Экологическая экспертиза охрана окружающей природной среды в строительстве

Охрана окружающей природной среды в строительстве

Бесконтрольная и бесхозяйственная деятельность человека нанесла природе большой ущерб и в недалеком будущем может сделать планету непригодной для его обитания.

Строительная отрасль наносит значительный ущерб природе. На природу воздействует как сам процесс строительства, так и его продукция.

Строительство нуждается в большом количестве различного рода сырья, строительных материалов, энергетических, водных и других ресурсов, получение которых оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду.

Мощными загрязнителями окружающей среды являются предприятия строительной промышленности. Строительная индустрия – это цементо- и асфальтобетонные известковые, деревообрабатывающие заводы, заводы по производству кирпича, керамзита, бетонных, железобетонных и других строительных изделий. Производство строительных материалов и изделий связано с выделением большого количества пыли, вредных газов, сажи, созданием различного вида отходов.

На территории строек почва, воздух и вода сильно загрязняются в результате нарушения правил проведения ремонта, технического обслуживания и заправки горюче-смазочными материалами автомобильной и строительной техники, хранения ГСМ. При несоблюдении культуры производства территория строительных площадок становится источником загрязнения обширных соседних площадей и районов. Выхлопные газы двигателей строительных машин, распыление сыпучих материалов при плохом хранении, общая загрязненность территории отходами, сжигание отходов на строительной площадке и другие негативные явления сказываются на природном окружении.

Вода, широко применяемая в строительном процессе, во многих случаях после использования сбрасывается без очистки и загрязняет грунтовые воды и почву. Талые и ливневые стоки с территорий строительных площадок смывают рыхлые грунты и отходы, сносят в реки и водоемы, загрязняя их. Водный режим территорий, занятых под строительство, нарушается при выработке карьеров, разработке котлованов, буровых работах. Происходит, как правило, понижение уровня грунтовых вод, что влечет за собой нарушение вегетации растений и животных.

Учитывая значительную опасность, создаваемую для окружающей природной среды самим строительным процессом и созданными объектами, в настоящее время уделяется большое внимание научному обоснованию и практическому внедрению экологических решений при проектировании, строительстве и эксплуатации строительных объектов.

Под охраной окружающей среды понимают систему мероприятий, обеспечивающих возможность сохранения природой и ее отдельными частями (экосистемами или природными ландшафтами) ресурсовоспроизводящих функций генофонда, а также сохранение не возобновляемых ресурсов.

К мероприятиям по охране окружающей природной среды относятся все виды деятельности человека, направленные на снижение или полное устранение отрицательных воздействий антропогенных факторов, сохранение и рациональное использование природных ресурсов. В строительной области к таким мероприятиям относятся:

градостроительные меры, направленные на экологически рациональное размещение предприятий, населенных пунктов и транспортных магистралей;

архитектурно-строительные мероприятия, определяющие выбор экологичных объемно-планировочных и конструктивных решений;

применение малоотходных и безотходных технологий и производств при добыче и переработке строительных материалов;

строительство и эксплуатация очистных обезвреживающих сооружений и устройств;

меры по борьбе с эрозией и загрязнением почв;

меры по охране вод и недр и рациональному использованию минеральных ресурсов;

мероприятия по охране и воспроизводству флоры и фауны и т.д.

Охрану окружающей природной среды учитывают при разработке всех вопросов строительства и отражают во всех разделах проектной документации: общей пояснительной записке; технологической части; строительных решениях; сметной документации и т.д. Проектная документация для промышленных объектов, кроме того, должна содержать специальный раздел по охране окружающей среды.

Проект на строительство объектов производственного назначения, разрабатываемый при двухстадийном проектировании, в пояснительной записке имеет общие сведения о предусматриваемых природоохранных мероприятиях, их оптимальности и экономической эффективности. На ситуационном плане, прилагаемом к пояснительной записке, указывают запроектированные сооружения и устройства по очистке природных и сточных вод и выбросов в атмосферу.

В разделе «Технологические решения» дают проектные решения по комплексному использованию сырья и природных ресурсов, предотвращению отрицательного воздействия производства на окружающую среду, внедрению малоотходных и безотходных технологических процессов, применению эффективных средств очистки и обезвреживания выбросов. К этому разделу прилагают карты-схемы, сводные таблицы и расчеты загрязнения атмосферы, выбросов вредных веществ с указанием расположения источников выбросов веществ в атмосферу.

В разделе «Строительные решения» приводят проектные решения по способам снятия и хранения плодородного слоя почвы, транспортировки его к месту временного хранения, по благоустройству и озеленению территории, по восстановлению земельного участка и приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению, по планировке участка.

В разделе «Сметная документация» наряду с общей сметной документацией разрабатывается ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды, включаемых в раздел проекта «Охрана окружающей природной среды». В этом разделе содержатся расчеты и обоснования мероприятий, направленных на снижение неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду.

