Механизмы и органы муниципального управления строительством

Муниципальное управление строительством

Муниципальный строительный комплекс

Строительство как технологический процесс сопровождается инвестиционным процессом поэтапного вложения денежных средств. Поэтому строительство можно рассматривать как инвестиционно-строительный процесс. В этом процессе на территории муниципального образования задействован большой круг субъектов, представленных на схеме 31.

Схема 31. Субъекты строительного процесса на территории муниципального образования

Для руководства и координации инвестиционного процесса местная администрация или иной (немуниципальный) инвестор могут создать управляющую компанию. Схема взаимодействия между основными участниками инвестиционно-строительного процесса на территории муниципального образования представлена на схеме 32.

Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений и городских округов организацию строительства муниципального жилищного фонда и создание условий для жилищного строительства.

К компетенции муниципальных образований всех типов отнесено строительство автомобильных дорог и сооружений на них на соответствующих территориях.

Схема 32. Взаимодействия основных участников инвестиционно-строительного процесса на территории муниципального образования

Фактически под контролем органов местного самоуправления находятся не только жилищное и дорожное строительство, но и строительство промышленных объектов коммунального хозяйства, потребительского рынка, социальной сферы, инженерных коммуникаций.

Важной особенностью современного жилищного строительства является использование новых современных технологий и отделочных материалов. Для предприятий стройиндустрии характерно использование зарубежных технологии и материалов, обеспечивающих требования современного рынка жилья к качеству и ассортименту строительных изделий и полуфабрикатов.

Проектная документация на строительство

Всякая строительная деятельность характеризуется наличием проекта — специальным образом разработанной и описанной ее модели. Проект характеризуется определенным жизненным циклом, под которым понимается период времени от замысла проекта до его закрытия (схема 33).

Схема 33. Жизненный цикл проекта

Механизмы и органы муниципального управления строительством

Государство принимает меры по восстановлению и развитию строительного производства на новых рыночных принципах. Они ориентированы на институциональные преобразования как самого объекта строительной деятельности — земельного участка и сооружаемого объекта недвижимости, так и на стимулирование основного потребителя строительной продукции — частного инвестора и застройщика. Предполагаются адаптация действующих строительных норм и правил к званиям прогрессивных форм и технологий жилищного строительства, упрощениепроцедур получения разрешения на строительство и экспертизы проектной документации, завершение перехода к обязательной конкурсной системе отбора поставщиков строительных материалов и строительных организаций дли жилищного строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств

Осуществление названных мероприятий обеспечит развитие процессов проектирования и строительства на территории муниципальных образований на новой правовой, экономической и финансовой основе, что, в конечном счете, повысит эффективность программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Для регулирования процессов строительства на всех его этапах при местной администрации обычно создается муниципальный орган управления капитальным строительством (ОКС, УКС).

Он может иметь форму структурного подразделения администрации или муниципальногоучреждения. В администрациях крупных муниципальных образований существует должность заместителя главы администрации по строительству.

Если строительство ведется без привлечения бюджетных средств, то на муниципальный орган возлагаются в основном координирующие, согласовывающие и контрольные функции. Если же строительство осуществляется с полным или частичным бюджетным финансированием, муниципальный орган управления строительством играет роль заказчика строительств, и объем его функций существенно расширяется. На нем лежит ответственность за бесперебойное финансирование всех стадий строительного процесса, обеспечение его проектно-сметной документацией, оборудованием, осуществление авторского надзора за строительством и передачу объекта, законченного строительством и принятого государственной комиссией в эксплуатацию, той организации, которая будет эксплуатировать объект.

Источник

Органы государственного и муниципального управления строительством.

