Строительство корветов пр 22160

Патрульный корабль проекта 22160 – гроза для пиратов и не только

Эволюция сторожевых кораблей (СКР) пошла по пути универсальности их боевого применения. В результате были внесены изменения в классификацию, принятую в ВМФ РФ. Так, появился класс универсальных кораблей, к которым относятся фрегат, корвет и патрульный корабль.

Фрегат и корвет условно соответствуют сторожевикам дальней и ближней морской зоны. Патрульный корабль, как правило, заметно отстает от них по своим боевым возможностям. Основная его задача – охранная служба.

История создания

Потребность в обновлении корабельного состава флота назрела еще в 90-е годы. В настоящее время крейсера и эсминцы еще имеют потенциал для глубокой модернизации.

Что касается сторожевых, малых противолодочных и малых ракетных кораблей, то они нуждаются в срочной замене.

Цели проектирования

На основе анализа потребностей ВМФ было решено создать патрульный корабль проекта 22160. Основное назначение – охрана водных районов и выполнение эскортных функций. Предусмотрено решение следующих задач мирного времени:

В военное время будут стоять следующие задачи:

По утверждению руководителя группы разработчиков, Алексея Наумова, специализацией проекта 22160 является именно борьба с пиратством.

Проектирование

Проект 22160 разработан в Северном проектно-конструкторском бюро в соответствии с основными требованиями:

Исходя из назначения корабля, его сначала планировалось оснастить артиллерийской установкой и средствами ПВО ближней зоны. Модульная компоновка позволила дополнительно разместитьУВП для крылатых ракет (КР).

Строительство

Всего намечено передать флоту шесть единиц этого проекта. Не исключено, что их количество будет увеличено. Постройка головного корабля «Василий Быков» начата 26 февраля 2014 г. в Зеленодольске. Спуск со стапелей прошел 28.08.2017 г. и с ноября того же года начато его дооборудование на предприятии «Залив» (Керчь).

С 25.03.2018 г. проходит этап заводских испытаний в Новороссийске.

Дальнейшая реализация программы была задержана из-за санкций. Второй корпус, «Дмитрий Рогачев», бортовой номер (БН) 368, пробыл на стапеле с июля 2014 г. до 2017 г. Зато в 2016 году было заложено сразу три корабля: «Павел Державин» (БН 369), «Сергей Котов» и «Виктор Великий». Постройка шестого в серии – «Николая Сипягина» начата 13.01.2018 г.

По проекту, главная энергетическая установка (ГЭУ) должна выпускаться в сотрудничестве с компанией «Ман» (Германия). Экономические санкции против РФ внесли коррективы в эти планы. В результате немецкие комплектующие были установлены лишь на «Дмитрии Рогачеве». В дальнейшем использовались изделия Коломенского завода.

Конструкция

Для снижения заметности поверхности корабля должны эффективно рассеивать энергию излучения РЛС. Для этого использованы обратные завалы бортов, оптимальная высота и форма надстройки. Поверхности в носовой части имеют покрыты листами из композиционных материалов с радиопоглощающими свойствами.

Бронирование корпуса и надстройки отсутствует.

В кормовой части предусмотрено пространство для размещения двух сменных модулей стандартного размера (40 футов). В зависимости от поставленных кораблю задач модули могут содержать:

Корабль имеет ангар для вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Наличие на борту вертолета не мешает использованию УВП, в отличие от корветов проекта 20386.

Десантно-штурмовая лодка

Важный элемент корветов проекта 22160 – оснащение его штатной десантно-штурмовой лодкой (ДШЛ). Она имеет легкое бронирование и развивает скорость до 40 узлов.

Помимо команды из двух человек, на ее борту помещается досмотровая группа в количестве 10 морских пехотинцев. После срабатывания устройства приема-отдачи ДШЛ в течение 30 секунд по слиповой дорожке попадает в воду. Эта операция и прием плавсредства на борт выполняется на ходу корабля.