предложения по созданию малоотходных и безотходных технологий и сравнение их с лучшими отечественными и зарубежными образцами;

сведения об источниках и объемах выбросов вредных веществ, предельно-допустимые концентрации (ПДК) данных видов вредных веществ, мероприятия по предотвращению аварийных выбросов;

данные об объемах используемых водных ресурсов и уровнях их загрязнения, перечень сооружений по очистке природных и сточных вод;

наименование, характеристика и объем твердых отходов производства, их переработка и утилизация;

мероприятия по восстановлению (рекультивации) земельных участков, благоустройству территории, объемы работ по обеспечению этих мероприятий и их сметная стоимость;

комплексную оценку мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и возведенного объекта на окружающую природную среду (воздух, воду, почву, недра, фауну, флору и др.).

Все расчеты выполняют в соответствии с «Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранительных мероприятий и оценке экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды».

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдается органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ.

Все проекты строительства и реконструкции крупных народнохозяйственных объектов подвергаются экологической экспертизе.

Экологическая экспертиза является комплексной оценкой всех возможных экономических и социально-экономических последствий осуществления проектов, направлена на предотвращение их отрицательного влияния на окружающую среду и на решение намеченных задач с наименьшими затратами.

Экологическая экспертиза позволяет еще на стадии планирования и проектирования строительства объекта выявить и устранить ошибки в организации природопользования и охране природы.

Экологическая экспертиза должна вестись на всех этапах проектирования строительства. Так, на стадии разработки ППР должны рассматриваться возможности использования под строительную площадку непригодных для сельского хозяйства земель, наиболее рационального использования ресурсов, предотвращения загрязнения воздуха, воды, грунта промышленными выбросами и отходами.

Комплексную экологическую экспертизу проектов выполняют специалисты отделов экспертизы экономической оценки, которые имеются в структуре ряда министерств и ведомств. Для комплексной экологической оценки особо важных объектов создаются специальные экспертные комиссии, выводы и рекомендации которых в обязательном порядке учитываются при разработке проекта.

Восстановление нарушенных территорий. Трассы инженерных сетей, подъездные дороги, временные здания и вспомогательные устройства, развертываемые на строительной площадке, и ведение самих работ наносят серьезный ущерб ландшафту, загрязняют и захламляют почву. Для восстановления продуктивности освобождаемых от элементов строительных площадок после прекращения их функционирования проводят рекультивацию земельного участка. Стоимость работ по приведению земель в состояние, пригодное для дальнейшего их использования, входит в стоимость строительства объекта.

Для восстановления нарушенных территорий разрабатывают проект рекультивации. Исходными данными для разработки проекта являются: акт выбора площадки строительства (отвода земель); технические условия на рекультивацию, выданные соответствующими земельными органами, определяющими толщину снимаемого плодородного слоя почвы, способы снятия, хранения и транспортирования к месту укладки; материалы инженерных изысканий; материалы разбивки земель по плодородию; схема участка строительства с нанесенными границами землевладения; дополнительны материалы, необходимые в каждом конкретном случае.

Проект рекультивации может быть самостоятельным документом или входить в раздел рабочего проекта «Строительные решения» основного объекта. Проект включает пояснительную записку и графические материалы.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 4793 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Экспертиза в области охраны окружающей среды

№174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Приказ Госкомэкологии от 16.05.2000 № 372 (положение об ОВОС).

Административный регламент по проведению государственной экологической экспертизы (не применяется).

Постановление правительства №145 от 05.03.2007 касательно порядка проведения Градостроительной экспертизы.

Экологическая экспертиза – установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную деятельность экологическим требованиям, техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды.

Цель – предотвращение негативного воздействия на окружаюшую среду.

Экспертиза – установления соответствия документации.

Контроль – соблюдение законодательства.

Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды.

2 вида экспертизы (ст. 4 №174-ФЗ):

1. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на федеральном и региональном. В зависимости от уровня органами, осуществляющими ГЭЭ могут быть – Росприроднадзор и органы субъектов соответственно.

2. Общественная экспертиза.

Объекты ГЭЭ(ст.11 (федеральные – полный список) и ст.12 (региональные – до 8 пункта включительно) №174-ФЗ):

1. Проекты федеральный целевых программ и целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду (например, программы по реализации, строительству, развитию города и региона).

2. Проекты нормативно технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых федеральными органами и региональными органами государственной власти (ГОСТ; тех. регламенты; материалы расчёта ущербов, оказывающих негативное воздействие на ОС).

3. Любой объект находящийся на землях ООПТ.

4. Материалы об основании создания ООПТ.

5. Проекты технической документации на новую технику и технологии, которая может оказать негативное воздействие на ОС.

6. Проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1-5 класса опасности. (мусоросжигательные заводы, свалки твёрдых бытовых отходов, шламохранилища, хвостохранилища).

7. Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со 128-ФЗ, кроме лицензий по обращению с отходами производства и потребления.

8. Объекты получившие ранее положительное заключение, срок действия которого закончился.

10. Объекты находящиеся на КШ, во внутренних морских водах и территориальном море.

11. Олимпийские объекты Сочи.

Порядок проведения ГЭЭ. В зависимости от сложности объекта определяется время проведения экспертизы (от 30 до 45 дней).

ГЭЭ проводится экспертной комиссией – она состоит, как правило, из внештатных экспертов, а не сотрудников Росприроднадзора.

Эксперт – это специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Экспертом ГЭЭ не может бытьпредставитель заказчика документации, подлежащей ГЭЭ, или разработчика объекта ГЭЭ, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

Результатом проведения ГЭЭ является заключение государственной экологической экспертизы. Заключением ГЭЭ является документ, подготовленный экспертной комиссией ГЭЭ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение принимается большинством голосов. Если кто-то из специалистов против этого заключения, тогда пишется особое мнение, это мнение носит рекомендательный характер.

Положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу в случае:

· доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

· изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

· реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

· внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта ГЭЭ. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Отрицательное заключение может быть обжаловано в суде

Заказчик должен подать ряд документов:

1. Сами материалы подлежащие экологической экспертизе.

2. Материалы общественных слушаний.

Проведение общественных слушаний обязательно. Они могут проводится только по ОВОС или по проекту в целом.

Если ГЭЭ проводится на фед. уровне, то информация публикуется в фед. СМИ и дублируется на региональном уровне.

Если ГЭЭ проводится на рег. уровне, то информация публикуется в рег. СМИ

ОВОС – процедура оценки возможных последствий и экологических рисков от реализации объекта.

Цель ОВОС – предотвращение или смягчение воздействия хозяйственной деятельности на ОС и связанных с ней экономических и социальных последствий.

Права заказчиков (ст.26 №174-ФЗ):

1. Получать разъяснения от ОГВ о ходе проведения экспертизы, о сроках.

2. Обращаться в вышестоящие органы.

3. Оспаривать заключение в суде.

4. Получать сведения об экспертах.

Обязанности заказчиков (ст.27 №174-ФЗ):

1. Предоставлять данные о намечаемой деятельности.

2. Оплачивать экспертизу.

3. Передавать необходимые данные, расчёты, сведения относящиеся к объекту экспертизы.

4. Если объект является кредитным, то обязан передавать данные о заключении экспертизы в кредитную организацию.

Общественная экологическая экспертизаорганизуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов МСУ общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов ГЭЭ (ст.11 и ст.12 №174-ФЗ), за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Порядок:

1. Организация должна уведомить орган МСУ о проведении экспертизы.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

· общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

· заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

· копия документа, подтверждающего государственную регистрацию общественной организации (объединения), не была представлена;

· требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, не выполнены.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы является исчерпывающим.

2. Далее осуществляется запрос материалов у предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность (постольку, поскольку нормативно список документов не установлен, то считается, что он такой же, что и при ГЭЭ).

3. Организация привлекает экспертов либо проводят экспертизу сама.

Чтобы заключение вступило в силу, его нужно направить в Росприроднадзор на утверждение и Росприроднадзор должен утвердить его своим приказом (не утвердить его он не может).

Градостроительная экспертиза (государственная экспертиза проектной документации результатов инженерных изысканий) осуществляется ФГУ «Главгосэкспертиза» (государственное учреждение, подведомственное Министерству регионального развития Российской Федерации, уполномоченное на проведение экспертиз).

Порядок проведения данной экспертизы практически ничем не отличается от порядка проведения ГЭЭ.

Градостроительная экспертиза состоит из следующих разделов:

1. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза

3. Экспертиза промышленной безопасности.

4. Экспертиза историко-культурного наследия.

По итогам экспертиз выдаётся ОДНО сводное заключение.

Объекты, подлежащие градостроительной экспертизе(ст.48.1 ГрК РФ):

1. Особо опасные технически сложные объекты: гидротехнические сооружения, линейные объекты, морские порты.

2. Опасные производственные объекты: объекты, на которых ведутся горные работы по обогащения полезных ископаемых, работы в подземных условиях, объекты расплавов чёрных и цветных металлов.

Срок определяется в зависимости от сложности объекта (от 30 до 60 дней).

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1832 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Экологическая экспертиза объектов капитального строительства
  • Экологическая экспертиза земельного участка под строительство
  • Экологическая экспертиза в строительстве это
  • Экологическая экспертиза в строительстве кратко
  • Экологическая угроза новому строительству