Строительство, как и другие отрасли экономики, управляется государством через законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Законодательная власть принимает законы, прямо или косвенно влияющие на строительную деятельность (инвестиционно–строительный климат). Законы прямого влияния определяют структуру и задачи государственных органов управления строительством, размеры госбюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию объектов, перечень основных объектов и сроки их ввода в эксплуатацию. Законы косвенного влияния формируют «внешнюю» среду инвестиционно–строительной деятельности. Это пакеты законов о налогах и налоговой системе, о собственности, инвестиционной деятельности, землепользовании, предпринимательской деятельности, защите прав потребителей, о труде и др.

Для обеспечения исполнения законов государство создает систему исполнительной власти, в которую входят государственные комитеты, министерства, службы и инспекции. Их задача – управлять использованием государственного имущества и разрабатывать механизм исполнения законов всеми организациями и гражданами. Государственные органы исполнительной власти имеют многоуровневую структуру (федеральный, региональный и районный уровни), обеспечивают не только выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, но и вводят собственные требования (подзаконные акты, инструкции), исполнение которых обязательно наравне с законами.

Судебная власть призвана контролировать исполнение законов государственными исполнительными, муниципальными органами власти, а также всеми организациями и гражданами.

Прокурор имеет право осуществлять проверку исполнения законов, получать любую информацию и документы о деятельности предприятий и организаций, при обнаружении нарушений законов возбуждать расследования с привлечением компетентных специалистов и передавать результаты расследования в суд. Деятельность прокуратуры осуществляется в соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Суды определяют виновность (невиновность) в нарушении законов конкретных физических и юридических лиц и, в случае виновности, — меры в соответствии с законом. Хозяйственные споры рассматриваются арбитражными судами.

В соответствии с этими задачами и создается структура органов государственного управления строительством .

Помимо государственных заказчиков – управлений капитального строительства, в составе правительственной структуры исполнительной власти действуют следующие органы:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) — в состав которого входят представители субъектов федерации, проектных, строительных объединений, объединений по производству строительных материалов, научно – исследовательских институтов и объединений. Структура Минстроя включает управления, отделы и институты, разрабатывающие строительное законодательство – нормы, правила, технические условия, порядок ценообразования, типовые проектные решения. Минстрой осуществляет контроль и анализ строительной деятельности в стране и вырабатывает направления правительственного регулирования строительной политики.

Государственный контроль и надзор за строительством осуществляют различные комиссии, комитеты и инспекции, которые имеют централизованное управление и отделения на местах. Объектами контроля и надзора этих инспекций являются: качество строительных проектов и строительно–монтажных работ; эксплуатация строительных машин и установок, работающих под давлением; охрана труда и пожарная безопасность; соблюдение санитарных норм и обеспечение охраны окружающей среды; охрана памятников истории и архитектуры; сохранность и восстановление зеленых насаждений и др.

Функции муниципального управления строительством сходны с государственными, но относятся к муниципальным строительным программам. Муниципальные органы власти определяют размер средств из муниципального бюджета, направляемых на строительство и реконструкцию объектов, организуют и контролируют их использование, определяют порядок управления муниципальной собственностью. По отношению к строительной деятельности, ведущейся на территориях, подведомственных муниципальным органам власти, этими органами определяются архитектурно – градостроительные требования, порядок землепользования, санитарные требования, вклад заказчиков (инвесторов) в развитие муниципальной инфраструктуры, обеспечение жильем малоимущих слоев населения и др. Любое строительство в данном регионе осуществляется только с разрешения муниципальных органов власти и под их контролем. Функции муниципального управления строительством не дублируют, а дополняют функции государственного управления.

Состав органов муниципального управления строительством определяют власти на местах, сообразуясь с действующим законодательством. Как правило, в крупных городах, областях и регионах в составе органов местного управления действуют: инвестиционный комитет, комитет по строительству и архитектуре, комитет по управлению имуществом, межведомственная строительная комиссия, административно – техническая инспекция и др.

Инвестиционный комитет определяет основные направления вложения средств местного бюджета, в том числе в строительные программы, капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда, объектов соцкультбыта и инфраструктуры. Кроме того, инвестиционный комитет разрабатывает правила осуществления инвестиций заказчиками (инвесторами) в строительство на данной территории. Эти правила предусматривают участие всех инвесторов в развитии инфраструктуры региона.