Тактико-технические элементы

Водоизмещение, т
– стандартное
– полное
1300
1800
Размеры, м 94×14×3,4
Скорость хода, уз
– наибольшая
– экономическая
30
16
Дальность плавания, миль 6000
Автономность, сут. 60
Мощность ГЭУ, л.с. 32000
Экипаж, чел. 80

Характерно, что при малом (1300 т) водоизмещении есть возможность действовать в удаленных районах, например, в Средиземном море или Аденском заливе. Причём дозаправка и пополнение запасов требуется не чаще, чем для крупных участников похода. Условия обитаемости лучше, чем у «одноклассников».

Указанные сравнительные преимущества удалось получить благодаря небольшой концентрации стандартного вооружения. Освободившееся пространство позволило увеличить запас топлива и площадь обитаемых помещений.

Энергетическая установка

Комбинированная ГЭУ включает два дизельных двигателя по 6000 л.с. (4,5 МВт) каждый и два газотурбинных двигателя мощностью по 10 тыс. л.с. (8 МВт). Вспомогательные системы: дизель-генераторы – 4×300 кВт и один (аварийный) – 100 кВт.

Вооружение

Вариант ВМФ РФ Экспорт
Артустановка 76,2-мм АК-176МА 57-мм А-220М
Зенитно-ракетный комплекс 3М-47 «Гибка»
Противодиверсионные гранатометы 2 ДП-65;
1 ДП-64
2 ДП-65
Пулеметы 1 12,7-мм пулемет в переносном варианте 2 морские тумбовые пулеметные установки с пулеметами КПВ
Авиация Ка-27 ПС

Дополнительно могут быть установлены:

С одной стороны, ударный комплекс не соответствует основному предназначению патрульного корабля. С другой, это дезориентирует противника при выборе приоритетной цели.

Радиоэлектронное вооружение

Состав радиоэлектронных средств будет также зависеть от требований импортеров. Так, на модификации с системой «Штиль-1» потребуется дополнительная РЛС подсветки целей.

В штатном исполнении будут установлены:

Данный комплект гидроакустических средств и вертолет позволяют решать задачи противолодочного охранения.

Служебные перспективы

Новым патрульным кораблям, скорее всего, предстоит бороться с пиратами. Использование с этой целью крупных кораблей требует неоправданных затрат ресурсов.

Задачу охраны судоходства целесообразно возложить на быстроходные и экономичные патрульные корабли.

Мореходные качества позволяют действовать в районах наибольшей активности пиратов (Аденский залив). В свою очередь, ДШЛ способна догнать большинство пиратских катеров и обеспечить штурм захваченного судна.

Видео

Источник

«Василий Быков»: модульность вооружения и немецкий дизель

20 декабря на Черноморский флот поступил головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков». Проект для отечественного флота принципиально новый, и тем более интересный. Попробуем разобраться, что к чему.

Корабль «Василий Быков» построен по проекту 22160, разработанному Северным ПКБ, на Зеленодольском заводе имени Горького.

Что нового

В первую очередь бросается в глаза необычная для отечественной отрасли архитектура корабля. Такая надстройка явно создана для снижения радиолокационной заметности.

Создатели корабля особо подчеркивают, что впервые в отечественном кораблестроении на проекте 22160 применен принцип модульности вооружения. Это означает, что часть вооружения устанавливается на заводе на весь срок службы корабля, а часть можно дополнить в ходе ремонта или модернизации.

Также конструкторы предусмотрели специальные места для размещения модулей под размеры стандартных морских контейнеров. Ассортимент того, что может размещаться в таких модулях, достаточно широк: от медицинского и водолазного оборудования до ракетных комплексов.

Что касается штатного вооружения, то корабли проекта 22160 имеют 57-мм артиллерийскую установку, зенитно-ракетный комплекс и пулемёты. Также предусмотрены ангар и запасы топлива для вертолёта Ка-27ПС. Помимо этого, корабль оснащен комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения.

