Правовые отношения в строительстве

Правовое регулирование строительной деятельности

Юридическое сопровождение в строительстве

Юридическое сопровождение строительной деятельности зависит от масштабов строительства, вида возводимого объекта. Кроме того, следует различать правовую поддержку в зависимости от этапов:

Каждому из перечисленных этапов присущи свои особенности, однако все они строго регламентированы и подчиняются нормативным актам, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Правовое сопровождение могут осуществлять как штатные, так и привлекаемые на основании договоров юристы, организации и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании юридических и консультационных услуг в области строительства. Причем в такой правовой поддержке могут нуждаться и заказчик строительства, и подрядчик, выполняющий работы, и привлекаемые им в помощь субподрядчики.

Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации

Регулирование строительной деятельности в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными актами:

ВАЖНО! Правовое регулирование предпринимательской деятельности в капитальном строительстве осуществляется через систему членства в саморегулируемых организациях (СРО).

Правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:

О мерах поддержки строительного бизнеса из-за коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Какие способы воздействия государственных и негосударственных структур следует отнести к методам правового регулирования в РФ

Говоря о правовом регулировании предпринимательской деятельности в капитальном строительстве, прежде всего к методам регулирования строительной деятельности следует отнести публично-правовой императивный метод. В то же время, учитывая комплексный характер правоотношений, применяется и диспозитивный метод.

Большую роль в регулировании строительной деятельности играют профессиональные СРО. В данном случае речь идет о комплексном методе, т. к. членство в СРО добровольное, но необходимо для большинства видов строительной деятельности.

С 01.01.2017 членство в СРО необходимо:

Членство в СРО не нужно:

То есть в основном субъекты, участвующие в строительстве, должны быть членами СРО. Это общее правило, исключения же устанавливаются специальными нормами (см., например, общую норму, ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, и специальную — ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ).

Какие договоры применяются в строительстве

Подрядный договор важно уметь отделить от субподрядного, так как от этого зависит необходимость участия в СРО. Целью субподряда является не возведение объекта, а производство определенных работ, например электромонтажных или отделочных.

Широко распространены и другие договоры в строительной деятельности. Перечислим специфические договоры, заключаемые в специальном режиме:

В заключение еще раз подчеркнем, что допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.

Источник

Гражданско-правовое регулирование договора строительного подряда

Статья посвящена особенностям правового регулирования договора строительного подряда

Ключевым актом, регулирующим положения договора строительного подряда является Гражданский кодекс РФ. В параграфе 3 главы 37 ГК РФ «Строительный подряд» содержатся нормы, которые непосредственно относятся к данной сделке. Так, нормы гражданского законодательства определяют строительный подряд как сделку, согласно которой подрядчик обязуется в срок, определенный соглашением, по заданию заказчика создать необходимый объект либо исполнить смежные строительные работы. Заказчик, в свою очередь, предоставляет подрядчику надлежащие условия, необходимые для выполнения работ, а также принимает результат работ и уплачивает оговоренную соглашением цену.

В случае, если в сделке возникают отношения, которые невозможно урегулировать специальными нормами пр.3 гл.37, то к таким отношениям могут быть применены общие положения о подряде. Данное правило появилось в связи с тем, что договор строительного подряда является составной частью договора подряда. Например, специальными правилами о строительном подряде не предусмотрена возможность привлечения субподрядчика, тем не менее в ст.706 ГК РФ общие положения о подряде такую возможность предусматривают; ст.708 ГК РФ определяет общие сроки исполнения подрядных работ, которые не обозначены специальными правилами о подрядном строительстве. Пр.1 гл.37 ГК РФ включает в себя и иные подрядные нормы, которые могут применяться к договору строительного подряда.

Кроме Гражданского кодекса РФ, правоотношения, возникающие в результате заключения рассматриваемой сделки, также регулируют и другие специальные нормативно-правовые акты, среди них:

Особое значение имеют акты, определяющие порядок выдачи разрешений на строительство, градостроительные правила, а также технические и иные требования, предъявляемые к строительству объектов. К их числу относятся ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ от 17.11.1995 №69-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ». Нормы данных правовых актов регулируют управленческие взаимоотношения в области строительства, которые существуют между административными органами и лицами-субъектами договора строительного подряда. Стоит отметить, что такие нормы необходимо учитывать при заключении и исполнении сделок, связанных со строительством, в связи с тем, что они создают конкретные допущения для создания и формирования обязательных для сторон контрагентов подрядных отношений между ними.

