Белкомур начало строительства новости

Белкомур. Стройка длиною в жизнь

Север практически необъятен. Кроме этого, он зачастую непроходим. Посёлки, города и целые районы оказываются доступны лишь малой авиации. Где-то можно проехать только на полноприводном автомобиле, где-то, как в Нёноксу или Белое озеро , ходят только поезда. Но об этом в другой раз. Сегодня я хочу рассказать о том, как пытались связать Поморье с Уралом, попутно открыв миру несколько труднодоступных ранее поселений.

Проект железнодорожной магистрали, которая связала бы промышленный Урал с портовым Архангельском, возник не сегодня. О выходе к берегам Баренцева или Белого морей, минуя центральную Россию, задумывались ещё при царе. В советское время в 60-е годы даже было начато строительство – навстречу друг другу из Архангельска и Микуни (считай, Сыктывкара) потянулись ниточки рельс. Но, так и не встретились. Архангельская ветка остановилась в пинежских лесах за Карпогорами (последняя действующая станция – Карпогоры пасс.), а Сыктывкарская – в Вендинге. Между двумя тупиковыми линиями около 200 километров лесов и болот.
Стоит ли говорить, что к активной фазе строительства с той поры почти не возвращались.

Когда закончилось финанисрование строительства железнодорожной линии в Коми, из Карпогор начали было прокладывать дорогу на север – в Мезень и Лешуконье (труднодоступные районы Архангельской области), но и это начинание закончилось, едва успев начаться. Проект был приостановлен, построенные участки частично разобрали.

До развала Союза про замороженную магистраль почти не вспоминали, а в 90-е всё же решили возобновить стройку. Было принято решение, используя уже существующие участки, проложить железнодорожную линию Пермь-Сыктывкар-Архангельск. Проект получил название «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал), была создана одноимённая компания и даже начаты какие-то строительные работы. Но нехватка средств опять сделала своё дело.

С тех пор Белкомур прочно поселился в кабинетах и кулуарах. О магистрали часто вспоминают, обсуждают проект, ищут средства (и периодически что-то находят), думают и принимают решения… Но, к сожалению, непосредственно строительство магистрали, которая позволила бы не только разгрузить центральные железные дороги России, но и сократить на 800 километров путь к портам Баренцева и Белого морей не для одного Урала, но для всей Сибири и Кузбасса, так и не началось. А ведь кроме всего прочего, возведение Белкомура окажет исключительно позитивное влияние на Архангельский морской порт, который в нынешнее время пребывает в несколько стеснённом положении.

Но проект не оставлен. Что же известно на сегодняшний день? В 2015 году были подписаны некие соглашения с Китаем, который (так как заинтересован в появлении относительно короткого пути в Европу) будет выступать в роли подрядчика строительства. Кроме того, Белкомур включён в программу стратегического развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года, и, по некоторым сведениям, в 2020 году планируется начало реализации современного проекта строительства оставшихся участков магистрали.

Конечно, с учётом того, как долго длится история с постройкой Белкомура, сложно поверить в то, что ситуация вот-вот разрешится в положительную сторону. Но хочется в это верить, ведь магистраль не только представляет большой экономический интерес для всей страны, но способна также вдохнуть новую жизнь в регион, стать мощным катализатором развития республики Коми и Архангельской области.

Надеюсь, материал был вам интересен.
Подписывайтесь на канал, будем радовать вас новыми познавательными рассказами о Севере.

Источник

Новости Белкомура

02.03.2020 // Пресс-релиз
27 февраля 2020 года в московском офисе АО МК «Белкомур» по приглашению российской стороны состоялась рабочая встреча с представителями всемирно известной китайской компании CRCC*.
Количество показов: 1727
Источник: Администрация АО МК «Белкомур»

14.01.2020 // Пресс-релиз: Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2019 г.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 21 декабря 2019 года № 3120-р придает новый импульс проработке вопроса строительства железнодорожной магистрали «Белкомур».
Количество показов: 1808
Источник: Администрация АО МК «Белкомур»

15.04.2019 // Сегодня проект „Белокомур“ — это синергетический проект.
Международный арктический форум «Арктика — территория диалога» — 2019
Количество показов: 2301

15.04.2019 // Объем прогнозного грузопотока Белкомура оценили в 20 млн тонн
На Международном Арктическом форуме в Петербурге представили проект строительства Северного звена железнодорожной магистрали Белкомур. Эта дорога свяжет Сыктывкар и Архангельск.
Количество показов: 1805