Для чего

Для чего нужны такие корабли? По словам главкома ВМФ Владимира Королева, корабли проекта 22160 «идеально справятся с задачами антипиратского характера, а также существенно повысят эффективность действий группировок сил ВМФ в море».

Конструкторы предполагают, что проект 22160 может также использоваться для охраны территориальных вод, поисково-спасательных операций, мониторинга окружающей среды.

Характеристики

Немного об основных характеристиках. По данным конструкторов, длина корабля проекта 22160 составляет 94 м, ширина – 14 м, осадка – 3,4 м.

В Минобороны добавляют, что водоизмещение не превышает 1700 т, численность экипажа – около 80 чел., а максимальная скорость составляет 30 узлов. Надо отметить, весьма неплохой показатель, если он соответствует действительности.

И снова двигатель

С энергоустановкой проекта 22160 ситуация довольно интересная. На сайте Северного ПКБ, по крайней мере для экспортного варианта, предлагается дизель-газотурбинная энергоустановка полной мощностью 25400 кВт. Именно благодаря ей корабль должен развивать скорость полного хода 25-30 узлов.

Для серийных же кораблей данного проекта, в рамках программы импортозамещения, Коломенский завод подготовил дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000, предназначенный для работы на винт фиксированного шага.

Отечественная главная энергетическая установка корабля включает в себя два агрегата – ДРРА6000 и ДРРА6000-01 (каждый мощностью по 6000 л.с.), которые располагаются по левому и правому бортам. Каждый агрегат включает в себя дизельный двигатель 16Д49 Коломенского завода, реверс-редукторную передачу петербургского завода «Звезда» и локальную систему управления НПО «Аврора».

Если промышленность сможет производить данную конфигурацию в необходимых количествах, то это может быть частичным решением «двигательной» проблемы. По крайней мере, для патрульных кораблей. Всего для ВМФ запланировано строительство шести кораблей проекта 22160. Оставшиеся пять уже заложены.

Источник

«Широкий спектр задач»: как патрульные корабли проекта 22160 усилят Черноморский флот

Патрульный корабль проекта 22160 «Павел Державин» вышел в море для заводских испытаний. Об этом сообщила пресс-служба Черноморского флота.

«На выходе в море будет проведена наладка и проверка функционирования всех систем корабля, проверена работоспособность главной энергетической установки на разных режимах работы, испытаны резервные механизмы и различное оборудование, в том числе при переходе на аварийные источники электропитания, а также выполнена проверка работы внутрикорабельных средств связи», — говорится в сообщении.

После завершения ходовых испытаний специалисты Зеленодольского завода имени А.М. Горького, на котором было построено судно, совместно с представителями Минобороны проведут ревизию корабельных систем и механизмов, а также продолжат готовить «Павла Державина» к следующему этапу испытаний.

Параллельно с этим экипаж осваивает управление судном и изучает особенности его эксплуатации и технического обслуживания.

Корабль был назван в честь капитана 1-го ранга Павла Державина, который во время Великой Отечественной войны командовал бригадой бронекатеров.

С 1941 по 1943 год его отряду удалось проконвоировать свыше 1,2 тыс. транспортов и отразить 1545 воздушных атак, сбив при этом 24 и подбив 19 немецких самолётов. В ходе десантных операций катера Державина осуществили переброску более 8 тыс. десантников и эвакуировали 3 тыс. раненых солдат.

В ходе Керченской десантной операции Державин в течение 165 суток обеспечивал бесперебойную паромную переправу через Керченский пролив. За это он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Черноморский патруль

Проект 22160 был разработан в АО «Северное проектно-конструкторское бюро». Эти суда предназначены для патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах и экологического мониторинга окружающей среды.

В военное время они выполняют задачи по охранению кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил противника, отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Водоизмещение таких кораблей составляет 1,5 тыс. т, длина — 94 м, ширина — 14 м, а осадка — 3,4 м. Они могут находиться в автономном плавании 60 суток и развивать скорость до 30 узлов. Максимальная дальность хода достигает 6 тыс. морских миль. На судне предусмотрены места для размещения 80 членов экипажа. При этом фактическая численность команды определяется поставленной перед судном задачей.

