Строительство мостов в древнем риме

История архитектуры

Вы здесь

Дороги, мосты и акведуки Древнего Рима

Греция, наложившая свой отпечаток на все, что только касается внешней формы, играет зато весьма ничтожную роль в истории сооружений чисто утилитарного характера. Мы видели, что греки не имели ни регулярно функционировавших дорог, ни прочных мостов, так как они не пользовались сводами. Честь проведения воды по горам (Альбанский водоспуск) и осушения болотистых местностей подземными каналами (водоспуск Ла-Марта, клоака Максима) принадлежит этрускам. Римляне приписывали проведение первых мощеных дорог карфагенянам, но монументальный характер был придан этим трем видам общественно-полезных сооружений (дороги, мосты и акведуки) уже самими римлянами.

Дороги — Большие дороги проводились римлянами исключительно со стратегическими целями. Они идут, по возможности, по прямой линии от одного крупного центра к другому, не обслуживая промежуточных районов. Они только изредка отклоняются от прямой трассы, чтобы избежать подъемов. Шоссированная часть дороги служила для особо быстрых сообщений, а так как римские лошади не подковывались, то справа и слева оставляли широкие обочины с естественным грунтом, по которым и происходило обычное движение. Шоссе предназначалось исключительно для армии и императорской почты, и правила были в этом отношении настолько строги, что правителю Вифинии, нарушившему их по крайней необходимости для своих личных нужд, пришлось извиняться перед императором.

Помимо мостов, к которым мы вернемся ниже, римские дороги были оборудованы строениями для смены лошадей, а также, ввиду незначительного количества гостиниц, и этапными пунктами для ночлега, обозначаемыми в путеводителях словом «mansiones». При постройке дорог римляне задавались целью свести почти к нулю работы по ремонту. Одежда шоссе состоит из слоя щебня огромной толщины, никогда не требовавшего подбивки; эта одежда уложена иногда на растворе и образует длинные искусственные глыбы. Часто встречаются также и дороги, мощеные плитами.

Нередко римские дороги выступают рельефом на гребне холмов и кажутся уложенными на насыпи. В действительности же мы имеем здесь дело с простым вымыванием окружающей почвы под длительным действием дождей.

Водопроводы. — Римляне, считавшие изобилие воды первой потребностью больших городов, оставили нам монументальнейшие водопроводы. Римская Кампанья исчерчена акведуками; подходы к большим городам, как например к Фрежю и Лиону или к Аспендосу в Азии, отмечены линиями водопроводов.

Греки применяли в качестве водопроводов только желоба с непрерывным уклоном; римляне же впервые осмелились спускать воду по склону долины, чтобы заставить ее вновь подняться по противоположному склону. Этого результата они достигли, только заключив воду в свинцовые трубы, но так как свинец не может сопротивляться сильному напору, то при пересечении ложбин переход всегда, смягчался рядом арок (рисунок 345, В), которые заполняли часть пересекаемой долины. Мы видим это на примере Лионского акведука.

Рис. 345
Рис. 346

Римляне были, кроме того, знакомы с разрушительным действием гидравлических ударов. Чтобы предупредить таковые и дать вместе с тем выход воздуху, содержащемуся в воде, пониженные части водопроводов прерывались водонапорными колоннами А. Вода поднимается в них, достигая на мгновение своего естественного уровня, и затем снова падает. Такие разделенные водопроводы допускали более легкое исправление аварий и давали возможность производить частичный забор воды из резервуаров, расположенных наверху у водонапорной колонны.

Этот прием, по-видимому, практиковался, начиная с эпохи Витрувия; он был осуществлен в Помпеях и находит до наших дней обычное применение на всем Востоке. Мы видим вблизи Аспендоса на дне долины, которую пересекает акведук, подъемы и обратные спуски, сложенные из камня и заменяющие водонапорные колонны. Что касается самой разбивки водопроводных линий, то римляне не располагали для этой цели такими точными приборами, как современные гидротехники. Единственными нивеллировочными приборами являлись ватерпас и уровень с отвесом, и Плиний Младший приводит случай ошибки, обусловленной употреблением столь несовершенных приборов. Памятники гидротехнического строительства римлян свидетельствуют скорее об интересе, с которым они относились к проблеме водоснабжения, чем о совершенстве методов.