15.04.2019 // Синергетика Белкомура
У проекта железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море — Коми — Урал) — новое прочтение.
Количество показов: 1383

12.04.2019 // Проект «Белкомур» оценят в аналитическом центре для внесения его в правительство РФ
Власти Архангельской области получили приглашение в аналитический центр при правительстве РФ для оценки проекта строительства железнодорожной магистрали «Белокмур» и последующего внесения его в правительство РФ, сообщил в интервью РИА Новости губернатор региона Игорь Орлов.
Количество показов: 689

22.02.2019 // Полярный круг инвесторов: «Газпромбанк» ищет 70 млрд руб. на «Белкомур»
«Белкомур» уже включён в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, в Транспортную стратегию до 2030 года и в Схему территориального планирования
Количество показов: 1229

18.02.2019 // Архангельская область, Коми, Газпромбанк и компания «Белкомур» подписали соглашение о сотрудничестве
Сотрудничество направлено на строительство железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Соликамск.
Количество показов: 983

18.02.2019 // Газпромбанк примет участие в реализации проекта железнодорожной магистрали «Белкомур»
Компания поучаствует в качестве поставщика банковских, а также иных финансовых или нефинансовых услуг
Количество показов: 1049

Источник

Дорога на триллион: новая жизнь «Белкомура»

Обсуждение проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» снова внедряется в арктическую информационную повестку.

Заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев 3 августа посетил Архангельск. После встречи с замминистра исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Александр Цыбульский объявил об амбициозных планах по реализации проекта «Белкомур» и строительству железнодорожной ветки Карпогоры — Индига.

«Переходим к разработке финансовой модели проекта строительства железной дороги Карпогоры — Индига с перспективой вхождения Архангельской области в освоение Севморпути», — сообщил на своей странице во «Вконтакте» Александр Цыбульский.

Несмотря на то, что и топ-менеджеры РЖД, и вице-премьер РФ Юрий Трутнев не раз выражали скепсис относительно строительства железной дороги от Урала до Белого моря, руководство Архангельской области даже в новом составе продолжает продвигать данный проект.

Проект на век

Идея соединить Урал с Севером железной дорогой с выходом к порту Архангельск появилась еще в начале прошлого века. Предполагалось, что новая магистраль будет способствовать освоению природных ресурсов и даст новый толчок развитию отечественной промышленности. Позднее страну охватила революция, гражданская война, затем Великая Отечественная, и первые участки дороги появились только в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века: Архангельск — Карпогоры, Вендинга — Микунь. Позднее участки были электрифицированы и продолжали функционировать для решения текущих задач.

В том виде, в котором проект известен сейчас, он был оформлен уже после распада СССР. Официальное название – «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал») – возникло в 1995 году, и примерно тогда же Республика Коми, Архангельская область и Пермский край решили учредить одноименную межрегиональную акционерную компанию. В то время удалось построить еще около 40 км дороги – участки в Поморье и Коми. Позднее, в конце 1990-х случился очередной финансовый кризис, и о проекте пришлось на время забыть.

Спустя 10 лет, в 2008 году, проект магистрали был включен в Транспортную стратегию РФ до 2030 года, а также в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Первоначально дорогу собирались строить за государственный счет, но из-за оптимизации бюджетных расходов Правительство Республики Коми совместно с руководством Архангельской области и Пермского края предложили концепцию реализации проекта на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) с привлечением средств частных инвесторов. В министерстве развития промышленности, транспорта и связи республики Коми готовились к тому, что строительство дороги будет начато не позднее 2013 года, но найти частных интересантов не удалось.

В конце 2017 года возникла идея о том, чтобы реализовать проект в формате концессии. Власти Коми решили продать 40,8% акций компании «Белкомур», стартовая цена составляла 539,8 млн рублей. В правительстве региона посчитали это «единственным перспективным вариантом вовлечения в проект крупных игроков».

Сроки приема заявок продлевались несколько раз, но на аукцион так никто и не вышел. Основными акционерами компании «Белкомур» по-прежнему выступают регионы-учредители, в лице региональных агентств по управлению имуществом. Республика Коми владеет 48,32% компании, Архангельская область – 19,81%, Пермский край – 9,42%.