Еще одним актом, регулирующим порядок заключения и реализации государственных договоров подряда на строительство объектов для государственных целей является Постановление Правительства РФ от 14.08.1993 №812 «Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации». Суть данного постановления заключается в установлении конкретного порядка реализации государственных контрактов на строительство.

СНиП, в зависимости от органа издавшего их и территории, на которую они распространяются, можно классифицировать на:

Специальные нормы и правила строительства включают в себя так же технические требования, которые соприкасаются с проектно-изыскательскими и строительными работами. Также СНиП подлежат специальной регистрации. Отсутствие в договоре строительного подряда ссылок на указанные нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает стороны договора от необходимости их соблюдения. Значимой особенностью является то, что, независимо от того предусмотрены ли СНиП договором, такие нормы и правила должны быть исполнены. Неисполнение таких норм и правил любой стороной дает возможность контрагенту расторгнуть ненадлежаще исполненный договор.

Международная практика также нашла свое отражение в регулировании подрядных отношений при строительстве. Так, международные заимствования нашли свое закрепление в ст. 704 ГК РФ. Особенно это проявилось в более широком представлении о «строительстве под ключ». Это означает включение обязательства обеспечения эксплуатации заказчиком на протяжении оговоренного срока после его принятия. Такое положение ранее не было включено в российское законодательство, и было заимствовано у зарубежных авторов.

Еще одним важным элементом гражданско-правового регулирования договора строительного подряда служит судебная практика, содержащая разъяснения по применению тех или иных законодательных норм судами.

Например, Определение ВАС РФ от 05.08.2011 ВАС-10009/11 полностью раскрывает предмет договора строительного подряда. Постановление ФАС от 30.03.2009 ФО4-1919/2009 разрешает вопросы, связанные со сроком исполнения данной сделки.

Источник

Договорные отношения в строительстве

«Аудит и налогообложение», 2012, N 6

Выбор правовой конструкции договора на строительство зависит от многих факторов. Определяющими из них являются количество участников инвестиционной деятельности, их конечные цели, связанные с объектом строительства, а также принципы формирования доходов от строительства у каждого участника инвестиционной деятельности. О вариантах заключения договорных отношений с точки зрения получателя дохода мы и поговорим в настоящей статье.

В соответствии с Законом N 39-ФЗ основными субъектами инвестиционной деятельности выступают инвестор, заказчик, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений. Разнообразие правовых форм взаимодействия в процессе строительной деятельности приводит к расширению круга субъектов инвестиционной деятельности.

Инвесторами в соответствии с законодательством РФ признаются лица, осуществляющие инвестиции в установленном порядке. По мнению специалистов, деятельность можно признать инвестиционной в соответствии с Законом N 39-ФЗ, если она осуществляется в рамках предпринимательской деятельности и направлена на получение коммерческой прибыли или достижение иных полезных результатов.

В связи с этим возникает вопрос: можно ли взносы участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» признавать инвестиционными?

Заказчиками в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 39-ФЗ являются лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) на реализацию инвестиционного проекта. Как правило, это организации, занимающиеся организационно-техническими процессами строительства.

Закон N 39-ФЗ не запрещает субъектам инвестиционной деятельности совмещать несколько функций. В зависимости от того, какие функции совмещает участник долевого строительства и какие цели он преследует, участвуя в строительстве, критерии выбора правовой конструкции будут разные.

Инвестор сам по себе выступает инициатором строительства. Именно за счет его финансовых ресурсов осуществляется непосредственное строительство объекта.

Если в инвестиционном строительстве только один инвестор, который осуществляет строительство с целью дальнейшего использования построенного объекта в своей предпринимательской деятельности, то выбор конструкции договора будет определяться возможностью инвестора самостоятельно участвовать в строительном процессе и размером финансирования, который он предполагает направить на реализацию инвестиционного проекта.

Если инвестор не располагает единовременно достаточной суммой для инвестирования денежных средств в строительство, то договором на строительство можно предусмотреть поэтапное финансирование проекта. При этом весь процесс строительства разбивается на отдельные этапы, для которых разрабатывается индивидуальный график финансирования.

Если же для строительства будут привлекаться заемные средства (кредиты банковских учреждений или займы других коммерческих организаций), то при заключении договора на строительство следует предусмотреть график поступления заемных средств на расчетный счет инвестора в случае, если заемные средства берутся не единовременно, а поэтапно (то есть инвестору открывается кредитная линия).

Правовая конструкция договора в данном случае будет зависеть от конечной цели использования построенного объекта.

Если объект изначально предназначен для продажи и инвестор рассчитывает на быстрый оборот вложенных средств, то в договоре следует предусмотреть возможность передачи прав на строящийся объект.