От эпохи империи нам сохранились, наконец, весьма замечательные портовые сооружения: в настоящее время частично очищен порт в Остии с его набережными, молами и огромными складами. Мол Тапса на африканском берегу выявляет все особенности приемов римской конструкции: это — массив из щебня на растворе, пересекавшийся деревянными связями, от которых остались следы в виде пустот в кладке.

Витрувий описывает способ защиты молов с помощью искусственных массивов, возводившихся на отмели, подмываемой волнами. Развалины в Пуццолах и одна из помпейских фресок знакомят нас с волнорезами в виде сквозных аркад, разбивавших большие волны, но сохранявших внутри порта легкое волнение, которое препятствовало занесению порта песком. Морские побережья Римской империи освещались маяками (маяк в Булони и др.).

Мосты, акведуки. — К числу крупнейших сооружений римского строительства относятся мосты. Очертания арок всегда приближаются к полукругу, причем каждый бык является параллельно и устоем арки, что позволяет одновременно возводить ряды арок. Мост в Римини дает нам образец стиля этих сооружений (рисунок 346): ничего, кроме нескольких украшений на тимпанах и карниза с кронштейнами. Еще проще и строже оформление моста св. Ангела в Риме, моста Фабриция и римских мостов в Везоне и Сомьере.

Для больших мостов и очень высоких акведуков применялись параллельно две системы: в высоту возводилось по два и даже по три ряда аркад, образовывавших как бы мост в несколько ярусов. Мы видим такое разрешение задачи на примере Гардского моста. В других же случаях быки пропускались во всю высоту, но стягивались посредине арочными связями. Система отдельных быков применена в мосту Нарни; Сеговийский акведук построен по системе быков, соединенных связями.

На рисунке 347 изображены оба разрешения задачи: А — Гардский мост, В — Сеговийский акведук. Второй тип почти исключительно господствовал в римской Испании и придает памятникам этой провинции своеобразный отпечаток (Алькантра, Мерида, Теруэц и др.).

Рис. 347

Отметим в сооружениях Галлии в качестве местной конструктивной особенности частое применение системы, показанной на рисунке 301 (Гардский, Сомьерский и Вермантонский мосты). Эта система будет применена в средние века в мостах св. Духа и Авиньонском.

Рис. 348

На рисунке 348 приводится в виде примера декоративных деталей изображение двух римских парапетов. Один из них заимствован из Везонского моста, другой — из моста Саларио. Эти узкие перила составлены из кубиков, соединенных друг с другом фальцованными плитами. Чтобы не сокращать ширину моста, их по возможности устраивали над выступами.

Из деревянных мостов римлян пользуются известностью мост Цезаря на Рейне и мост с тройными арками, переброшенный через Дунай при Траяне (рисунок 316).

Глава «Сооружения общественного назначения: дороги, мосты и акведуки» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Источник

Самые знаменитые мосты Рима

Рим, как известно, вечен, и никакие катаклизмы ему не страшны. Мы были свидетелями стихийного «потопа», который случился в Риме после того, как его нескольких недель заливало проливными дождями. Уровень воды в Тибре поднялся до рекордного уровня. Древнейшие мосты Рима чуть было не ушли под воду.

Первые переправы через Тибр строились из дерева. Деревянный мост Ponte Milvio упоминается Титом Ливием в 207 году до нашей эры. Эта переправа через Тибр на древней Фламиниевой дороге связывала северные окрестности Рима с Марсовым полем, на котором тренировались легионеры, а полководцы собирали войска для обороны города. За несколько столетий мост Ponte Milvio неоднократно разрушали, и вновь восстанавливали. Последний раз каменный мост перестраивали в 1870 году, так что древним его можно считать лишь условно. Но есть в Риме уникальный мост.

Ponte Fabricio соединяет левый берег Тибра с островом Тиберина. С античных времён мост практически не изменился. Это единственный действующий мост в Риме, который не перестраивали с момента его возведения. Удивительно, что такое сложное инженерное сооружение, как мост, да ещё в очень коварном русле с сильным течением, смог неизменно простоять больше двух тысяч лет всем стихиям назло.

Сильно подтопленный остров Тиберина мы снимали с моста Понте Палатино, построенного в 1887 году вместо самого древнего в Риме моста Эмилия, от которого сейчас осталась одна арка.

