Белкомур строительство железной дороги

Рельсы от Урала к Белому морю протянут к 2023 году

Проект магистрали «Белкомур» должен получить федеральную поддержку

О железнодорожной магистрали, которая напрямую свяжет порты Белого моря, Республику Коми и Северный Урал, мечтали ещё в начале прошлого века. Проект «Белкомур» уже прозвали «новым БАМом»: при его общей протяжённости в 1161 километр требуется построить более 712 километров путей и реконструировать 449. Поддержать строительство необходимо на федеральном уровне, считает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Часть международного коридора

«Реализация инфраструктурных проектов на острове Новая Земля в рамках освоения Павловского месторождения будет способствовать организации круглогодичной навигации, а строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» позволит не только обеспечить ускоренное развитие Севера и Урала России, но и сформировать международный транспортный коридор в направлении Китая, — заявила Валентина Матвиенко на заседании палаты регионов 24 мая. — Думаю, не надо объяснять, насколько значимы эти проекты для всей нашей страны. Они должны получать общефедеральную поддержку».

Сметная стоимость всех работ по ценам прошлого года — 251,5 миллиарда рублей. Потенциальным инвестором выступает крупный китайский холдинг Poly Group, а размер государственных вложений составит 95 миллиардов рублей. В начале мая план-график подготовки концессионного предложения обсудили на совещании проектного комитета в Пекине.

Фото с сайта Правительства Архангельской области

Первые поезда по магистрали «Белое море — Коми — Урал» могут пойти уже в 2023 году, обещает губернатор Архангельской области Игорь Орлов. «После долгих лет формирования этого проекта мы смогли выйти на отработку финансовой модели и, самое главное, подписали ряд соглашений об инвестировании в проект со стороны частных инвесторов», — сообщил Орлов 23 мая на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике. По словам главы региона, для запуска железной дороги на полную мощность потребуется 30 лет. Тогда по ней можно будет перевозить до 35 миллионов грузов в год. Прогнозируется, что четвёртую часть грузопотоков составит уголь, около 20 процентов — нефтепродукты, а 36 процентов — удобрения.

«Белкомур» разгрузит Транссиб

«Ещё в 90-е годы архангельский губернатор Анатолий Ефремов предложил проложить кратчайший путь для доставки продукции уральских предприятий, для которой пока используют перегруженную Транссибирскую магистраль, — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, сенатор от Архангельской области Виктор Павленко. — В 1998-м забили первый костыль, проложили несколько километров путей, и на этом всё, к сожалению, прервалось. В последние 10 лет мы всё чаще говорим о том, что надо возобновлять этот проект. На острове Мудьюг недалеко от Архангельска запланировано строительство глубоководного порта, к которому и подведут «Белкомур».

Без «Белкомура» бесполезно развивать порты Белого моря, в то же время надо понимать, что это инвестиции с очень большим сроком окупаемости, считает генеральный директор Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. «Мы сейчас помпезно начнём стройку, а чем она закончится, пока не совсем ясно, — опасается эксперт. — На примере БАМа мы видим, что разработка даже существующих месторождений даётся тяжело. Но для железной дороги такое увеличение инфраструктуры в любом случае выгодно, будет разгружено движение в Мурманск из Центральной России». Надо помнить и о том, что обслуживание путей в условиях Крайнего Севера будет очень затратным, добавил Иванкин.

«Строительство магистрали открывает доступ к освоению природных ресурсов на обширной территории, гарантирует решение проблем вывоза продукции уникального Соликамско-Березниковского узла, а в непосредственной связи с реализацией проекта рассматривается более 40 только крупных инвестиционных проектов по развитию промышленных предприятий и освоению природных ресурсов», — объяснил председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев. Импульс к развитию получат отрасли химической, лесной промышленности, транспорт, судостроение, производство стройматериалов, ТЭК, добыча полезных ископаемых, переработка морских биоресурсов. Появится 45 тысяч новых рабочих мест.