Замечу, что подобные сделки вызывают массу вопросов в отношении налогового учета. Операции по уступке прав требуют четкого правового оформления, а также следования всем нормам налогового законодательства. Парадокс в том, что в отношении нежилого строительства порядок налогообложения в данном случае не предусмотрен, поэтому налогоплательщику при осуществлении таких операций придется, скорее всего, столкнуться с претензиями налоговых органов. Кроме того, при выборе данного варианта организации строительства и последующей его реализации следует учитывать возможные потери, которые могут возникнуть вследствие неблагоприятного разрешения судебных споров с налоговыми органами.

У заказчика порядок заключения договора на строительство будет определять порядок налогообложения его доходов в отношении НДС. Действующее законодательство допускает заключение принципиально отличающихся друг от друга двух правовых конструкций в отношении заказчика.

В случае если заказчик не ведет самостоятельной строительной деятельности и выступает своего рода посредником между инвесторами и подрядными организациями, на которых в соответствии с договорами между подрядными организациями и заказчиком возлагается обязанность по возведению объекта строительства, то вознаграждение заказчика будет аналогично посредническому вознаграждению, уплачиваемому в рамках договоров посредничества.

Наиболее часто такой вариант взаимоотношений между субъектами инвестиционной деятельности проявляется в рамках договора комиссии, поскольку заказчик действует от своего имени, но за счет денежных средств инвесторов.

Субъектом инвестиционной деятельности является также застройщик, который в принципе выступает инициатором строительства, но не располагает необходимыми финансовыми ресурсами, поэтому для строительства привлекаются иные участники строительной деятельности.

Застройщика от заказчика отделяет то, что застройщик располагает правом собственности или правом временного владения и пользования на земельный участок, на котором будет осуществляться строительство объекта. Также на застройщика ложатся обязанности по получению разрешительной документации на строительство, а также на ввод построенного объекта в эксплуатацию по завершении строительных работ.

Итак, когда заказчик выступает как посредник в целях налогообложения по НДС, в расчет налоговой базы принимается только сумма вознаграждения заказчика.

Денежные средства, перечисленные инвесторами, в расчет налоговой базы заказчика не включаются.

Однако такое утверждение справедливо, если заказчик не ведет самостоятельно строительных работ.

Если строительные работы ведутся заказчиком, то его налоговая база определяется как сумма всех поступлений от инвестора. Причем такие суммы расцениваются налоговыми органами как суммы предварительной оплаты, поскольку на момент перечисления денежных средств инвестором момента реализации не возникает.

Таким образом, вознаграждение заказчика может определяться как посредническое. При этом независимо от порядка финансирования проекта в договоре на строительство целесообразно установить порядок определения вознаграждения. Как правило, такое вознаграждение определяется в процентах от сметной стоимости строительства. Тогда при перечислении денежных средств инвестору можно легко выделить ту часть денежных средств, которая приходится на вознаграждение заказчику.

Для подрядной организации критерии выбора правовой конструкции договора иные.

Между заказчиком и подрядными организациями заключается договор строительного подряда.

По общему правилу договор подряда исполняется иждивением подрядчика. Это означает, что подрядная организация должна выполнить строительные работы за счет своих финансовых и материальных ресурсов.

При этом вознаграждение подрядной организации определяется отдельно и прописывается в договоре с заказчиком.

Однако не всегда договор строительного подряда осуществляется иждивением подрядной организации.

Заказчик, в соответствии с договором строительного подряда, может передавать подрядчикам материалы инвестора, которые последний внес в качестве инвестиционного вклада, или же договором может быть предусмотрена операция купли-продажи строительных материалов, если, например, заказчик располагает необходимыми ресурсами.

Если заказчик, согласно договору с инвестором, ведет только технический надзор за ходом строительства, то договор на выполнение конкретных строительных работ может напрямую заключаться между инвестором и подрядной организацией. В таком случае инвестор избегает лишних издержек, связанных с оплатой посреднических услуг заказчика.

Бывает и так, что инвестор сам является строительной организацией, которая способна выполнить часть строительно-монтажных работ по проекту. Стоимость таких работ может быть засчитана в качестве инвестиционного взноса.

Это относится и к оказанию различного рода услуг, начиная от проектных (на стадии планирования строительства) и заканчивая риелторскими услугами, связанными с последующей реализацией построенного объекта. Надо сказать, что подобная практика заключения строительных договоров в последнее время получила особую популярность.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Правовые основы предпринимательской деятельности в строительстве
  • Правовые нормы строительства частного дома
  • Правовые нормы строительства забора
  • Правовые начала в сфере строительства и проектирования
  • Правовые механизмы в сфере долевого строительства