Персональная ответственность

«Белкомур» был излюбленным проектом бывшего губернатора Архангельской области Игоря Орлова, который видел железную дорогу не только как внутрироссийский проект, а как новый международный транзитный коридор для доставки грузов. Игорь Орлов рекламировал проект как федеральному руководству, так и на зарубежных площадках. Проект «Белкомур» стал главной темой выступления Орлова на встрече тогда заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина и вице-премьера Госсовета КНР Ван Яна в Китае. Китайская компания «Поли Технолоджи» еще несколько лет назад называлась одним из потенциальных инвесторов проекта.

В конце 2017 года, когда акции «Белкомура» были выставлены на торги, Игорь Орлов официально заявлял, что частные игроки, заинтересованные в проекте, есть, и подчеркнул, что выход на аукционную продажу акций компании «не делается без потенциальных интересантов».

Главной проблемой и была, и есть – недостаточная грузовая база «Белкомура». Мощность дороги, по прогнозам Института экономики и развития транспорта, составит около 35 млн тонн грузов в год, и грузов в таких объемах пока что взять неоткуда – пока была подтверждена только треть грузовой базы. Чтобы дорога окупилась, РЖД придется перенаправлять грузы с других направлений. По оценке монополии, перенаправление грузов на «Белкомур» в ближайшие 30 лет приведет к падению ее доходов на сумму более 500 млрд рублей, писал ранее «Коммерсантъ».

Весной 2019 года на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге Юрий Трутнев также сделал акцент на неокупаемости проекта.

«По «Белкомуру» считался интегральный эффект, связанный с освоением месторождений в зоне «Белкомура» с использованием лесных ресурсов, но однозначного ответа, что этот проект для страны выгоден, пока не возникало», — заявил вице-премьер.

Он отметил, что знакомился с проектом еще 15 лет назад, будучи губернатором Пермского края.

«Если сейчас у ученых возникли другие обоснования, другие цифры и доказательства, что этот проект может стать рентабельным и хотя бы в длинные сроки, но окупится, что туда надо вкладывать деньги, появились, то мы с удовольствием будем поддерживать этот проект», — заявил Трутнев.

Двойной выход

Уход Игоря Орлова с поста главы Архангельской области дал повод предположить, что обсуждение реализации проекта «Белкомур» на ближайшие годы затихнет, так как именно бывший глава региона выступал его главным лоббистом. Но новое руководство региона, несмотря на отсутствие поддержки со стороны профильного вице-премьера и РЖД, отказываться от «Белкомура» не стало. Более того, Александр Цыбульский в своих заявлениях даже превзошел своего предшественника.

В мае этого года исполняющий главы региона заявил, наряду с Архангельском, конечной точкой «Белкомура» станет порт в Индиге Ненецкого автономного округа.

«Есть вариант сделать железную дорогу от Карпогор в Индигу. Это в районе 500 км. В целом абсолютно нормальный, несложный рельеф, никаких особо дорогостоящих работ здесь нет», — процитировало Цыбульского ТАСС.

Проект строительства железной дороги Карпогоры — Индига оценивается в 200 млрд рублей (расстояние – 458 км). Для сравнения, общая протяженность «Белкомура» (с конечной точкой в Архангельске) должна составить 1161 км, из которых 712 км — новое строительство, остальное – существующие участки, требующие реконструкции, и его стоимость оценивается примерно в 300 млрд рублей.

Вероятно, после неудачной попытки осуществить объединение Архангельской области с Ненецким автономным округом исполняющий обязанности главы региона накануне выборов решил перевести внимание на менее спорный для населения (но не для бизнеса и федерального центра) проект. И это вполне обоснованно, так как ставка на инфраструктурный проект более безопасна и дает отвлечь внимание от более «раздражающих» тем. Во-первых, магистраль, по задумке, должна помочь развитию Архангельской области (но также НАО при создании ветки до Индиги), создать в регионе новые рабочие места; во-вторых, она не лишает ни жителей Поморья, ни жителей НАО никаких привилегий; в-третьих, финальное решение в любом случае остается за Москвой, а значит, в случае, если «не получится», недовольство местных жителей будет направлен вряд ли на местное руководство.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Белки роль в строительстве организма
  • Белинвестбанк кредиты на строительство жилья калькулятор
  • Белинвестбанк кредит на строительство квартиры
  • Белинвестбанк кредит на строительство дома
  • Белизной строительством кожанкой тройка синему