; Спр себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, отнесенная к одной тонне груза; Сэт себестоимость эксплуатации транспортных средств, отнесенная к сменному грузопотоку.

Система централизованных перевозок — такая организация работы автотранспорта, при которой последний сосредоточен в крупных специализированных автотранспортных хозяйствах и перевозка массовых грузов (кирпича, цемента, леса и т.п.) ведется по заявкам грузоотправителей с обеспечением экспедиционных работ автотранспортными организациями. При этом расчеты за услуги также производятся в централизованном порядке. Главным преимуществом этой системы является более рациональное использование автотранспорта за счет сокращения холостых пробегов и снижения простоев на погрузочно-разгрузочных операциях.

В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок: маятниковую и челночную. При маятниковой схеме применяются одиночные автомобили и автопоезда 1 типа (с не отцепными звеньями). При этом тягачи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств. Эта схема эффективна при наличии приобъектных складов или при массовом строительстве сооружений, состоящих из одинаковых конструктивных элементов.

Рис. 2.7 Графики движения транспортных машин

а – по маятниковой схеме; б – по челночной схеме; 1 – тягача; 2-4 полуприцепов

При челночной схеме один седельный тягач работает последовательно с двумя или более полуприцепами. Наибольшее распространение получила схема работы седельного тягача с тремя полуприцепами, из которых один находится под погрузкой (например, на заводе железобетонных изделий), другой — под разгрузкой на строительной площадке, а третий — в пути с тягачом.

Основные показатели работы автотранспорта. Выбор автотранспортных средств. Определение производительности автотранспорта. Основными показателями работы автотранспорта являются:

1) себестоимость перевозки 1 т груза (16);

2) коэффициент использования по грузоподъемности:

, (18)

где Рф -масса перевезенного груза,т; q- грузоподъемность транспортной единицы, т; п — число рейсов;

3) интенсивность перевозок грузов характеризуется понятиями: грузооборот и грузопоток. Грузооборот -общая интенсивность перевозки грузов (т) со склада на объект или с объекта на объект за определенный промежуток времени. Грузопоток — интенсивность перевозки грузов (т) по определенному участку пути в единицу времени;

4) сменная производительность автотранспортной единицы (одиночного автомобиля или автопоезда):

(19)

где -фактическое количество часов работы транспортной единицы (без учета времени, затрачиваемого на выезд и возвращения в гараж); -время транспортного цикла, ч; q — грузоподъемность транспортной единицы, т; коэффициент использования транспортной единицы по грузоподъемности.

Время транспортного цикла при маятниковой схеме, т:

, (20)

где — время разгрузки транспортной единицы, ч; — время погрузки транспортной единицы, ч; — время маневрирования транспортной единицы при установке под погрузку и разгрузку, ч; l — расстояние перевозок, км; -средняя скорость движения автотранспортной единицы, км /ч.

Челночная схема (17) более эффективна, так как позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, при этом простои тягача под погрузкой и разгрузкой исключаются, а имеют место лишь незначительные потери времени (5-7 мин), связанные с прицепкой и отцепкой полуприцепов.

Водный транспорт — наиболее экономичный вид транспорта, однако не всегда применим по условиям расположения строительной площадки.

Воздушный транспорт — наиболее дорогой вид транспорта, применяется редко.

Специальные виды транспорта. Контейнеризация строительных грузов. Механизация погрузочно-разгрузочных работ. Схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Техника безопасности при перевозках.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Взаимоотношения сторон в капитальном строительстве
  • Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком в строительстве
  • Взаимоотношения между генподрядчиком и субподрядчиком в строительстве
  • Взаимоотношения генподрядчика и подрядчика в строительстве
  • Взаимозачет квартирой по договору долевого участия в строительстве в 1с 8