Комитет по строительству и архитектуре определяет архитектурную политику в регионе с учетом исторических, демографических и других факторов: проводит экспертизу строительных проектов и согласовывает их к применению, устанавливает градостроительные требования и утверждает архитектурно – планировочные задания с учетом местных особенностей. В состав этого комитета входят архитектор региона и районные архитекторы, осуществляющие свои функции на местах.

Комитет по управлению имуществом определяет порядок и правила пользования муниципальной недвижимостью, в том числе выделения земельных участков под строительство, а также регистрации недвижимости и прав собственников на нее.

Межведомственная строительная комиссия включает представителей муниципалитета (мэрии), районных администраций, специалистов по вопросам архитектуры и строительства, эксплуатирующих организаций и др. Рассматривает строительные проекты с точки зрения их необходимости для региона, соответствия градостроительным требованиям и увязки с общегородскими (районными) сферами жизнедеятельности. Комиссия делает замечания по проектным предложениям и после их устранения рекомендует главе местной исполнительной власти (мэру) издать распоряжение о проектировании и строительстве объекта. Проект распоряжения подготавливается инвестиционным комитетом.

Административно – техническая инспекция осуществляет контроль готовности организаций к выполнению строительно – монтажных работ, выдает разрешения на производство работ, а также ведет учет всех строящихся в регионе объектов.

Районные администрации имеют в своем составе строительные отделы и межведомственные комиссии, определяющие потребности районов в строительных проектах и рассматривающие заявки инвесторов (заказчиков) по строительству. Районные администрации в обязательном порядке выражают свое отношение к предполагаемому строительству и согласовывают заявку заказчика (инвестора) на получение распоряжения о строительстве на конкретном пятне застройки.

Организации — участники строительства. И формы их деятельности.

На начальном этапе основная роль принадлежит заказчикам. Это может быть как юридическое так физическое лицо. Заказчик принимает решение о строительстве и выполняет финансирование работ на всех этапах работ. Причем финансирование может быть как за счет собственных средств заказчика, так и за счет кредитов, которые выдают банки, инвестиционные фонды либо другими инвесторами. Банки являются кредиторами заказчика на различных условиях. Страховые компании занимаются образованием за счет страховых взносов специального фонда для возмещения различных ущербов. Проектно-изыскательские организации выполняют технико-экономическое обоснование, изыскательские работы, техническое и рабочее проектирование, осуществляют надзор за строительством, но при этом данные фирмы могут заниматься лишь одним из указанных видов работ. Строительные и монтажные организации могут быть генподрядными или субподрядными. Генподрядчик отвечает за весь ход строительных работ на объекте, субподрядные организации отвечают за один либо несколько однотипных видов работ.

Генподрядчик привлекает по договорной основе необходимое количество субподрядчиков и затем координирует их деятельность. Поставщиками материальных ресурсов являются заводы и промышленные предприятия, с которыми строительные организации заключили договор подряда. Поставка материала так же может быть через товарно-сырьевые биржи.

Особое место занимают организации по обслуживанию электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения и проч., а так же организации, которые обеспечивают вывоз мусора, ремонт зданий и т.д. Они привлекаются заказчиком в период пробной эксплуатации объекта. Кроме того эти организации выдают технические условия для проектирования объекта.

Товарно-сырьевые биржи оказывают посреднические услуги при заключении торговых сделок упорядычеванию товарной торговли путем регулирования торговых отношений и разрешения торговых споров. Товарные биржи осуществляют сбор и публикацию сведений о ценах и состоянии производства, а так же проводят обычную торговлю с фактическими поставщиками товаров.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Механизмы для строительства жилого дома
  • Механизмы гчп в строительстве
  • Механизм рыночной экономики в строительстве
  • Механизм получения разрешения на строительство
  • Механизм долевого участия в строительстве