Мост Эмилия множество раз разрушался бурными потоками Тибра. После каждого половодья его восстанавливали и реставрировали. В 1598 году его восточная часть обрушилась во время наводнения, и мост решили больше не реанимировать. Окончательно переправу в этом месте через Тибр построили только в 1887 году, возведя мост Понте Палатино. При этом, разобрали большую часть старого моста Эмилия, превратив его в Понте Ротто.
В половодье на набережной у моста Понте Палатино собрался целый интернационал фотолюбителей. Рискуя упасть в воду, они спускались к самой реке. Бурные потоки взбаламутили воду, и Тибр выглядел мрачно и непрезентабельно. Хмурое дождливое небо добавляло серости зимнему пейзажу. Но только в такую погоду можно было сделать кадры непотопляемого Рима.

Часть острова Тиберина в особо дождливый день совсем ушла под воду. Итальянцы утверждают, что этот остров имеет форму большой лодки. Вместо мачты в центре острова был установлен обелиск, заменённый позже на колонну с фигурами святых. По древней легенде, бог Эскулап, под видом змеи, прибыл в Рим на корабле, который потом превратился в остров Тиберина. Об этой легенде напоминает располагающаяся на острове больница, построенная на месте древнего святилища бога врачевания Эскулапа. Попасть на остров с античных времён можно по двум мостам.

Гравюру Пиранези с пирамидой Цестия ( на второй фотографии галереи) мы снимали в ГМИИ имени Пушкина в 2016 году.

Источник

aldanov

Слова, слова, слова.

Об истории мостов в античности и средневековой Европе. Часть 2

Мосты Древнего Рима.

Рис. 8 Мильвийский мост ( Ponte Milvio ), на реке Тибр, один их старейших римских мостов. Но он, фактически, менялся всю свою историю. Первоначальн ый мост б ыл построен в 206 г. до нэ, но в 115 г. до нэ был снесен и на его месте построен новый. В раннем Средневековье монах Акуцио ремонтировал Мильвийский мост. В 1429 г. папа Мартин I заказал ремонт обветшавшего моста у известного архитектора,Франческо да Генаццано. Нов ые ремонты моста были проведены в XVIII и XIX вв.

Прежде чем говорить о вкладе Древнего Рима в каменное мостостроение, надо поставить вопрос об идентичности сохранившихся мостов. В самом деле, для них, как памятников древности, возникает проблема, а насколько они такими памятниками являются? Дело в том, что мост ы при долгой эксплуатации, а также больших паводках, наводнениях, землетрясениях, военных действиях зачастую разрушаются. Восстановление может изменить их облик. На примере Мильвийского моста (рис. 8) эта проблема становится понятной – его пришлось перестраивать и ремонтировать в общей сложности 5 раз. На рис. 9 показано, как сильно мог разрушиться мост примерно за 300 лет – одна его сторона требует радикального ремонта.

Что касается кладки, то проблемой масштабного строительства из камня и кирпича, долгое время б ыло отсутствие надежного связывающего раствора, необходимого для строительства больших конструкций.

Еще один интересный старый мост ведет к острову на Тибре (рис 11):

Рис. 11. Pons Fabricius на фото и гравюре Пиранези (1756). Построенн ый в 62 году до нэ, м ост Фабрициуса за все время существования ремонтировался лишь один раз и считается, что он сохранил первоначальны й вид. На гравюре видно, что центральная опора моста сконструирована с учетом возможн ых мощных потоков воды, несущих обломки – у нее есть специальный отражатель.

Разрешив подобные сложности уже в I веке до нэ – I веке нэ, римляне далее пускались на великие мостостроительные проекты, крупнейшим из которых был мост через нижнее течение Дуная, достижение, поражающее воображение (рис. 11).

Рис.11 Мост Траяна на реке Дунай (Данубе римлян). Строитель – грек Аполлодор из Дамаска.

Блестящие ровесники этого проекта – мост в Мериде (рис, 12), построенный в конце 1 в., мост в Алькантаре (рис. 13), также носящий имя Траяна, и чуть позже появившийся мост Ангела в Риме (рис. 14), позволяющие охарактеризовать рубеж 1 и 2 вв. н.э. как пик римского мостостроения.

Подсчитано, что до нашего времени сохранилось 330 древнеримских мостов, по большей части в развалинах, конечно, но есть среди них и действующие. При внимательном рассмотрении соответствующей коллекции можно убедиться, что в ней содержится немалое число так наз ы ваем ых «позднедревнеримских» мостов, а это уже мост ы византийские.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство мостов в вышнем волочке
  • Строительство мостов в вечной мерзлоте
  • Строительство мостов в белгороде
  • Строительство мостов в беларуси
  • Строительство мостов в баку