На вооружении патрульных кораблей стоят 57-мм автоматическая артиллерийская установка АУ А-220М (разработчик — ЦНИИ «Буревестник») и две морские тумбовые пулемётные установки калибра 14,5 Завода им. В.А. Дегтярёва. От ударов с воздуха судно защищают зенитный комплекс «Гибка» и ПЗРК «Игла».

Радиоэлектронную борьбу судно может вести с помощью системы постановки пассивных помех ПК-10 и корабельного комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25Э.

«На корабле предусмотрена возможность базирования вертолёта Ка-27ПС. Корабль оснащён самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения», — отмечается на сайте Минобороны.

В оборонном ведомстве также отметили, что при строительстве кораблей проекта 22160 в России впервые стали применять модульную концепцию, которая позволяет оперативно изменять набор вооружений. В том числе, как отмечают некоторые СМИ, на суда могут быть установлены пусковые установки крылатых ракет «Калибр».

Корабль «Павел Державин» был заложен в феврале 2016 года. Церемония спуска на воду состоялась 21 февраля 2019-го. После завершения государственных испытаний судно поступит на вооружение Черноморского флота для охраны водного района Новороссийской военно-морской базы ЧФ.

Головным кораблём проекта стал «Василий Быков». Он был заложен в 2014 году и передан ВМФ в декабре 2018-го. Вторым судном этого класса стал «Дмитрий Рогачёв» — он пополнил состав Черноморского флота в прошлом году. Как ранее отмечали представители Зеленодольского завода, в планах предприятия — строительство патрульных кораблей «Сергей Котов», «Виктор Великий» и «Николай Сипягин».

Производство «Сергея Котова» находится на финальной стадии: в этом году его планируется спустить на воду. Как отмечают эксперты, судя по интервалу между спуском кораблей данной серии на воду и их передачей заказчику, «Сергей Котов» может пополнить ВМФ РФ уже в 2021 году.

«Надёжно войдёт в структуру ВМФ»

Все шесть кораблей проекта 22160 предназначены для Черноморского флота. В этом регионе традиционно складывается непростая обстановка с точки зрения безопасности, отмечают аналитики. Главная причина такого положения дел — постоянные попытки НАТО нарастить здесь своё присутствие.

Так, в первой половине июля глава украинского Минобороны Андрей Таран и генсек НАТО Йенс Столтенберг в ходе телефонного разговора договорились расширить присутствие «сил и средств» в Чёрном море. В то же время в черноморскую акваторию регулярно заходят боевые корабли стран НАТО, в том числе США.

«Черноморский флот находится в достаточно непростой ситуации. Ему постоянно приходится соприкасаться с боевыми судами НАТО, которые регулярно обозначают там своё присутствие и проводят учения, в том числе с участием Украины. При этом они особо и не скрывают, против кого это направлено», — пояснил Кнутов.

По словам экспертов, укрепление состава патрульных кораблей актуально и в свете возможного повторения провокаций наподобие той, что украинские моряки устроили в Керченском проливе в 2018 году. Напомним, тогда три украинских судна попытались незаконно пересечь границу России, после чего были задержаны российскими пограничниками.

В свою очередь, бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов в интервью RT отметил, что такие корабли в целом довольно востребованы в российском флоте.

«Эти корабли имеют большую автономность, оснащены вертолётной площадкой, обладают модернизационным потенциалом благодаря модульной системе. Думаю, что благодаря своим качествам этот класс надёжно войдёт в структуру ВМФ, где сможет решать широкий спектр задач», — заключил аналитик.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство корветов для тоф
  • Строительство корвета володимир великий последние новости
  • Строительство корабля повелитель морей
  • Строительство корабля на мысе меганом
  • Строительство корабля гото предестинация