Без разрешения на строительство может осуществляться строительство

Самовольная постройка, без разрешения. Как узаконить?

Самовольная постройка, без разрешения на строительство. Как узаконить?

Статьей 218 ГК РФ установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Из содержания ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при реконструкции объекта капитального строительства требуется разрешение на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Согласно п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Исходя из содержания пункта 3 статьи 222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ), в предмет доказывания по настоящему спору в совокупности входит принадлежность земельного участка на праве собственности истцу, отсутствие нарушения возведенной постройкой прав и законных интересов других лиц, а также безопасность объекта для жизни и здоровья граждан.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройку угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнений в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Вместе с тем, учитывая, что спорный реконструированный объект расположен на земельном участке с соответствующим целевым назначением и видом разрешенного использования, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан на основании вышеизложенных правовых ном и доказательств можно узаконить самовольную постройку (данный подход указан в Определении Верховного Суда РФ от 08.07.2014 №19-КГ 14-6).

Источник

Строительство без разрешения

В статье раскрываются общие положения строительства и реконструкции без разрешения; проблема оформления объекта, возведённого без разрешения; вопросы, связанные со строительством иных объектов (гаража, склада, пристройки) без разрешения

В гражданском законодательстве существуют случаи нарушения установленных норм для проведения строительства жилых и нежилых. Соответственно, строительство без разрешения относится к ряду административных правонарушений и предусматривает несение нарушителем определенной ответственности.

Общие положения строительства без разрешения и проведения реконструкции без разрешения на её осуществление

Строительство без разрешения – это один из видов правонарушений в сфере гражданского законодательства. Самовольно возведенной постройкой считается любое здание, строение или сооружение, которое отвечает следующим условиям:

  • строение было спроектировано, возведено и создано на той земельной территории, которая не была ранее предоставлена для регистрации в определённом порядке;
  • здание было возведено на том земельном отрезке, специфика разрешенного использования для которого не предусматривает на нём строительства конкретного недвижимого объекта;
  • постройка была возведена без прохождения процедуры получения необходимых разрешений;
  • здание было построено с нарушениями градостроительных норм и правил.

Многие граждане осуществляют такое строительство по различным причинам: из-за минимальных сроков, выделенных на строительство постройки; из-за трудоемкости и длительности процедуры оформления документации, которая касается определения прав собственности; из-за отсутствия достаточных знаний о юридических правилах и порядке получения разрешения на строительство, а также значении такого документа. По этим причинам целесообразной является консультация с юристом на этапе, предшествующем фактическому началу строительства.

Важным результатом получения разрешения на строительство становится возможность владельца постройки правомерно самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

Оформление дома, построенного без разрешения на строительство

На самовольные строения не распространяется общее правило о приобретении прав на недвижимость физическим или юридическим лицом, не являвшемся законным собственником, но владевшим и распоряжавшимся недвижимым имуществом более 15 лет или любым другим имуществом 5 лет (статья 234 ГК РФ).

Права лиц на незаконно возведённые постройки могут признаваться в судебном или ином порядке, определённом законом. Данная процедура совершается в отношении лица, имеющего в своём распоряжении земельный участок в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании в соответствии п. 3 ст. 222 ГК РФ. Оформление постройки в таком случае возможно при соблюдении следующих условий:

  • расположение постройки на данном участке;
  • наличие прав на строительство недвижимого объекта на земельном участке лицом, которое провело строительство;
  • на момент подачи судебного заявления возведенная постройка полностью соответствует всем параметрам определённой документации относительно планировки участка, с соблюдением правил по землепользованию, процессу застройки и требованиями к техническим параметрам строений;
  • сохранение постройки не нарушает права и интересы иных лиц, а также не представляет какой-либо угрозы для жизни и здоровья граждан и др.

Стоит особо отметить, что владельцы некоторых из названных видов участков должны быть особо внимательны в отношении вида собственности, поскольку в соответствии п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются:

  • государственным и муниципальным учреждениям,
  • казенным предприятиям,
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий,
  • органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Пункт второй данной статьи говорит о том, что гражданам земельные участки на таком праве пользования не предоставляются. Однако такое право сохраняется у граждан или юридических лиц, получивших право постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 20 ЗК РФ). Особо стоит подчеркнуть, что постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 установило, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.

Признание в таком случае влечёт за собой обязанность лица, за которым признано право собственности на постройку, возместить осуществившему её лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

В случае оформления постройки через суд, владелец здания должен подать исковое заявление направить его для рассмотрения судебными органами, расположенными по месту расположения самовольно возведенного недвижимого имущества.