Справка

Первые официальные упоминания о планах строительства железнодорожной магистрали, которая должна соединить промышленные районы Урала с Белым морем, относятся к 1912 году. В 1947-1954 годах построено более 400 км железной дороги. Это участки Архангельск — Карпогоры и Вендига — Микунь.

Название «Белкомур» будущая линия получила в 1995 году. Институты «Ленгипротранс» и «Уралгипротранс» при участии «Гипротранс ТЭИ» занялись разработкой проекта. В 1998 году началось строительство на участках Карпогоры — Шарда (22 км) и Ертом — Вендига (18 км). ОАО «Комистроймост» возводило 290-метровый мост через реку Вашка.

По Южному участку направления Сыктывкар — Пермь разработана проектно-сметная документация на стадии обоснования инвестиций, получены положительные заключения экспертиз.

В 2008 году проект включили в Транспортную стратегию России до 2030 года и Стратегию развития железнодорожного транспорта, а в 2011-м — в Стратегию развития Северо-Западного федерального округа.

Источник

Белкомур. Стройка длиною в жизнь

Север практически необъятен. Кроме этого, он зачастую непроходим. Посёлки, города и целые районы оказываются доступны лишь малой авиации. Где-то можно проехать только на полноприводном автомобиле, где-то, как в Нёноксу или Белое озеро , ходят только поезда. Но об этом в другой раз. Сегодня я хочу рассказать о том, как пытались связать Поморье с Уралом, попутно открыв миру несколько труднодоступных ранее поселений.

Проект железнодорожной магистрали, которая связала бы промышленный Урал с портовым Архангельском, возник не сегодня. О выходе к берегам Баренцева или Белого морей, минуя центральную Россию, задумывались ещё при царе. В советское время в 60-е годы даже было начато строительство – навстречу друг другу из Архангельска и Микуни (считай, Сыктывкара) потянулись ниточки рельс. Но, так и не встретились. Архангельская ветка остановилась в пинежских лесах за Карпогорами (последняя действующая станция – Карпогоры пасс.), а Сыктывкарская – в Вендинге. Между двумя тупиковыми линиями около 200 километров лесов и болот.
Стоит ли говорить, что к активной фазе строительства с той поры почти не возвращались.

Когда закончилось финанисрование строительства железнодорожной линии в Коми, из Карпогор начали было прокладывать дорогу на север – в Мезень и Лешуконье (труднодоступные районы Архангельской области), но и это начинание закончилось, едва успев начаться. Проект был приостановлен, построенные участки частично разобрали.

До развала Союза про замороженную магистраль почти не вспоминали, а в 90-е всё же решили возобновить стройку. Было принято решение, используя уже существующие участки, проложить железнодорожную линию Пермь-Сыктывкар-Архангельск. Проект получил название «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал), была создана одноимённая компания и даже начаты какие-то строительные работы. Но нехватка средств опять сделала своё дело.

С тех пор Белкомур прочно поселился в кабинетах и кулуарах. О магистрали часто вспоминают, обсуждают проект, ищут средства (и периодически что-то находят), думают и принимают решения… Но, к сожалению, непосредственно строительство магистрали, которая позволила бы не только разгрузить центральные железные дороги России, но и сократить на 800 километров путь к портам Баренцева и Белого морей не для одного Урала, но для всей Сибири и Кузбасса, так и не началось. А ведь кроме всего прочего, возведение Белкомура окажет исключительно позитивное влияние на Архангельский морской порт, который в нынешнее время пребывает в несколько стеснённом положении.

Но проект не оставлен. Что же известно на сегодняшний день? В 2015 году были подписаны некие соглашения с Китаем, который (так как заинтересован в появлении относительно короткого пути в Европу) будет выступать в роли подрядчика строительства. Кроме того, Белкомур включён в программу стратегического развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года, и, по некоторым сведениям, в 2020 году планируется начало реализации современного проекта строительства оставшихся участков магистрали.

Конечно, с учётом того, как долго длится история с постройкой Белкомура, сложно поверить в то, что ситуация вот-вот разрешится в положительную сторону. Но хочется в это верить, ведь магистраль не только представляет большой экономический интерес для всей страны, но способна также вдохнуть новую жизнь в регион, стать мощным катализатором развития республики Коми и Архангельской области.

Надеюсь, материал был вам интересен.
Подписывайтесь на канал, будем радовать вас новыми познавательными рассказами о Севере.

Источник

Реализация проектов «Белкомур» и «Баренцкомур» будет способствовать развитию Северного широтного хода — власти Коми

Включение проектов «Белкомур» и «Баренцкомур» в план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года и их реали зация позволит дополнить развитие Северного широтного хода, заявил глава Коми Сергей Гапликов

«Проекты строительства железнодорожных магистралей по поручению главы Коми Сергея Гапликова правительство республики продвигает на федеральном уровне. Профильным федеральным министерствам и правительствам заинтересованных регионов, в том числе Коми, поручено актуализировать проекты и доложить о результатах правительству России до декабря 2022 года», — прокомментировали «Интерфаксу» в пресс-службе главы республики.

Сергей Гапликов, включенный в состав госкомиссии по вопросам развития Арктики, неоднократно заявлял о необходимости включения проектов «Белкомур» и «Баренцкомур» в федеральный план развития инфраструктуры СМП. Их реализация позволит дополнить развитие Северного широтного хода и сформирует транспортно-логистический узел для увеличения грузопотоков СМП.

Напомним, как ранее сообщал «Комиинформ», проекты строительства двух магистралей Архангельск — Сыктывкар — Пермь (Соликамск) («Белкомур») и Сосногорск — Индига («Баренцкомур») вошли в перечень мероприятий по развитию авиационной и железнодорожной инфраструктуры для обеспечения грузовой базы Северного морского пути. Соответствующее распоряжение №3120-р было сделано правительством РФ 21 декабря 2019 года.

План сформирован исходя из прогноза всех существующих и перспективных групп грузопотоков, в него вошли 84 мероприятия. Предусмотрена модернизация, расширение магистральной инфраструктуры и реализация дополнительных мер, направленных на развитие сырьевой базы и СМП на период до 2035 года.

В соответствии с указом президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», к 2024 году грузопотоки по СМП должны увеличиться до 80 млн тонн.

«Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) — комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития севера РФ и Урала, основой которого является строительство железнодорожной магистрали Соликамск — Сыктывкар — Архангельск протяженностью 1161 км. Ее пропускная способность составит до 35 млн тонн грузов в год. Железная дорога состоит из 2 участков, северного (по территории Архангельской области и Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края). Фактически необходимо проложить линии Карпогоры — Вендинга и Сыктывкар — Гайны — Соликамск, а остальные участки Северной желдороги (филиал РЖД) — реконструировать. «Белкомур» позволит сократить путь от Урала до портов Архангельска на 800 км. Его общая стоимость оценивалась в 180 млрд рублей.

В феврале 2019 года Газпромбанк, правительства Коми, Архангельской области и межрегиональная компания «Белкомур» в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи подписали соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Соликамск.

Проект «Баренцкомур» (Баренцево море — Коми — Урал) предполагает создание железной дороги по маршруту Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ) — Полуночное (Свердловская область) — Троицко-Печорск — Сосногорск — Индига. Планировалось, что эта железная дорога в связке с глубоководным портом наравне с «Белкомуром» или вместо него станет новым маршрутом для экспорта продукции промышленных предприятий восточной части РФ. При этом линия проходит через нефтегазоносные месторождения, что откроет возможности для их разработки.

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Белкомур начало строительства новости
  • Белки роль в строительстве организма
  • Белинвестбанк кредиты на строительство жилья калькулятор
  • Белинвестбанк кредит на строительство квартиры
  • Белинвестбанк кредит на строительство дома