Строительство иных сооружений без разрешения (гараж, склад, пристройка)

Для строительства различных хозяйственных сооружений и конструкций необходимо получение специального разрешения. К категории данных построек относятся все здания, которые используются для дополнительного обслуживания основного домовладения или земельного отрезка. За самовольное возведение подобной конструкции предусмотрена ответственность в виде административного штрафа.

Разрешение на проектирование и возведение гаража, пристройки или склада необходимо получать в том случае, если данная постройка не была предусмотрена общим проектом, выданным для строительства дома. Для строительства гаража, пристройки или склада необходимо получение следующих разрешительных документов:

  1. Разрешение исполнительных органов (для проведения проектных и строительных работ).
  2. Задание с архитектурными и планировочными аспектами.
  3. Заключения согласующих организаций.
  4. ТУ на инженерно-техническую обработку строительного объекта.

Законодательством также предусматривается ряд случаев, когда для строительства небольших сооружений не обязательно получение разрешений. Данное правило распространяется на следующие объекты:

  • хозяйственные постройки и пристройки к жилым домам, общая площадь которых не превышает 30 м;
  • оградительные конструкции участков, на территории которых возведено жилье;
  • технические строения для противопожарной защиты;
  • садовые домики, хозяйственные постройки, которые возведены на участках членов товарищества садоводов и др.

Исходя из всего вышесказанного, возведение объекта без разрешения связано с большими рисками. Следует иметь ввиду, что законодатель предусмотрел необходимость получения разрешения на строительство в большинстве случаев, поэтому не стоит игнорировать данное требование.

Для ознакомления с проблемой ответственности за строительство без разрешения, можно изучить четвёртый параграф этой статьи «Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство»

Источник

Все случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется

Здания, сооружения, возводимые без согласования с уполномоченными органами, сносятся.

Застройщик подлежит административному наказанию. Снос осуществляется по решению судебной инстанции или без ее вмешательства. Все зависит от ситуации.

Разрешение на строительные работы необходимо: наличие документа убережет застройщика (как обычного гражданина, так и юридическое лицо) от неблагоприятных правовых последствий в будущем.

Разберем подробнее, когда нужно получать разрешение на строительство, а в каких случаях выдача этого документа не требуется и почему.

Понятие и назначение документа

Документ, дающий право участникам строительства на возведение или реконструкцию объектов недвижимости – разрешение на строительство.

Назначение документа:

  • подтверждение соответствия проекта нормам и требованиям ГПЗУ, документации проектного назначения по межеванию, планированию участков;
  • одобрение на проведение строительных, реконструкционных работ по строениям, отнесенных к капитальным.

Разрешение на строительство, в общем смысле, требуется во всех случаях, когда планируется возведение, реконструкция сооружений капитального назначения.

В законе предусмотрены исключения: на практике применения положений закона вызывает трудности из-за нечеткого определения – что относится к объектам капитального строительства.

Когда нужно получать, согласно Градостроительному кодексу?

Разрешение на строительство необходимо на все здания, строения, за исключением некоторых объектов.

Особое внимание уделяется объектам недвижимости, находящимся в зонах, особо охраняемых законами государства – объектам культурного наследия. В большинстве случаев, строительство на этих территориях не одобряется, реконструкция – разрешается.

Исключения из общих правил получения разрешения на строительные работы указаны в ст. 51, ч. 17 Градостроительного Кодекса.

Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования

Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:

  1. Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
  2. Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
  3. Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.

В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.

Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.

Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:

  • минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
  • сооружение не функционирует без головного объекта;
  • конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
  • обособленность вспомогательного объекта;
  • наличие отдельного входа.

Таким образом, при строительстве объекта вспомогательного назначения, законодатель не предусматривает необходимость получения разрешительной документации на строительные работы. Из этого следует, что застройщик не получает одобрения на ввод в работу вспомогательного объекта.

Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.

Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.

В частности:

  1. Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.
  2. N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
  3. Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.

В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.

Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.

Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.

Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.

Как получить, кем выдается?

При необходимости получения разрешения обращаются в местную администрацию, на территории которой возводится сооружение. Единого органа власти, который занимается выдачей разрешения, не существует, так как все зависит от конкретного объекта, региона его нахождения.

Местный орган власти подскажет, в какую государственную инстанцию следует обратиться. Застройщик поймет, кто будет заниматься разрешением: вариантов много.

Обычно выдачей этого документа занимаются такие инстанции, как:

  • местные органы власти,
  • Департаменты (региональный уровень),
  • орган строительного надзора (Госстройнадзор).

Иногда в выдаче документа принимают участие государственные инстанции:

  • Роспотребнадзор,
  • Управление Министерства Природных ресурсов и экологии,
  • Росатом,
  • Управление Министерства культурного развития и т.д.

Застройщик имеет право обратиться лично за разрешением или действовать через представителя, составив на него доверенность. Проще всего обратиться за разрешением через МФЦ.

МФЦ – учреждение, выполняющее посреднические функции между населением и уполномоченными государственными инстанциями, оказывающими правовые услуги. Сотрудник МФЦ принимает комплект документов, отправляет их в соответствующее ведомство.

На выдачу разрешения обращаются через портал Госуслуги.ру (в привязкой сайта Мосуслуги.ру), дистанционно. Для этого нужно зарегистрироваться на портале, получить подтвержденную учетную запись.

Это означает полный доступ пользователя ко всем, без исключения услугам, интеграцию портала Госуслуги.ру в Мосуслуги.ру. Для получения разрешения необходима электронная подпись.

Порядок дистанционного оформления разрешения регламентируется постановлением Московского Правительства, если разрешение выдается в Москве. Постановление — 17 апреля 2012 № 145- ПП. В этой ситуации разрешением занимается Мосгосстройнадзор. Срок оформления услуги – 5 дней, исключая выходные. Внимание: услуга предоставляется бесплатно!

В предоставлении разрешения уполномоченный орган может отказать по причинам, перечисленным в Градостроительном Кодексе. Отказ от государственных инстанций во всех случаях, связанных с оказанием правовой услуги, должен быть мотивированным.

Простыми словами: заявитель должен понимать причину отказа. Она излагается коротко, четко и ясно, с указанием на положения закона.

Отдельные нюансы, связанные с пробелами законодательства

Градостроительный Кодекс РФ не дает перечня объектов капитального строительства. Признаки объектов вспомогательного назначения указаны, но четкого понимания и разграничения не существует.

Пробел в законодательстве выражается в путанице понятий, непониманию со стороны потребителя порядка правоприменения положений закона. Это порождает досадные ошибки, неблагоприятные для граждан и организаций юридические последствия.

Например, человек искренне полагает, что на его земельном участке возводится не объект капитального строительства, а вспомогательное сооружение. Он допускает ошибку, не обращается за разрешением.

Рассмотрим частный случай пристройки балкона к многоэтажному дому на первом этаже. Собственники по-разному стараются облагородить жилище, тем более, если речь идет о вторичном рынке жилья.

Отсутствие лоджии в квартире на 1 этаже стараются компенсировать за счет пристройки балкона к многоэтажному дому (сокр. МКД). Ситуация сложная с правовой точки зрения.

И здесь возможно только два варианта:

  1. Демонтаж балконной плиты, разделяющей конструкции заключается в изменении параметров МКД. Собственник может присоединить балкон по желанию. Но на это он получает одобрение всех жильцов МКД. Разрешение на строительство балкона ему не нужно!
  2. Присоединение балкона невозможно без демонтажа конструкций дома несущего назначения. В этой ситуации речь идет о реконструкции дома. Значит, необходимо разрешение на строительство.

Эти варианты не описаны законодателем. Градостроительный Кодекс не дает понимания отдельных ситуаций, которые возникают в сфере строительства. Поэтому при решении похожих вопросов следует обратить внимание на подзаконные акты уполномоченных ведомств.

В частности, в вопросах перепланировки и реконструкции помещений, присоединений вспомогательных помещений (по ЖК РФ балкон относится к таким помещениям), опираемся на Письмо Минстроя №28475-ОГ/04 от 2019 года.

Заключение

Застройщики получают разрешение, если возводят объекты капитального назначения. Точного списка в законе найти не получится. Без наличия разрешения стройка незаконна.

С 2018 разрешение на строительство дома под ИЖС не получают. Достаточно уведомления: его посылают в начале и конце работ. Но при условии, что дом соответствует требованиям строительство под ИЖС.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Без подряда на строительство что это такое
  • Без подряда на строительство дома
  • Без обязательного подряда на строительство
  • Без какого документа невозможно финансирование и строительство объектов
  • Без децентрализации сельские советы не в состоянии даже себя прокормить строительство и ремонт